Особенности сознательного и бессознательного поведения учащихся.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 15.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Проявление сознательного в поведении человека 5
Глава 2. Проявление бессознательного в поведении человека 9
Глава 3. Неосознаваемые побудители сознательных действий 11
Заключение 15
Список литературы 16
Узнадзе полагал, что установка - это предрасположенность, готовность субъекта к восприятию будущих действий и событий в определенном направлении; снабжает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека [11, с. 24].
Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка представляет собой не частный психический процесс, но нечто носящее, целостное центральный характер. Данное проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на иные. Установка появляется при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, проявляющей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его волевых и эмоциональных актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако его сущности не отражает.
Имеются разные виды установки: моторная установка - готовность к исполнению конкретного действия; умственная установка, которая заключается в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью доступных и известных способов; перцептивная установка - готовность воспринимать то, что увидеть ожидается, и т.д. [5].
Установка очень значима для человека, так как обеспечивает в случае внезапной необходимости исполнение заранее спланированного действия. Подобная готовность даже при влиянии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать исполнение заранее предлагаемого действия, что, конечно, очень часто является ошибкой. Подобное явление получило название «ошибки установки» [11].
В итоге целой серии экспериментов Д.Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.
Таким образом, бессознательные установки действительно имеются и имеют огромное значение для вырабатывания осознаваемых действий.
Из вышеизложенных фактов нужно, что проблема бессознательного требует глубокого и детального исследования и это, бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры - Зигмунда Фрейда. Именно данный австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости изучения сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных заболеваний.
Согласно теории Фрейда, в психике человека имеются 3 сферы, или области: бессознательное, предсознание и сознание. К категории сознания он относил всё, что контролируется и осознаётся человеком. К области предсознания Фрейд относил латентные, или скрытые, знания. Данное те знания, которыми человек располагает, но которые в этот момент в сознании отсутствуют. Они инициируются при возникновении соответственного стимула [12].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. Сознание является лишь видимой частью айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.
Заключение
Психика человека чрезвычайно сложна. Для нее характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом.
Наиболее высоким уровнем психического отражения реальности является сознание. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Человек, наделенный сознанием, в состоянии выполнять определенную работу, добиваться поставленной цели, контролировать свое поведение. Однако сознание это лишь часть многогранной человеческой психики, контролирующая многие, но далеко не все процессы.
Психические процессы и явления, которые не отражаются в сознании человека относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов или к бессознательному. Сфера бессознательного имеет свою сложную структуру.
Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном отсутствует произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.
Список литературы
Бассин Ф.В. Проблема бессознательного // - М.: Мир, 1968.
Выготский Л.С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т.4 // М.: Наука, 1984.
Диянова З.В. Общая психология. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. -159 с.
Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания, вопросы психологии // №2, 1991.
Константинов В.В. Развитие психики и сознания. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 196 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // М.: Наука, 1975.
Маклаков А.Г. Общая психология // СПб.: Питер, 2014. -326 с.
Немов Р.С. Психология // книга 1, Москва, 1998 г.
Общая психология // Курс лекций, Москва, 1995 г.
Петровский А.В. Введение в общую психологию // Москва, 1996 г.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание // Москва, 1957 г.
Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки, Труды, Т.6 // Тбилиси, 1977 г.
Фрейд З. Психология бессознательного // Сб. произведений, Москва, 1990
Юнг К. Г. Сознание и бессознательное // Санкт-Петербург, 1997 г.
2
3
1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного // - М.: Мир, 1968.
2. Выготский Л.С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т.4 // М.: Наука, 1984.
3. Диянова З.В. Общая психология. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. -159 с.
4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания, вопросы психологии // №2, 1991.
5. Константинов В.В. Развитие психики и сознания. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 196 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // М.: Наука, 1975.
7. Маклаков А.Г. Общая психология // СПб.: Питер, 2014. -326 с.
8. Немов Р.С. Психология // книга 1, Москва, 1998 г.
9. Общая психология // Курс лекций, Москва, 1995 г.
10. Петровский А.В. Введение в общую психологию // Москва, 1996 г.
11. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание // Москва, 1957 г.
12. Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки, Труды, Т.6 // Тбилиси, 1977 г.
13. Фрейд З. Психология бессознательного // Сб. произведений, Москва, 1990
14. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное // Санкт-Петербург, 1997 г.
Вопрос-ответ:
Что такое сознательное поведение?
Сознательное поведение - это деятельность, осознанная и контролируемая человеком. В таком поведении человек обращает внимание на свои действия, планирует их, принимает решения осознанно и осознает свои мотивы и цели.
Какие особенности сознательного поведения учащихся можно выделить?
Особенности сознательного поведения учащихся включают активное участие в обучении, осмысленное восприятие информации, постановку целей и планирование, анализ своих действий и коррекцию, осознание мотивации и значимости учебной деятельности.
Что такое бессознательное поведение?
Бессознательное поведение - это деятельность, которая происходит без осознания и контроля человеком. В таком поведении отсутствует осознание мотивов и целей, действия происходят на уровне автоматизма и инстинктивности.
Как проявляется бессознательное поведение у человека?
Бессознательное поведение проявляется в автоматических реакциях на внешние стимулы, безудержных эмоциональных выражениях, непроизвольных движениях и реакциях, а также в повторении привычных и стереотипных действий.
Какие неосознаваемые побудители могут влиять на сознательные действия человека?
Неосознаваемые побудители могут включать подсознательные желания, мотивы, страхи, комплексы, предрассудки, а также влияние культурных, социальных и семейных норм, которые могут оказывать непроизвольное влияние на наше поведение.
Какие особенности сознательного и бессознательного поведения учащихся?
Сознательное поведение учащихся характеризуется осознанностью своих действий и целенаправленностью, тогда как бессознательное поведение происходит без контроля и осознания.
Какие проявления сознательного можно наблюдать в поведении учащихся?
Сознательное поведение учащихся проявляется в форме осознанных действий, логического мышления, планирования и принятия решений.
Что такое установка и как она влияет на поведение учащихся?
Установка - это предрасположенность и готовность субъекта к определенным действиям и событиям. Она влияет на поведение учащихся, придавая ему устойчивый и целенаправленный характер.
Какие проявления бессознательного можно наблюдать в поведении учащихся?
В поведении учащихся можно наблюдать проявления бессознательного, такие как автоматические реакции, привычки, инстинктивные действия, а также внезапные действия без предварительного планирования или осознания.
Какие неосознаваемые побудители могут влиять на сознательные действия учащихся?
Неосознаваемые побудители, такие как внутренние конфликты, подавленные желания, неосознаваемые мотивы, могут оказывать влияние на сознательные действия учащихся, мешая им принимать решения осознанно и контролировать свои действия.