Структура федерального бюджета РФ
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 18.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы федерального бюджета 5
1.1. Понятие и сущность федерального бюджета 5
1.2. Меры по достижению сбалансированности федерального бюджета 9
2. Анализ структуры федерального бюджета РФ в 2015-2018 гг. 14
2.1. Оценка сбалансированности федерального бюджета РФ и
структуры его доходов 14
2.2. Оценка динамики и структуры расходов федерального бюджета РФ 16
Заключение 20
Список использованных источников 22
А такой инструментбюджетной политики 2015-2016 гг., как деиндексация расходных обязательств бюджета, был направлен на купированиераскручивания инфляционной спирали и уменьшение инфляционных ожиданий. В итоге, несмотря на мощнейший за последнее десятилетие ценовой шок, инфляцию удалось серьезно замедлить [2].Урезание бюджетных расходов также использовалось Правительством в качестве меры, способствующей сокращению бюджетного дефицита. По многим инвестиционным программам, признанным несвоевременными и неэффективными, расходы снижались на 30% или даже 40%. При этом в целях смягчения тяжелой адаптации в кризисный период общая направленность бюджетной политики в 2015-2018 гг. в отношении производства носила стимулирующий характер, по возможности поддерживались проекты развития промышленности. Значительный объем антикризисных мер в рамках «антикризисного плана» составили ассигнования на поддержку автомобильной промышленности и сельского хозяйства.Рассмотрим и сравним структуру расходов федерального бюджета России в 2015-2018 годах по статьям расходов (см. рисунок 2.3).Рисунок 2.3 – Структура расходов федерального бюджета РФ, млрд. руб.**Источник: составлено автором по данным Минфина РФУдельный вес каждой статьи в общем объеме расходной части федерального бюджета РФ в 2018 году показан на рисунке 2.4.Рисунок 2.4 – Удельный вес статей расходов в общем объеме расходной части федерального бюджета РФ**Источник: составлено автором по данным Минфина РФКак видно из представленных диаграмм, в структуре расходной части государственного бюджета России значительно преобладает социальная политика, поскольку России стремится к поддержанию статуса социального государства и уделяет много внимания поддержке населения. А в последние годы рост расходов по этой статье был вызван тем, что поддержка социальной сферы была одним из основных направлений бюджетной политики страны в после наступления кризиса, чтобы нивелировать негативное влияние кризисных событий на наиболее уязвимые категории населения.Значительная часть средств федерального бюджета также направлялась на поддержку национальной экономики, обороны и национальной безопасности в целях поддержания конкурентоспособности и обороноспособности страны в условиях ухудшения геополитической ситуации в мире, введения множества антироссийских санкций.Весьма мало в общем объеме расходов федерального бюджета занимают траты на охрану окружающей среды, на здравоохранение и образование, несмотря на важность данных аспектов жизни страны. Это является давней проблемой России, которая препятствует достижению ею уровня жизни развитых стран.ЗаключениеПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.1. Бюджет как экономическая категорияявляется совокупностью экономических (денежных) отношений, которые возникают в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Через экономические отношения каждый год в государственный бюджет мобилизуется значительная долясредств отюридических лиц и часть доходов населения страны.2. Федеральный бюджет России является главным звеном бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства.3. По итогам проведенного анализа сбалансированности бюджета в 2015-2018 гг. было установлено, что по итогам 2015 года после наступления кризисных событий в экономике дефицит федерального бюджетов РФ резко увеличился, достигнув 2,4% ВВП. Неблагоприятная тенденция сохранилась и в 2016 году, характеризовавшимся дальнейшим возрастанием бюджетного дефицита. В 2017 году принятые правительством меры и общее улучшение экономической конъюнктуры дало результат и наметилось снижение бюджетного дефицита до 1,4% ВВП. И лишь в 2018 году удалось выйти к бюджетному профициту 2,6% ВВП.4. В исследуемый период в доходах федерального бюджета РФ отмечен факт снижения нефтегазовых доходов в 2015-2016 гг. по причине падения цен на экспортируемое углеводородное сырье. В 2017-2018 гг. нефтегазовые доходы возрастали.Одновременно наметилась благоприятная тенденция роста величины ненефтегазовых доходов, что снижает зависимость государственного бюджета от доходов, получаемых за счет экспорта углеводородного сырья за границу. В России усилился контроль за своевременным сбором налогов, это тоже внесло свой вклад в возрастание доходов бюджета.5. Поддержка социальной сферы была одним из основных направлений расходов федерального бюджета после наступления кризиса, чтобы нивелировать негативное влияние кризисных событий на наиболее уязвимые категории населения.Значительная часть средств из федерального бюджета также была направлена на поддержку национальной экономики, обороны и национальной безопасности в целях поддержания конкурентоспособности и обороноспособности страны в условиях ухудшения геополитической ситуации в мире, введения множества антироссийских санкций.Список использованных источниковБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 17.11.2019).Бурлачков, В.К. Механизм формирования антикризисного федерального бюджета Российской Федерации / В.К. Бурлачков, О.А. Гришина, Е.И. Громова[и др.]; под ред. В.А. Слепова. –М., 2015. – С. 42-53.Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин. – М.: Дашков и К, 2014. – 628 с.Грачева, Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 272 с.Казарян, Т.Р. Механизм взаимодействия налоговых органов с администраторами доходов бюджета в процессе мобилизации платежей в бюджет / Т.Р. Казарян // Вестник РГЭУ РИНХ. – 2014. – №39. Ниналалова,Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб.пособие / Ф.И. Ниналалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с.Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 703 с.Фалюшина, Л.И. Состояние государственной системы социальной защиты населения в России/ Л.И. Фалюшина// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т.7. – №5-2. – С.163-177.Финансы: учебник / А.М. Ковалева [и др.]; под ред. А.М. Ковалевой. – 6-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018.– 443 с.Министерство финансов РФ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Минфин России. Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения: 17.11.2019).Налоговая аналитика [Электронный ресурс] // ФНС России. Режим доступа:https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm(дата обращения: 17.11.2019).Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] //Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 17.11.2019).
