Особенности государственной службы в городской администрации ФРГ (Берлин)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 39 39 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 30.11.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Правовые основы государственной службы ФРГ 6
1.1 Государственный строй и государственное управление ФРГ 6
1.2 Правовое регулирование государственной службы 11
2. Организация и особенности государственной службы в городской администрации Берлина 23
2.1 Субъекты государственной службы 23
2.2 Особенности государственной службы в Берлине 29
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Фрагмент для ознакомления

В последнее время в Берлине идет реформирование системы управления, направленное на удешевление ее содержания и умеет целью приблизить ее к нуждам народа. Контроль за деятельностью местного самоуправления осуществляют органы государственного надзора. Разница между чиновниками и служащими заключается в том, что первые назначаются на службу, а со вторыми заключается трудовое соглашение.В Берлине правительство возглавляет министр-президент (правящий бургомистр). В целом, как правительство земли и его глава по своему статусу схожи с федеральным правительством и федеральным канцлером."Основной закон ФРГ регулирует вопросы организации власти на местах крайне скупо и фрагментарно." Более подробно соответствующие вопросы описаны в конституции Берлина. 2.2 Особенности государственной службы в БерлинеВ настоящее время правящим бургомистром Берлина является Михаэль Мюллер, принадлежащий к СДПГ. Берлин имеет свое представительство в России. В Берлине нет четкого разграничения между государственными и муниципальными структурами. Районы Берлина считаются уровнем местного самоуправления. Органом исполнительной власти является администрация."От самостоятельных муниципалитетов-коммун районы Берлина отличаются по крайней мере тремя существенным свойствами. Во-первых, районы города не являются юридическими лицами. Осуществляя свои полномочия они выступают от имени федеральной земли. Во вторых, органы районного управления не имеют нормотворческих полномочий. В третьих, районы не имеют бюджетных и финансовых полномочий, их бюджеты являются частью бюджета Берлина".Финансирование районов производится из городского бюджета. К доходам районных бюджетов относятся административные сборы и пошлины, плата за аренду коммунального жилья, пени и штрафы. Берлин, имеющий статус федеральной земли, реализует на своей территории одноуровневую модель с элементами децентрализации.Одним из признаков органа управления по законодательству Германии, является наличие чиновников, которые служат составной частью государственного механизма управления. Чиновников наделяют широкими административными полномочиями, государственно или публично-правовыми функциями. Чиновник - это лицо, которое осуществляет действия по поручению государства, в том числе хозяйственные и научные. Чиновники по своему правовому положению отличаются от служащих, которые работают по найму, их деятельность регламентируется административным правом.Чиновники организуются по иерархическому принципу подчиненности, им государство делегирует осуществление властных полномочий. Основной закон предусматривает отдавать предпочтение женщинам в тех управленческих структурах, где они представлены недостаточно. В отношении чиновников не устанавливается правило деполитизации, поэтому политические партии стараются ввести в состав чиновников большее число своих сторонников.На территории земель действует свое законодательство о чиновниках, которое не противоречит федеральному законодательству. Для унификации правового положения чиновников земель был принят в 1957 г. Федеральный закон об унификации права, регулирующего статус земельного чиновника, сейчас он действует в редакции 1985 года. Больше всего чиновников в административно-политическом аппарате, в МИД, МВД, Минфине. По законодательству Германии органы управления несут ответственность за действия, совершаемые их должностными лицами в границах, предоставленных им прав и полномочий. Если должностное лицо действовало по собственной инициативе, оно попадает под юрисдикцию гражданского права.Законодательство Германии определяет порядок продвижения по служебной лестнице. Для карьерного роста чиновник обязан в обязательном порядке повышать квалификацию, в этом случае он будет постепенно продвигаться по службе. Повышение квалификации подтверждается сдачей специального экзамена. Принцип постепенного продвижения по службе означает, что чиновник должен пройти все должности, запрещается перепрыгивать через должности, минуя очередную ступень. В исключительных случаях Федеральная комиссия по кадрам может дать разрешение на продвижение по служебной лестнице через ступень. В России существует подобное законодательство в части карьерного роста, однако на практике оно не всегда выполняется. Существует "субъективный фактор", когда на руководящие посты министерств и ведомств назначаются люди, пришедшие из бизнеса и не прошедшие всю карьерную цепочку для занятия определенной должности.В низших должностных группах повышение по службе производится через 6 лет, если чиновник за предыдущую службу получил оценку "хорошо", при "удовлетворительно" через 8 лет. Если чиновнику меньше 40 лет, то для назначения на высшую должность этих групп требуется решение министра. В средних и высших группах ценз нахождения в должности для занятия следующей должности определяется применительно к каждой конкретной должности. Если в продвижении по службе начальством будут нарушены сроки, то чиновник может добиваться возмещения убытка.Перевести государственного служащего на должность в другом ведомстве возможен без его согласия, если сохраняются условия прохождения службы и оклад. Без согласия государственного служащего может быть произведен его перевод при ликвидации учреждения или изменения его структуры. Обычная практика предусматривает ознакомление служащего с предложениями к новому месту службы. Его согласие или отказ являются решающими в переводе на новое место службы.