Система исполнительной власти в России
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 18.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Общая характеристика системы исполнительной власти 5
1.1.Основные признаки и понятия исполнительной власти 5
1.2.Функции и принципы деятельности исполнительной власти 7
1.3.Порядок формирования Правительства РФ 11
Глава 2.Органы исполнительной власти 15
2.1.Понятие и виды органов исполнительной власти 15
2.2.Система органов исполнительной власти. Актуальные вопросы развития органов исполнительной власти в РФ 21
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Приложения 33
Они вырабатывают и представляют на утверждение представительному органу проект бюджета, а в последующем обеспечивают исполнение бюджета; управляют имуществом субъекта РФ (решают вопросы, связанные с созданием, использованием и приватизацией); вырабатывают и исполняют программы социально-культурного и экономического развития региона, а также разделы программ федерального уровня, которые касаются этого субъекта. Помимо этого, исполнительные органы власти субъектов РФ вместе с местными органами самоуправления осуществляют деятельность, связанную с организацией коммунального, транспортного и торгового обслуживания, газо- и электроснабжения.В социально-культурной области они создают учреждения здравоохранения, образования, физкультуры, социального обеспечения, спорта. Важнейшим направлением деятельности исполнительных органов власти субъектов РФ признается выработка и организация выполнения программ социальной защиты граждан.В административно-политической области исполнительные органы власти субъекта РФ занимаются мерами, связанными с обеспечением законности, прав и свобод граждан, обеспечению порядка в обществе и борьбе с преступностью, защите граждан при чрезвычайных ситуациях и др. Главы субъектов руководят подчиненными органами полиции, пожарной охраны; исследуют заявления, жалобы и предложения граждан и т.д.Между тем, в областях, краях, автономных округах, автономной области и городах федерального значения осуществляют свою деятельность полномочные представители Президента РФ, цель которых — координация усилий федеральных служб, действующих на территории субъекта, содействие исполнению и контролю за исполнением актов Президента РФ и Правительства РФ на территории соответствующего субъекта федерации. Представитель Президента РФ не входит ни в региональную, ни в федеральную систему органов исполнительной власти, а представляет главу государства в отношениях с государственными органами субъекта и органами местного самоуправления, государственными и общественными организациями, гражданами.Конституционная система России на современном этапе развития включает в себя определенные особенности и принципы, задающие объективные проблемы в строительстве и функционировании исполнительной системы власти, в ее реформировании и модернизации.В первую очередь, речь ведется о двойственном характере исполнительной системы власти. По факту сформировалось: разделение компетенции исполнительной власти между Правительством РФ и Президентом РФ. Вместе с тем, один из данных центров – Правительство РФ, осуществляет действительное управление материальными и финансовыми потоками, а другой - Президент РФ - несет политическую ответственность за экономические результаты деятельности Правительства РФ. Подобная дуалистичность исполнительной власти влечет за собой разделение и дублирование функций между Советом Безопасности, Администрацией Президента РФ и Правительством РФ. Тот факт, что внутри исполнительных органов власти действует несколько аппаратных центров разработки и принятия решений, требует выстраивания и поддержания сложной системы согласований готовящихся решений, которая по определению не может стать оптимальной.Необходимо отметить, что координация разных по подведомственности органов признается независимой функции Президента РФ и всей системы управления государства, и она получает ведущее значение в правовом государстве в пределах установленной Конституцией РФ системы разделения властей.Разработка и практическая реализация общенационального политического курса предполагает не только политическую волю Президента РФ, но и согласованных действия исполнительных и законодательных органов власти на любых уровнях. Без установления совместных целей и участия в их практической реализации они могут принимать решения, которые исключают друг друга. После вступления в юридическую силу Конституции РФ, были предприняты неоднократные попытки по преобразования исполнительных органов власти на федеральном уровне. Между тем, по большей части данные попытки были сведены к ликвидации одних, формированию других и смене иерархического подчинения ведомств и министерств, созданию большого количества комиссий и комитетов при Президенте РФ.