2. Бурлачков, В.К. Механизм формирования антикризисного федерального бюджета Российской Федерации / В.К. Бурлачков, О.А. Гришина, Е.И. Громова [и др.]; под ред. В.А. Слепова. – М., 2015. – С. 42-53.
3. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации /
А.М. Годин. – М.: Дашков и К, 2014. – 628 с.
4. Грачева, Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 272 с.
5. Казарян, Т.Р. Механизм взаимодействия налоговых органов с администраторами доходов бюджета в процессе мобилизации платежей в бюджет / Т.Р. Казарян // Вестник РГЭУ РИНХ. – 2014. – №39.
6. Ниналалова, Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Ф.И. Ниналалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с.
7. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 703 с.
8. Фалюшина, Л.И. Состояние государственной системы социальной защиты населения в России / Л.И. Фалюшина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т.7. – №5-2. – С.163-177.
9. Финансы: учебник / А.М. Ковалева [и др.]; под ред. А.М. Ковалевой. – 6-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018.– 443 с.
10. Министерство финансов РФ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Минфин России. Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения: 17.11.2019).
11. Налоговая аналитика [Электронный ресурс] // ФНС России. Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 17.11.2019).
12. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] // Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 17.11.2019).
Вопрос-ответ:
Что такое федеральный бюджет РФ?
Федеральный бюджет РФ - это основной документ, который определяет доходы и расходы государства на федеральном уровне. Он является ключевым инструментом финансовой политики государства и позволяет обеспечивать финансовую стабильность страны.
Как достигается сбалансированность федерального бюджета?
Сбалансированность федерального бюджета достигается путем приведения доходов и расходов в равновесие. Для этого применяются различные меры, такие как увеличение налоговых поступлений, сокращение расходов, привлечение займов и т.д. Ответственность за сбалансированность бюджета лежит на Министерстве финансов РФ и Правительстве страны.
Какова структура доходов федерального бюджета РФ?
Структура доходов федерального бюджета РФ включает различные источники доходов. Основными из них являются налоги, акцизы, таможенные пошлины, доходы от продажи государственного имущества и др. Налоги составляют основную долю доходов и делятся на налоги на прибыль, налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество и землю и др.
Какие изменения произошли в структуре расходов федерального бюджета РФ за последние годы?
За последние годы в структуре расходов федерального бюджета РФ произошли некоторые изменения. Например, увеличилась доля расходов на социальные нужды, такие как здравоохранение, образование, социальная защита населения. Также наблюдается увеличение расходов на национальную оборону и укрепление безопасности страны.
Какой был уровень сбалансированности федерального бюджета РФ в последние годы?
В последние годы федеральный бюджет РФ был несбалансированным, то есть расходы превышали доходы. Это связано с различными факторами, такими как экономические трудности, санкции и др. В результате было принято решение о привлечении займов для покрытия дефицита бюджета.
Какие основные принципы лежат в основе федерального бюджета РФ?
Основными принципами федерального бюджета РФ являются сбалансированность, прогрессивность и социальная направленность. Сбалансированность означает, что расходы не должны превышать доходы бюджета. Прогрессивность подразумевает, что наибольший вес в доходах бюджета приходится на наиболее благополучные группы граждан. Социальная направленность подразумевает приоритетное финансирование социальных программ и направлений развития.
Какие меры предпринимаются для достижения сбалансированности федерального бюджета РФ?
Для достижения сбалансированности федерального бюджета РФ применяются различные меры. Одной из них является увеличение доходной стороны бюджета, например, путем повышения налогов или улучшения эффективности сбора налоговых платежей. Второй мерой является сокращение расходной части бюджета, например, путем уменьшения государственных расходов или оптимизации бюджетных программ.
Какова структура доходов федерального бюджета РФ?
Структура доходов федерального бюджета РФ включает доходы от налоговых платежей, неналоговые доходы, а также доходы от внешнеэкономической деятельности. Основной долей в доходах бюджета являются налоговые платежи, в частности, налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.
Какие направления расходования средств федерального бюджета РФ наиболее значимы?
Наиболее значимыми направлениями расходования средств федерального бюджета РФ являются социальные программы, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности, финансирование образования и здравоохранения, развитие инфраструктуры и регионов, а также поддержка экономического развития и сельского хозяйства.