Формирование представлений современных школьников о патриотическом и нравственном развитии воспитанников кадетских корпусов Российской Империи
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 03.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 8
Глава 1. Особенности патриотического и духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах в Российской империи 12
1.1Теория и практика военно-патриотического и нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России 12
1.2 Становление воспитательной работы в кадетских корпусах Российской империи в ХVIII – начале ХХ века 21
Глава 2. Военно-патриотическое и нравственное воспитание в средних общеобразовательных учреждениях ХХI века 35
2.1 Основные принципы и проблемы военно-патриотического и нравственного воспитания в современных общеобразовательных школах 35
2.2 Практическая реализация теоретических принципов военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания в школах ХХI века 48
Заключение 64
Список литературы 69
Чтобы проконтролировать усвоение учебного материала, педагоги предлагают учащимся выполнение творческих работ: написание мини-сочинений, подготовка рисунков или фотографий для школьной выставки, составление презентаций, написание научных работ или участие в проектной работе.Последние две формы контроля стоит рассмотреть отдельно. Написание научных работ на тему патриотического воспитания школьников предлагается ученикам средней школы и старших классов, у которых уже сформированы навыки самостоятельной работы с учебной литературой.Данный вид работы они выполняют под руководством преподавателя курса.Ученики оформляют работу в соответствии с требованиями по ГОСТу: введение, основная часть, заключение и список литературы. Во введении они определяют объект и предмет исследования, а также указывают цели, задачи и методологию работы. Основная часть посвящена раскрытию заданной темы.Интересно, что содержание научной работы представляет собой не только анализ материалов из учебно-методических пособий и Интернет-ресурсов, но и практические занятия. Например, автору научной работы предлагается провести анкетный опрос учащихся своей школы и проанализировать полученные сведения, а также предложить собственный проект программы патриотического развития, который может быть реализован в его учебном заведении.Иными словами, научная работа современного школьника представляет собой самостоятельно проведенное исследование, а не просто материал, бездумно списанный из учебной литературы. Заключение содержит основные выводы, полученные в ходе исследования, а список литературы – основные источники, которые использовал автор в ходе написания своей работы. Таким образом, ученики не просто изучают материал, но и знакомятся с оформлением научных работ, что пригодится им в период обучения в высшем учебном заведении.Следует отметить популярность проектных работ. Например, учащимся предлагают составить генеалогическое древо своей семьи. Таким образом, ученики знакомятся с предыдущими поколениями и узнают много нового о своих родственниках со стороны отца и матери. Как правило, данный проект считается наиболее интересным и наиболее действенным с точки зрения патриотического воспитания, поскольку его выполнение связано непосредственно с семьей каждого учащегося.Предполагается, что в результате прохождения курса учащиеся не только приобщаться к изучению российской Истории, но и получат бесценный навык умения работать в команде и принимать коллективные решения. Кроме того, данный элективный курс развивает конструктивно-критическое мышление, инициативность и самостоятельность. При этом виды научных, проектных и конкурсных работ можно предлагать школьникам, которые не записаны на конкретный элективный курс (например, в рамках урока Отечественной истории или литературы). Это соответствует задачам патриотического воспитания: развивать творческую личность и поощрять стремление к самостоятельному изучению родной истории. Таким образом, в процессе обучения школьники приобщаются к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, направленной на изучение родного края. У школьников формируется эмоционально-ценностное отношение как к себе, к своим близким, окружающим людям и жизни в целом.Таким образом, занятия на элективных курсах формируют гражданско-патриотическое сознание, а также развивают чувство сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущей страны.Следует отметить, что практическая реализация принципов патриотического и духовно-нравственного воспитания немыслима без внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности. В частности, речь идет о музейных уроках и о занятиях в библиотеке.Рассмотрим особенности проведения мероприятий в музее. В первую очередь, следует сказать, что музейный урок делает познавательную деятельность активной, насыщенной и познавательной, благодаря ряду специфических особенностей. В частности, на уроке, который проводится в музее, основным источником информации являются предметы экспозиции, а также памятники истории и культуры.Музейный урок может проходить как в школьном музее, так и на территории мемориального комплекса. Помимо этого, учителя могут вывозить классы в районные или краевые музеи с целью приобщить учащихся к высоким духовно-нравственным ценностям и познакомить с основными периодами истории родного края. Тематика урока варьируется в зависимости от возраста школьников.