Отражение народной речи в русском языке

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 18.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Народная речь как неотъемлемая часть русского языка 7
1.1 Просторечие как разновидность народной речи…………………………..7
1.2 Понятие «диалектизм» 10
Выводы по главе 15
Глава 2. Народная речь и ее отражение в сборнике рассказов П.П. Бажова «Уральские сказы» 16
2.1 Характеристика произведения «Уральские сказы» 16
2.2 Анализ народной лексики в произведении П.П.Бажова «Уральские сказы» 17
Выводы по главе 26
Заключение 27
Список литературы 30
Список источников примеров 32





Фрагмент для ознакомления

Осуществить, сделать какую-либо работу.Утянутся» - устремятся за чем-нибудь. Тянуться к чему-нибудь. Ф:Фарт — удача, счастье.Фунтик — фунт; русская мера веса, равная 409,5 г.Ш:Шатало - слово, образованное от нелитературного глагола «шататься», из контекста понимаем, что данное слово обозначает человека, который часто и помногу гуляет.Э:Эко - архаичное, просторечное выражение, которое имеет значение «какой, какое, как и д.р.».Этак - данное просторечие образовано от разговорного слова «эдак», имеющие значение «То же, что так, таким образом».Как мы могли заметить, к некоторым словам прибавляетсяусилительно-выделительная частица - то (малахитница-то; так-то; одежа-то)Частица эта называется постпозитивной, потому что стоит после (по-латыни post) того слова, к которому она относится. Это также является особенностью местного уральского говора. Рассмотрим другую категорию слов, фигурирующих в данном сборнике – диалектизмы.Б:Блендочка — лампа с фитилём.Ботишки —небольшие судна или лодки.Боталы — просторные сапоги, используемые строителями.В:Ватерпас — прибор для проверки горизонтальности.Вехотка — тряпочка, мочало, пучок соломы.Г:Гарусинка — от «гарус»: цветная шерстяная пряжа; шерстяная нитка для вышивания.Гоношить — готовить.Е:Еланка — просека, поляна.Ж:Жердник — упавшие жерди, тонкие длинные стволы деревьев.Жужелка — золотой самородок.З:Завозня — плоскодонная лодка.К:Каелка — кайло, кирка; заостренный с одного или двух концов молоток используемый в горном строительстве.Калым — выкуп, отдаваемый женихом за невесту.Камча — плетка.Кошма — войлочная подстилка.Л:Логотина — лог, ложбина, низина.Лытка — уральское название окорока, лопатки, голениМ:Малахай - диалект, означающий большую меховую шапку. Ее отличительной чертой являются широкие наушники. У некоторых народов (например, башкиров, киргизов) малахай является элементом народного костюма. Второе значение этого слова, имеющее помету "устаревшее ", - вид верхней одежды без пояса. В произведении речь идет о шапке, поэтому контекстное значение этого слова – первое.Малахитница - персонаж легенд уральских горняков, мифический образ хозяйки Уральских гор, Гумёшевского рудника. Данное слово можно отнести к диалектизмам, так как он возник на Урале, и является персонажем Уральского фольклора.Н:Напарья — большой бурав, коловорот.О:Обережники — телохранители.Откать — нечисть, отбросы.П:Парун — зной, жара, солнцепек после дождя.Папора— папоротник.Пикулька — небольшая вещица.Платенишка — платина; белое золото; самородный ценный металл.Почихота — неудержимое желание чихать.Р:Разоставок- то, чем можно расставить ткань: вставка, клин, лоскут, в переносном смысле - подспорье, прибавок, подмога». Данное слово является архаичным и в современной литературе не употребляется. С:Скварец — кварц.Сноровлять — помогать.Стурять — сбывать, продавать.Скалдырничать — жадничать.Т:Тамга — клеймо.Тулаем — толпой, гуртом.У:Ужна — ужин, вечерний стол, еда;Утеклец — беглец.Ч:Чатинка — царапинка.Чеботарская — сапожная.Черемица — черемша, дикий чеснок.Ш:Штольня — горная выработка, имеющая выход на поверхность.Щ:Щегарь - это слово является диалектным, так как оно обозначает штейгера, горного мастера и употребляется в узких кругах уральских рабочих.Во всех фигурирующих в сборнике рассказов Бажова произведениях автор использует просторечные и диалектные слова. Как мы могли заметить, количество лексем из группы народной речи достаточно велико, что добавляет произведениям из сборника особой самобытности.Просторечия, обнаруженные нами в произведениях, были образованы различными образами – изменениями корневой гласной, фонемного состава литературного слова, употреблением литературной формы слова в неправильной форме. Диалектные слова, выбранные из отрывка, являются характерными для уральской местности, их значения можно понять только воспользовавшись словарем.Таким образом, мы проанализировали несколько отрывков из различных сказов, и выяснили, что содержание в них просторечных слов предельно высоко. Интересным является факт, что Бажов использует просторечные формы и в словах автора. Автор делает это для того, чтобы создать иллюзию настоящего рассказчика, обитающего на Урале.Выводы по главеВо второй главе нашей курсовой работы мы проанализировали различные произведения, взятие из сборника П.П.Бажова «Уральские сказы». Мы на деле убедились, что произведение полно просторечных и диалектных выражений, которые встречаются в каждом, без исключения, произведении данного сборника. Диалектных слов оказалось на порядок меньше, чем просторечных, однако, они также фигурировали в тексте. Мы выявили, что большинство просторечных слов было образовано или при помощи изменения корневой гласной (например, когда буква «е», менялась на букву «о»), или же путем добавления суффиксов в литературной основе (мамонька). Также, иногда мы встречали частицы, которые автор расставлял после слов такие, как –ко, -ка, -то). Это сделано для того чтобы показать говор местного населения.