Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля и обвиняемого.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Уголовный процесс
  • 49 49 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 17.12.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Понятие и уголовно-процессуальная характеристика допроса 5
1.1 Понятие и процессуальная регламентация допроса как следственного действия 5
1.2 Особенности допроса несовершеннолетних лиц 8
1.3 Участие психолога и педагога в допросе несовершеннолетнего лица 18
2 Анализ тактики допроса несовершеннолетнего свидетеля и обвиняемого 24
2.1 Содержание этапов подготовки и проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля и обвиняемого 24
2.2 Порядок и тактика проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) при участии защитника 27
2.3 Следственные ошибки при производстве допроса несовершеннолетнего свидетеля и обвиняемого 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Фрагмент для ознакомления

Следователю или дознавателю перед допросом несовершеннолетнего необходимо узнать всю важную информацию о нем, такую как:
- успеваемость в школе;
- уровень развития несовершеннолетнего;
- взаимоотношения с членами семьи;
- взаимоотношения со сверстниками;
- наличие вредных привычек;
- черты характера;
- увлечение и хобби ребенка.
Можно сделать вывод, что при осуществлении допроса, помимо знания следователем закона, необходим еще и жизненный опыт, кроме того, способность учитывать персонально-возрастные особенности подростка. Допрос несовершеннолетнего можно назвать в какой-то степени искусством, требующим определенных способностей и высокого мастерства. Это необходимо знать для того, чтобы выстроить так называемый алгоритм допроса, в ходе которого стоит избегать нанесение психических травм, так как не достигшие совершеннолетия лица очень уязвимы.
2.3 Следственные ошибки при производстве допроса несовершеннолетнего свидетеля и обвиняемого
Преступность несовершеннолетних - одна из важнейших проблем нашего государства. Согласно данным статистики только в Самарской области с января по сентябрь 2018 года было зарегистрировано 30.690 преступлений, совершенных лицами, не достигшими возраста 18 лет. В связи с этими данными актуальной становится тактика проведения допроса несовершеннолетних лиц, постольку от неё зависит насколько эффективно пройдёт следственное действие.
Допрос взрослого человека и несовершеннолетнего не тождественные понятия. Восприятие детей, отличается от восприятия взрослых людей. Оно обусловлено впечатлительностью, неустойчивостью внимания, слабостью логического мышления, склонностью к фантазированию и другими факторами.
При подготовке и проведении допроса несовершеннолетнего, следователю необходимо учитывать эмоциональное состояние лица, пол, возрастные, физические и индивидуальные особенности человека. Нужно принимать во внимание свойства культуры и общества, в которых находится допрашиваемое лицо, семейную обстановку, а также типологическую характеристику личности. Факторы, окружающие допрашиваемое лицо обуславливают общее состояние несовершеннолетнего во время допроса, поэтому их учёт и анализ не только важен, но и необходим. Кроме того, данные факторы позволяют разработать по рассматриваемому делу эффективную тактику проведения следственного действия, для того, чтобы не допустить получения недостоверных доказательств по делу.
Следователь, помимо всего прочего, должен обладать некоторыми знаниями в области психологии, в том числе разбираться в психологических особенностях личности несовершеннолетнего и учитывать их при выборе тактики допроса. Все это поможет обеспечить коммуникативную и психологическую связь с допрашиваемым лицом во время проведения следственного действия.
Сам допрос должен иметь вступительную часть, которая характеризуется свободным рассказом, что позволит допрашиваемому успокоится, собраться с мыслями и четко отвечать на вопросы следователя. В случае, если несовершеннолетний идет на контакт и свободно рассказывает информацию, то прерывать его не стоит. Уточняющие вопросы лучше задать, когда допрашиваемый прекратит свой рассказ. В противном случае, следователю необходимо самостоятельно прибегнуть к уточняющим вопросам.
В отличие предварительного следствия работа стороны обвинения в судебном процессе с потерпевшим несовершеннолетним ограничена его допросом. В связи с изменениями уголовно-процессуального законодательства допрос несовершеннолетнего потерпевшего в суде уже не столь неизбежен, как других участников процесса при рассмотрении уголовного дела в общем порядке. По практике он возможен только по мотивированному ходатайству сторон. Законодательно закреплено, что допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2-х часов, а всего не более 4-х часов в день. Однако, как следует из практики, данное положение актуально лишь для лиц, достигших 14-летнего возраста, от малолетних полноценные показания возможно получить лишь в течение первых 20-30 минут допроса, что связано с их психологическими особенностями и способностью концентрировать внимание на непродолжительный период времени.