Если ученикам начальных классов предлагается знакомство с музеем и рассказывается о людях, которые основали его, то ребятам постарше озвучивается информация о родном крае, городе или области, традициях и обычаях, некогда действовавших на территории родного края. Им рассказывают о боевой славе предков, защищавших Российскую империю, приводят примеры мужества и героизма солдат, воевавших в Великую Отечественную войну. Старшеклассники приходят на экскурсии, темы которых посвящены современному развитию родного края, а также с особенностями труда и быта жителей края, области или района в современных условиях. Ученики знакомятся с существующими проблемами, которые препятствуют развитию той или иной отрасли или области знаний на территории родного края. Предполагается активное обсуждение учащимися возможных вариантов решения проблем и выхода из экономического, социального или финансового кризиса. Таким образом, музейный урок способствует эмоциональному восприятию информации. Ученикам предлагается рассмотрение объектов культуры и предметов, которые имеют историческую ценность, а живой рассказ экскурсовода или учителя помогают проникнуться гордостью за родной край, район или область. Следует отметить, что перед отправлением на музейный урок, класс следует подготовить: сообщить учащимся интересные факты о месте будущего посещения, попросить ребят поискать информацию о предметах старины, оружии, традиционной одежде (в зависимости от тематики урока). Если речь идет о Великой Отечественной войне, стоит предложить школьникам расспросить родителей, бабушек и дедушек о героях своей семьи. Это позволит определенным образом настроить учащихся, а в процессе самого урока учитель сможет не просто рассказывать об исторических реликвиях или событиях, но и обсуждать их с учениками.Поскольку главным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания всегда было чтение художественной литературы, следует остановиться на таком виде внеклассной деятельности, как урок в библиотеке. Ведь данные учреждения культуры всегда приобщали подрастающее поколение к чтению, воспитывали любовь к родному языку, а также позволяли школьникам ощутить собственную причастность к истории и современной жизни российского общества. Система работы в детских библиотеках построена с учетом психологических и индивидуально-возрастных особенностей учащихся. Не случайно исследователи проводят параллель между патриотизмом и любовью к матери: маленький ребенок обожает маму всей душой, а подросток замечает недостатки в ее характере и поведении. Соответственно, для дошкольников и учеников начальных классов библиотечные уроки проходят в виде занимательных игр, викторин и конкурсов. Подростки на уроках в библиотеке тоже не скучают, но сотрудники данного культурного учреждения выполняют такую важную педагогическую задачу, как помощь в формировании понятий и представлений, которые связаны с патриотизмом. Помимо этого, сотрудники библиотеки помогают взрослеющему человеку осмыслить высшие идеи и духовно-нравственные ценности.Система работы детских библиотек направлена на воспитание цельной самостоятельной личности, которая любит культуру своей страны и уважает чужие обычаи. Мной было проанализировано несколько вариантов работы данных учреждений культуры по патриотическому и культурно-нравственному воспитанию. В результате, мне удалось выявить ряд мероприятий, которые являются общими для ряда российских библиотек. В первую очередь, это уроки мужества: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе. Практически в каждой библиотеке проводятся книжные выставки, которые привлекают внимание читателей к теме Великой Отечественной войны. На выставках представлены как произведения авторов советской эпохи, так и произведения современных писателей. Проводятся часы памяти и уроки-воспоминания, на которых ученики знакомятся с подвигами военных лет. Помимо этого, проводятся конкурсы стихов, песен и рисунков, которые развивают художественно-эстетический вкус, а также учат сопереживанию. В ходе общения с сотрудниками библиотек мне удалось выявить, что в их задачи входит целенаправленное руководство чтением. Иными словами, они рекомендуют учащимся к прочтению литературу, которая способна вызвать сильный эмоциональный отклик. Таковыми, например, являются произведения Константина Симонова, Бориса Васильева, Валентина Пикуля, Виктора Астафьева. Они информируют учителей о поступлении новых методических разработок по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, а также составляют рекомендательный список чтения для педагогического состава. Чтобы обеспечить непрерывность воспитательной системы, сотрудники библиотеки проводят анкетирование учащихся с целью выявить их предпочтения, интересы и уровень знаний. Помимо этого, библиотекари взаимодействуют с учителями-предметниками и классными руководителями. Это позволят совместно спланировать работу по подготовке и проведению мероприятий.Таким образом, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание современного подрастающего поколения во многом зависит от педагогического состава общеобразовательных школ. Современные школьники нуждаются в учителях, которые неравнодушны к их трудностям и проблемам. Им необходим мудрый наставник, с которым всегда можно посоветоваться, не рискуя услышать назидательную нотацию.Помимо этого, современный учитель должен обладать широким кругозором, а также он должен быть творческой личностью с высокими морально-нравственными ценностями. Нестандартный подход к собственному предмету, применение современных технологий, умение сочетать информацию из различных источников, сочетание различных точек зрения на изучаемые события вряд ли оставят равнодушными современных школьников, которые привыкли получать «свежую» информацию по телевидению или из Интернета.Важно, чтобы учитель развивал в своих подопечных стремление самостоятельно добывать новую информацию. Реализовать данное положение позволяют различные творческие задания, которые могут быть представлены как научными исследованиями школьников, так и проектными работами. Помимо школьной программы, современные педагоги всегда могут воспользоваться такими формами организационной деятельности, как музейный урок или занятие в библиотеке, которые также служат военно-патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения.Выводы по второй главе.