Инфантилизм, акселерация и ретардация развития
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 08.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие и сущность психологического инфантилизма 4
2.Явление акселерации в развитии 15
3.Ретардация в психологии развития: понятие и причины 21
Заключение 25
Список литературы 27
Также сюда включаются колебания длины тела человека, изменение продолжительности его жизни и др. Данные процессы носят, предположительно, волнообразный, циклический характер.Акселерацию пытаютсяобъяснить влиянием космической и солнечной, магнитного поля Земли, а также созданных человеком машин, несколько повышенной концентрации в воздухе углекислого газа, который связан с ростом производства; пищевых факторов, то есть содержанием в пище искусственных стимуляторов роста, применяемых в сельском хозяйстве; заметно повышенной информации, процессом смешения популяций, урбанистическим влиянием, наконец, комплексным воздействием всех обозначенных выше факторов. Наиболее вероятной можно назвать гипотезу комплексного воздействия, в рамках которой тесным образом в популяции переплетаются циклические биологические изменения и воздействиями социального порядка. Это подтверждается тем, что, с позиции многих антропологов, процесс акселерации в экономически развитых странах завершается, при том, как в развивающихся странах Африки, Азии, а также Латинской Америки продолжает в некоторой мере сохраняться ускоренное индивидуальное развитие детей. При этом периоды замедления и ускорения развития отмечались и ранее, но их интенсивность являлась не такой выраженной. С позиции исследователей, увеличение длины человеческого тела не перейдет установившуюся в течении тысячелетий норму среднего роста, которая совместима с гармоничным развитием частей тела, а также не ожидается и существенного снижения возраста полового созревания человека.Наконец укажем, что процессы акселерации протекать могут и гармоничным, и дисгармоничным образом. В случае дисгармоничного ускорении роста и развития нередко отмечаютсяразличные функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы по причине отставания ее развития от темпа увеличения размеров тела. В пред- и пубертатный периоды у акселерированных детей часто прослеживается увеличение щитовидной железы, некоторое повышение адреналовой и одновременное снижение глюкокортикоидной функции надпочечников, что способно приводить к адаптационным проблемам. Существенное увеличение массы тела при акселерации также способно повышать вероятность развития у подростка гипертонической болезни. Нередким спутником акселерации может оказаться повышение общей заболеваемости по причине недостаточного развития иммунитета, особенно это относится к острым респираторным инфекциям, ангинам, а также тонзиллитам.Далее рассмотрим такое явление, как ретардация.3.Ретардация в психологии развития: понятие и причиныТермин «ретардация» в психологии в последнее время начал распространяться в качестве противоположного выражению «акселерация». Однако по своему значению он может частично совпадать с инфантилизмом. В общем ретардация (задержка, запаздывание) по своей сути предполагает, что имеющее место отставание можно со временем наверстать, при том, как в большинстве случаях инфантилизма отдельные его признаки могут сохраняться и во взрослой жизни. Кроме этого,отмечается и ретардация психического развития, а в случае наличия инфантилизма интеллект преимущественно не затрагивается.В психологии ретардация понимается как замедленное физическое развитие, а также формирование функциональных систем организма в период детского и подросткового возраста. На обозначенном этапе при изучении рассматриваемого явления исследователи традиционно выделяют триглавных причины возникновения ретардации, а именно: 1) наследственные факторы;2) органические нарушения, а также врожденные либо приобретенные в период постнатального онтогенеза;3) разного рода социальные факторы.Укажем, что к моменту окончания процессов роста ретарданты преимущественно не отстают по данному показателю от своих сверстников, однако средние величиныими достигаются примерно на один-два года позже. Если учитывать то, что в психологии ретардация – это определенное замедление развития и роста, то для развернутого рассмотрения данной проблемы весьма важно выявить причину этого явления. В том случае, если отставание в развитии происходит по причине наследственного фактора либо после отдельного перенесенного заболевания, тогда, чаще всего, отмечаетсявременная задержка роста индивида, и после его окончательного выздоровления темпы роста в большинстве случаев ускоряются, то есть заложенная в этом случае генетическая программа реализует себя за более короткий период.