Обстановка допроса должна быть спокойной и бесконфликтной. Несовершеннолетнему потерпевшему вначале следует предложить рассказать о себе - назвать его имя фамилию, школу, класс, имена родителей, их место работы и т.д. Затем можно задать вопросы на отвлеченные темы, близкие несовершеннолетнего, например школа, учеба, спорт, кружки, товарищи по классу и т.д. После этого, расположив такой беседой несовершеннолетнего к себе, можно переходить к выяснению «вопросов, относящихся к обстоятельствам дела. При этом участники процесса должны учитывать, что малолетним трудно не только понять вопрос, но и сформулировать ответ.
Безусловно рассмотрение дел с участием малолетних как потерпевших, так и подсудимых должно быть возложено на наиболее опытных судей с участием опытных государственных обвинителей.
Можно сделать вывод, что тактика допроса несовершеннолетнего во многом отличается от тактики допроса взрослого лица. Проведения эффективного следственного действия с допрашиваемым - несовершеннолетним невозможно без тактических приемов допроса, таких как его активность, целеустремленность, объективность и полнота, а также необходимость учета свойств личности допрашиваемого.
Заключение
При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, в фокусе изучения должна стоять личность несовершеннолетнего преступника, так личность является носителем причин их совершения. Если вместе со взрослыми преступления совершали несовершеннолетние и они фигурируют в уголовном деле, то уголовное дело в таком случае стоит выделить в отдельное производство, если это не создаст существенных препятствий для того, чтобы осуществить всесторонний, полный и объективный процесс исследования обстоятельств уголовного дела. Если нельзя выделить уголовное дело в отдельное производство, то к несовершеннолетнему обвиняемому, которое привлекается по одному уголовному делу со взрослыми, применяются определенные правила, регламентирующие порядок уголовного судопроизводства производства в отношении несовершеннолетних лиц.
Значительно распространенным следственным действием, с помощью которого уполномоченное лицо получает и проверяет информацию, является допрос. Допрос несовершеннолетних обладает определенной спецификой и сложностью. При производстве допроса, будь это несовершеннолетнее или уже взрослое лицо, подготовительный этап является более важным, так как здесь нужно тщательно изучить материалы уголовного дела, изучить личность допрашиваемого, а именно степень его развития, интересы, особенности поведения и психики, специфику характер. Здесь имеет место правильный индивидуальный подход к несовершеннолетнему, поэтому сотрудник правоохранительных органов должен иметь навыки психолога. При производстве допроса несовершеннолетнего сотрудник правоохранительных органов выясняет не только обстоятельства совершенного преступления, но и условий жизни, окружения, воспитания, интересов подростка. Именно с помощью выяснение данных обстоятельств есть возможность установить причины, которые способствуют совершению несовершеннолетним преступления.
Существенное значение имеют место проведения допроса и круг участников следственного действия. В качестве места допроса могут выступать известные и часто посещаемые места, такие как дом или учебное заведение. Создание правильной и нужной обстановки располагает подростка, тем самым устраняя отрицательные факторы (скованность, страх). Следует обратить внимание на взаимоотношения лиц, которые будут находиться с несовершеннолетним, чтобы не получить негативного влияния в ходе следственного действия. С помощью проверенных методик практикующий психолог всегда способен расположить несовершеннолетнего ребенка к себе. А для установления точного и быстрого психологического контакта рекомендуется педагог, который продолжительное время занимается преподавательской деятельностью среди несовершеннолетних детей одного возраста. Необходимо отметить, что не следует прибегать к принижению личных качеств и достоинств несовершеннолетнего, так как это может негативно повлиять на его доверие. Рекомендуется воссоздать дружественную обстановку, общаться на равных, тем самым воздействуя как на разум, так и на чувства, допрашиваемого, посредством выделения положительных личностных качеств, проявления искренности, позволению высказаться допрашиваему, доверительного отношения.
Резюмируя вышеизложенное, можно говорить о значимости психологической грамотности сотрудников правоохранительных органов. Так как в особенностях тактики допроса несовершеннолетних важно распознать, что и почему их двигало так, а не иначе, причины и механизмы возникновения проблемного поведения, потому что оно связано с особенностями поведения и психического развития детей и подростков.
Список использованной литературы
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – N 52 (ч. I). – Ст. 4921.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2019 N 20-П "По делу о проверке конституционности пункта 2.1 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда" // Собрание законодательства РФ. – 27.05.2019. – N 21. – Ст. 2657.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7 "Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – N 5. – 2007.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.04.2013 N 6 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" // Российская газета. – 11 февраля 2011 г. – N 29.
