Проектная культура педагога дошкольной образовательной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 44 44 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.03.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования проектной культуры педагога дошкольной образовательной организации 6
1.1 Понятие культуры 6
1.2 Характеристика педагогического проектирования 11
1.3 Характеристика проектной культуры педагога дошкольной образовательной организации 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию проектной культуры педагога дошкольной образовательной организации 24
2.1 Актуальный уровень проектной культуры педагога дошкольной образовательной организации 24
2.2 Семинар-практикум на тему «Использование проектного метода в образовательном процессе современного дошкольной образовательной организации» 27
2.3 Повторная диагностика проектной культуры педагога дошкольной образовательной организации 34
Заключение 39
Библиографический список 43




Фрагмент для ознакомления

Вопрос: Уважаемые коллеги! Давайте подумаем, в чём преимущества метода проектов? По очереди, не повторяясь, назовите преимущества метода проектов.Вед: Благодарю вас за участие! Действительно, проектный метод развивает у всех участников умение планировать свою деятельность, общаться друг с другом, способствует укреплению отношений между педагогами, ребенком, родителями. Данный метод основывается на личностно-ориентированном подходе в образовании, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.Практическое задание: Игровое упражнение «Аббревиатура»У вас на столах лежат карточки желтого и красного цвета. У одной группы на карточке написано слово ПРОЕКТ, у другой – слово МЕТОД.На каждую букву предложенных слов, в течение 1 минуты вам нужно подобрать слова, которые имеют отношение к обсуждаемой теме. При этом ваши слова могут представлять любую часть речи.Давайте послушаем, что же у вас получилось. Действительно, подобранные вами слова имеют отношение к методу проектовВед: Уважаемые коллеги! При организации и проведении проекта возникает ряд трудностей.При подготовке к проведению мероприятия, в нашем коллективе было проведено исследование «Выявление уровня освоения проектным методом». Нами были получены следующие результаты:- испытывают трудности в разработке и реализации проекта – 40 %- испытывают затруднения в постановке цели и задач проекта – 50 %,- испытывают сложность в выборе приемов, которые способствуют развитию активности, самостоятельности ребенка – 30%Вывод: Таким образом, мы видим, что существуют проблемы, которые нам предстоит решать. И мы постараемся определить стратегию данного вопроса.Вед: Уважаемые коллеги! Часто педагоги заменяют понятия проектная деятельность и продуктивная деятельность. Давайте выясним, чем проектная деятельность отличается от продуктивной деятельности?Вывод: проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.Вед: Уважаемые коллеги, работа над проектом включает в себя определенные виды деятельности педагога и детей на разных этапах.Задание: перед вами таблица с этапами работы над проектом. Ваша задача: прописать деятельность, присущую участникам проекта: 1 группе - педагогу, 2 группе - детям. Время на обсуждение – 2 минуты.Вед: Уважаемые коллеги, на слайде представлены верные ответы. Проверьте себя.Таким образом, воспитатель в проектном методе – организатор, источник информации, консультант, эксперт, партнер, участник совместной деятельности. А ребенок в проектном методе – участник совместной деятельности, партнер, получатель информации, исследователь.Вед: Уважаемые коллеги! Вспомните виды проектной деятельности: творческая, исследовательская, нормативная (социальная). При этом каждая деятельность имеет свои особенности, структуру, этапы реализации.При организации проектной деятельности мы часто встречаем исследовательскую деятельность. Озвучьте отличия проектной деятельности от исследовательской деятельности. (Определение проект, исследование)Таким образом, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь продукта. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы!Задание: Уважаемые коллеги! Предлагаю выполнить практическое задание. В течение 5 минут одна группа разрабатывает проект, а другая – исследование по теме «Удивительная соль».А сейчас я предлагаю вам провести батл. Одна группа раскрывает этапы метода проектов, вторая – исследовательской деятельности.Вывод: Таким образом, проект создает то, чего еще нет, а исследование – процесс поиска неизвестного.Вед: Уважаемые коллеги! Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы. Поэтому мы изначально должны видеть предполагаемые действия и результат.Любой проект строится на Модели трёх вопросов:1. Что я знаю2. Что еще хочу узнать?3. Как узнать?Вед: В течение 5 минут предлагаю вам разработать проект с помощью Модели трёх вопросов, и кратко его представить. У меня 2 конверта, в них – название темы.Тема проекта: «Этот загадочный космос», «Пожарная безопасность».Вед: Уважаемые коллеги! Пришло время заслушать ваши проекты.Вед: Спасибо, коллеги, за ваши интересные проекты. Думаю, что наши гости возьмут что-то себе на заметку.Задание: А сейчас, уважаемые коллеги, представьте себе, что вы эксперты. Перед вами на столах готовые проекты, а так же критерии оценки проекта. Дайте экспертную оценку данному проекту, разработайте советы педагогам по использованию данного проекта. Время – 5 минут.