«Личность как психологическое понятие» по общей психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 36 36 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 03.01.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Биологические и социальные факторы развития личности 6
1.2. Психологические проблемы развития личности 9
1.3. Социализация как социально-педагогическое явление 10
ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАХ В ПСИХОЛОГИИ 13
2.1 Социальная природа личности 13
2.2 Нравственная природа личности 15
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 18
3.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 18
3.2 Личностные особенности подростков и их влияние на стиль поведение в конфликте 25
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Данный термин определяет поведение личности в ситуациях социального взаимодействия. Так. Высокий коммуникативный контроль обозначает, что человек может следить за собой, управляя эмоциями и гибко реагирует на изменения ситуации в общении. Средний коммуникативный контроль обозначает, что в общении человек непосредственен, а также искренне относится к другим, однако сдерживается в эмоциональных проявлениях, соотнося собственные реакции с поведением окружающих людей. Низкий уровень говорит о высокой импульсивности в общении, раскованности, а также склонности к конфликтному поведению[6, 90c.]. Один из факторов, который оказывает влияние на выбор стратегии в ситуации конфликта – это личностные особенности субъекта. Совместно с тем, если четко сопоставить определенную роль личностных и ситуативных факторов детерминации поведения в ситуации конфликта, исследования не позволяют. Анализ поведения неконфликтных и конфликтных педагогов в общении с учениками, которое провела Л.В. Симонова, позволяет говорить о том, что существуют определенные устойчивые характеристики личности, которые либо затрудняют, либо облегчают педагогу процесса установления оптимальных отношений с детьми. Данное обстоятельство позволило исследователю сделать вывод о том, что непосредственно личностные особенности педагога могут определять субъективную значимость появляющихся противоречий, поэтому они влияют напроцесса появления и развития конфликта [5].В.П. Трусова высказывался, проведя анализ по проблеме соотношения личностных и ситуационных детерминант поведения: «Исследования последних лет показали, что ситуация вызывает поступок, а не (более чем) черты личности, и особенности измерения (а не личностные характеристики), общие для кажущихся различными процедур оценки одного и того же показателя, часто является причиной их корреляции» [4, 113c.].Таким образом, мы можем выдвинуть следующие положения касательно личностного и индивидуального детерминанта, обуславливающих поведение личности в конфликте:Главным моментом в понимании психологического конфликта, сегодня, служит положение о том, что существует объективно-субъективный характер появления социальных явлений;Главными детерминантами конфликтов является социальная сфера, где происходит взаимодействие участников конфликта, а также индивидуально-психологических особенностей;Субъективной детерминантной различные авторы называют разные аспекты целостной и сформированной личности. Конфликтная ситуация, с нашей точки зрения, как раз и выявляет степень свободы реагирования человека, которая отражает весь характер связей индивидуальности. Так как объектом данного исследования являются дети подросткового возраста, то важно рассмотреть какие существуют связи между личностными особенностями подростков и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации. Анализ научной литературы, а также имеющийся практический опыт показывают, что для подростка часто характерно состояние кризиса, однако он вынужден идти дальше, несмотря на обстоятельства и желания. Как отмечает Поликаркина М.С., образы собственного «Я» оцениваются детьми подросткового возраста гораздо нежнее и тоньше, нежели чем групповое «мы». Так, В.Ф. Сафин характеризует данное существенное отличие во взгляде на себя у младших и старших подростков следующим образом: подросток ориентируется на поиск ответа на вопрос о том, какой он среди других людей, похож он либо отличается от других, насколько он близок к своему идеалу. В.А. Алексеева подчеркивал, что подросток – это личность для других, а юноша – личность для себя. В теоретической анализе И.И. Чесноковой говорится, что есть два уровня самопознания подростка: «Я и другой человек» и «Я-Я». Специфика последнего выражается в попытках соотнесения собственного поведения с мотивацией, реализующейся и детерминирующей его. Такие исследователи, как Б.С. Братусь и Б.