Абдулаева Д.Ш. Особенности производства допроса несовершеннолетнего / Д.Ш. Абдулаева // Закон и право. – 2019. – № 4. – С. 105-106.
Аксенова Л.Ю. Тактические и психологические аспекты допроса / Л.Ю. Аксенова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019. – Т. 24. – № 1 (76). С. 111-117.
Алиев Г.Ш. О некоторых вопросах допроса подозреваемых (обвиняемых) с участием защитника / Г.Ш. Алиев // Вестник науки. – 2019. – Т. 4. – № 4 (13). – С. 60-62.
Асяева М.В. Особенности допроса свидетеля / М.В. Асяева // NovaInfo.Ru. – 2015. – № 22. – С. 69-74.
Багаутдинов К.Ф. Некоторые вопросы процессуального статуса лица заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве при допросе в суде по уголовному делу в отношении его соучастников / К.Ф. Багаутдинов // Российская юстиция. – 2019. – № 1. – С. 40-44.
Бриленкова В.В. Особые виды допроса: очная ставка и перекрестный допрос / В.В. Бриленкова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2019. – Т. 4. – № 11-1. – С. 126-132.
Булдакова О.С. Проблемы законодательного регулирования отдельных видов допроса в уголовном суде / О.С. Булдакова // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. № 6 (33). – С. 430-432.
Быков В.М. Допрос потерпевшего / В.М. Быков // Законность. – 2015. – № 6 (956). – С. 27-32.
Быстров А.А. Место и роль допроса в системе следственных действий / А.А. Быстров // Парадигма. – 2019. – № 1. – С. 117-122.
Вагабов Т.М. Тактические особенности проведения допроса в системе мер преодоления лжи со стороны свидетелей / Т.М. Вагабов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2015. – № 2-2. – С. 50-56.
Вердиева Д.А. К допросу несовершеннолетнего в уголовном процессе: зарубежный опыт / Д.А. Вердиева // Студенческий вестник. – 2018. – № 13-1 (33). – С. 61-67.
Галенко С.С. Уголовно-процессуальные проблемы участия психолога и педагога в допросе несовершеннолетних свидетелей / С.С. Галенко // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.2 (21). – С. 401-403.
Галимханов А.Б. Тактические особенности допроса обвиняемого с участием защитника / А.Б. Галимханов // Правовое государство: теория и практика. – 2019. – Т. 56. – № 2. – С. 156-159.
Гатауллин З.Ш. Допрос как средство получения доказательств / З.Ш. Гатауллин // В мире научных открытий. – 2015. – № 1 (49). – С. 356-361.
Головин Ю.А. Содержание процессуального статуса обвиняемого / Ю.А. // Общество. Государство. Политика. – 2018. – № 5. – С. 49.
Дорошенко О.М. Особенности и понятие допроса несовершеннолетнего / О.М. Дорошенко // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2019. – № 1 (19). – С. 95-97.
Елфимова Е.И. Особенности производства допроса / Е.И. Елфимова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2017. – Т. 1. – № 5-14. – С. 191-196.
Еремеев С.Г. Тактико-психологические аспекты производства допроса и очной ставки / С.Г. Еремеев // NovaUm.Ru. – 2019. – № 18. – С. 422-425.
Зенчик В.А. Необходимость использования нетрадиционных методов допроса / В.А. Зенчик // Правовестник. – 2018. – № 5 (7). – С. 15-16.
Зиненко Н.Н. Проблемы производства допроса свидетеля / Н.Н. Зиненко // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 5 (32). – С. 642-647.
Иночкина С.В. Общая характеристика допроса / С.В. Иночкина // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2019. – № 8. – С. 20-22.
Лицкевич А.М. Некоторые особенности тактики допроса несовершеннолетних / А.М. Лицкевич // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 191-194.
Маслаков В.О. Проблемы производства допроса свидетелей на предварительном следствии / В.О. Маслаков // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 2 (29). – С. 606-609.
Махова Н.С. Допрос несовершеннолетних потерпевших на стадии уголовного разбирательства / Н.С. Махова // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 1 (28). – С. 494-496.
Мельникова Е.Ф. Особенности судебных допросов лиц в отношении которых применяются меры государственной защиты / Е.Ф. Мельникова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019. – № 1 (126). – С. 188-194.
Моторин А.С. Система уголовно-процессуальных гарантий детерминирующая производство допроса / А.С. Моторин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2017. – № 1-2. – С. 77-85.
Найманов Т.Ю. Особенности проведения допроса / Т.Ю. Найманов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – № 1. – С. 191-193.
Покроева Л.А. Понятие допроса и очной ставки в криминалистической тактике / Л.А. Покроева // Провинциальные научные записки. – 2019. – № 1 (9). – С. 85-89.
Прокурова С.В. О значении психологических знаний навыков и умений при проведении допроса / С.В. Прокурова // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 79-87.
Прокурова С.В. Психологические особенности допроса обвиняемого (подозреваемого) / С.В. Прокурова // Юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 7-11.
Реуцкая И.Е. Специфика бесконфликтной ситуации допроса (психологический аспект) / И.Е. Реуцкая // Прикладная психология и педагогика. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 24-30.
