Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста средствами народных сказок
Заказать уникальную дипломную работу- 84 84 страницы
- 54 + 54 источника
- Добавлена 26.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления детей дошкольного возраста средствами народных сказок в условиях реализации ФГОС дошкольного образования 8
1.1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС дошкольного образования 8
1.2. Творческое мышление и особенности его развития в дошкольном возрасте 18
1.3. Использование народных сказок как средства развития творческого мышления детей дошкольного возраста 40
Выводы по Главе 1 49
Глава 2. Проведение экспериментальной работы по развитию творческого мышления старших дошкольников средствами народных сказок 51
2.1. Выявление уровня развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе 51
2.2. Реализация образовательного проекта "Русские народные сказки" с целью развития творческого мышления детей средствами сказок на формирующем этапе 60
2.3. Оценка результативности работы по развитию творческого мышления детей на контрольном этапе 63
Выводы по Главе 2 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложения 87
Слайд 10:Для реализации проекта нами были выбраны те сказки, которые вызывают самый значительный интерес дошкольников, согласно проведённому предварительному опросу. Данные сказки были интегрированы с различными видами творческой деятельности: изобразительным творчеством, конструированием, словотворчеством. Все эти виды деятельности требовали самостоятельных размышлений детей, их включённости в процесс.Этапы проекта были взаимосвязаны. После реализации каждого этапа проводился рефлексивный анализ, который способствовал выявлению развивающей эффективности проекта.Слайд 11. После реализации проекта «Русские народные сказки» нами вновь были проведены психологические методики по определению творческого мышления дошкольников. При проведении методики «Тест отдалённых ассоциаций» на контрольном этапе недостаточного уровня развития творческого мышления отмечено не было. 13 дошкольников (65%) показали средний уровень развития творческих способностей, 7 дошкольников (35%) – высокий уровень. Таким образом, проведённое исследование свидетельствует о том, что учащиеся обладают хорошими задатками вербальной креативности, которые необходимо развивать в процессе творческой деятельности.Очень интересным стал анализ теста творческого мышления П. Торренса «Изобразительное творческое мышление»: низкого уровня развития изобразительного творческого мышления показано не было. Пи этом высоким уровнем по данному показателю обладают 8 воспитанников (40%).В целом были показаны высокие результаты по изобразительной креативности, но необходимо более детально оценить полученные результаты. Так, в рисунках чётко прослеживаются 2 линии:«Путешествия»«Необычные животные».Это показывает наиболее интересные для детей познавательные сфер Также следует отметить названия рисунков. «Танец змей» свидетельствует о том, что детям нравится наблюдать необычные изящные двигательные действия, а также придумывать их самим. «Дизайнерская сумка» - название, которое также говорит о том, что дети владеют хорошим уровнем развития речи для их возраста, предпочитают необычные аксессуары, и это также аргумент в пользу их креативного взгляда на предметы повседневности. Слайд 12. Согласно полученным данным по методике «Самооценка творческих способностей», низкой самооценки развития творческих способностей отмечено не было. При этом высокой самооценкой творческих способностей обладали 45% испытуемых.Таким образом, можно отметить, что в результате реализации проекта «Русские народные сказки» происходило развитие творческого мышления дошкольников, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.После проведения исследовательской работы нами были разработаны практические рекомендации с целью развития творческого мышления дошкольников. На первом этапе нами определены психотехнические упражнения, которые будут способствовать положительному настрою дошкольников на творческую работу.Использование развивающих мероприятий, соответствующих возрастным особенностям и интересам детей, является важным условием повышения познавательного интереса дошкольников к творческой деятельности.При включении сказок в развивающую работу, направленную на совершенствование творческого мышления детей дошкольного возраста, необходим систематический анализ, на основе которого должно происходить постепенное усложнение содержания.
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
5. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
7. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
8. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
9. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
10. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2015. - 288 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
12. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
13. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности творческой деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
14. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
15. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
16. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
17. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
18. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
1. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия здоровья. Заметки о клинической сказкотерапии. – М.: Речь, 2015. – 112 с.
19. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
20. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
21. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
22. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
23. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
24. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
25. Кузьмина, В.Г. Активизация творческой деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
26. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
27. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
28. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
29. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
30. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
31. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие творческой активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
32. Михайловская, Е.Г. Активизация творческой деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 45¬47.
33. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
34. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
35. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
36. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
37. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
38. Пропп. В. Я. Русская сказка. – М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
39. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. - 2005. №5
40. Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е. М. Русакова // Юридическое образование и наука, 2010, №3.