В ходе написания второй главы, мной были сделаны следующие выводы. Во-первых, воспитательная работа общеобразовательных учебных учреждений имеет под собой прочную научную и учебно-методическую базу. При этом не стоит отрицать, что практическая реализация работы по патриотическому воспитанию молодежи сопряжена с определенными трудностями. В первую очередь, речь идет о необходимости искать новые подходы к разработке программ, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Школьная программа современного общеобразовательного учреждения основана на организационно-педагогической структуре прошлых лет, что не соответствует современным условиям. Остро стоит проблема воспитания личностей с активной гражданской позицией, которые готовы работать на благо своего Отечества. Сам педагогический процесс должен быть организован так, чтобы в него вошли наиболее эффективные методы работы по воспитанию патриотизма.Следует отметить, что важными условиями, которые влияют на процесс патриотического воспитания, являются структурно-организационные, содержательные, кадровые и ресурсные. Именно они позволяют качественно изменять данный процесс учащихся в современных реалиях. Важно, чтобы информация, предложенная школьникам, соответствовала их возрасту, интересам и индивидуальным особенностям. На основе вышесказанного можно сделать вывод о несовершенстве современной системы патриотического воспитания и необходимости воспользоваться опытом кадетских корпусов дореволюционной России.Во-вторых, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание современного подрастающего поколения во многом зависит от педагогического состава общеобразовательных школ. Современные школьники нуждаются в учителях, которые неравнодушны к их трудностям и проблемам. Им необходим мудрый наставник, с которым всегда можно посоветоваться, не рискуя услышать назидательную нотацию. Помимо этого, современный учитель должен обладать широким кругозором, а также он должен быть творческой личностью с высокими морально-нравственными ценностями. Нестандартный подход к собственному предмету, применение современных технологий, умение сочетать информацию из различных источников, сочетание различных точек зрения на изучаемые события вряд ли оставят равнодушными современных школьников, которые привыкли получать «свежую» информацию по телевидению или из Интернета. Помимо школьной программы, современные педагоги всегда могут воспользоваться такими формами организационной деятельности, как музейный урок или занятие в библиотеке, которые также служат военно-патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения.Наконец, следует сказать, что только сочетание современных возможностей и опыта, накопленного предыдущими поколениями, позволит преодолеть нравственно-духовный кризис и воспитать граждан Российской Федерации настоящими патриотами своей страны.Ведь педагогический опыт наставников и воспитателей, некогда практиковавших в кадетских корпусах, оказал неоценимое влияние не только на развитие учащихся, но и на судьбу страны. Благодаря деятельному участию педагогов и воспитателей из стен кадетских корпусов выходили истинные патриоты, исполненные гордости за свое Отечество, готовые служить на благо страны и защищать ее, если возникнет на то необходимость.Аналогичным опытом может воспользоваться педагогический состав современной общеобразовательной школы, подключив к работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию сотрудников музеев и библиотек. Следует отметить, что воспитанники кадетских корпусов практически не покидали стен своих учебных заведений, а современные школьники живут в семье, которая оказывает существенное влияние на формирование личности человека и гражданина. В связи с этим, следует говорить о необходимости школы и родителей объединить усилия по воспитанию подрастающего поколения.ЗаключениеВ процессе исследования мной были всесторонне рассмотрено и изучено формирование представлений современных школьников о патриотическом и нравственном развитии воспитанников кадетских корпусов Российской Империи. В ходе работы мной была рассмотрена теория и практикавоенно-патриотического воспитания нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России, а также изученостановление воспитательной работы в кадетских корпусах Российской империи в ХVIII – начале ХХ века.В практической части работы мной были рассмотрены основные принципы и проблемы военно-патриотического и нравственного воспитания в современных общеобразовательных школах. Помимо этого, мной были предложены варианты практического ознакомления современной молодежи с особенностями патриотического и духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах.В ходе исследования мной были сделаны следующие выводы.Во-первых, теория патриотического и нравственного воспитания в кадетских корпусах не расходилась с ее практическим применением (а если и расходилась, то незначительно). В противном случае, преподаватели не смогли бы воспитать плеяду ярких исторических личностей, среди которых были как офицеры, так и государственные служащие. Кадетские корпуса расширяли кругозор, помогали воспитанникам найти цель в жизни и определиться с направлением деятельности. При этом воспитатели не забывали, что будущие защитники страны пока еще дети. Суровые порядки не позволяли забавлять их, однако воспитанникам предлагалось участие в любительских спектаклях, написание стихотворений и прозаических рассказов, поощрялось музицирование. В результате выпускники покидали стены кадетского корпуса не грубыми солдафонами, а людьми, способными понимать прекрасное. Следует отметить, что отлаженная система взаимодействия педагогических коллективов и офицеров-воспитателей использовала передовые методики, что позволило выпускникам добиться определенных высот, как на военном, так и на гражданском поприще. Большинство прежних воспитанников получило заслуженное признание своих талантов, направленных на бескорыстное служение России. Однако, эффективность кадетского образования в Российской империи сформировались не сразу, поэтому стоит рассмотреть особенности его становления.