ЗаключениеВ первой главе нашей курсовой работы мы рассмотрели базисные определения, которые послужили фундаментом в нашей исследовательской части. Мы определили, что просторечия являются довольно-таки распространённым явлением, которое в наше время можно встретить практически во всех отраслях жизнедеятельности простого рабочего населения. В современной России просторечия употребляются людьми всех классов и социальных ступеней, конечно же, в том случае, если речь идет о неформальной бытовой коммуникации. Мы определили, что противоречия подразделяются на определенные классы, в зависимости от того, каким путем они образованы. Говоря о роли и ценности просторечий в художественной литературе, мы уточнили, что главная цель, которой руководствуется писатель при внедрении просторечных слов в текст своей работы – показать речевой характер персонажа, его принадлежность к какой-либо категории людей. Также мы выяснили, что не любые просторечия могут фигурировать в высокохудожественных произведениях, наличие «мата» очень редко бывает уместным в книгах, претендующих на высокую художественную ценность.Главным отличием просторечия от диалектизма, является то, каким способ возникло то или иное слово. Например, если слово образовано от уже существующей литературной нормы, то перед нами просторечие. Если же слово образовано для наименования объекта, который можно встретить только в определенной местности, или же если какой-либо предмет люди условного региона называют совершенно отлично от принятого в словаре названия (например файл-мультифора), то перед нами явно предстал диалектизм. Диалектизмы, так же, как и просторечия делятся на группы в зависимости от того, как они произошли.Во второй главе нашей курсовой работы, мы проанализировали выбранное нами художественное произведение. Для начала, мы дали небольшую характеристику сборнику П.П.Бажова «Уральские сказы», чтобы четко понимать, наш объект исследования собой представляет. Затем мы выбрали наугад несколько произведений, и взяли из них начальные отрывки.Таким образом, мы увидели, что произведение содержит огромное количество просторечий и диалектизмов. Мы рассмотрели каждый из них в отдельности и пришли к выводу, что слова данной лексики автор употребил в речи персонажей именно с той целью, чтобы показать читателям «ареал обитания» героев и то, к каким социальным классам и группам они принадлежат. Еще раз подчеркнем, что одной из ярких особенностей произведений П.П. Бажова является использование в текстах элементов живой и народной речи. Произведения данного писателя обогащаются благодаря введению в текст элементов просторечия от нейтральных до грубо-просторечных в соответствии с художественной ситуацией. Диалектизмы у автора используются с целью дать читателям понять, к какой местности относятся герои, где происходит место действия того или иного сказа.В значительном объеме представлены в лексиконе писателя просторечия, которые как используются и в современном русском языке, так и устаревшие слова, значения которых невозможно понять без контекста и специального словаря.Сохранение самобытности лексики уральских говоров в языке Бажова, прожившего все свое детство на Уральской земле, свидетельствует о глубоком чувстве любви и связи писателя с Уралом, его историей и фолклором.Итак, подводя итоги нашей курсовой работы, хочется еще раз подчеркнуть, что нами была проведена большая исследовательская работа, в результате которой мы проанализировали большое количество народной нелитературной лексики.В ходе курсовой работы, все поставленные нами задачи и цели были достигнуты.Список литературыБлинова О.И. русская диалектология. Лексика. – Томск, 1984.Вершининский словарь / ред. О.И. Блиновой. Томск: Изд-во ТГУ. Т. 2, 1999.Грачев М.А. Русское арго. Монография. Н. Новгород, 1997Грачев М.А., Кожевников А.Ю. К вопросу о социальной диалектологии русского языка // Филологические науки. №5. 1996Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1. – М.: Русс. яз., 1981Земская Е. А.Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века //Русская речь 1998  Ожегов С.И. Словарь русского языка / ред. члена корреспондента АН СССР Шведовой Н.Ю.; – М., изд-во «Русский язык» – 1988Ожегов С.И. "Лексикология. Лексикография. Культура речи". Учебное пособие для вузов. М.: "Высшая школа", 1974. Осенмук  Л. П. Основы культуры речи. - Усть-Каменогорск: ВКГУ, 2000.Пертищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. – М.: Наука,1984.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Знание, 1989Рященцев К. Народно-диалектная основа в писательской речи. – М.: Просвещение, 1987Рослякова Л. Особенности диалектной речи //Русский язык. – 2001.Степанов А.В. Анализ творчества писателя. – 2000.Скворцов Л. И. Литературная норма и просторечие. М.: Наука, 1977Федосюк М. Д. Лодаженская Т. А.,. Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык. М.: Наука, 2001Химик В. В. Современное русское просторечие как динамическая система // Сборник статей «Стилистическая система русского языка», СПб., 1998Ушаков Д.Н., Волин Б.М. Толковый словарь русского языка – Изд.3 – 2002Ширяев Е.Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русустики. – М.: Владос, 1991.Список источников примеровП.П. Бажов – «Уральские сказы» : «Хозяйка Медной горы»; «Малахитовая шкатулка»; «Голубая змейка» - 1945.