Сапова А.Г. Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) / А.Г. Сапова // Научные исследования. – 2018. – № 4 (23). – С. 42-45.
Сафина К.Р. Психологические особенности проведения допроса / К.Р. Сафина // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 4 (31). – С. 633-635.
Согоян В.Л. Вправе ли обвиняемый получить копию протокола своего допроса / В.Л. Согоян // Уголовный процесс. – 2019. – № 1 (169). – С. 80-82.
Соколов А.Б. Тактические приемы допроса подозреваемого в конфликтной ситуации / А.Б. Соколов // Мир закона. – 2019. – № 2 (202). – С. 49-54.
Стельмах В.Ю. Некоторые аспекты допроса / В.Ю. Стельмах // Юристъ - Правоведъ. – 2018. – № 4 (59). – С. 85-88.
Стельмах В.Ю. Правовая природа участники и процессуальный порядок допроса / В.Ю. Стельмах // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – № 3 (29). – С. 111-120.
Тришина Н.Т. Некоторые вопросы соотношения допроса с иными следственными действиями / Н.Т. Тришина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2017. – Т. 5. – № 2-13. – С. 225-229.
Тутуков А.Ю. Уголовно-процессуальные особенности допроса несовершеннолетних на предварительном следствии / А.Ю. Тутуков // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 2. – С. 181-183.
Ушаков А.Ю. Некоторые тенденции указывающие на совершенствование правовой регламентации в отношении допроса / А.Ю. Ушаков // Российский следователь. – 2015. – № 5. – С. 10-12.
Файрушина Р.Д. Отдельные аспекты допроса несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве / Р.Д. Файрушина // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 2 (56). – С. 34-38.
Центров Е.Е. О сути следственного действия "допрос" / Е.Е. Центров // Законность. – 2018. – № 10 (948). – С. 50-55.
Чернова С.С. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего: процессуальные аспекты / С.С. Чернова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2019. – № 2 (48). – С. 92-102.
Чупилкин Ю.Б. Особенности производства допроса / Ю.Б. Чупилкин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 5. – С. 101-106.
Швец С.В. Структура и стадии допроса на предварительном следствии / С.В. Швец // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 3. – С. 364-367.
Шеховцова Л.С. Особенности тактики допроса на месте преступного события / Л.С. Шеховцова // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 3. – С. 215-220.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – N 52 (ч. I). – Ст. 4921.
Тришина Н.Т. Некоторые вопросы соотношения допроса с иными следственными действиями / Н.Т. Тришина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2017. – Т. 5. – № 2-13. – С. 225.
Асяева М.В. Особенности допроса свидетеля / М.В. Асяева // NovaInfo.Ru. – 2015. – № 22. – С. 69.
Тутуков А.Ю. Уголовно-процессуальные особенности допроса несовершеннолетних на предварительном следствии / А.Ю. Тутуков // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 2. – С. 181.
Абдулаева Д.Ш. Особенности производства допроса несовершеннолетнего / Д.Ш. Абдулаева // Закон и право. – 2019. – № 4. – С. 105.
Ушаков А.Ю. Некоторые тенденции указывающие на совершенствование правовой регламентации в отношении допроса / А.Ю. Ушаков // Российский следователь. – 2015. – № 5. – С. 10.
Головин Ю.А. Содержание процессуального статуса обвиняемого / Ю.А. // Общество. Государство. Политика. – 2018. – № 5. – С. 49.
Иночкина С.В. Общая характеристика допроса / С.В. Иночкина // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2019. – № 8. – С. 20.
Аксенова Л.Ю. Тактические и психологические аспекты допроса / Л.Ю. Аксенова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019. – Т. 24. – № 1 (76). С. 111.
Чернова С.С. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего: процессуальные аспекты / С.С. Чернова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2019. – № 2 (48). – С. 92.
Галенко С.С. Уголовно-процессуальные проблемы участия психолога и педагога в допросе несовершеннолетних свидетелей / С.С. Галенко // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.2 (21). – С. 401.
Алиев Г.Ш. О некоторых вопросах допроса подозреваемых (обвиняемых) с участием защитника / Г.Ш. Алиев // Вестник науки. – 2019. – Т. 4. – № 4 (13). – С. 60.
Швец С.В. Структура и стадии допроса на предварительном следствии / С.В. Швец // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 3. – С. 364.
Гатауллин З.Ш. Допрос как средство получения доказательств / З.Ш. Гатауллин // В мире научных открытий. – 2015. – № 1 (49). – С. 356.
Прокурова С.В. Психологические особенности допроса обвиняемого (подозреваемого) / С.В. Прокурова // Юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 11.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2019 N 20-П "По делу о проверке конституционности пункта 2.1 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда" // Собрание законодательства РФ. – 27.05.2019. – N 21. – Ст. 2657.
Мельникова Е.Ф. Особенности судебных допросов лиц в отношении которых применяются меры государственной защиты / Е.Ф. Мельникова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019. – № 1 (126). – С. 188.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7 "Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – N 5. – 2007.