На всех чиновников распространяется принцип заботы и защиты. Это - соблюдение социальных прав, оплата по труду, помощь при болезни и несчастном случае, пенсии. Чиновник может в суде справедливость примененных к нему мер. Законодательно чиновники имеют ряд привилегий, недоступных рядовым гражданам.Материальное содержание составляет основной оклад, территориальные надбавки, надбавки за детей, выслугу лет, за звание. Все это определяется федеральным законом об оплате. Оплата чиновников осуществляется по принципу содержания. Государственным служащим гарантируются выплаты по обеспечению - пенсионному обеспечению, выплата материальной помощи, обеспечение семьи в случае смерти государственного служащего, при несчастных случаях. Государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через подставных лиц.Во внесудебном порядке служебные отношения прекращаются с выходом на пенсию в 65 лет. Государственный служащий уходит досрочно в отставку, если он по состоянию здоровья не может выполнять служебные обязанности. В Германии высок престиж государственной службы, поэтому занять ее не просто. Наиболее существенными чертами современной модели германской государственной службы являются:- высокая роль политических назначенцев в системе государственной службы, особенно при выработке стратегических решений;- четкая законодательно закрепленная система государственной службы для всех уровней управления и установления принципа должностной субординации;- сложная система отбора кадров для государственной службы из выпускников вузов.В результате борьбы политических партий, прежде всего СДПГ и ХДС/ХСС за влияние на органы государственного управления, определился принцип политического равновесия, выражающийся в равном представительстве партий в органах государственного управления. Вместе с тем партии пытаются назначить своих представителей на ключевые места в министерствах и ведомствах. Сегодня в Германии каждая из 16 земель имеет собственную конституцию и свою организацию управления. В соответствии с многолетней доктриной, чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель государства. На этом основана вся подготовка чиновников. Чиновник должен быть политически благонадежным - всегда выступать за сохранение конституционного строя. Профессия юриста традиционно представляла наилучшие возможности для поступления на государственную службу. Значительная часть руководящих чиновников выходит из верхнего среднего класса.Основной формой контроля за деятельностью чиновников выступает административная юстиция в форме специальных административных судов. "Своеобразной особенностью является процедура, позволяющая чиновнику затеять процесс против самого себя. Желая снять с себя подозрения в совершении служебных проступков, чиновник может потребовать, чтобы дисциплинарный суд вынес решение по его делу".В соответствии с рамочным законом о праве чиновников, федеральным служащим считается лицо, находящееся в публично-правовых отношениях "службы и верности" с федерацией или непосредственно подчиненной федерации "корпорацией, учреждением или организацией публичного права". Служащий, подчиняющийся федерации, является непосредственно федеральным служащим. Служащий. имеющий работодателем подчиненную корпорацию, именуется косвенным федеральным служащим. Чиновники - это лица, выполняющие публично-правовые функции на службе федерации, земли, органа самоуправления или в иных учреждениях. Если чиновника избирают в Бундестаг, он обязан уйти в долгосрочный отпуск с правом вернуться на прежнюю должность по окончании срока депутатских полномочий. В связи с монопольным положением федерации в сфере управления иностранными делами и обороной, в Берлине нет соответствующих министерств. В остальном система министерств в Берлине примерно повторяет систему федеральных министерств, что обеспечивает тесные контакты центра и земель.Судебная система Германии включает в себя три различных типа судов, разделяющихся характером и серьезностью рассматриваемых дел: суды общей юрисдикции, ведущие дела, связанные с криминальными преступлениями и большинство гражданских дел; специальные суды такие как: административные, трудовые, социальные и финансовые суды; конституционный суд в компетенцию которого входит рассмотрение и толкование Конституции (Основного закона). В зависимости от специфики суда состав судей сочетается из различного количества профессиональных судей и «народных заседателей». Судьи, работающие в землях – это профессиональные эксперты, как правило, нанятые на государственную службу пожизненно. Народные заседатели – обычные граждане, выдвинутые на эту должность на определенный срок.В Основном законе ФРГ записано, что через Бундесрат земли участвуют в осуществлении законодательной и административной власти Федерации. Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Представительство в этом законодательном органе от земель пропорционально количеству населения, проживающего на территориях земель. Например, каждая земля располагает тремя голосами, земли с населением свыше двух миллионов человек имеют четыре голоса, с населением свыше шести миллионов – пять голосов. Берлин имеет 4 голоса в Бундесрате.Последние 18 лет правящими бургомистрами являются представители СДПГ. Федеральная земля Берлин - дотационный район. "В немецкой столице научились гордиться своей бедностью. Город не привык зарабатывать деньги самостоятельно. За последние 15 лет он получил от федеральных властей и других земель 85 млрд. евро. При этом каждый четвертый берлинец живет за государственный счет и нигде официально не работает".Берлин - единственная столица мира, которая беднее провинции.Через Бундесрат федеральная земля Берлин участвует в законодательном процессе страны, управлении федерацией, а также в делах в рамках Евросоюза. Интересно заметить, что "даже не все граждане Германии осознают, что половина принимаемых законов приходит теперь с уровня Европейского союза. Их принимают в Брюсселе, потом их обсуждают бундестаг и бундесрат".По состоянию на 2013 год в Берлине 13 районов, примерно с населением по 300 тысяч в каждом. В сенате Берлина 110 депутатов.