Во-вторых, система кадетского образования, сформированная при Петре I, получила достойное продолжение у последующих поколений династии Романовых. Следует отметить, что за столь долгий период данная система претерпела ряд кардинальных изменений. Например, была расширен круг подготовки воспитанников: если при Петре Алексеевиче обучали только будущих офицеров, то при Анне Иоанновне стала ясна необходимость обучения государственных служащих. «Просвещенная» императрица Екатерина II стремилась вывести «особый сорт людей» посредством становления суровой армейской дисциплины в кадетских корпусах. Александр I заложил основы будущих преобразований системы кадетского обучения. Именно при нем появились первые корпуса для малоимущих дворянских детей. Николай I заложил те базовые основы обучения и воспитания, на которых строилась подготовка кадетов вплоть до начала ХХ века. Наконец, при последнем российском императоре кадетская система в Российской империи стала более человечной, отошла от уставных отношений, а на первый план вышли доверительные отношения между кадетами и воспитателями. Важно подчеркнуть, что преобразования, которые затронули систему подготовки кадрового состава увенчались успехом лишь потому, что каждый царь был первым слугой своего Отечества.За 200-летнюю историю своего существования кадетские корпуса подготовили множество выдающихся личностей, которые послужили на славу Российской Империи. В кадетских корпусах выросли полководцы и государственные деятели, поэты и писатели, ученые и историки, военные врачи и композиторы. Сегодня Российская Федерация также нуждается в подготовленных кадрах. Именно поэтому исследователи предлагают воспользоваться положительным опытом патриотического и нравственного воспитания кадетских корпусов дореволюционной России.В-третьих, воспитательная работа общеобразовательных учебных учреждений имеет под собой прочную научную и учебно-методическую базу. При этом не стоит отрицать, что практическая реализация работы по патриотическому воспитанию молодежи сопряжена с определенными трудностями. В первую очередь, речь идет о необходимости искать новые подходы к разработке программ, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Школьная программа современного общеобразовательного учреждения основана на организационно-педагогической структуре прошлых лет, что не соответствует современным условиям. Остро стоит проблема воспитания личностей с активной гражданской позицией, которые готовы работать на благо своего Отечества. Сам педагогический процесс должен быть организован так, чтобы в него вошли наиболее эффективные методы работы по воспитанию патриотизма.Следует отметить, что важными условиями, которые влияют на процесс патриотического воспитания, являются структурно-организационные, содержательные, кадровые и ресурсные. Именно они позволяют качественно изменять данный процесс учащихся в современных реалиях. Важно, чтобы информация, предложенная школьникам, соответствовала их возрасту, интересам и индивидуальным особенностям. На основе вышесказанного можно сделать вывод о несовершенстве современной системы патриотического воспитания и необходимости воспользоваться опытом кадетских корпусов дореволюционной России.Во-четвертых, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание современного подрастающего поколения во многом зависит от педагогического состава общеобразовательных школ. Современные школьники нуждаются в учителях, которые неравнодушны к их трудностям и проблемам. Им необходим мудрый наставник, с которым всегда можно посоветоваться, не рискуя услышать назидательную нотацию. Помимо этого, современный учитель должен обладать широким кругозором, а также он должен быть творческой личностью с высокими морально-нравственными ценностями. Нестандартный подход к собственному предмету, применение современных технологий, умение сочетать информацию из различных источников, сочетание различных точек зрения на изучаемые события вряд ли оставят равнодушными современных школьников, которые привыкли получать «свежую» информацию по телевидению или из Интернета. Помимо школьной программы, современные педагоги всегда могут воспользоваться такими формами организационной деятельности, как музейный урок или занятие в библиотеке, которые также служат военно-патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения.Наконец, следует сказать, что только сочетание современных возможностей и опыта, накопленного предыдущими поколениями, позволит преодолеть нравственно-духовный кризис и воспитать граждан Российской Федерации настоящими патриотами своей страны. Ведь педагогический опыт наставников и воспитателей, некогда практиковавших в кадетских корпусах, оказал неоценимое влияние не только на развитие учащихся, но и на судьбу страны. Благодаря деятельному участию педагогов и воспитателей из стен кадетских корпусов выходили истинные патриоты, исполненные гордости за свое Отечество, готовые служить на благо страны и защищать ее, если возникнет на то необходимость. Аналогичным опытом может воспользоваться педагогический состав современной общеобразовательной школы, подключив к работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию сотрудников музеев и библиотек. Следует отметить, что воспитанники кадетских корпусов практически не покидали стен своих учебных заведений, а современные школьники живут в семье, которая оказывает существенное влияние на формирование личности человека и гражданина. В связи с этим, следует говорить о необходимости школы и родителей объединить усилия по воспитанию подрастающего поколения.Таким образом, можно утверждать, что патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения было и остается одной из базовых основ национальной безопасности страны. Нельзя отрицать, что воспитание цельных личностей с активной гражданской позицией в современных школах возможно только при наличии сильного педагогического состава, который станет достойным примером для подражания. Однако, сегодня наблюдается тревожная тенденция: учителя превращаются в «урокодателей» в связи с увеличением количества документации, обязательной к заполнению. В таких условиях общение с учениками и контроль за взаимоотношениями в классе представляется затруднительным. Очевидно, что административному аппарату предстоит пересмотреть обязанности педагогов с целью максимально освободить их от «бумажной» работы и всецело посвятить себя общению с учащимися, поскольку это и позволит сформировать характеры будущих государственных и военных деятелей Российской Федерации ХХIвека.