Зенчик В.А. Необходимость использования нетрадиционных методов допроса / В.А. Зенчик // Правовестник. – 2018. – № 5 (7). – С. 16.
Елфимова Е.И. Особенности производства допроса / Е.И. Елфимова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2017. – Т. 1. – № 5-14. – С. 191-.
Моторин А.С. Система уголовно-процессуальных гарантий детерминирующая производство допроса / А.С. Моторин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2017. – № 1-2. – С. 77.
Сафина К.Р. Психологические особенности проведения допроса / К.Р. Сафина // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 4 (31). – С. 633.
Стельмах В.Ю. Правовая природа участники и процессуальный порядок допроса / В.Ю. Стельмах // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – № 3 (29). – С. 111.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.04.2013 N 6 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" // Российская газета. – 11 февраля 2011 г. – N 29.
Стельмах В.Ю. Некоторые аспекты допроса / В.Ю. Стельмах // Юристъ - Правоведъ. – 2018. – № 4 (59). – С. 85.
Реуцкая И.Е. Специфика бесконфликтной ситуации допроса (психологический аспект) / И.Е. Реуцкая // Прикладная психология и педагогика. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 24.
Багаутдинов К.Ф. Некоторые вопросы процессуального статуса лица заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве при допросе в суде по уголовному делу в отношении его соучастников / К.Ф. Багаутдинов // Российская юстиция. – 2019. – № 1. – С. 40.
Лицкевич А.М. Некоторые особенности тактики допроса несовершеннолетних / А.М. Лицкевич // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 191.
Махова Н.С. Допрос несовершеннолетних потерпевших на стадии уголовного разбирательства / Н.С. Махова // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 1 (28). – С. 494.
Бриленкова В.В. Особые виды допроса: очная ставка и перекрестный допрос / В.В. Бриленкова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2019. – Т. 4. – № 11-1. – С. 126.
Соколов А.Б. Тактические приемы допроса подозреваемого в конфликтной ситуации / А.Б. Соколов // Мир закона. – 2019. – № 2 (202). – С. 49.
Маслаков В.О. Проблемы производства допроса свидетелей на предварительном следствии / В.О. Маслаков // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 2 (29). – С. 606.
Зиненко Н.Н. Проблемы производства допроса свидетеля / Н.Н. Зиненко // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 5 (32). – С. 642.
Согоян В.Л. Вправе ли обвиняемый получить копию протокола своего допроса / В.Л. Согоян // Уголовный процесс. – 2019. – № 1 (169). – С. 80.
Чупилкин Ю.Б. Особенности производства допроса / Ю.Б. Чупилкин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 5. – С. 101.
Еремеев С.Г. Тактико-психологические аспекты производства допроса и очной ставки / С.Г. Еремеев // NovaUm.Ru. – 2019. – № 18. – С. 422.
Шеховцова Л.С. Особенности тактики допроса на месте преступного события / Л.С. Шеховцова // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 3. – С. 215.
Покроева Л.А. Понятие допроса и очной ставки в криминалистической тактике / Л.А. Покроева // Провинциальные научные записки. – 2019. – № 1 (9). – С. 85.
Галимханов А.Б. Тактические особенности допроса обвиняемого с участием защитника / А.Б. Галимханов // Правовое государство: теория и практика. – 2019. – Т. 56. – № 2. – С. 156.
Сапова А.Г. Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) / А.Г. Сапова // Научные исследования. – 2018. – № 4 (23). – С. 42.
Булдакова О.С. Проблемы законодательного регулирования отдельных видов допроса в уголовном суде / О.С. Булдакова // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. № 6 (33). – С. 430.
Дорошенко О.М. Особенности и понятие допроса несовершеннолетнего / О.М. Дорошенко // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2019. – № 1 (19). – С. 95.
Найманов Т.Ю. Особенности проведения допроса / Т.Ю. Найманов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – № 1. – С. 191.
Быстров А.А. Место и роль допроса в системе следственных действий / А.А. Быстров // Парадигма. – 2019. – № 1. – С. 117.
Быков В.М. Допрос потерпевшего / В.М. Быков // Законность. – 2015. – № 6 (956). – С. 27.
Вагабов Т.М. Тактические особенности проведения допроса в системе мер преодоления лжи со стороны свидетелей / Т.М. Вагабов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2015. – № 2-2. – С. 50.
Прокурова С.В. О значении психологических знаний навыков и умений при проведении допроса / С.В. Прокурова // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 79.
Файрушина Р.Д. Отдельные аспекты допроса несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве / Р.Д. Файрушина // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 2 (56). – С. 34-38.
Центров Е.Е. О сути следственного действия "допрос" / Е.Е. Центров // Законность. – 2018. – № 10 (948). – С. 50.
Вердиева Д.А. К допросу несовершеннолетнего в уголовном процессе: зарубежный опыт / Д.А. Вердиева // Студенческий вестник. – 2018. – № 13-1 (33). – С. 61.


















