постимпрессионизм как переходный этап к модернизму

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 37 37 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 04.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ИМПРЕССИОНИЗМА К ПОСТИМПРЕССИОНИЗМУ.................................................................................5
1.1 История появления и первооткрытия постимпрессионизма.........................5
1.2 Особенности и основные характеристики постимпрессионизма как художественного направления..............................................................................8
ГЛАВА 2. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ...................................................................................................11
2.1 Выдающиеся художники эпохи постимпрессионизма и основные идеи их творчества..............................................................................................................11
2.2 Модернизм и новые течения в изобразительном искусстве.......................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...
Фрагмент для ознакомления

«Кто мы?» - представляет собой зрелость, люди в центре произведения. «Куда мы идем?» - будто воплощает седовласая женщина слева, обхватив голову руками. Она задумана размышлениями о безысходности и конце жизни, а символическим изображением белой птицы в ногах старушки, Гоген обесценивает слова и все размышления. Но с помощью голубого истукана на заднем плане картины, художник не теряет веры в то, что есть параллельный, высший свет.[10]Создав эту работу, художник был уверен, что ничего лучшего он больше никогда не напишет, потому чуть не покончил с собой. Многие зрители, которые видели эту картину, отмечали, что она может привести в восторг, а может и наоборот, ввести в апатию. В 1898 году картина попадает в Париж. Ее перевозит Джордж де Монфред за поручением самого Гогена. В дальнейшем у картины была непростая судьба: ее много раз покупали и продавали разные торгаши. В 1936 году данное полотно покупает Галерея Марии Гарриман в Нью-Йорке. А еще позже картину купит Бостонский музей искусств. Эта картина стала поворотным и новаторским произведением искусства постимпрессионистского стиля Гогена. Его характеризует четкость написания и широкие мазки, но вместе с тем полотно наполнено эмоциями и внутренней силой.2.2 Модернизм и новые течения в изобразительном искусствеХудожники постимпрессионизма, уходя от академического изображения реальности (реализма в живописи), так же отказываются от поиска выражения сиюминутных впечатлений (творчества импрессионистов). Они уже стремятся изображать самые основные, «главные» элементы окружающего мира. Постоянно конкурируя за способы выражения с меняющимся импрессионизмом (существующем параллельно), художники-постимпрессионисты прибегают даже к декоративной стилизации. В отличие от породившего их импрессионизма, они не ограничиваются поиском способов взгляда на реальность, а идут дальше - выражая увиденное не тождественным реальности взглядом, постепенно отказываясь от реализма. После множества экспериментов и формируются направления, сложившиеся в постимпрессионизм, а сами направления со временем породят разнообразие стилей модерна (модернизм).[19]Конструктивистское видение мира Сезанна, символизм идекоративность Гогена, пронзительная выразительность цвета Ван Гога, графическая стихия мастера плаката Тулуз-Лотрека - стали связующим звеном междуискусством XIX и XX в., толчком для развития ряда других художественныхстилей и течений. Как считают исследователи, к постимпрессионизму принадлежиттакже творчествонеоимпрессионистов. Представители этого направления на основенаучных достижений стремились довести до логического завершения эмпирическиенаходки предшественников, передать с помощью живописных приемов всебогатство оптических эффектов. Главным методом неоимпрессионистов сталдивизионизм. Французский теоретик неоимпрессионизма Жорж-Пьер Сера (1859-1891) на основе дивизионизма разработал необычную технику письма - пуантилизм. Он пришел к выводу, что смесь отдельных точечных мазков дает значительносильнее зрительный эффект, чем традиционные способы живописи. [19]На картинахживописца все детали были составлены из точек чистых цветов, композициитщательно продумывались, выверялись до мелочей. Пылким сторонникомпуантилизма стал Синьяк (1863-1935). Картины художника можно былорассматривать только издалека, потому что вблизи они превращались в мозаику.