Определенное негативное влияние как на рост, так и развитие ребенка оказывать может и социальный фактор. И в этом случае подразумевается не столько имеющий место невысокий материальный доход, сколько именно негативный эмоциональный микроклимат в окружении ребенка, в его семье либо же в детских учреждениях. Исследователями был установлен факт, что те дети, которые воспитание проходили в школах-интернатах, а также в детских домах либо же в условиях дефицита внимания непосредственно со стороны родителей, нередко в развитии отстают от своих сверстников на полтора-два года.Несмотря на предпринимаемые усилия, ретардация в психологии остается малоизученным явлением, однако само ее существование так или иначе подтверждает теорию циклической смены эпох акселерации. С позиции исследователей, в последние годы отмечается некоторое замедление акселерации и ретардации в процессе развития. При этом по каким именно причинам происходит такого рода цикличность, пока еще неизвестно, однако исследователями это связывается со следующими основными факторами: 1) с происходящими изменениями климатических условий на нашей планете;2) с некоторым усилением активности солнца;3) с изменением качества питания и т.д. При этом весь спектр причин условно можно разделить на экзогенные (то есть имеется в виду отрицательное воздействие внешней среды), а также на эндогенные (то есть приобретенные либо врожденные).Особое значение ретардация приобретает в процессе определения того факта, как готов ли данный ребенок к школе или нет. Это обусловлено тем, что от его психофизиологического созревания зависит напрямую успеваемость и то, каким именно образом складываться будут его отношения с одногодками. Весьма часто детей, имеющих задержку развития стараются обучать в индивидуальном порядке. Кроме этого, необходимо указать, что ретардация и акселерация способны быть гармоничными и негармоничными явлениями. То есть у каждого отдельного ребенка отмечается именно индивидуальный темп роста и его развития.Ретарданты несколько чаще акселерантов могут испытывать чувство неполноценности, при этом считают себя отвергнутыми, а также подавленными родителями. При этом у ретардантов устойчивая потребность в опеке неизменно сочетается с подростковой мятежностью, стремлением автономии и свободы от всякого внешнего контроля.При проведении психолого-педагогической работе весьма важно позволять им самим развиваться, чувствовать, что они на что-то способны и значимы какличность.Кроме этого, явление ретардации обязательно следует учитывать при разрешении вопроса относительно школьной зрелости, а также возраста поступления данного ребенка в школу. Это во многом поможет организовать специальные группы для детей, имеющих замедленное физическое и психическое развитие, успешное обучение которых можно применять исключительно при условии организации наиболее адекватной их физическим и психическим возможностям учебно-воспитательной работы. В отдельных случаях с целью предупреждения нарушений здоровья детей, имеющих отставания в развития весьма целесообразна может быть временная небольшая отсрочка их поступления в школу.Таким образом, под ретардацией принято пониматьналичие стойкой задержки у ребенка и подростка общего психического развития по причине различных нарушений интеллекта в возрастном периоде от двух до пяти лет, то есть именно в тот период, когда у ребенка только начинает формируется речь. Чаще всего в этом случае прогрессивное ухудшение познавательных функций у ребенка не отмечается. В том случае, если умственные расстройства происходят уже на фоне сформированной речи и при этом они носят прогрессирующий характер, тогда такого рода нарушения в развитии принято называть интеллектуальной недостаточностью.ЗаключениеПроведенный анализ публикаций по данной теме показал, что понятие инфантилизм можно рассматривать различных позиций. При этом психологи инфантилизм определяют в качестве особого состояния, находящего свое проявление в разрыве между социокультурным и биологическим взрослением индивида. Данный разрыв находит свое выражение в нарушении механизмов социализации, неприятии молодыми людьми новых обязательств и обязанностей, непосредственно связанных как с процессом взросления, так и осуществлением рядом общественно-биологическим функциями.