Вед. Уважаемые коллеги! Хочу представить вам видеофрагмент с презентацией исследовательского проекта.Таким образом, использование метода проекта в дошкольном образовании повышает самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлений и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.Кроме того, использование метода проектов в воспитательно– образовательномпроцессе ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, формированию уверенности, развитию креативности, а также гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. И что немаловажно, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.Поэтому метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.Вед: Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами говорили об использовании проектного метода в образовательном процессе современного ДОУ. Мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашем мероприятии.Предлагаю вам упражнение «Архиватор 3,2,1».1. Подумайте и назовите 3 момента, понравившихся больше всего.2. Назовите 2 момента, которые вы будете использовать в своей работе.3. Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос.Вед: Уважаемые коллеги! Все те вопросы, которые Вы задали сегодня, будут перспективой нашей работы.Вывод: Надеюсь, уважаемые коллеги, что мы достигли поставленной цели, и в полном объеме рассмотрели поставленные задачи.И совсем уже в заключение мне хочется сказать вам слова Черчилля: Почему корабль побеждает волны, хотя их много, а он - один? Потому что у корабля есть цель, а у волн – нет.Ставьте перед собой цели, достигайте их, несмотря ни на что!Благодарю вас, уважаемые коллеги, за работу.2.3Повторная диагностика проектной культуры педагога дошкольной образовательной организацииДалее проводилась повторная диагностика проектной культуры педагога дошкольной образовательной организации. Диагностическое исследование уровня проектной культуры у педагогов ДОО проводилось с использованием анкеты определения интереса и мотивации педагогического проектирования и анкеты экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика. Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 3 и 4.Таблица 3 – Результаты по анкете определения интереса и мотивации педагогического проектирования.№Ф.И.Оценка результатовУровень проектной культуры1.А. Артем15Высокий2.Б. Светлана8Средний3.В. Алена14Высокий4.О. София12Высокий5.Е. Александр15Высокий6.Е.Ирина13Высокий7.К. Влад15Высокий8.З. Валентина13Высокий9.П. Вероника9Средний10.Р. Елена15ВысокийПредставим полученные результаты графически (рисунок 3).Рисунок 3 – Анализ показателей по анкете определения интереса и мотивации педагогического проектирования.Анализ результатов по анкете определения интереса и мотивации педагогического проектированиянаглядно демонстрирует, что: - наибольшее количество значений высокого уровня получили- 77%; - наибольшее количество значений среднего уровня получили - 23%;- значений низкого уровня не получила ни одна шкала.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования проектной культурыпедагогов ДОО позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня интереса и мотивации педагогического проектирования. Это говорит о том, что после семинара педагоги стали более замотивированными и заинтересованными педагогическим проектированием.Таблица 4 – Результаты по анкете экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика.№Ф.И.Оценка результатовУровень проектной культуры1.А. Артем90Высокий2.Б. Светлана50Средний3.В. Алена58Средний4.О. София90Высокий5.Е. Александр80Высокий6.Е.Ирина76Высокий7.К. Влад70Высокий8.З. Валентина43Низкий9.П. Вероника55Средний10.Р. Елена90ВысокийПредставим полученные результаты графически (рисунок 4).Рисунок 4 – Анализ показателей по анкете экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования проектной культурыпедагогов дошкольной общеобразовательной организациипозволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня самооценкикачеств личности проектировщика. Это говорит о том, что после семинара педагоги стали оценивать себя лучше за счет полученных знаний.Далее проведем сравнительный анализ проектной культуры педагогов дошкольной общеобразовательной организации. Представим результаты в виде диаграмм (Рисунок 5 и 6)Рисунок 5 – Сравнительный анализ показателей по анкете определения интереса и мотивации педагогического проектирования.Рисунок 6 – Сравнительный анализпоказателей по анкете экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика.Таким образом, полученные результаты диагностического обследования проектной культуры педагогов ДООпозволяют сделать выводы, что стоит в ДОО проводить семинары по ознакомлению педагогов ДОО с проектной деятельностью.ЗаключениеВ основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.Проектную культуру педагога можно рассматривать как специфический способ реализации индивидуальных качеств человека. Вариативность, находчивость, умение генерировать идеи, смелость, инициативность, нетрадиционность идей – это не полный перечень особенностей человека, которые позволяют ему эффективно выполнять проектно-творческую деятельность.Понятие проективной деятельности подразумевает предварительную разработку основных частей предстоящей деятельности детей.Применение метода проектной деятельности способствует развитию личностных качеств дошкольников, помогает детям становиться личностью, которая умеет проявить собственные приобретенные интегративные качества.