Однако это было новое слово в искусстве живописи, которое дало импульс дляразвития авангардных направлений. Согласно теории единства живописной имузыкальной гармонии П. Синьяк нумеровал свои произведения как музыкальные опусы, назвалсерию пейзажей «аллегро» и «адажио». [2]Прошлый XX век вошел в историческую летопись человечества как век стремительного технического прогресса и невиданных открытий, изменивших традиционные представления о пространстве и времени. Оно сказалось выходом человека в космос и проникновением в тайны подсознания. Однако это было время двух мировых и многих региональных войн, революций и социальных конфликтов, техногенных катаклизмов и экологических катастроф. В этот период обострились национальные и религиозные противоречия между народами, которые по-разному воспринимают этот мир.Способность человека создавать художественные образы, воплощать пережитое на холсте, в камне или звуках ярко проявилась в искусстве, полном противоречий и открытий, поисками новых средств художественной выразительности. Искусство прошлого века существенно отличается от предыдущих периодов, будто между ними лежит пропасть. Оно кажется слишком сложным для понимания, невероятно напряженным. [16]На самом деле, оно, как и во все времена, отражает и выражает дух своей эпохи, воплощает внутренний мир современников, которые активно выражают протест против действительности, разрушают индивидуальность или пытаются отгородиться от жизненных проблем иронией, гротеском. Добро и зло, счастье и горе, война и мир, любовь и ненависть, урбанизация среды и нетронутая природа, которая предоставляла вдохновение, - диапазон тем современного искусства, которое играет роль своеобразного «барометра» цивилизации. [16]Для развития новых тенденций в искусстве европейских стран важными были такие факторы, как активизация деятельности художественных школ (Баухауз в Германии и т.д.), проведение художественно-промышленных выставок. Например, в 1889 году в Париже была построена ажурная металлическая башня как временное сооружение для Всемирной выставки, но творение архитектора Гюстава Эйфеля (1832- 1923) впоследствии стало не только визитной карточкой Франции, но и художественным символом технического и строительного прогресса своей эпохи. В искусстве на рубеже веков не было единого господствующего стиля, оно ознаменовалось вспышкой целого ряда новаторских художественных стилей, которые впоследствии объединили общим условным названием - модернизм. Это интересное и масштабное движение царило в течение первой половины XX в. в виде многих новых форм творчества, в которых возобладали свободный взгляд и творческая интуиция художника, который меняет мир по своему усмотрению, соблюдая личные впечатления, идеи, представления, а не классические традиции. Он был настолько богат художественными шедеврами, что разделился на отдельные художественные течения по определенным характерным признакам. [2]В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра устоявшихся академических традиций и время появления новых тенденций в искусстве. В широком смысле модернизм — это «другое искусство», которое имеет программный антитрадиционный характер, главной целью которого становится создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и личностном видении мира художником, который открывает принципиально новые выразительные художественные средства.В советской критике понятие «модернизм» применяли ко всем течениям искусства XX в., которые не соответствовали канонам официально провозглашенного социалистического реализма. К совокупности стилей и течений модернизма относятся его прямые предшественники, такие как символизм, импрессионизм и модерн, авангардные явления - нео и постимпрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, а также более поздние новации - абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. Чтобы избежать путаницы, необходимо различать два понятия «модернизм» и «модерн». Модерн - это более узкое понятие по сравнению с модернизмом, ведь оно характеризует конкретный художественный стиль, который был известен в конце XIX - начале XX в. преимущественно в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и существовал до конца Первой мировой войны. [17]Модерн предшествовал модернизму, включая многие страны, где получил различные названия и имел свои особенности. Однако со временем этот стиль стали причислять к модернизму. [17]Модернизм, для которого знаковой чертой стала полистилистика, превратился