В юношеском возрасте психологический инфантилизм представляется как особый, деструктивный способ самореализации личности индивида, который проявляется под непосредственным воздействием ряда факторов.Под акселерацией необходимо понимать ускорение темпов развития и роста детей и подростков, и абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Акселерация выявлена была в процессе сопоставления антропометрических данных, которые были получены в начале 20-х годов XX столетия с данными 30-х годов XIX века, при проведении антропометрических исследованиях детей. Сегодня принято выделять акселерацию внутригрупповую и эпохальную. Термин «ретардация развития» используется в качестве противоположности акселерации, то есть это запаздывание, задержка физического, сексуального, а также интеллектуально-личностного созревания. Ретардация психического развития весьма тесно связана с проблемой школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте, ведь данные дети нуждаются в так называемых«классах выравнивания», в которые несколько увеличены сроки изучения школьной программы, применяется щадящий режим, а также проводится специальная общеукрепляющая терапия. При этом ретардацию психического развития необходимо также отличать от психического инфантилизма. Ведь психический инфантилизм находит свое проявление в незрелости эмоционально-волевой сферы индивида и вызван в первую очередь нарушением синхронности созревания волевых, эмоциональных, а также интеллектуальных процессов. Он может быть гармоническим, дисгармоническим, органическим, неосложненным и осложненным. В свою очередь при ретардации всегда подразумевается, что отставание со временем может быть наверстано, а при инфантилизме многие его признаков не исчезает и могут прослеживаться и у взрослых. Ретардация также можетвключать и задержку интеллектуального развития, чего при инфантилизмеобычно не бывает. В случае наличия инфантилизме на первый план выходит задержка развития именно в эмоционально-волевой сфере. Именно поэтому инфантилизм – это разные варианты более стойкой, нежели ретардация, задержки физического и личностного развития.Список литературыАхвердова, О.А. Психология развития и возрастная психология[Текст]: учеб. пособие / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, О.Н. Козлитина. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. Ч.1. - 373 сБакулина, А.С. Социальный инфантилизм в контексте демографической ситуации в современной России [Текст] / А.С. Бакулина // Человеческий капитал. – 2014. – №5 (65). – С. 146-151. Бейлина, Е. Типы и факторы инфантилизма [Текст] / Е. Бейлина // ЭС-Форум. – 2016. - № 2. – С. 15 – 19.Дубровская, Н.В. Психофизиология ребенка[Текст] / Н.В. Дубровская. – М.: Владос, 2010. – 422 с.Ефимова, Г.З. Социальный инфантилизм молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества [Электронный ресурс] / Г.З. Ефимова // Науковедение: интернет-журнал. - 2014. - №6 (25). – Режим доступа: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf http://naukovedenie.ru (Дата обращения: 06.11.2019). Жесткова, Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности [Текст] / Н.А. Жесткова // Вестн. Пермск. ун-та. Философия. Психология. Социология. – 2013. – № 2 (14). – С. 128-136. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 234 с.Инфантилизм социальный. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.psdict.ru/15.php. – (Дата обращения: 05.11.2019). Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М., 2013. – 364 с.Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика - Пресс, 2011. – 440 с. Соколов,Д.К. Каким быть подростку[Текст] / Д.К. Соколов. – М.: Сов. Россия, 1998. – 276 с.Солодилова, О.П. Возрастная психология [Текст] / О.П. Солодилова. – М., 2009. – 388 с.
1. Ахвердова, О.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, О.Н. Козлитина. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. Ч.1. - 373 с
2. Бакулина, А.С. Социальный инфантилизм в контексте демографической ситуации в современной России [Текст] / А.С. Бакулина // Человеческий капитал. – 2014. – №5 (65). – С. 146-151.
3. Бейлина, Е. Типы и факторы инфантилизма [Текст] / Е. Бейлина // ЭС-Форум. – 2016. - № 2. – С. 15 – 19.