Использование проектной деятельности в условиях ДОО даёт возможность эффективно интегрировать образовательные области, систематизировать не только непосредственно образовательную деятельность дошкольников, но и деятельность в ходе режимных моментов, умело направить и спланировать самостоятельную деятельность детей. Например, при реализации проектов педагогами ДОУ удается совместить разные по содержанию и целя отдельные образовательные области «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». В рамках этого использовались аппликация, лепка, чтение художественной литературы, рисование, физическая культура, экологическое письмо, проводилось наблюдение за объектами природы на прогулках. Присущие ребенку-дошкольнику нагляднообразное мышление и целостное восприятие окружающего мира являются своеобразным фундаментом его развития. Это означает, что, прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения. Одним из главных условий развития познавательного развития является решение жизненных задач, в которых дошкольник сильнее осмысливает полученные знания и понимает их практическую значимость. Благоприятные условия для решения таких задач создается в проектной деятельности. Так в реализации проекта «Природа нашего края» такими задачами были, какой вред человек наносит «зеленому другу», определение значения деревьев для человека. Своеобразие проектной деятельности заключается в получении ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Отличие проектной деятельности от других видов деятельности состоит в том, что она предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Дошкольник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным им критериям. Под выбором возможностей подразумевается, что ребенок не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов. Это означает, что, прежде всего дошкольник отчетливо определяет, что ему нужно сделать. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельность дошкольников в индивидуальной парной или групповой работы, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.Следует понимать, что проектная деятельность является проектной только в том случае, когда педагог перед проведением проекта вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению, о необходимости проведения данного проекта, затем распланирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дошкольники вместе с родителями и воспитателями, в течениеопределенного времени подбирают, изучают и презентуют информацию по теме, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации. Итогом этой деятельности становится продукт в виде стенда, плаката, выставкой фотографий и т.д. - это проект.Во второй главе было проведено исследование уровня проектной культуры педагогов дошкольной общеобразовательной организации при помощи анкеты определения интереса и мотивации педагогического проектирования и анкеты экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика. Результаты анкетирование продемонстрировали, что у большинства педагогов ДОО доминирует низкий уровень проектной культуры. В связи с полученными результатами разработан семинар-практикум на тему «Использование проектного метода в образовательном процессе современного дошкольного общеобразовательного учреждения».После чего была проведена повторная диагностика уровня проектной культуры педагога ДОО.Результаты повторной диагностики показали, что после семинара-практикума педагоги стали более замотивированными и заинтересованными педагогическим проектированием, а также стали оценивать себя лучше за счет полученных знаний.Таким образом, результаты исследования продемонстрировали, что проведение семинаров по ознакомлению педагогов с проектной деятельностью благотворно влияет на уровень проектной культуры педагогов дошкольной общеобразовательной организации.Библиографический списокАсакеева Д.С., Маврина И.А. Проектная культура субъектов образования как необходимая составляющая педагогического проектирования. // Современные исследования социальных проблем. - №, 9 (41). – С. 111-118.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 347 с. Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 15, 2016. – С. 1486–1490.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. – М.: Учитель, 2019. – 135 с.Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. - Казань, 2004. – 212с.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. - М: Академия, 2005. - 288 с.Кравченко А.И. Культурология. - М.: Проспект, 2005. – 496 с. Крылов Д.А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза. // Вестник Марийского государственного университета. - № 2015. – С. 31-35.Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Драча Г.В. - М.: Гардарики, 2003. - 432 с. Культурология. // Ред. Л.Д. Столяренко, Самыгин С.И. - РнД, 2010. – 352 с. Слободчиков В.И. Психология образования человека. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. – 432 с. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.Теоретическая культурология. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 624 с. Топилина Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Таганрог, 2006. - 212 с.Хрестоматия по культурологии. - Центр, 1998. – 592 с.Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387. Шиянова Л. А., Шиянова Ю. Н. Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру // Вопросы дошкольной педагогики. —№1, 2017. — С. 69-72.Яковлева Н.О.Педагогическое проектирование – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.