Список литературыНормативно-правовая базаКонцепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. [Текст]: одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол No2(12) - П4 от 21 мая 2003 г.).Учебно-методические пособияАлпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Дис... докт. пед. наук. — Рязань, 1948. — 434 с.Балунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического ВУЗа: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Кострома, 2000. — 22 с.Басаев В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России: XVIII — начало XX вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук. — Омск, 2000.- 38с.Военная педагогика /Под ред. Данченко А.М., Выдрина И.Ф. — М., 1973. — 211 с.Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД "Авторское перо", - 2006. - 172 с.Вяземский, Е.Е., Следзевский, И.В., Евладова, Е.Б. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов // Основы государства и права. - 2007. № 2.- С.42-46.Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях в период 1700-1656 гг. — 2-е изд. — СПб, 1904. — С. 99 -124.Герштейнцвейг В.К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. — СПб., 1911. — 42 с.Глинка Н.Ф. Письма русского офицера// сост., текстол. подгот., примеч. и посл. С. Серкова. – М.: Воениздат, 1987. – 393 с. Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство "Астрель", 2003. - 172 с.Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений: 1700-1910 гг. — М., 1917. — 192 с.Драгомиров М.И. Вопросы воспитания и обучения войск. -М.,1956-687с. Жесткова Т.П. Краткий очерк развития кадетских корпусов в России: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 1944. — 20 с.Зайончковский П.А. Справочник по истории дореволюционной России.-М.,1978-625с.Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.Иванов И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников. Автореф. дис… док.пед. наук. — Л., 1972. — 32 с.Исаков Е П. Военная быль: о доблести, добре и красоте / Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов. — М., 2000. — 389 с.Каменкова, Л. Как воспитать патриота [Текст] / Л.Каменкова // Народное образование. - 1999. - № 5.-С.249Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992. — 128 с.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М., 1996. — 160 с.Карагезов К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. — Воронеж, 1979. – 113 с.Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 112 c.Комаров, А.В. Научно-методическое моделирование историко-патриотического воспитания в современной школе / А.В. Комаров // Внешкольник. - 2006. - № 11. - С.19-22.Котруца Л. И. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: диссертация …кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 / Л. И. Котруца - Майкоп. - 2009. - 208 с.Курмышов В.М. Воспитание в кадетских корпусах России: Анализ педагогического опыта 1882-1917 г.г. Автореф. дис… канд. пед. наук. - СПб., 1997. – 21 с.Лалаев М.С. Исторический очерк Военных учебных заведений подведомственных ГУВУЗй 4.111(1881-1892) .- Спб. – 164 с.Лузанов П.Ф. Сухопутный Шляхетный корпус Исторический очерк, 1 732-1 74 1.Вы. 1 .-СПб, 1 745. – 188 с.Лукашев П.Д. Военное обучение и воспитание в кадетских корпусах царской России (1882-1917 г.г.) — М., 1952. — 73 с.Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В.И. Лутовинов. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2013. - 208 c.Макаров А.Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. — СПб., - 1902 . – Вып. 1. – С. 9.Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2012. – 304 c.Микрюков, В. Военно-патриотическое воспитание в школе / В. Микрюков. - М.: ВАКО, 2012. – 404 c.Меньшов В.М. Российские кадеты. – Мурманск, 2000. – 333 с.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.Попов А.А., Плеханов А.М. От кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД) СССР (1731-1960 гг.). – М., 1998. — 239 с.Правила для испытания кадет при приеме и переводе из класс и при окончании курса в кадетских корпусах. -СПб,1899. – 24 с.Правила первого кадетского корпуса. -СПб, 1897-14с.Рыбчинчук А.С. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров :: По опыту частей и подразделений РВСН :Дис. канд. пед. наук : 13.00.01.- М., 1997.- 250с.Рябинин, Б. Друг, воспитанный тобой / Б. Рябинин. - М.: Детская литература, 2010. - 176 c.Рябова М.Г., Уваров Е.А. Смысложизненные ориентации как основной психологический критерий качества жизни субъекта (субъективного качества жизни) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2009. Т.3. №2. С.97-106.Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.Сахаров В.А. Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского: Дисс. ... канд. пед. наук. — Киров, 1998. — 220 с.Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. - М.: АПН СССР, 2000. – с. 358Тисленкова, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / И.А. Тисленкова. - М.: Учитель, 2013. - 176 c.Титова Л.А. Социальное воспитание проблемных подростков как органическая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. - Челябинск: Изд-во ГПУ, 2014. – 357Ткаченко Т.В. Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ: дис… канд. пед. наук. – М., 2004. – 216.Щеглова, Евгения Петровна Мифы И Реальность Патриотизма / Щеглова Евгения Петровна. - Москва: СИНТЕГ, 2011. - 992 c.Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. (Книга для учителя). М.: Просвещение, 1986. - 65 с.Уваров И. А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России: Дис. канд. пед. наук. — М., 1996.