4

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – N 52 (ч. I). – Ст. 4921.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2019 N 20-П "По делу о проверке конституционности пункта 2.1 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда" // Собрание законодательства РФ. – 27.05.2019. – N 21. – Ст. 2657.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7 "Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – N 5. – 2007.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.04.2013 N 6 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" // Российская газета. – 11 февраля 2011 г. – N 29.
5. Абдулаева Д.Ш. Особенности производства допроса несовершеннолетнего / Д.Ш. Абдулаева // Закон и право. – 2019. – № 4. – С. 105-106.
6. Аксенова Л.Ю. Тактические и психологические аспекты допроса / Л.Ю. Аксенова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019. – Т. 24. – № 1 (76). С. 111-117.
7. Алиев Г.Ш. О некоторых вопросах допроса подозреваемых (обвиняемых) с участием защитника / Г.Ш. Алиев // Вестник науки. – 2019. – Т. 4. – № 4 (13). – С. 60-62.
8. Асяева М.В. Особенности допроса свидетеля / М.В. Асяева // NovaInfo.Ru. – 2015. – № 22. – С. 69-74.
9. Багаутдинов К.Ф. Некоторые вопросы процессуального статуса лица заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве при допросе в суде по уголовному делу в отношении его соучастников / К.Ф. Багаутдинов // Российская юстиция. – 2019. – № 1. – С. 40-44.
10. Бриленкова В.В. Особые виды допроса: очная ставка и перекрестный допрос / В.В. Бриленкова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2019. – Т. 4. – № 11-1. – С. 126-132.
11. Булдакова О.С. Проблемы законодательного регулирования отдельных видов допроса в уголовном суде / О.С. Булдакова // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. № 6 (33). – С. 430-432.
12. Быков В.М. Допрос потерпевшего / В.М. Быков // Законность. – 2015. – № 6 (956). – С. 27-32.
13. Быстров А.А. Место и роль допроса в системе следственных действий / А.А. Быстров // Парадигма. – 2019. – № 1. – С. 117-122.
14. Вагабов Т.М. Тактические особенности проведения допроса в системе мер преодоления лжи со стороны свидетелей / Т.М. Вагабов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2015. – № 2-2. – С. 50-56.
15. Вердиева Д.А. К допросу несовершеннолетнего в уголовном процессе: зарубежный опыт / Д.А. Вердиева // Студенческий вестник. – 2018. – № 13-1 (33). – С. 61-67.
16. Галенко С.С. Уголовно-процессуальные проблемы участия психолога и педагога в допросе несовершеннолетних свидетелей / С.С. Галенко // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.2 (21). – С. 401-403.
17. Галимханов А.Б. Тактические особенности допроса обвиняемого с участием защитника / А.Б. Галимханов // Правовое государство: теория и практика. – 2019. – Т. 56. – № 2. – С. 156-159.
18. Гатауллин З.Ш. Допрос как средство получения доказательств / З.Ш. Гатауллин // В мире научных открытий. – 2015. – № 1 (49). – С. 356-361.
19. Головин Ю.А. Содержание процессуального статуса обвиняемого / Ю.А. // Общество. Государство. Политика. – 2018. – № 5. – С. 49.
20. Дорошенко О.М. Особенности и понятие допроса несовершеннолетнего / О.М. Дорошенко // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2019. – № 1 (19). – С. 95-97.
21. Елфимова Е.И. Особенности производства допроса / Е.И. Елфимова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2017. – Т. 1. – № 5-14. – С. 191-196.
22. Еремеев С.Г. Тактико-психологические аспекты производства допроса и очной ставки / С.Г. Еремеев // NovaUm.Ru. – 2019. – № 18. – С. 422-425.
23. Зенчик В.А. Необходимость использования нетрадиционных методов допроса / В.А. Зенчик // Правовестник. – 2018. – № 5 (7). – С. 15-16.
24. Зиненко Н.Н. Проблемы производства допроса свидетеля / Н.Н. Зиненко // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 5 (32). – С. 642-647.
25. Иночкина С.В. Общая характеристика допроса / С.В. Иночкина // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2019. – № 8. – С. 20-22.
26. Лицкевич А.М. Некоторые особенности тактики допроса несовершеннолетних / А.М. Лицкевич // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 191-194.
