Методика нравственного воспитания
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 11.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 1
1. Понятие нравственности, нравственное воспитание 4
2. Методы нравственного воспитания 7
3. Теории нравственного воспитания 9
4. Методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста 12
Заключение 18
Список использованной литературы 20
2. Природа. Данное средство способно вызвать у детей гуманные чувства, чувства защиты слабых, а также чувства уверенности в себе.3. Собственная деятельность детей: игра, труд, продуктивная деятельность. Данные средства, прежде всего, необходимы при воспитании практики нравственности дошкольника.4.Общение. Через эту группу средств, лучше всего формируются представления о морали и формируются доброжелательные коллективные отношения. 5. Средством нравственного воспитания может служить и окружающая среда ребенка. Если она пропитана любовью, доброжелательностью, то данные качества будут сформировываться и у детей. Методы воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания. Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы: 1.Методы формирования нравственного повeдения: упрaжнения, поручeние, требoвание, вoспитывающие ситуации; 2.Методы формирования нравственного сознания: объяснeние, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример;3.Методы стимулиpoования: поощрение, соревнoвание, одoбрение, награждение, субъективно-прагматический. Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях: соотвeтствие метода цели и задачам воспитания; гумaнный характер метода, не унижающий ребенка, не нарушающим его права. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного; реальность метода, требующий логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. В нравствeнном воспитании каждый метод должен быть весомым, важным; для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочется использовать метод организации коллективной деятельности детей - устроить «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен приготовить материалы, которыми дети могли бы работать; избирательность отбора метода. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может обратиться в назидание и перестает приносить нужный результат; тактичность применения метода. Воспитанник не должен испытывать, что его воспитывают. Опосрeдованное влияние - великое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку; планирование вероятного результата воздействия метода. Важно предвидеть вероятные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе - от выбранного метода следует отказаться; терпение и толерантность педагога при использовании метода. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя надеяться на мгновенный и устойчивый результат. Следует терпеливо воспроизводить примененные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем; доминирующая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Если только опираться на осoзнaние, понимaниезнaчимoсти положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желaемыхрезультaтов не будет. Так, обратимся к хорошо знакомому методу примеру взрослого как образца для подражания. Надеяться на действие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка [3,10]; методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в кoмплeксе, во взaимoсвязи. Основаниями для подбора методов служит ведущая воспитательная задача и возраст детей. Результатом нравственного развития являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Конечно, процесс формирования нравственности не ограничен возрастными рамками. Он продолжает формироваться всю жизнь, но без базовых представлений человек не сможет нормально функционировать в человеческом обществе. Из этого следует, что нравственное обучение важно начинать уже с раннего возраста. Так как, чем больше соблюдаются принятые моральные нормы, тем выше оценЗаключениеНравственные нормы – это нормы поведения, принятые обществом, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности. Эти нормы дают представление о том, как нужно вести себя в социуме. Хотя они не имеют правовой основы, следовать им крайне необходимо для нормального функционирования общества. Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [8;65].В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки, занять себя интересной и полезной деятельностью. Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами.Нравственное воспитание дошкольников в комплексе с другими видами воспитания представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическoe совершенство. Работая с детьми педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.Таким образом, достижение полноценных результатов в воспитании детей должно быть представлено в целостной системе, способной формировать человека, умеющего успешно жить и творить в современной и противоречивой социокультурной среде. А это возможно только при соответствующем содержании духовно-нравственного воспитания, каковым может быть только отечественная духовно-нравственная культура во всей ее полноте и представленности.Список использованной литературы1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Меренков А.В. Формирование у дошкольников нравственных качеств как важный аспект их подготовки к школе/ // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8. – 26с.2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / - М.: 1999. - 215с.3. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. – 26с.4. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. – 253с.5. Нечаева В.Г, Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. Изд.2-е, испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978. – 380с.6. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / - М., Слово, 2004. – 245с.7. Потаповская, О. А. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 – 29с.8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М. Издат. центр «Академия». 1997. – 395с.9. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Майкоп, 2004. - 340с.
Во все времена в обществе широко ценились такие человеческие качества как доброта, честность, дружелюбие, умение сочувствовать, способность жертвовать собой ради других людей. Основы установления нравственной культуры начинается уже в раннем и дошкольном возрасте и здесь очень важно не упустить момент ее формирования.
Старший возраст – период активного усвоения норм морали, формирования общечеловеческих качеств и привычек. Среда, в которой ребенок растет и развивается, является основой для нравственного развития личности. Первые уроки морали ребенок получает в семье. Но и нельзя не выделить, особую роль педагога в детском саду: именно он способствует созданию такой микросреды, управляет возникающими взаимоотношениями, оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие.
Вопрос-ответ:
Что такое нравственное воспитание?
Нравственное воспитание - это процесс формирования у человека нравственных ценностей, норм и правил поведения, развитие его этических качеств и ответственности.
Какие методы существуют для нравственного воспитания?
Для нравственного воспитания применяются различные методы, такие как образец поведения взрослых, этические беседы, эмоциональные разговоры, игры с моральным содержанием, воспитание через примеры из художественной литературы и другие.
Какие теории существуют в области нравственного воспитания?
В области нравственного воспитания существуют различные теории, такие как теория культурных ценностей, теория морального развития, теория эмоционального воспитания и др.
Какие методики можно использовать для нравственного воспитания детей дошкольного возраста?
Для нравственного воспитания детей дошкольного возраста используются такие методики, как формирование гуманитарных ценностей через игру, приобщение к трудовой деятельности, развитие прдуктивной активности, воспитание эмоционального самоконтроля и другие.
Какие пользы приносит собственная деятельность детей для их нравственного развития?
Собственная деятельность детей, такая как игра и труд, способствует развитию их гуманных чувств – чувства защиты слабых и чувства уверенности в себе. Они помогают воспитать у детей нравственность, ответственность и социальные навыки.
Какое значение имеет нравственное воспитание?
Нравственное воспитание играет важную роль в формировании у детей гуманных чувств, чувства защиты слабых, а также чувства уверенности в себе.
Какие методы нравственного воспитания существуют?
Существуют различные методы нравственного воспитания, например, примерное воспитание, обучение нравственным нормам и ценностям, образовательная деятельность, система наград и поощрений.
Какие теории нравственного воспитания существуют?
Существуют различные теории нравственного воспитания, такие как теория нравственного развития Л. Колберга, теория нравственного уровня Ж.Пиаже, теория нравственности Л.Виготского и др.