Профессионально-трудовое обучение и воспитание в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в поведении
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 7 + 7 источников
- Добавлена 11.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие нарушений поведения в психологии 5
2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в поведении 7
3. Особенности социально-медицинской работы с детьми с отклонениями в поведении 12
4. Профессионально-трудовое обучение детей с отклонениями в поведении 19
Заключение 23
Список литературы 25
врач
• предварительное медицинское обследование, выявление причин отклоняющегося поведения. консультирование; направление в учреждения здравоохранения. коррекционный педагог
· разработка и реализация поэтапных, индивидуальных программ по преодолению отставания в обучении и развитию общественных навыков.
· уроки;
· индивидуальные коррекционные занятия;
· консультирование родителей. Психолого-медико-педагогическая комиссия
· определение или изменение образовательного маршрута на основании предоставленной документации и психолого-медико-педагогического обследования.
· прием психолого-медико-педагогической комиссии
4. Профессионально-трудовое обучение детей с отклонениями в поведении
Своеобразие психики и деятельности подростка с отклонениями в поведении здоровья вызывает необходимость в специальной организации обучения и применения особых педагогических приемов.
Всю работу с такими детьми необходимо построить так, чтобы любое дело, каждое мероприятие носило коррекционно-воспитательный характер. Одним из основных дидактических принципов в этой работе является труд, который имеет свою систему. Сущность её заключается в смене форм и видов труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, сельскохозяйственный труд (труд в цветнике), ручной труд. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, цель, содержание. Значительное место отводится хозяйственно - бытовому труду. В процессе работы нужно формировать у детей умения и навыки, необходимые для повседневной жизни.
Воспитанников необходимо снакомить с оборудованием жилого помещения, вырабатывать у них практические навыки по уходу за жилищем, учить дифференцировать различные виды одежды и обуви, следить за их чистотой. Необходимо знакомить также с наиболее распространенными продуктами питания и правилами помощи взрослым, вырабатывать у детей привычку к выполнению постоянных трудовых обязанностей. [5]
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных трудовых заданий.
Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений (умений самостоятельно ориентироваться) в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. [2]
Обобщенные учебные и трудовые умения формируются на основе конкретных умений по каждому учебному предмету и путем систематической целенаправленной работы с применением специфических для каждого предмета методических приемов.
Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития общие для всех детей с отклонениями в развитии, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у таких детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени, В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и движении их в умственном и физическом развитии.
Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и установлении причин этих затруднений. На основе этого разрабатывают методы и формы индивидуальной коррекции. [5]
Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится фронтально, индивидуальная – с отдельными группами или учениками.
В классе могут обучаться учащиеся требующие разные формы и методы коррекционной работы. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности в развитии морально-нравственных чувств, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается в учебе, в труде, в отношении к окружающим. [4]
Включению школьников в трудовую деятельность способствует реализация принципов коррекционной направленности обучения, организации восприятия, привлечения внимания, формирования представлений, нравственных норм, требований к поведению, к учебе, труду, дисциплинированности, – все это помогает решать задачу профессиональной подготовки.
Трудовое обучение коррекционной школы ставит своей целью подготовку работников обслуживающего труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся и вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие.
Однако, основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Знания, полученные школьниками на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта, и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу).
У большинства учащихся могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций, однако процесс формирования навыков протекает медленно. Наибольшая сложность трудового обучения состоит в формировании обобщенных умений – способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Такая особенность обучения обусловлена интеллектуальной недостаточностью школьников. [1]
Таким образом, задачи профессиональной направленности трудового обучения решаются путем воспитания у учащихся общей готовности к труду и сообщения им системы технологических знаний, умений и навыков по определенной профессии.
Заключение
Комплексный характер сопровождения состоит в том, что оно включает в себя ряд дополняющих и взаимосвязанных друг друга видов деятельности команды специалистов, которые обеспечивают: социальную помощь; правовую защиту и правовой всеобуч; психологическое сопровождение индивидуального развития; обучение навыкам социальной компетентности; педагогическую поддержку; социальное воспитание. При данном комплексное сопровождение ребенка как система социально-педагогической помощи, предполагает:
- взаимопроникновение и сочетание социального, психолого-педагогического и правового аспектов данной деятельности;
- междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из различных служб и ведомств;
- обширный спектр разных видов деятельности, которые направлены как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения этих явлений;
- особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, которые связаны со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других существенных сферах его жизнедеятельности;
- применение дифференцированного и индивидуального подходов в решении и выявлении проблем его социального и личностного развития
Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для самореализации и развития каждого ребенка, при данном полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.
Список литературы
Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н.Р. Битянова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.– 64 с.
Грехнёв, В. С. Девиации поведения людей и педагогические возможности их коррекции. // Философия и общество. – 2012
Деятельность социального педагога по коррекции агрессивного поведения подростков. // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2015
Думов, С. Б. К вопросу создания системы профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005
Качимская А.Ю. Психологическая служба в образовании: Учеб. пособие / А.Ю. Качимская. – Иркутск: Вост.-Сиб.гос.акад.обр., 2010. – 182 с.
Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова.– М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2005.– 399 с.
Сигида Е.А. Содержание и методика социальной работы: Учеб. пособие / Е.А. Сигида.– М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2005.– 346 с.
6
5
1.Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н.Р. Битянова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.– 64 с.
2.Грехнёв, В. С. Девиации поведения людей и педагогические возможности их коррекции. // Философия и общество. – 2012
3.Деятельность социального педагога по коррекции агрессивного поведения подростков. // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2015
4.Думов, С. Б. К вопросу создания системы профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005
5.Качимская А.Ю. Психологическая служба в образовании: Учеб. пособие / А.Ю. Качимская. – Иркутск: Вост.-Сиб.гос.акад.обр., 2010. – 182 с.
6.Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова.– М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2005.– 399 с.
7.Сигида Е.А. Содержание и методика социальной работы: Учеб. пособие / Е.А. Сигида.– М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2005.– 346 с.
Вопрос-ответ:
Что такое нарушения поведения в психологии?
Нарушения поведения в психологии - это отклонения от установленных норм и правил поведения, которые проявляются у детей и подростков. Они могут быть связаны с агрессивностью, непослушанием, нарушением социально-адаптивных навыков и другими поведенческими проблемами.
Как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в поведении?
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в поведении включает в себя комплексную работу специалистов, включая психологов, педагогов, социальных работников. Они помогают детям преодолеть поведенческие проблемы, развивают их социально-адаптивные навыки, проводят коррекционные занятия и консультируют родителей.
Какие особенности есть в социально-медицинской работе с детьми с отклонениями в поведении?
Социально-медицинская работа с детьми с отклонениями в поведении предполагает комплексный подход и сотрудничество между различными специалистами: врачами, психологами, педагогами, социальными работниками и др. Она включает в себя диагностику причин и факторов, влияющих на поведение ребенка, разработку индивидуальной программы помощи, реабилитацию и социальную адаптацию.
Что включает в себя профессионально-трудовое обучение детей с отклонениями в поведении?
Профессионально-трудовое обучение детей с отклонениями в поведении включает в себя ознакомление с различными профессиями, приобретение навыков и умений, необходимых для работы, адаптацию к трудовой деятельности, развитие трудовой мотивации и ответственности. Это помогает детям стать самостоятельными и успешными в обществе.
Как проводится предварительное медицинское обследование детей с отклонениями в поведении?
Предварительное медицинское обследование детей с отклонениями в поведении включает в себя комплексный подход: осмотр врача, сбор анамнеза, проведение лабораторных и инструментальных исследований. Врачи определяют причины поведенческих отклонений и разрабатывают программу лечения и коррекции для каждого ребенка.
Что такое нарушения поведения в психологии?
Нарушения поведения - это широкий термин, используемый в психологии для описания различных отклонений в поведении людей. Это могут быть агрессивность, нарушение правил, лживость, антисоциальные действия и другие. Они могут быть вызваны различными факторами, включая генетические, социальные или психологические причины.
Как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в поведении?
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в поведении предполагает комплексную работу специалистов - психологов и педагогов. Они проводят диагностику и оценку детей, помогают разработать индивидуальные программы коррекции и поддержки. Также они занимаются тренировкой социальных навыков, работой с семьями и организацией образовательного процесса, приспособленного к потребностям каждого ребенка.
Какие особенности работы с детьми с отклонениями в поведении в социально-медицинской сфере?
Работа с детьми с отклонениями в поведении в социально-медицинской сфере предполагает комплексный подход к их реабилитации. Это включает в себя медицинское обследование для выявления причин и факторов, влияющих на отклонения в поведении, психотерапевтическую работу для лечения психических расстройств, физическую реабилитацию и социальное сопровождение. Каждый случай требует индивидуального подхода и сотрудничества между специалистами разных областей.
Как организуется профессионально-трудовое обучение детей с отклонениями в поведении?
Профессионально-трудовое обучение детей с отклонениями в поведении осуществляется с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей. Это может быть специальная программа обучения, предоставляемая в специализированных учреждениях или в рамках инклюзивной системы. Детям предоставляются возможности познакомиться с различными профессиями, проходить обучение практическим навыкам и получать опыт работы. Целью такого обучения является интеграция детей на рынок труда и обеспечение их самостоятельности и независимости в будущем.
Что такое нарушения поведения в психологии?
На примере гиперактивности и агрессивности, рассказывается о понятии нарушений поведения у детей в психологии и их причинах.
Как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями поведения?
Объясняется, что такое психолого-педагогическое сопровождение и как оно помогает воспитывать и обучать детей с отклонениями в поведении.
Какие особенности социально-медицинской работы с детьми с отклонениями в поведении?
Рассказывается о роли социальных работников и медицинского персонала в работе с детьми, их поддержку и лечение в контексте комплексной реабилитации.