Выводы.1. Государственная служба в Германии престижна, поэтому занять вакантную должность сложно. Человек, получивший такую возможность, безоговорочно соблюдает все предписанные ему правила, обязанности и ограничения. За это государство его защищает и поощряет, создает условия для достойного проживания.2. Берлин - единственная столица мира, которая беднее провинции, каждый четвертый гражданин города не работает, а живет на государственные дотации. После объединения Германии в 1990 году столица страны переехала из Бонна в Берлин, поэтому теперь в нем сосредоточена практически вся федеральная власть.ЗаключениеЦель исследования–изучить особенности государственной службы в городской администрации Берлина выполнена. Были рассмотрены государственный строй и государственное управлениеГермании.По форме правления ФРГ – парламентская республика. Республиканский принцип закреплен в ст. 28 Основного закона. Федеративное устройство означает, что власть не сконцентрирована в одном центре, а распределена. Характерной чертой немецкого федерализма является наличие широких взаимосвязей между федеральным и земельными правительствами. Земли широко вовлечены в процесс принятия решений на федеральном уровне. У Бундесрата есть широкие полномочия в отношении законодательства Бундестага, затрагивающего полномочия региональной власти. В последние 10 лет в Берлине резко возросла квартплата, поэтому правительство Берлина подняло этот вопрос в Бундесрате.Организация управления Германии в основном сосредоточена в землях. Большинство федеральных министерств для реализации своих решений собственного развитого административного аппарата не имеет, а пользуется помощью и содействием земельных управлений. Правящий бургомистр определяет направления политики федеральной земли Берлин, формулирует цели и задачи правительства. Министры правительства отвечают за свой круг задач, определенными правящим бургомистром.Было уяснено правовое регулирование государственной службы.Правовой основой государственной службы в Германии являются Основной закон, федеральные законы, касающиеся государственного управления (рассмотренные выше), нормативно-правовые акты земель и соответствующие директивные указания правительства Германии. Федеральное законодательство обязывает федеральную землю Берлин принимать такие законы, которые бы не противоречили федеральным.Были определены субъекты государственной службы федеральной земли Берлин. Первым субъектом является государство в лице федерации и субъектов федерации - земель. На этом уровне государство осуществляет управление непосредственно через свои ведомства, которые частично являются органами исполнительной власти. На уровне земли Берлин сенат является исполнительным органом субъекта федерации. Согласно конституции Берлина сенат состоит из правящего бургомистра и восьми сенаторов. Были изученыособенности государственной службы в федеральной земле Берлин.Следует отметить, что в Берлине расположена федеральная власть и региональная власть. Статус федеральных и региональных государственных служащих определяется как равный. Все, что присуще федеральному уровню - нашло свое отражение на региональном уровне. Наиболее существенными чертами современной модели германской государственной службы являются:- высокая роль политических назначенцев в системе государственной службы, особенно при выработке стратегических решений;- четкая законодательно закрепленная система государственной службы для всех уровней управления и установления принципа должностной субординации;- сложная система отбора кадров для государственной службы из выпускников вузов.Одним из признаков органа управления по законодательству Германии, является наличие чиновников, которые служат составной частью государственного механизма управления. Чиновников наделяют широкими административными полномочиями, государственно или публично-правовыми функциями.С нашей точки зрения, двухуровенная государственная служба Российской Федерации эффективнее государственной службы Германии с точки зрения исполнения решений государственной власти и контроля за их исполнением. Однако, необходимо признать, что германская модель требует меньшего количества чиновников, и, вероятно, поэтому менее затратная, по сравнению с российской. При этом чиновники в Германии ближе в Германии, чем в России. Бюрократия в хорошем понимании этого слова - это необходимый механизм для эффективного функционирования государственной машины. Бюрократы - высокие профессионалы своего дела. Без них политические чиновники не могут полноценно выполнять свои функции - не хватает специальных знаний.Список использованной литературы1. Основной закон Федеративной республики Германии, 23 мая 1949 года: https://www.1000dokumente.de2. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: http://libcolm.com3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Экономика, 2003.4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2004.5. Василенко И. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия Москва.: https://studfiles.net6. Васильев В.И. Некоторые аспекты современной дискуссии о германском федерализме // Полис. 20057. Государственная служба: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - М.: Изд-во «МарТ», 2004.8. Закондырин А. Е. Особенности организации местного самоуправления как механизма управления крупными городами, имеющих государственный статус Урбанистика - 2014 -№ 1 - С30 - 38:https://e-notabene.ru9. Заместитель мэра Берлина: у нас тоже есть земли-доноры и дотационные земли Тайга.инфо 11 октября 2013: https://tayga.info10. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.Курс лекций под общ. ред. проф. В.В. Чубинского:http://dissers.ru/11. Маркварт Э. Организация местного самоуправления в Германии и применение немецкого опыта к российским реалиям http://ecsocman.hse.ru12. Оболонский А. В. Государственная служба: http://textarchive.ru 13. Старцев Я. Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах: https://nova.rambler.ru14. Халилова Т. Государственная и муниципальная служба: https://iknigi.net15. Хватит кормить Берлин Немецкие регионы отказываются кормить столицу lenta.ru 2 февраля 2012: https://lenta.ru/