- 196 с.Устякин В.Е. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук: М., 2009.Периодические изданияБыков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21.Власова, Е.Л. Критерии и параметры современного гражданского образования / Е.Л. Власова // Вестник университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1. - С.142-144.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. № 8. – С. 17.Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия / А.В. Мудрик // Классный руководитель. - 2002. - №5. С. 51-56Никандров, Н. Воспитание и социализация в современной России / Н. Никандров // Народное образование. - 2006. - № 9. - С.21-26.Разуваева, И.И. Метод ученического проектирования в гражданско-патриотическом воспитании школьников / И.И. Разуваева // Образование в современной школе. - 2005. - №. 4. - С.145-152.Савотина, Н. Научное осмысление российского патриотизма / Н. Савотина // Педагогика. - 1968. - №1. - С.114-118Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. С. 37-43.Семыкина, Е.Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е.Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С.21-25.Следзевский, И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 7. - С.9-15.Смирнов А. Знамя есть священная хоругвь...// Родина. 1995. - № 5 - С. 90-94.Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый, 2016. № 8. – с. 10.К вопросу о воспитании в кадетских корпусах./Педагогический сборник.-1 91 0-№1 -с. 1 -21 ,№2-с. 113-124.Ваулин A.M. К вопросу о воспитании в кадетских корпусах / Офицерская жизнь .1910 №212,213.Грономов А.А. Становление военной школы России / Военный вестник. -1994-№3 , с.12-14.Филиппова, Л. Эффективность гражданского воспитания // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2007. - № 1. - С.180-182.Электронные ресурсыБелаш Г.Н. Творческая работа. «Роль библиотеки в патриотическом воспитании школьников». https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/10/12/rol-biblioteki-v-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).Козырев С.А., Олейников В. С. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/retrospektivnyy-analiz-patrioticheskogo-vospitaniya-v-kadetskih-korpusah-dorevolyutsionnoy-rossii-1, свободный. – Электронная библиотека (дата обращения 28 октября 2019).Марченко Е.В. Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны [Электронный ресурс] – URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611668/, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 22 октября 2019).Научно-исследовательская работа ученика 6-д класса «Формирование чувства патриотизма у школьников». [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/23/nauchno-issledovatelskaya-rabota-uchenika-6-d-klassa-formirovanie, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).Рассказов Ю.В. Краткий курс истории кадетского образования в России [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-po-istorii-kadetskogo-obrazovaniya-v-rossii-739325.html, свободный. - Электронная библиотека (Дата обращения 28 октября 2019).Резникова Л.А. Элективный курс «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации». [Электронный ресурс] – URL: https://worldofteacher.com/3671-563.html, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся. [Электронный ресурс] – URL: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/urok_kak_osnovnaia_forma_patriotichieskogho_vospitaniia_uchashchikhsia, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).Усманова А.В., Мороз Н.В. Статья «Музейный урок – одно из средств нравственно-патриотического воспитания школьника». [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/05/28/muzeynyy-urok-kak-odno-iz-sredstv-nravstvenno, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.[Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/80/14351/, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).
Нормативно-правовая база
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. [Текст]: одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол No2(12) - П4 от 21 мая 2003 г.).
Учебно-методические пособия
2. Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Дис... докт. пед. наук. — Рязань, 1948. — 434 с.
3. Балунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического ВУЗа: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Кострома, 2000. — 22 с.
4. Басаев В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России: XVIII — начало XX вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук. — Омск, 2000.- 38с.
5. Военная педагогика /Под ред. Данченко А.М., Выдрина И.Ф. — М., 1973. — 211 с.
6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД "Авторское перо", - 2006. - 172 с.
7. Вяземский, Е.Е., Следзевский, И.В., Евладова, Е.Б. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов // Основы государства и права. - 2007. № 2.- С.42-46.
8. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях в период 1700-1656 гг. — 2-е изд. — СПб, 1904. — С. 99 -124.
9. Герштейнцвейг В.К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. — СПб., 1911. — 42 с.
10. Глинка Н.Ф. Письма русского офицера// сост., текстол. подгот., примеч. и посл. С. Серкова. – М.: Воениздат, 1987. – 393 с.
11. Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство "Астрель", 2003. - 172 с.
12. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений: 1700-1910 гг. — М., 1917. — 192 с.
13. Драгомиров М.И. Вопросы воспитания и обучения войск. -М.,1956-687с.
14. Жесткова Т.П. Краткий очерк развития кадетских корпусов в России: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 1944. — 20 с.
15. Зайончковский П.А. Справочник по истории дореволюционной России.-М.,1978-625с.
16. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
17. Иванов И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников. Автореф. дис… док. пед. наук. — Л., 1972. — 32 с.
18. Исаков Е П. Военная быль: о доблести, добре и красоте / Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов. — М., 2000. — 389 с.