41. Савельева, О.П. Активизация творческой деятельности школьников в процессе обучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
42. Сидорова, Л. А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. Наук. - Чебоксары, 2001. - 191 c.
43. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
44. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
45. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
46. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
47. Талызина, Н.Ф. Формирование творческой деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.
48. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
49. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
50. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
51. Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.
52. Шамова, Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2009. - 355 с.
53. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html
54. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические положения лежат в основе развития творческого мышления детей дошкольного возраста через народные сказки?
Основной теоретической основой развития творческого мышления детей дошкольного возраста с помощью народных сказок является Федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольного образования. В этом стандарте указаны требования к познавательному развитию детей и их творческому мышлению, которые становятся отправной точкой для использования народных сказок в педагогической практике.
Какие требования ФГОС дошкольного образования относятся к познавательному развитию детей дошкольного возраста?
ФГОС дошкольного образования устанавливает требования к развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, в том числе требования к развитию их познавательного интереса, наблюдательности, воображения, умения рассуждать и анализировать. В рамках этих требований дети должны учиться видеть в окружающем мире не только явления, но и их причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнивать объекты и явления.
Что такое творческое мышление и как его развивать у детей дошкольного возраста?
Творческое мышление – это способность ребенка мыслить нестандартно, находить различные пути решения проблем, вырабатывать новые идеи и концепты. Для развития творческого мышления у детей дошкольного возраста важно создавать условия, которые стимулируют их креативность. Это может быть игра с нестандартными материалами, постановка творческих задач, практика свободного и экспериментального рисования, а также использование народных сказок, которые активизируют воображение и способствуют формированию у детей их собственных идей и интерпретаций.
Какие теоретические основы лежат в основе развития творческого мышления детей дошкольного возраста через народные сказки?
Теоретическими основами развития творческого мышления детей дошкольного возраста средствами народных сказок являются познавательное развитие, особенности развития творческого мышления в дошкольном возрасте и использование народных сказок как средства развития творческого мышления.
Как развивается познавательное мышление детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС дошкольного образования?
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС дошкольного образования предполагает развитие познавательных интересов, познавательных умений, формирование обобщенных действий и операций мышления, а также развитие коммуникативных умений.
Какие особенности развития творческого мышления детей дошкольного возраста следует учитывать?
Основными особенностями развития творческого мышления детей дошкольного возраста являются формирование потребности в творчестве, развитие фантазии и воображения, умение находить особые решения проблемных ситуаций, а также развитие критического и аналитического мышления.
Каким образом можно использовать народные сказки для развития творческого мышления детей дошкольного возраста?
Использование народных сказок для развития творческого мышления детей дошкольного возраста может включать чтение и изучение сказок, обсуждение содержания и персонажей, создание своих собственных историй и переписывание сказок с изменениями, рисование иллюстраций к сказке, игры-драматизации сказочных сюжетов и многое другое.
Какое значение имеет развитие творческого мышления средствами народных сказок в дошкольном возрасте?
Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста средствами народных сказок имеет большое значение, так как сказки способствуют развитию воображения, фантазии, творческого мышления и коммуникативных умений, а также способствуют формированию ценностных ориентаций, эмоциональной сферы и художественных представлений.
Какие теоретические основы используются для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с помощью народных сказок?
В статье рассматриваются теоретические основы развития творческого мышления детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Важным компонентом является познавательное развитие детей и использование народных сказок в этом процессе. Также рассматривается значение творческого мышления и особенности его развития в дошкольном возрасте.
Какое значение имеет познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС дошкольного образования?
Познавательное развитие детей дошкольного возраста имеет большое значение в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Оно направлено на развитие мыслительных процессов, познавательных способностей и логического мышления у детей. Через использование народных сказок дети могут развивать свою фантазию, воображение, речь и память.
Каким образом развивается творческое мышление детей дошкольного возраста?
Творческое мышление детей дошкольного возраста развивается через активное использование народных сказок. Дети могут воспроизводить сказки, изменять их сюжет, придумывать новые персонажи и истории. Таким образом, дети учатся мыслить творчески, выражать свои идеи и фантазии, искать нестандартные решения.
Почему народные сказки используются как средство развития творческого мышления детей дошкольного возраста?
Использование народных сказок в развитии творческого мышления детей дошкольного возраста связано с их популярностью, доступностью и значимостью в культуре. Сказки содержат разнообразные сюжеты, персонажей и моральные уроки, которые помогают детям развивать свою фантазию, речь, понимание мира и эмоциональную сферу. Кроме того, сказки способствуют формированию моральных ценностей и развитию эстетического восприятия.