в синоним всего неклассического искусства конца XIX - первой половины XX в. Он имел философское основание, охватил все виды искусства: архитектуру, живопись, графику, музыку, театр, кино. Как явление культуры он характеризуется разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества и стремлением утвердить новые, нетрадиционные основы в искусстве. [2]В отличие от точного отражения окружающей жизни, присущего предыдущим эпохам, модернизм базируется на идеях невозможностипознания и воспроизведения современного мира средствами классического искусства. Несмотря на стилевые различия между собой, модернисты обычно изображали действительность как царство абсурда, хаоса. Они не стремились к тому, чтобы их творчество было понятным для всех, а наоборот сознательно ставили себе целью создавать элитарное «искусство для искусства».Модернизм характеризуется непрерывным поиском новых оригинальных идей, обновлением художественных форм, утверждением их приоритета над содержанием. А содержанием художественного произведения становится формообразование, которое вызывает эстетические чувства и эмоциональные переживания. Это был своеобразный бунт против реалистического восприятия мира. Почему модернизм смог завоевать любовь зрителей и дать старт для развития новых интересных течений? Потому что это была революция в искусстве. Он возник как протест против устаревших традиций. Творческие люди искали новые способы самовыражения и отражения действительности.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель написания данной курсовой работы (изучение постимпрессионизма как переломного направления в развитии мирового изобразительного искусства, влияние его на другие виды искусства) достигнута, так как решены следующие задачи:1. Изучена история появления и первооткрытия постимпрессионизма.2. Рассмотрены особенности и основные характеристики постимпрессионизма как художественного направления.3. Проанализированы творчество выдающихся художников эпохи постимпрессионизма и основные идеи их картин.4. Изучены модернизм и новые течения в изобразительном искусстве XXвека.Постимпрессионизм (фр. Postimpressionisme) - направление в изобразительном искусстве, которое возникло в 1880-х годах. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек.Постимпрессионизм выдвинул художественную концепцию, которая утверждает, что наступает конец солнечной беззаботности человека, потерявшего иллюзии, которые так полно проявлялись в творчестве импрессионистов. Надежды человечества на солнечный мир, полный счастья и справедливости, испарились.Художники-постимпрессионисты П. Сезанн, В. Ван Гог и П. Гоген не были объединены ни общей программой, ни общим методом. Хотя эти художники начали работать параллельно с импрессионистами и испытали их влияние, они считали своей главной задачей - передавать не видимость предметов, а их сущность, идею, используя образ как знак, символ.Поль Сезанн был не только выдающийся мастер композиции, но и выдающийся колорист, которого сравнивают с Тицианом, П. П. Рубенсом и Э. Делакруа. В его зрелом творчестве романтическая напряженность чувств сочеталась с классической ясностью и строгостью. Взяв за основу традиции классицизма и романтизма, П. Сезанн привел их к окончательному единству и тем самым завершил целую эпоху. Ван Гог использовал в своей живописи насыщенные цвета и размашистые мазки. Подобно Гогену, он много экспериментировал и отвергал импрессионистское и академическое представление о живописи, создавая новые подходы к нему. Цвет был главным инструментом, с помощью которого Ван Гог выражал эмоции.Стиль П. Гогена, гармонично сочетающий импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, прекрасно подходил для изображения «нецивилизованных» народов. Его живопись — это полные гармонии метафоры со сложным содержанием, которые часто пронизаны языческим мистицизмом.Модернизм, для которого знаковой чертой стала полистилистика, превратился в синоним всего неклассического искусства конца XIX - первой половины XX в. Он имел философское основание, охватил все виды искусства: архитектуру, живопись, графику, музыку, театр, кино. Как явление культуры он характеризуется разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества и стремлением утвердить новые, нетрадиционные основы в искусстве. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВан Гог В. Письма к брату Тео / [пер. П. Мелковой]. –Санкт-Петербург: Азбука, 2013.