4. Дубровская, Н.В. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В. Дубровская. – М.: Владос, 2010. – 422 с.
5. Ефимова, Г.З. Социальный инфантилизм молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества [Электронный ресурс] / Г.З. Ефимова // Науковедение: интернет-журнал. - 2014. - №6 (25). – Режим доступа: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf http://naukovedenie.ru (Дата обращения: 06.11.2019).
6. Жесткова, Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности [Текст] / Н.А. Жесткова // Вестн. Пермск. ун-та. Философия. Психология. Социология. – 2013. – № 2 (14). – С. 128-136.
7. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 234 с.
8. Инфантилизм социальный. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psdict.ru/15.php. – (Дата обращения: 05.11.2019).
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М., 2013. – 364 с.
10. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика - Пресс, 2011. – 440 с.
11. Соколов, Д.К. Каким быть подростку [Текст] / Д.К. Соколов. – М.: Сов. Россия, 1998. – 276 с.
12. Солодилова, О.П. Возрастная психология [Текст] / О.П. Солодилова. – М., 2009. – 388 с.
Вопрос-ответ:
Что такое психологический инфантилизм?
Психологический инфантилизм - это состояние, при котором взрослый человек сохраняет детские черты в своем поведении и мышлении. Он неспособен брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения и адаптироваться к требованиям взрослой жизни. Это может быть вызвано различными факторами, такими как недостаток социального опыта, отсутствие взрослых ролевых моделей, страх перед ответственностью и т.д.
Что такое акселерация в развитии?
Акселерация в развитии - это явление, при котором развитие человека происходит быстрее, чем обычно. Это может проявляться в различных сферах, например, в быстром усвоении новых знаний и навыков, раннем развитии интеллектуальных способностей, более раннем появлении физических и эмоциональных характеристик. Причины акселерации могут быть различными, от генетических предрасположенностей до особенностей окружающей среды и стимулирования со стороны родителей и образовательных учреждений.
Что такое ретардация в психологии развития?
Ретардация в психологии развития - это задержка в развитии, при которой человек развивается медленнее, чем обычно. Это может проявляться в различных аспектах, например, в умственном развитии, социальной адаптации, психомоторном развитии и т.д. Причины ретардации также могут быть различными, включая генетические аномалии, психологические и эмоциональные проблемы, неблагоприятную социальную среду и т.д.
Какие факторы могут вызывать психологический инфантилизм?
Психологический инфантилизм может быть вызван различными факторами. Одним из них может быть недостаток социального опыта, когда человек не имеет достаточного опыта самостоятельного решения проблем и принятия ответственности. Также, инфантилизм может быть следствием отсутствия взрослых ролевых моделей, когда человек не имеет достаточных образцов поведения и образцов решения проблем. Отсутствие уверенности в себе и страх перед ответственностью также могут способствовать развитию инфантильного поведения.
Что такое психологический инфантилизм?
Психологический инфантилизм - это состояние, при котором у взрослого человека существует некая задержка в психологическом развитии, что проявляется в подобных характерных для детей поведенческих особенностях.
Какие причины могут привести к психологическому инфантилизму?
Причины психологического инфантилизма могут быть различными. Это могут быть генетические факторы, травматические события в детстве, неполноценное воспитание, страдания от неких психических расстройств и другие.
Что такое акселерация в развитии?
Акселерация в развитии - это явление, при котором развитие индивида протекает с более высокой скоростью по сравнению со средней нормой. В таких случаях дети достигают определенных психологических и физических мильников раньше своих сверстников.
Какие факторы могут способствовать акселерации в развитии?
Факторы, способствующие акселерации в развитии, могут быть различными. Это может быть генетическое наследование, особые условия воспитания и обучения, раннее развитие определенных областей мозга и другие физиологические факторы.
Что такое ретардация в психологии развития?
Ретардация в психологии развития - это явление, при котором развитие индивида замедлено по сравнению со средней нормой. Такие люди достигают определенных психологических и физических мильников позже своих сверстников.