1. Блинова О.И. русская диалектология. Лексика. – Томск, 1984.
2. Вершининский словарь / ред. О.И. Блиновой. Томск: Изд-во ТГУ. Т. 2, 1999.
3. Грачев М.А. Русское арго. Монография. Н. Новгород, 1997
4. Грачев М.А., Кожевников А.Ю. К вопросу о социальной диалектологии русского языка // Филологические науки. №5. 1996
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1. – М.: Русс. яз., 1981
6. Земская Е. А.Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века //Русская речь 1998
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / ред. члена корреспондента АН СССР Шведовой Н.Ю.; – М., изд-во «Русский язык» – 1988
8. Ожегов С.И. "Лексикология. Лексикография. Культура речи". Учебное пособие для вузов. М.: "Высшая школа", 1974.
9. Осенмук Л. П. Основы культуры речи. - Усть-Каменогорск: ВКГУ, 2000.
10. Пертищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. – М.: Наука,1984.
11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Знание, 1989
12. Рященцев К. Народно-диалектная основа в писательской речи. – М.: Просвещение, 1987
13. Рослякова Л. Особенности диалектной речи //Русский язык. – 2001.
14. Степанов А.В. Анализ творчества писателя. – 2000.
15. Скворцов Л. И. Литературная норма и просторечие. М.: Наука, 1977
16. Федосюк М. Д. Лодаженская Т. А.,. Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык. М.: Наука, 2001
17. Химик В. В. Современное русское просторечие как динамическая система // Сборник статей «Стилистическая система русского языка», СПб., 1998
18. Ушаков Д.Н., Волин Б.М. Толковый словарь русского языка – Изд.3 – 2002
19. Ширяев Е.Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русустики. – М.: Владос, 1991.


