27. Маслаков В.О. Проблемы производства допроса свидетелей на предварительном следствии / В.О. Маслаков // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 2 (29). – С. 606-609.
28. Махова Н.С. Допрос несовершеннолетних потерпевших на стадии уголовного разбирательства / Н.С. Махова // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 1 (28). – С. 494-496.
29. Мельникова Е.Ф. Особенности судебных допросов лиц в отношении которых применяются меры государственной защиты / Е.Ф. Мельникова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019. – № 1 (126). – С. 188-194.
30. Моторин А.С. Система уголовно-процессуальных гарантий детерминирующая производство допроса / А.С. Моторин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2017. – № 1-2. – С. 77-85.
31. Найманов Т.Ю. Особенности проведения допроса / Т.Ю. Найманов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – № 1. – С. 191-193.
32. Покроева Л.А. Понятие допроса и очной ставки в криминалистической тактике / Л.А. Покроева // Провинциальные научные записки. – 2019. – № 1 (9). – С. 85-89.
33. Прокурова С.В. О значении психологических знаний навыков и умений при проведении допроса / С.В. Прокурова // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 79-87.
34. Прокурова С.В. Психологические особенности допроса обвиняемого (подозреваемого) / С.В. Прокурова // Юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 7-11.
35. Реуцкая И.Е. Специфика бесконфликтной ситуации допроса (психологический аспект) / И.Е. Реуцкая // Прикладная психология и педагогика. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 24-30.
36. Сапова А.Г. Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) / А.Г. Сапова // Научные исследования. – 2018. – № 4 (23). – С. 42-45.
37. Сафина К.Р. Психологические особенности проведения допроса / К.Р. Сафина // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 4 (31). – С. 633-635.
38. Согоян В.Л. Вправе ли обвиняемый получить копию протокола своего допроса / В.Л. Согоян // Уголовный процесс. – 2019. – № 1 (169). – С. 80-82.
39. Соколов А.Б. Тактические приемы допроса подозреваемого в конфликтной ситуации / А.Б. Соколов // Мир закона. – 2019. – № 2 (202). – С. 49-54.
40. Стельмах В.Ю. Некоторые аспекты допроса / В.Ю. Стельмах // Юристъ - Правоведъ. – 2018. – № 4 (59). – С. 85-88.
41. Стельмах В.Ю. Правовая природа участники и процессуальный порядок допроса / В.Ю. Стельмах // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – № 3 (29). – С. 111-120.
42. Тришина Н.Т. Некоторые вопросы соотношения допроса с иными следственными действиями / Н.Т. Тришина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2017. – Т. 5. – № 2-13. – С. 225-229.
43. Тутуков А.Ю. Уголовно-процессуальные особенности допроса несовершеннолетних на предварительном следствии / А.Ю. Тутуков // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 2. – С. 181-183.
44. Ушаков А.Ю. Некоторые тенденции указывающие на совершенствование правовой регламентации в отношении допроса / А.Ю. Ушаков // Российский следователь. – 2015. – № 5. – С. 10-12.
45. Файрушина Р.Д. Отдельные аспекты допроса несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве / Р.Д. Файрушина // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 2 (56). – С. 34-38.
46. Центров Е.Е. О сути следственного действия "допрос" / Е.Е. Центров // Законность. – 2018. – № 10 (948). – С. 50-55.
47. Чернова С.С. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего: процессуальные аспекты / С.С. Чернова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2019. – № 2 (48). – С. 92-102.
48. Чупилкин Ю.Б. Особенности производства допроса / Ю.Б. Чупилкин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 5. – С. 101-106.
49. Швец С.В. Структура и стадии допроса на предварительном следствии / С.В. Швец // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 3. – С. 364-367.
50. Шеховцова Л.С. Особенности тактики допроса на месте преступного события / Л.С. Шеховцова // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 3. – С. 215-220.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет допрос несовершеннолетнего лица?