Библиографический список

1. Асакеева Д.С., Маврина И.А. Проектная культура субъектов образования как необходимая составляющая педагогического проектирования. // Современные исследования социальных проблем. - №, 9 (41). – С. 111-118.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 347 с.
3. Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 15, 2016. – С. 1486–1490.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
5. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. – М.: Учитель, 2019. – 135 с.
6. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. - Казань, 2004. – 212с.
7. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
8. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. - М: Академия, 2005. - 288 с.
9. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Проспект, 2005. – 496 с.
10. Крылов Д.А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза. // Вестник Марийского государственного университета. - № 2015. – С. 31-35.
11. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Драча Г.В. - М.: Гардарики, 2003. - 432 с.
12. Культурология. // Ред. Л.Д. Столяренко, Самыгин С.И. - РнД, 2010. – 352 с.
13. Слободчиков В.И. Психология образования человека. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. – 432 с.
14. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
15. Теоретическая культурология. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 624 с.
16. Топилина Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Таганрог, 2006. - 212 с.
17. Хрестоматия по культурологии. - Центр, 1998. – 592 с.
18. Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387.
19. Шиянова Л. А., Шиянова Ю. Н. Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру // Вопросы дошкольной педагогики. —№1, 2017. — С. 69-72.
20. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.

Вопрос-ответ:

Зачем педагогу дошкольной образовательной организации нужна проектная культура?

Проектная культура позволяет педагогу эффективно организовывать процесс обучения и воспитания, развивать творческие и проектные навыки у детей, создавать условия для их саморазвития и самореализации.

Какие основные характеристики имеет проектная культура педагога дошкольной образовательной организации?

Проектная культура педагога дошкольной организации характеризуется осознанностью, готовностью к постоянному развитию и самосовершенствованию, способностью работать в команде, использовать различные методы и приемы проектной работы.

Какой опыт по формированию проектной культуры педагога дошкольной образовательной организации существует?

Опытно-экспериментальная работа показала, что формирование проектной культуры педагогов в дошкольной образовательной организации способствует развитию творческого мышления и творческой активности детей, повышению мотивации к учебной деятельности и достижению лучших результатов.

Какие преимущества имеет проектная культура для детей в дошкольной образовательной организации?

Проектная культура позволяет детям развивать свои творческие способности, учиться работать в команде, осваивать новые знания и умения через практическую деятельность, формировать устойчивые навыки самостоятельной работы и решения проблем.

Какими методами и приемами можно развивать проектную культуру педагога в дошкольной образовательной организации?

Для развития проектной культуры педагога можно использовать такие методы и приемы, как обучение на примере опыта успешных педагогов, проведение тренингов и семинаров, создание условий для саморазвития и самообразования.

Какие понятия культуры освещаются в данной статье?

В данной статье освещаются понятия культуры в общем и культуры педагогического проектирования в частности.

Что такое педагогическое проектирование?

Педагогическое проектирование - это создание и реализация плановой системы воспитания, обучения и развития детей на основе проектной деятельности.

Что такое проектная культура педагога дошкольной образовательной организации?

Проектная культура педагога дошкольной образовательной организации - это система ценностей, знаний, умений и навыков, нацеленных на организацию и успешную реализацию проектной деятельности с детьми.

Какова цель опытно-экспериментальной работы, описанной в статье?

Цель опытно-экспериментальной работы - формирование проектной культуры педагога дошкольной образовательной организации.

Какие результаты были получены в результате опытно-экспериментальной работы?

В результате опытно-экспериментальной работы удалось сформировать проектную культуру педагога дошкольной образовательной организации, что положительно сказалось на качестве образовательного процесса и развитии детей.

Что такое проектная культура педагога дошкольной образовательной организации?

Проектная культура педагога дошкольной образовательной организации - это совокупность ценностей, норм и практик, которые формируются в образовательной среде и ориентируют педагога на активное использование проектного подхода в своей работе.