1. Основной закон Федеративной республики Германии, 23 мая 1949 года: https://www.1000dokumente.de
2. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: http://libcolm.com
3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Экономика, 2003.
4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2004.
5. Василенко И. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия Москва.: https://studfiles.net
6. Васильев В.И. Некоторые аспекты современной дискуссии о германском федерализме // Полис. 2005
7. Государственная служба: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - М.: Изд-во «МарТ», 2004.
8. Закондырин А. Е. Особенности организации местного самоуправления как механизма управления крупными городами, имеющих государственный статус Урбанистика - 2014 -№ 1 - С30 - 38:https://e-notabene.ru
9. Заместитель мэра Берлина: у нас тоже есть земли-доноры и дотационные земли Тайга.инфо 11 октября 2013: https://tayga.info
10. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.
Курс лекций под общ. ред. проф. В.В. Чубинского: http://dissers.ru/
11. Маркварт Э. Организация местного самоуправления в Германии и применение немецкого опыта к российским реалиям http://ecsocman.hse.ru
12. Оболонский А. В. Государственная служба: http://textarchive.ru
13. Старцев Я. Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах: https://nova.rambler.ru
14. Халилова Т. Государственная и муниципальная служба: https://iknigi.net
15. Хватит кормить Берлин Немецкие регионы отказываются кормить столицу lenta.ru 2 февраля 2012: https://lenta.ru/