Осуществленная работа по анализу создания и функционирования исполнительных органов власти федерального уровня, правоприменительной деятельности, выработка организационных мер, связанных с совершенствованием неэффективной системы исполнительных органов власти дает возможность обосновать вывод о необходимости выработки специальной программы федерального уровня, предметом которой должно быть развитие всей системы исполнительной власти в России.Такая программа по собственному содержанию и форме должна быть в пределах общей концепции, осуществляемой в РФ административной реформы. Были высказаны разные позиции о направленности вероятной программы ее практической реализации. Необходимо остановиться на подходе, устанавливающем следующие направления работы в пределах этой программы: 1)формирование органа, который специально ориентирован на изучение состояния управления государства, а также совершенствование всей исполнительной системы государственной власти;2)выработка мер организационного характера, связанных с совершенствованием действующей системы исполнительных органов власти федерального уровня;3) организация работы по совершенствованию правового положения обновленного механизма исполнительных органов власти. Некоторые законопроекты по этой проблеме уже установлены программами работы Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ;г) организация координационных систем, связанных с совершенствованием информационных процессов в исполнительной системе власти РФ, обеспечение информатизации данной «ветви» государственной власти;е) меры, связанные с совершенствованием эффективности организационных механизмов в деятельности органов исполнительной власти, по улучшению взаимодействия последней с другими ветвями государственной власти России;ж) меры, связанные с комплексным обеспечением и постоянным управлением процессами развития исполнительных органов власти;з)ориентирование науки на осуществление исследований тенденций развития и изменения природы власти государства, в условиях информационного общества.ЗаключениеПодводя итог вышеизложенному, можно прийти к следующим выводам.Исполнительная власть в России – это самостоятельная и независимая власть в едином механизме государственной власти, обладающая организующим, универсальным и правоприменительным характером деятельности, несущая политическую ответственность перед главой государства – Президентом РФ. Ее основное предназначение заключается в исполнении законов и их реализации способами и методами, установленными законодательством.Под системой исполнительных органов власти федерального уровня понимается комплекс разновидностей органов, в нее входящих. Структуру исполнительных органов власти федерального уровня формирует перечень определенных исполнительных органов федерального уровня, которые подведомственны Президенту РФ и Правительству РФ, действующие в определенный этап времени.Исполнительная власть является самостоятельной, но исключительно в функциональном и компетенционном смысле. Ее функции непосредственно связаны с реализацией на практике законов в общем масштабе всего государства, для чего применяется определенная часть полномочий государственной власти. Иная часть данных полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Таким образом, исполнительную власть можно определить как подсистему в пределах системы единой власти государства либо государственного механизма.Между тем, следует принимать во внимание тот факт, что действующим российским законодательством фиксируются полномочия и функции не самой исполнительной власти, в качестве государственно-правового института, а только субъектов, которые ее реализуют на том либо другом уровне государственной организации (к примеру, статус исполнительных органов власти федерального и регионального уровней).В своем общем виде отечественная модель организации исполнительных органов власти федерального уровня восприняла в себе базовые признаки англосаксонской модели исполнительной власти. В структуру правительства, возглавляющего механизм исполнительных органов власти, входят исключительно руководители наиболее важных структурных звеньев системы – федеральных министерств. Руководители иных ведомств не признаются членами Правительства РФ. А сама трехзвенная системы исполнительных органов власти федерального уровня по большей части напоминает американскую модель организации исполнительной власти. В заключении следует отметить, что Российская Федерация в качестве современного и динамично развивающегося государства не может существовать без эффективно действующей системы исполнительных органов власти. Проведенный нами анализ отчетливо показали, что система исполнительной власти федерального уровня на современном этапе развития не является оптимальной. Правильно избранные направления оптимизации системы исполнительных органов власти, предназначенные сделать ее максимально эффективной и транспарентной, к сожалению, не были выбраны. В связи с этим требуется дальнейшая работа, связанная с совершенствованием деятельности исполнительной власти. Эта работа сложная, но необходимая для всех: и государству, и обществу, и каждому конкретному гражданину страны.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 245, 23.12.19973. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 16.10.2019) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская газета, N 206, 19.10.19994. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 28.10.2019) О структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета, N 104, 17.05.2018Научная и учебная литература:1. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 576 с.2. Ахъядов Э. С. Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной власти и его место [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 3-4.3. Бочарова Н. Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник».- 2017. –С. 844. Братановский С. Н., Зеленов М. Ф., Марьян Г. В. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- С.1875. Быстрянцев А.Ф., Селиванов С.Д. О проблемах развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 476. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект. -2015. -С. 1037. Галимова А.Г. Место Правительства РФ в системе исполнительной власти // Журнал «Вестник Восточно-Сибирского института МВД России».-Выпуск № 3 (50) / 2015.- С.1288. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное(административное) управление: учеб.- М. :ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2015. – 560 с.9. Гринёва Н. Н. Осуществление исполнительной власти в субъектах Российской Федерации// Журнал «Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых». – 2015. – С. 18310. Жукова С.М. К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Известия Оренбургского государственного аграрного университета». – 2017. – С. 9411. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2016. – 432с.12. Кожина А.М. Исполнительная власть: понятие, признаки, место в современном государстве // Журнал «Научные записки молодых исследователей». – 2016. –С. 8413. Макарейко, Н. В. Административное право: учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. –С. 12714. Макаренко И. Л. Реформирование системы исполнительной власти // Научный журнал «Закон и право». – 2017. – С. 8315. Попов В. А. Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ. Проблемы взаимодействия и пути их решения // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 432-434.16. Скворцова А. П., Коняхина Т. Я., Гусева С. Г. О системе органов исполнительной власти в РФ // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2018. – С. 7317. Токтогулов А. А. Исполнительная власть: понятие, сущность // Журнал «Проблемы современной науки и образования». – 2016.- С. 11218.Фомина В.П., Алексеева С.Г. Теория управления: учебное пособие Издательство: Издательство Московского государственного открытого университета, 2016. – С. 182ПриложенияПриложение № 1. Структура Министерства Обороны РФ.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 245, 23.12.1997
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 16.10.2019) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская газета, N 206, 19.10.1999
4. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 28.10.2019) О структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета, N 104, 17.05.2018
Научная и учебная литература:
1. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 576 с.
2. Ахъядов Э. С. Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной власти и его место [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 3-4.
3. Бочарова Н. Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник».- 2017. –С. 84
4. Братановский С. Н., Зеленов М. Ф., Марьян Г. В. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- С.187
5. Быстрянцев А.Ф., Селиванов С.Д. О проблемах развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Журнал «Инновационная наука». – 2016. – С. 47
6. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект. -2015. -С. 103
7. Галимова А.Г. Место Правительства РФ в системе исполнительной власти // Журнал «Вестник Восточно-Сибирского института МВД России».-Выпуск № 3 (50) / 2015.- С.128
8. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб.- М. :ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2015. – 560 с.
9. Гринёва Н. Н. Осуществление исполнительной власти в субъектах Российской Федерации// Журнал «Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых». – 2015. – С. 183
10. Жукова С.М. К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Известия Оренбургского государственного аграрного университета». – 2017. – С. 94
11. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2016. – 432с.
12. Кожина А.М. Исполнительная власть: понятие, признаки, место в современном государстве // Журнал «Научные записки молодых исследователей». – 2016. –С. 84
13. Макарейко, Н. В. Административное право: учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. –С. 127
14. Макаренко И. Л. Реформирование системы исполнительной власти // Научный журнал «Закон и право». – 2017. – С. 83
15. Попов В. А. Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ. Проблемы взаимодействия и пути их решения // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 432-434.