19. Каменкова, Л. Как воспитать патриота [Текст] / Л.Каменкова // Народное образование. - 1999. - № 5.-С.249
20. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992. — 128 с.
21. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М., 1996. — 160 с.
22. Карагезов К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. — Воронеж, 1979. – 113 с.
23. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 112 c.
24. Комаров, А.В. Научно-методическое моделирование историко-патриотического воспитания в современной школе / А.В. Комаров // Внешкольник. - 2006. - № 11. - С.19-22.
25. Котруца Л. И. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: диссертация …кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 / Л. И. Котруца - Майкоп. - 2009. - 208 с.
26. Курмышов В.М. Воспитание в кадетских корпусах России: Анализ педагогического опыта 1882-1917 г.г. Автореф. дис… канд. пед. наук. - СПб., 1997. – 21 с.
27. Лалаев М.С. Исторический очерк Военных учебных заведений подведомственных ГУВУЗй 4.111(1881-1892) .- Спб. – 164 с.
28. Лузанов П.Ф. Сухопутный Шляхетный корпус Исторический очерк, 1 732-1 74 1.Вы. 1 .-СПб, 1 745. – 188 с.
29. Лукашев П.Д. Военное обучение и воспитание в кадетских корпусах царской России (1882-1917 г.г.) — М., 1952. — 73 с.
30. Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В.И. Лутовинов. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2013. - 208 c.
31. Макаров А.Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. — СПб., - 1902 . – Вып. 1. – С. 9.
32. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2012. – 304 c.
33. Микрюков, В. Военно-патриотическое воспитание в школе / В. Микрюков. - М.: ВАКО, 2012. – 404 c.
34. Меньшов В.М. Российские кадеты. – Мурманск, 2000. – 333 с.
35. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
36. Попов А.А., Плеханов А.М. От кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД) СССР (1731-1960 гг.). – М., 1998. — 239 с.
37. Правила для испытания кадет при приеме и переводе из класс и при окончании курса в кадетских корпусах. -СПб,1899. – 24 с.
38. Правила первого кадетского корпуса. -СПб, 1897-14с.
39. Рыбчинчук А.С. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров :: По опыту частей и подразделений РВСН : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01.- М., 1997.- 250с.
40. Рябинин, Б. Друг, воспитанный тобой / Б. Рябинин. - М.: Детская литература, 2010. - 176 c.
41. Рябова М.Г., Уваров Е.А. Смысложизненные ориентации как основной психологический критерий качества жизни субъекта (субъективного качества жизни) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2009. Т.3. №2. С.97-106.
42. Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.
43. Сахаров В.А. Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского: Дисс. ... канд. пед. наук. — Киров, 1998. — 220 с.
44. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. - М.: АПН СССР, 2000. – с. 358
45. Тисленкова, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / И.А. Тисленкова. - М.: Учитель, 2013. - 176 c.
46. Титова Л.А. Социальное воспитание проблемных подростков как органическая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. - Челябинск: Изд-во ГПУ, 2014. – 357
47. Ткаченко Т.В. Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ: дис… канд. пед. наук. – М., 2004. – 216.
48. Щеглова, Евгения Петровна Мифы И Реальность Патриотизма / Щеглова Евгения Петровна. - Москва: СИНТЕГ, 2011. - 992 c.
49. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. (Книга для учителя). М.: Просвещение, 1986. - 65 с.
50. Уваров И. А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России: Дис. канд. пед. наук. — М., 1996.- 196 с.
51. Устякин В.Е. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук: М., 2009.
Периодические издания
52. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21.
53. Власова, Е.Л. Критерии и параметры современного гражданского образования / Е.Л. Власова // Вестник университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1. - С.142-144.
54. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. № 8. – С. 17.
55. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия / А.В. Мудрик // Классный руководитель. - 2002. - №5. С. 51-56
56. Никандров, Н. Воспитание и социализация в современной России / Н. Никандров // Народное образование. - 2006. - № 9. - С.21-26.
57. Разуваева, И.И. Метод ученического проектирования в гражданско-патриотическом воспитании школьников / И.И. Разуваева // Образование в современной школе. - 2005. - №. 4. - С.145-152.
58. Савотина, Н. Научное осмысление российского патриотизма / Н. Савотина // Педагогика. - 1968. - №1. - С.114-118
59. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. С. 37-43.
60. Семыкина, Е.Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е.Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С.21-25.
61. Следзевский, И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 7. - С.9-15.
62. Смирнов А. Знамя есть священная хоругвь...// Родина. 1995. - № 5 - С. 90-94.
63. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый, 2016. № 8. – с. 10.
64. К вопросу о воспитании в кадетских корпусах./Педагогический сборник.-1 91 0-№1 -с. 1 -21 ,№2-с. 113-124.
65. Ваулин A.M. К вопросу о воспитании в кадетских корпусах / Офицерская жизнь .1910 №212,213.
66. Грономов А.А. Становление военной школы России / Военный вестник. -1994-№3 , с.12-14.