Вопрос-ответ:

Какие особенности государственной службы существуют в Берлине?

В Берлине существуют определенные особенности государственной службы, так как город имеет статус отдельной земли ФРГ. Одна из особенностей заключается в том, что государственные служащие в Берлине имеют особый статус обслуживающего персонала и пользуются определенными преимуществами. Например, они могут претендовать на жилье, предоставляемое в аренду муниципалитетом, по более низким ценам. Также в Берлине существует специальная комиссия, которая регулирует процесс найма и увольнения государственных служащих.

Как организована государственная служба в городской администрации Берлина?

Государственная служба в городской администрации Берлина организована по принципу вертикальной иерархии. На вершине иерархии находится Берлинский мэр, который является главой администрации. Большая часть государственных служащих работает в различных департаментах и отделах администрации, которые ответственны за конкретные сферы деятельности города. Государственные служащие могут занимать различные должности в зависимости от своего уровня квалификации и опыта работы.

Какое правовое регулирование существует для государственной службы в Берлине?

Государственная служба в Берлине регулируется специальным законом - Законом о государственной службе Берлина. Этот закон устанавливает правила и условия приема на государственную службу, правовой статус государственных служащих, их права и обязанности, порядок продвижения по службе, отпусков, поощрений и наказаний. Также существуют различные внутренние нормативные акты, регулирующие организацию и функционирование государственной службы в Берлине.

Какие правовые основы регулируют государственную службу в ФРГ?

Государственная служба в ФРГ регулируется основными законами: Статусным законом о государственных служащих и рабочих в федеральном правительстве и частных секторах ФРГ, Законом о государственной службе в федеральных службах, Законом о государственной службе в федеральных агентствах.

Каков государственный строй и государственное управление в ФРГ?

ФРГ является федеративной республикой с демократическим правовым государством. Государственное управление осуществляется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Какое правовое регулирование существует для государственной службы в ФРГ?

Государственная служба в ФРГ регулируется различными законами, основными из которых являются Статусный закон о государственных служащих и рабочих в федеральном правительстве и частных секторах ФРГ, Закон о государственной службе в федеральных службах и Закон о государственной службе в федеральных агентствах.

Как организована государственная служба в городской администрации Берлина?

Государственная служба в городской администрации Берлина организована на основе принципов конкурентной и профессиональной подбора служащих. Она включает различные уровни и иерархии, включая руководителей, сотрудников и специалистов.

Происходят ли в последнее время в Берлине реформы системы управления?

Да, в последнее время в Берлине происходят реформы системы управления. Они направлены на повышение эффективности государственной службы, внедрение новых технологий и улучшение условий труда служащих.