16. Скворцова А. П., Коняхина Т. Я., Гусева С. Г. О системе органов исполнительной власти в РФ // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2018. – С. 73
17. Токтогулов А. А. Исполнительная власть: понятие, сущность // Журнал «Проблемы современной науки и образования». – 2016.- С. 112
18.Фомина В.П., Алексеева С.Г. Теория управления: учебное пособие Издательство: Издательство Московского государственного открытого университета, 2016. – С. 182
Вопрос-ответ:
Какие основные признаки и понятия исполнительной власти в России?
Основными признаками исполнительной власти в России являются: одноцентровость, коллегиальность, подчиненность, независимость в пределах своих полномочий. Исполнительная власть включает в себя государственные органы, осуществляющие исполнение федеральных законов, реализацию государственной политики и управление государственным аппаратом.
Какие функции и принципы деятельности исполнительной власти в России?
Основными функциями исполнительной власти в России являются: подготовка и осуществление исполнения федеральных законов и решений Президента РФ, реализация государственной политики, управление государственным аппаратом, защита прав и свобод граждан, обеспечение экономического и социального развития страны. К принципам деятельности исполнительной власти относятся: законность и легитимность, гласность и прозрачность, ответственность и эффективность.
Какой порядок формирования Правительства РФ в России?
Правительство РФ формируется по предложению Президента РФ, состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Образуется Правительство после избрания Президента РФ и принятия им решения о его составе. Состав Правительства подлежит утверждению Государственной Думой. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.
Что такое органы исполнительной власти в России? Какие виды органов исполнительной власти существуют?
Органы исполнительной власти в России - это государственные органы, осуществляющие исполнение федеральных законов и решений Президента РФ, реализацию государственной политики и управление государственным аппаратом. Существуют следующие виды органов исполнительной власти: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, муниципальные органы исполнительной власти.
Каковы основные признаки и понятия исполнительной власти?
Основные признаки исполнительной власти включают ее осуществление в рамках конкретной территории, подчинение законам и конституционным принципам, а также осуществление функций по исполнению и контролю над законодательством.
Какие функции и принципы деятельности исполнительной власти существуют?
Основные функции исполнительной власти включают исполнение федерального законодательства, осуществление государственного контроля и надзора, защиту прав и свобод граждан, а также регулирование экономических и социальных процессов. Принципы деятельности исполнительной власти включают законность, обоснованность, социальную направленность, открытость и эффективность.
Какой порядок формирования Правительства РФ?
Правительство РФ формируется Президентом РФ. Президент назначает Председателя Правительства, который предлагает кандидатов на должности министров и других членов Правительства, их численность и полномочия. После этого Президент подписывает Указ о назначении Правительства, и оно начинает свою работу.
Что такое органы исполнительной власти и какие виды они могут принимать?
Органы исполнительной власти – это организации и структуры, которые осуществляют исполнение законов и политику государства. Виды органов исполнительной власти включают министерства, ведомства, комитеты, агентства, управления и другие подразделения, которые отвечают за определенные сферы деятельности государства.
Какие актуальные вопросы развития органов исполнительной власти существуют в РФ?
Актуальные вопросы развития органов исполнительной власти в РФ включают улучшение управления и эффективности их работы, оптимизацию структуры и численности органов, использование современных информационных технологий, повышение ответственности и прозрачности их деятельности, а также совершенствование механизмов государственного контроля и надзора.
Какие основные признаки исполнительной власти в России?
Основными признаками исполнительной власти в России являются конституционная природа и подчиненность верховной власти.
Какие функции исполняет исполнительная власть в России?
Исполнительная власть в России выполняет такие функции, как обеспечение единства и целостности государства, осуществление государственного управления, защита прав и свобод граждан, обеспечение социально-экономического развития и безопасности страны.
Как формируется Правительство Российской Федерации?
Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации, который назначает Председателя Правительства и других членов Правительства. Назначение осуществляется после утверждения Государственной Думой.