Список источников примеров

1. П.П. Бажов – «Уральские сказы» : «Хозяйка Медной горы»; «Малахитовая шкатулка»; «Голубая змейка» - 1945.

Вопрос-ответ:

Какая роль народной речи в русском языке?

Народная речь является неотъемлемой частью русского языка и играет важную роль в его развитии и формировании. Она отражает особенности языка, используемого народом, и представляет собой органическое развитие языка из низовного слоя общества.

Что такое просторечие?

Просторечие является одной из разновидностей народной речи. Это особый стиль речи, характеризующийся простотой и непосредственностью выражений. Просторечные слова и выражения широко используются в народной литературе, фольклоре и повседневной речи.

Что означает понятие "диалектизм"?

Понятие "диалектизм" относится к народной речи и обозначает слова, выражения или грамматические конструкции, характерные для определенного диалекта или говора. Диалектизмы могут быть отражены в различных произведениях, в том числе в литературе.

Какую роль играет народная речь в сборнике рассказов П.П. Бажова "Уральские сказы"?

В сборнике рассказов "Уральские сказы" народная речь имеет особое значение. Она отражает уникальные особенности уральского говора и способствует созданию атмосферы истории и аутентичности произведения. Народная лексика ярко выражена и придает текстам оригинальность.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной отражению народной речи в сборнике рассказов П.П. Бажова "Уральские сказы"?

По главе, посвященной отражению народной речи в сборнике рассказов П.П. Бажова "Уральские сказы", можно сделать вывод, что народная речь является неотъемлемой частью произведения и ярко отображает уникальные черты уральского говора. Народная лексика придает текстам оригинальность и подчеркивает аутентичность рассказов.

Что такое народная речь и как она связана с русским языком?

Народная речь - это различные разновидности языка, которые используются народом в повседневной жизни. Она включает в себя различные синонимические, стилистические и диалектные образования, а также просторечие. Народная речь является неотъемлемой частью русского языка, так как она оказывает влияние на его развитие и формирование.

Что такое просторечие и как оно связано с народной речью?

Просторечие - это разновидность народной речи, которая отличается от литературного языка своими особенностями лексики, грамматики и фонетики. Просторечие является одним из способов выражения национального характера и национальной самобытности русского народа. Вместе с другими разновидностями народной речи, просторечие активно отражается в русском языке.

Что такое диалектизм и как оно связано с народной речью?

Диалектизм - это лексические, фонетические или грамматические единицы речи, характерные для определенного диалекта или группы диалектов. Диалектизмы являются частью народной речи и отражают специфику региональных разговорных форм языка. Они могут выражать особенности культуры, образа жизни и менталитета народа, который говорит на этом диалекте.

Что такое Уральские сказы и какова их особенность?

Уральские сказы - это сборник рассказов, написанных П. П. Бажовым, в которых автор отражает уральскую народную речь. Особенностью "Уральских сказов" является использование живой и выразительной народной лексики, которая придает произведению национальный колорит и делает его более близким и понятным для читателей.

Какая роль народной речи в сборнике рассказов П. П. Бажова "Уральские сказы"?

Народная речь играет важную роль в сборнике рассказов "Уральские сказы" П. П. Бажова. Автор активно использует народную лексику, чтобы передать атмосферу уральской природы, жизни, обычаев и традиций. Это помогает создать живые образы и делает произведение более выразительным и насыщенным.

Что такое народная речь?

Народная речь - это неотъемлемая часть русского языка, которая отражает особенности языка простого народа. Она включает в себя различные разновидности речи, такие как просторечие и диалектизмы.