Онтогенез речи детей и объективные предпосылки его нормального развития
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 13.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава1. Общая характеристика речи 5
1.1. Определение и содержание понятия речи 5
1.2. Виды речи 8
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..13
Глава2. Развитие речи в онтогенезе 14
2.1. Этапы формирования речи ребенка 14
2.2. Предпосылки нормального развития речи ребенка 20
2.3 Развитие мелкой моторики в онтогенезе…………………………………….24
2.4 Констатирующий этап………………………………………………………...26
Выводы по Главе 2. ……………………………………………………………….31
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. В первые годы жизни это бывает не так просто, и тут должен прийти на помощь ребенку воспитатель, имеющий профессиональные знания.Таким образом, необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, а также высокий уровень профессионального мастерства педагогов и хорошая подготовка родителей к процессу воспитания и обучения. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать.2.3. Развитие мелкой моторики в онтогенезеОдним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики у детей. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три и т.п. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев –говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.Это важно и при своевременном речевом развитии, и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь.Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития, и моторики. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать[2].Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным - важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма).2.4. Констатирующий этапВ практической работе проведен констатирующий этап исследования особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста.В исследовании принимало участие 14 детей, занимающихся в логопедическом пункте, пятого года жизни. Из них 7 мальчиков и 7 девочек. Все дети посещают МДОУ второй год.Цель исследования: выявить особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста.Методика «Динамическая координация» (М.М. Лобаскова, О.Е. Мухордова, Т.В. Шрейбер). Ребенку давали квадратный листок папиросной бумаги и предлагали, как можно быстрее пальцами скатать его в шарик. Оценка результата:–3 балла – высокий уровень – ребенок быстро справляется с предложенным заданием, точное воспроизведение движений;–2 балла – средний уровень – ребенок при помощи педагога справляется с заданием, основные элементы движения выполняются правильно, но шарик из бумаги не скатан;–1 балл – низкий уровень – ребенок не может справиться с заданием даже при помощи педагога, отсутствие основных элементов в структуре движения.2. Методика «Нанизывание бусин» (М.М. Лобаскова, О.Е. Мухордова, Т.В. Шрейбер). Ребенку давали бусины средней величины и предлагали нанизать их на толстую леску.Итоговый уровень: –3 балла – высокий уровень – ребенок быстро справляется с предложенным заданием, точное воспроизведение движений;–2 балла – средний – уровень ребенок при помощи педагога справляется с заданием, основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения;–1 балл – низкий уровень – ребенок не может справиться с заданием даже при помощи педагога, отсутствие основных элементов в структуре движения.3.Праксис поз по зрительному образцу («Делай как я») (М.М. Лобаскова, О.Е. Мухордова, Т.В. Шрейбер). Педагог говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной». Экспериментатор последовательно демонстрировал ребенку ряд мануальных поз: большой и указательный (средний, безымянный) пальцы сложены в колечко; рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед; рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т.п. Каждую из этих поз ребенок должен был воспроизвести. Поочередно обследовались обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно клал руку на стол.Оценка результата:–3 балла – высокий уровень – ребенок быстро справляется с предложенным заданием, точное воспроизведение движений;–2 балла – средний уровень – ребенок при помощи педагога справляется с заданием, основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения;–1 балл – низкий уровень – ребенок не может справиться с заданием даже при помощи педагога, отсутствие основных элементов в структуре движения.Таким образом, в исследовании было использовано три методики, которые позволяют выявить уровень развития мелкой моторики у детей: определялись различные позы, которые может удерживаться ребенок и особенности движения пальцев.Исследование проводилось в группе индивидуально с каждым ребенком. В среднем продолжительность обследования составляла 15–20 минут и зависела от настроения, самочувствия ребенка, от наличия или отсутствия интереса к исследованию, от его темперамента и др. Дети охотно включились в игру. Мальчики и девочки примерно в равной степени с удовольствием проходили обследование.На рис. 1 представлены сводные результаты исследования мелкой моторики детей на констатирующем этапе опытно–экспериментальной работы.Рис.1. Сводные результаты исследования мелкой моторики наконстатирующем этапеНа основании всех проведенных методик было выявлено, что высокий уровень развития мелкой моторики зафиксирован только у 1 девочки (7%), которая без труда справилась со скатыванием шарика из бумаги, нанизыванием бусин на леску и практически без ошибок повторил все позы, показанные экспериментатором. Это говорит о том, что возможно с данным ребенком занимаются родители с самого раннего детства. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справился быстро и легко.Средний уровень развития мелкой моторики был отмечен у 8 детей (5 девочек и 3 мальчика, 57%). Они с трудом смогли скатать шарик из бумаги и нанизать бусины, но правильно выполняли основные движения. Позы, показанные педагогом, выполняли с ошибками. Дети выполнили задания, но с помощью взрослого, движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушенаУ 5 детей (2 девочки и 3 мальчика, 36%) зафиксирован низкий уровень развития мелкой моторики, так как не смогли скатать шарик из бумаги, нанизать бусины, при этом неправильно выполняли основные движения и позы, показанные экспериментатором, вывали значительные затруднения. Данные результаты обусловлены тем, что рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.