67. Филиппова, Л. Эффективность гражданского воспитания // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2007. - № 1. - С.180-182.
Электронные ресурсы
68. Белаш Г.Н. Творческая работа. «Роль библиотеки в патриотическом воспитании школьников». https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/10/12/rol-biblioteki-v-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).
69. Козырев С.А., Олейников В. С. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/retrospektivnyy-analiz-patrioticheskogo-vospitaniya-v-kadetskih-korpusah-dorevolyutsionnoy-rossii-1, свободный. – Электронная библиотека (дата обращения 28 октября 2019).
70. Марченко Е.В. Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны [Электронный ресурс] – URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611668/, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 22 октября 2019).
71. Научно-исследовательская работа ученика 6-д класса «Формирование чувства патриотизма у школьников». [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/23/nauchno-issledovatelskaya-rabota-uchenika-6-d-klassa-formirovanie, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).
72. Рассказов Ю.В. Краткий курс истории кадетского образования в России [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-po-istorii-kadetskogo-obrazovaniya-v-rossii-739325.html, свободный. - Электронная библиотека (Дата обращения 28 октября 2019).
73. Резникова Л.А. Элективный курс «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации». [Электронный ресурс] – URL: https://worldofteacher.com/3671-563.html, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).
74. Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся. [Электронный ресурс] – URL: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/urok_kak_osnovnaia_forma_patriotichieskogho_vospitaniia_uchashchikhsia, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).
75. Усманова А.В., Мороз Н.В. Статья «Музейный урок – одно из средств нравственно-патриотического воспитания школьника». [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/05/28/muzeynyy-urok-kak-odno-iz-sredstv-nravstvenno, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).
76. Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/archive/80/14351/, свободный. – Электронная библиотека (Дата обращения 02 ноября 2019).
Вопрос-ответ:
Какие особенности были в патриотическом и нравственном воспитании в кадетских корпусах Российской империи?
Особенности патриотического и нравственного воспитания в кадетских корпусах Российской империи включали в себя военные занятия и тренировки, которые формировали у воспитанников чувство патриотизма и любовь к родине. Также воспитанники получали моральные и этические уроки, которые развивали у них нравственные качества и характер.
Как развивалась воспитательная работа в кадетских корпусах Российской империи в ХVIII - начале ХХ века?
Воспитательная работа в кадетских корпусах Российской империи в ХVIII - начале ХХ века проходила несколько стадий развития. Сначала она была ориентирована на формирование воспитанников в качестве будущих офицеров. Затем она стала всесторонней, включая не только военную подготовку, но и образование, а также развитие личностных качеств учеников.
Какие теории и практики использовались во время военно-патриотического и нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России?
Во время военно-патриотического и нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России использовались различные теории и практики. Одной из них была теория формирования воспитанников в качестве будущих офицеров, которая предполагала строгую военную подготовку и дисциплину. Также использовались практики, способствующие развитию патриотических и нравственных качеств учеников, такие как участие в общественных мероприятиях и помощь нуждающимся.
Какие цели преследовала воспитательная работа в кадетских корпусах Российской империи?
Воспитательная работа в кадетских корпусах Российской империи преследовала несколько целей. Во-первых, целью было формирование воспитанников в качестве будущих офицеров, готовых к защите родины и исполнению служебных обязанностей. Во-вторых, воспитание в кадетских корпусах направлялось на развитие патриотических и нравственных качеств учеников, создание у них чувства ответственности и гражданской позиции.
Какие были основные принципы патриотического и нравственного воспитания в кадетских корпусах Российской Империи?
Основными принципами патриотического и нравственного воспитания в кадетских корпусах Российской Империи были формирование любви к Родине и приверженности к идеям монархии, развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников, таких как честность, дисциплинированность, патриотизм и долг перед Отечеством.
Какие теории и практики использовались в военно-патриотическом и нравственном воспитании в кадетских корпусах Российской Империи?
В военно-патриотическом и нравственном воспитании в кадетских корпусах Российской Империи использовались различные теории и практики, включая военно-педагогическое направление, которое предполагало применение военных методов и дисциплины для воспитания патриотических чувств, а также религиозное воспитание и воспитание через образцы героизма и подвигов воинов.
Каким образом развивалась воспитательная работа в кадетских корпусах Российской Империи в XVIII - начале XX века?
Воспитательная работа в кадетских корпусах Российской Империи в XVIII - начале XX века прошла через несколько этапов. Сначала она была организована по образцу западных военных учебных заведений, затем происходило становление системы преемственного воспитания, с учетом уровня образования и возрастных групп. В конечном итоге была выработана система воспитания, основанная на принципах патриотического и духовно-нравственного развития.
Какие изменения произошли в воспитательной работе в кадетских корпусах Российской Империи в рубежном периоде?
В рубежном периоде в воспитательной работе в кадетских корпусах Российской Империи произошли значительные изменения. В связи с общественными и политическими потрясениями, уровень воспитания понизился, произошли сдвиги в идеологии и методологии, но все же сохранялись основные принципы патриотического и нравственного развития воспитанников.