В. Зейгарник полагали, что для детей подросткового возраста типично крайне активное стремление разнообразными путями реализовать только первую из выше названных тенденций, а для взрослой личности характерно умение разводить данные тенденции в процессе своей деятельности, за счет того, что успех либо неудача в определенной деятельности воспринимается как конкретный неуспех, а не как крушение самооценки в целом. Перечисленное нами выше, дает основания полагать, что возрастные психологические особенности подростка, такие как чувствительность, импульсивность, восприимчивость, избирательность, основанные на становлении образа «Я» играют важную роль в ходе поведения в конфликте. Именно данные качества будут отличительным фактором конфликтов в группах подростков. Всегда важно подчеркивать индивидуальные особенности ученика, не задевая его самолюбия, либо педагог может потерять доверия ребенка, и конструктивно влиять на конфликтное поведение будет крайне сложно. Конфликты в подростковом возрасте неизбежны, как с самим собой, так и с окружающими людьми, так как изменения в характере отношений со взрослыми, которые выражаются в повышенной конфликтности подростка с педагогами, родителями, могут быть объяснены причиной, такой как «конфликт моралей». Преодоление кризисов и конфликтов составляет сущностную часть внутренней жизни человека, а успешное преодоление создает условие для самореализации личности и последующей полноценной жизни[13, 67c.]. По мнению Никитиной Л.С. микросреда, в которой находится ребенок подросткового возраста, крайне неблагоприятна, особенно неблагоприятной она становится тогда, когда происходят отклонения в сфере поведения и морали за счет влияния городской среды с ее анонимностью и безличным характером отношений между людьми, большей степенью свободы и обширным ассортиментом отрицательно влияющих социальных, экономические, культурных факторов. Современное освобождение от традиционных ценностей, норм, а также отсутствие твердых образцов моральных границ и поведения, с ослаблением социального контроля способствуют росту саморазрушающего и конфликтного поведения в среде подростков [15, 197c.]. В процессе изучения особенностей подростков, которые имеют установки на конфликт, А.Л. Цветкова констатировала, что главным детерминантом такого поведения является агрессия, включающая вербальную, физическую, косвенную агрессию, а также обиды и подозрительность. Как отмечал В.В. Семенов, цели конфликтов подростков чаще всего – это доказательство правды или выяснение отношений, при этом для конфликтного взаимодействия мальчиков более значимы детерминанты второй категории, а для девочек- первой [9, 27c.]. О.С. Лавриченко отмечала, что особую ценность приобретает определение факторов, а также детерминант конфликтного поведения подростков, так как они являются источников рисковых, негативных, асоциальных явлений, а также позитивных явлений, таких как: навыки бесконфликтно отстаивать свою позицию и интересы, позитивная суть конфликтного поведения представлена, как мы отмечали ранее в трудах отечественных и зарубежных психологов[8, 36c.]. Определение направленности и причин конфликтного поведения, в рамках данного исследования, основаны на изучении того, какие личностные факторы его определяют. В случае детерминации положительными чертами, свойствами (например, эмоциональной стабильностью, либо осознанным соблюдением общественных правил и норм, отсутствием невротических реакций и порождаемых ими примитивных психологических защит, уравновешенностью в решении конфликтных ситуаций и так далее (можно говорить о позитивном ключе конфликтного поведения. Подросток, в данном случае, будет социально приемлемо и безопасно для своей личности отстаивать собственные идеи, желания, права. Описанные особенности поведения признаются в психологической литературе по проблеме как одни из показателей зрелости личности, и, в соответствии с рассматриваемым течением подросткового кризиса, являются индикатором его успешного завершения. Нам представляется важным отметить, что сформированный навык позитивного конфликтного поведения являет собой ценное образование, так как с закреплением его во взрослом возрасте позволит эффективно отстаивать собственные интересы в любых социальных сферах.Если конфликтное поведение, которое диктуется внутриличностными проблемами, будет отражать неадекватные, а также гиперболизированные реакции, которые безусловно невыгодны для подростка и не дают ему возможности достигнуть желаемых целей независимости. Наличие внутриличностного конфликта у детей подросткового возраста обусловлено характерными для данного возраста тенденциями к акцентуации личностных черт, а его индикатором служит чрезмерное использование психологических защит как блока декомпенсации. Если в случае позитивной детерминации личностными факторами конфликтное поведение представляет собой открытое, адекватное и бесконфликтное выражение подростком собственного недовольства, то в ситуации негативной детерминации оно выражается не как призыв других к пониманию, а как некое защитное реагирование[5]. Имеющиеся данные позволяют нам говорить о том, что для любого типа личности, для любых личностных особенностей как подростка, так и взрослого человека, имеются характерные только для него стратегии поведения в конфликтной ситуации. Личность подростка еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Конфликт необходим подростку для развития личности. Только преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развитии. В подростковом возрасте особенно актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, данный период ориентирован на улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях. Крайне интересно, в рамках нашего исследования, мнение таких авторов как Ганеева А.А., и А.