Вентури Л. Художники нового времени/ пер. с ит. Л. Бродской. СПб.: Азбука-классика, 2007.Герман М. Ю. Импрессионизм: основоположники и последователи. СПб.: Азбука-классика, 2008.Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века / Герман М., Издательство: Азбука. – 2016. – 384 с.Гоген П. Ноа Ноа: Письма, эссе, статьи/ пер.: Н. Рыкова и др. СПб.: Азбука-классика, 2001.Денвир, Б. Импрессионизм. Художники и картины / Б. Денвир.– М.: Белый город, 2008. - 424 с.Зарецкая, Д.М., Смирнова, В.В. Мировая художественная культура /Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова. -- М.: Издательский центр АЗ, 2008. – 360 с.Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. (пер. С.Тархановой и Ю.Яхниной). — Серия "Биографии и мемуары". — М.: Прогресс, 1973.Перрюшо, А. Жизнь Сезанна Пер. с фр. / А. Перрюшо; [Послесл. К. Богемской]. – М.: Радуга, 1991. – 351 с. (Библиотечная серия). – ISBN 5-05-002302-5.Перрюшо, А. Поль Гоген / А. Перрюшо; [пер. с фр. Ю.Я. Яхниной; послесл. К. Богемской]. – Москва: Искусство, (Жизнь в искусстве). 1979. – 318 с.Поспелов Г. О движении и пространстве у Сезанна // Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка/ под ред. А. Д. Чегодаева и др. М.: Искусство, 1976. С. 112-131.Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. М.: Искусство, 1973.Радугин А.А. Культурология. — М.: Центр, 2001. — 304 с.Ревалд Д. Постимпрессионизм: От Ван Гога до Гогена / [пер. с англ. П.В. Мелковой; вступ. ст. и общ. ред. М.А. Бессоновой]. Москва: Республика: ТЕРРА –Кн. клуб, 2002.Ревалд, Д. История импрессионизма/ Д.Ревалд. - М.: Республика, 2003. - 413 с.Рыков А. В. К вопросу о становлении модернистской парадигмы в искусстве XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 2. - 2013. - Вып. 3. - С. 123-132.Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. М.: Искусство, 1989.Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников /пер. Е. Классона, Л. Липман. М.: Искусство, 1972.Шишова Н. В. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Шишова, Т. В. Акулич, М. И. Бойко и др. / Под ред. Н. В. Шишовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 368 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ван Гог В. Письма к брату Тео / [пер. П. Мелковой]. –Санкт-Петербург: Азбука, 2013.
2. Вентури Л. Художники нового времени/ пер. с ит. Л. Бродской. СПб.: Азбука-классика, 2007.
3. Герман М. Ю. Импрессионизм: основоположники и последователи. СПб.: Азбука-классика, 2008.
4. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века / Герман М., Издательство: Азбука. – 2016. – 384 с.
5. Гоген П. Ноа Ноа: Письма, эссе, статьи/ пер.: Н. Рыкова и др. СПб.: Азбука-классика, 2001.
6. Денвир, Б. Импрессионизм. Художники и картины / Б. Денвир.– М.: Белый город, 2008. - 424 с.
7. Зарецкая, Д.М., Смирнова, В.В. Мировая художественная культура /Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова. -- М.: Издательский центр АЗ, 2008. – 360 с.
8. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. (пер. С.Тархановой и Ю.Яхниной). — Серия "Биографии и мемуары". — М.: Прогресс, 1973.
9. Перрюшо, А. Жизнь Сезанна Пер. с фр. / А. Перрюшо; [Послесл. К. Богемской]. – М.: Радуга, 1991. – 351 с. (Библиотечная серия). – ISBN 5-05-002302-5.
10. Перрюшо, А. Поль Гоген / А. Перрюшо; [пер. с фр. Ю.Я. Яхниной; послесл. К. Богемской]. – Москва: Искусство, (Жизнь в искусстве). 1979. – 318 с.
11. Поспелов Г. О движении и пространстве у Сезанна // Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка/ под ред. А. Д. Чегодаева и др. М.: Искусство, 1976. С. 112-131.
12. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. М.: Искусство, 1973.
13. Радугин А.А. Культурология. — М.: Центр, 2001. — 304 с.
14. Ревалд Д. Постимпрессионизм: От Ван Гога до Гогена / [пер. с англ. П.В. Мелковой; вступ. ст. и общ. ред. М.А. Бессоновой]. Москва: Республика: ТЕРРА –Кн. клуб, 2002.
15. Ревалд, Д. История импрессионизма/ Д.Ревалд. - М.: Республика, 2003. - 413 с.
16. Рыков А. В. К вопросу о становлении модернистской парадигмы в искусстве XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 2. - 2013. - Вып. 3. - С. 123-132.
17. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. М.: Искусство, 1989.
18. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников /пер. Е. Классона, Л. Липман. М.: Искусство, 1972.
19. Шишова Н. В. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Шишова, Т. В. Акулич, М. И. Бойко и др. / Под ред. Н. В. Шишовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 368 с.