Допрос несовершеннолетнего лица имеет ряд особенностей. Во-первых, допрос проводится в присутствии педагога или психолога, которые помогают установить доверительные отношения с ребенком и обеспечить его комфортное состояние. Во-вторых, вопросы должны быть сформулированы простым и понятным языком, учитывая возрастные особенности ребенка. Допрос также может проводиться в форме игры или ролевой моделирования, чтобы сделать его менее стрессовым для ребенка.

Зачем на допросе несовершеннолетнего лица присутствуют педагог и психолог?

Присутствие педагога и психолога на допросе несовершеннолетнего лица является необходимым для обеспечения его психологической безопасности и защиты интересов ребенка. Педагог помогает установить контакт с ребенком, снять его психологическое напряжение и гарантирует соблюдение его прав на образование. Психолог же оценивает состояние ребенка, его психическое здоровье и дает рекомендации по обеспечению благополучия и безопасности ребенка.

Что такое допрос и как он регламентируется в уголовном процессе?

Допрос - это одно из следственных действий, которое проводится в рамках уголовного процесса для получения показаний от участников дела. Регламентация допроса определена в статьях уголовно-процессуального кодекса РФ.

Какие особенности имеет допрос несовершеннолетних лиц?

Допрос несовершеннолетних лиц имеет ряд особенностей, так как требуется учесть их возрастные особенности и обеспечить защиту их интересов. Например, их допрос должен проводиться в присутствии психолога или педагога.

Какое значение имеет участие психолога и педагога в допросе несовершеннолетнего лица?

Участие психолога и педагога в допросе несовершеннолетнего лица имеет большое значение, так как позволяет создать комфортные условия для ребенка, обеспечить его психологическую защиту и предотвратить возможные травматические последствия.

Какие этапы включает в себя подготовка и проведение допроса несовершеннолетних свидетеля и обвиняемого?

Подготовка и проведение допроса несовершеннолетних свидетеля и обвиняемого включает следующие этапы: ознакомление с правами и обязанностями свидетеля/обвиняемого, проведение предварительного разговора для установления доверия, создание комфортных условий для допроса, запись показаний и пр.

Каков порядок и тактика проведения допроса несовершеннолетних свидетеля и обвиняемого?

Проведение допроса несовершеннолетних свидетеля и обвиняемого требует соблюдения определенного порядка и тактики. Например, допрос должен проводиться в присутствии психолога или педагога, а также с учетом возрастных особенностей ребенка.

Какие особенности имеет допрос несовершеннолетних лиц?

Допрос несовершеннолетних лиц имеет ряд особенностей. Во-первых, несовершеннолетний свидетель или обвиняемый может быть допрошен только в присутствии законных представителей - родителей или опекунов. Во-вторых, допрос должен проводиться с учетом возрастных особенностей и психологического состояния несовершеннолетнего, с целью не нанести ему вреда. В-третьих, законодательство предусматривает возможность привлечения психолога и педагога для участия в допросе несовершеннолетнего лица.

Какое участие принимает психолог и педагог в допросе несовершеннолетнего лица?

Психолог и педагог могут принять участие в допросе несовершеннолетнего лица с целью создания благоприятной атмосферы, облегчения коммуникации и поддержки ребенка. Психолог может оценивать психологическое состояние несовершеннолетнего и помогать ему справляться с эмоциональным стрессом. Педагог может обеспечивать понимание вопросов и помогать несовершеннолетнему выразить свои мысли и позицию.

В чем заключаются этапы подготовки и проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля или обвиняемого?

Этапы подготовки и проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля или обвиняемого включают следующие шаги. Сначала проводится предварительная беседа с ребенком, где объясняется цель и значение допроса, а также дается возможность задать вопросы. Затем составляется план допроса с учетом возрастных особенностей и психологического состояния несовершеннолетнего. На этапе допроса проводится само допросное интервью, где несовершеннолетний отвечает на вопросы с участием психолога и педагога. После допроса проводится анализ полученных данных и оформляются соответствующие документы.

Каково понятие и уголовно-процессуальная характеристика допроса?

Допрос - это следственное действие, которое проводится с целью получения показаний от свидетелей и обвиняемых. В рамках уголовного процесса допрос является одним из основных способов сбора доказательств и выяснения обстоятельств дела.