Таким образом, у большинства детей на констатирующем этапе был отмечен средний и низкий уровень развития мелкой моторики. Данные результаты свидетельствуют о необходимости разработке рекомендаций для педагогов и родителей по развитию моторики посредством нестандартного оборудования.Выводы по Главе 2.Подробно рассмотрев основные этапы становления и развития речи в онтогенезе, мы пришли к следующим выводам.Развитие речи ребенка – это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – освоены лишь частично. При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным формированием лексического и грамматического строя родного языка. В целом же онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности. Необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, а также высокий уровень профессионального мастерства педагогов и хорошая подготовка родителей к процессу воспитания и обучения.Также мы провели констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление уровня развития мелкой моторики у детей. В результате эксперимента мы пришли к следующему выводу: полученные данные свидетельствуют о среднем уровне развития мелкой моторики у детей и о необходимости разработке рекомендаций для педагогов и родителей по развитию моторики посредством нестандартного оборудования.ЗаключениеРечь является одним из основных психических процессов, и выполняет такие основные функции, как коммуникативная и сигнификативная, благодаря чему она является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.В психологии принято выделять внешнюю и внутреннюю речь, внешняя речь в свою очередь представлена устной (монологической и диалогической) и письменной речью. Также речь ребенка представлена в определенных формах в соответствии с ее генезом, в этом случае мы имеем ввиду различные виды сенсорной и экспрессивной речи.Говоря об этапах формирования речи ребенка, мы обращаемся к периодизации, предложенной А. Н. Леонтьевым, в которую включены подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный этапы. В подготовительном этапе особенно важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). Преддошкольный этап представляет собой первоначальное овладение языком. На дошкольном этапе у ребенка формируется контекстная речь, а на школьном происходит сознательное усвоение речи.Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, развитие мелкой моторики, а также разнообразная деятельность детей. Богатство восприятий детей, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов и хорошая подготовка родителей к процессу воспитания и обучения.Список использованной литературы:Белянин В.П. Психолингвистика. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232 с.Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 207 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи / /Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В.В.Петухов, Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин. – М., 1998Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ, 2007. – 223 с.Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Логопед, 2007, №3.Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004, № 1Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка // Логопед, 2005, №4Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеинбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.Леонтьев. А.Н. Проблемы развития психики.– М.: Издательство Московского университета, 1981. – 584 с.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986Лисина М.И.Формирование личности ребенка в общении. – Питер; СПб.; 2009Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320 с.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 94 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – С-Пб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2007. – 256 с.Серова А. А. Ушинский К. Д. о роли русского языка в воспитании человека // Знание. Понимание. Умение, 2009, № 2Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 1989.—223 с.Харченко Е.П., Клименко М.Н. Ранние этапы развития и нарушения языка // Дошкольная педагогика, 2007, № 2.Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности– М: Просвещение, Учебная литература, 1995. – 304 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой.– М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк). – М.: Издательство академии педагогических НАУК РСФСР,1958. – 116 с.Светлова И.С. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.С. Светлова. – М.: Олма-Пресс, 2011. – 140 с.https://vk.com/rechecvetik
1. Белянин В.П. Психолингвистика. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232 с.
2. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 207 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
4. Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи / /Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В.В.Петухов, Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин. – М., 1998
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
7. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ, 2007. – 223 с.
8. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Логопед, 2007, №3.
9. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004, № 1
10. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка // Логопед, 2005, №4
11. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеинбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
12. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
13. Леонтьев. А.Н. Проблемы развития психики.– М.: Издательство Московского университета, 1981. – 584 с.
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986
15. Лисина М.И.Формирование личности ребенка в общении. – Питер; СПб.; 2009
16. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320 с.
17. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
18. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.
19. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 94 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – С-Пб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
21. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
22. Серова А. А. Ушинский К. Д. о роли русского языка в воспитании человека // Знание. Понимание. Умение, 2009, № 2
23. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 1989.—223 с.
24. Харченко Е.П., Клименко М.Н. Ранние этапы развития и нарушения языка // Дошкольная педагогика, 2007, № 2.
25. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности– М: Просвещение, Учебная литература, 1995. – 304 с.
26. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
27. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой.– М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.
28. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк). – М.: Издательство академии педагогических НАУК РСФСР,1958. – 116 с.
29. Светлова И.С. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.С. Светлова. – М.: Олма-Пресс, 2011. – 140 с.
30. https://vk.com/rechecvetik
Вопрос-ответ:
Какое определение и содержание понятия речи?
Речь - это основное средство коммуникации человека, которое включает в себя звуковое и словесное воспроизведение, передачу и понимание информации. Понятие речи включает в себя не только овладение навыками произнесения звуков и образованием слов, но и пониманием содержания высказываний и способностью использовать язык для выражения собственных мыслей и чувств.
Какие виды речи существуют?
Виды речи включают различные формы коммуникации, такие как непроизвольная (рефлекторная) речь, реализующаяся без намерения говорящего, она может быть вызвана эмоциональными возбуждениями или физическими ощущениями, например, крик, плач или смех. Также есть произвольная (волевая) речь, которая осуществляется сознательно и намеренно для передачи информации или выражения своих мыслей и чувств.
Какие этапы формирования речи проходит ребенок?
Формирование речи у ребенка проходит через несколько этапов. Это предречевой этап, на котором развивается общая сенсорная и двигательная сфера, формируются условия для появления и развития речи. Далее следует этап первобытной речи, на котором у ребенка появляются первые звуковые проявления и попытки воспроизведения слов и фраз. Затем наступает этап развития образной речи и формирования словаря, где ребенок активно использует образы и символы для передачи своих мыслей. И, наконец, последний этап - этап формирования речи на основе понятий.
Какие предпосылки есть для нормального развития речи у ребенка?
Для нормального развития речи у ребенка необходимо наличие определенных предпосылок, таких как органическая зрелость центральной и периферической нервной системы, нормальное слуховое восприятие и акустическое анализаторы, а также активное использование слуховых фонем. Важным фактором является также социально-психологическая сфера развития ребенка, его активное включение в общение и обмен информацией с окружающими.
Что такое речь?
Речь - это форма коммуникации, способ передачи мыслей и сообщения с помощью звуковых сигналов. Она является основным инструментом общения нашего сознания с другими людьми.
Какие виды речи существуют?
Существуют различные виды речи, которые могут быть классифицированы по разным признакам. Например, по функциональной направленности речь делится на научную, художественную, публицистическую и др. По форме выделяют устную и письменную речь.
Какие этапы формирования речи проходит ребенок?
Формирование речи у ребенка проходит через несколько этапов. Первый этап - предречевой, когда ребенок узнает окружающую его речь и начинает проявлять интерес к ней. Второй этап - стадия первых слов, когда ребенок начинает произносить первые отдельные слова. Третий этап - стадия фразовой речи, когда ребенок начинает сочетать слова в простые предложения.
Какие предпосылки нормального развития речи у ребенка существуют?
Нормальное развитие речи у ребенка зависит от нескольких предпосылок. Важными факторами являются наследственность (генетическая предрасположенность к развитию речи), условия окружающей среды (доступность коммуникации и стимуляции), а также развитие моторики и слуха у ребенка.
Что представляет собой констатирующий этап развития речи?
Констатирующий этап развития речи - это этап, на котором у ребенка уже сформирована базовая речевая деятельность, и он способен понимать и использовать реальные предметы и явления в своей речи. Ребенок начинает понимать значимость и значения слов и создавать связи между ними.
Что такое речь и каково ее определение?
Речь - это высший психический процесс, который осуществляется посредством звукового воздействия на окружающих, и представляет собой систему звуковых образов, обладающую логической, семантической, грамматической и стилистической организацией. Определение речи включает в себя понятия о ее сущности, структуре, функциях и характеристиках.
Какие виды речи существуют?
Существуют различные классификации видов речи, однако основными видами являются непосредственная и опосредованная речь. Непосредственная речь - это прямое воспроизведение слов и выражений, как они были услышаны или запомнены. Опосредованная речь - это речь, в которой слова и выражения переосмыслены и переданы другими словами, позволяя выражать собственные мысли и чувства.
Каковы предпосылки нормального развития речи у ребенка?
Одной из важных предпосылок нормального развития речи у ребенка является раннее обращение взрослых к нему и начало общения. Другой важный фактор - это осознанная позиция взрослых в отношении развития ребенка и его речи, которая выражается в активном общении с ребенком, разнообразном использовании речи в повседневных ситуациях и стимулировании развития речи через игру и обучение.