В. Гайнулина, которые пришли к выводу, что среди детей подросткового возраста можно определить конфликтную личность, а также ребенка, который будет проявляться неконструктивное поведение в ситуации конфликта. Состояние внутренней конфликтности часто поддерживается организационными и социальными факторами. Во многих случаях субъекты не могут воздействовать на них, что приводит к конфликту с окружающими людьми, с нарушением процесса общения. Авторы определили, что только личность, уважающая себя, может иметь высокую самооценку, ценить и уважать себя. Поведение ребенка подросткового возраста во многом определено самооценкой, которая развивается в результате общения в окружающими людьми. В новейших исследованиях обосновывались факты, что за последние 20 лет на 25% выросло число подростков с низкой самооценкой, и такая тенденция обладает огромным значением, влияя на общий тонус детей, что приводит к неприятию оценок взрослого. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей, дети подросткового возраста могут попадать в разные ситуации конфликта, находя свойственные им решения. Мы рассмотри семь психологических типов личности подросткового возраста и сделаем выводы касательно влияния личностных особенностей на выбор поведения в ситуации конфликта. Согласно проведенному исследованию А.А. Железняк, существуют следующие связи индивидуально-типологических особенностей подростков и их стилем поведения в конфликтной ситуации:Подростки сензитивного типа в ситуации конфликта, обладая нужными знаниями, навыками и умения для конструктивного решения проблемы, обычно не могут самостоятельно их применять в силу ряда причин когнитивного характера;Подростки гармоничного типа находятся в ситуации постоянной готовности к позитивному и конструктивному решению конфликта без причинения ущерба для других и себя, при условии, что противоположная сторона открыта к диалогу;Подростки инфантильного типа, как правило, обвиняют себя в появлении конфликта, а также собственной неспособности решить ситуацию, поэтому пребывание в состоянии конфликта затягивается с затруднением выбора стратегии поведения;Подростки конформного типа, опираясь на собственные личностные качества, как правило, успешно выходят из любой сложившейся ситуации. Данное обстоятельство связано с тем, что люди такого типа нечестны, самоуверенны, изворотливы и хитры, поэтому умеют использовать окружающих в собственных целях, общая больше, нежели чем могут сделать;Интроверты считают, что конфликт – это неверный поступок, который совершать было не нужно. Такие подростки готовы пойти на разрешение конфликта, не считаясь с собственным поражением либо несостоятельностью;Подростки доминирующего типа попадая в ситуацию конфликта могут показывать высокую эмоциональную реакцию на несправедливость со стороны других участников конфликта, когда другие пытаются задевать чувства;Подростки, относящиеся к тревожному типу, стараются решать ситуации конфликта путем насилия, а также психологического давления, либо других неконтролируемых ими способов действия. Данное обстоятельство связано с такими качествами, как вспыльчивость, повышенная тревожность, чувствительность к угрозе, возбудимость, а также раздражительность [7]. Итак, проведя теоретический анализ мы можем сделать такие выводы.Подростковый возраст – это кризисный период онтогенетического развития, поэтому представители данного возраста являются группой повышенного риска. В этот период совершается переход от детства к взрослению, что сопровождается важнейшими изменениями в сознании и деятельности детей подросткового возраста. Также, осуществляется половое созревание подростков и проявляются такие характеристики, как формирование самоотношения и самосознания, развитие чувства взрослости, реакции эмансипации, акцентуации характера и способность к рефлексии. Решающее значение на выбор поведения в конфликте, согласно мнению исследователей, является сама личность, а именно ее установки, потребности, образ мышления, привычки и модели поведения. Важно сказать, что мораль – это значительный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы. ЗаключениеЛичностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Духовный мир личности - это сложная система, элементы которой: духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.В подростковом возрасте особенно актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, данный период ориентирован на улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей, дети подросткового возраста могут попадать в разные ситуации конфликта, находя свойственные им решения.Список использованной литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.-М.: Академический Проект,2010.-623с.Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2012.-345с.Акименко М.А., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. От психоневрологии к медицинской психологии: научная система В.М. Бехтерева и В.Н. Мясищева. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. N 4.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология; Питер - Москва, 2013. - 512 c.Асмолов, А.Г., Психология личности: Учебник. / Г. М. Асмолова – М.: Изд-во МГУ, 2010. - 367с.Багаева В. В. Стратегии поведения в конфликте // СТЭЖ. 2015. №1 (20) С.91-92.Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория., М.: - 2016Белинская А.Б. (ред.) Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде) Учебное пособие. М.: Прометей, 2010. – 212 сБогданов Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. - СПб., 2014. Бодалев А.А., Личность и общение. М.: 2013.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер,- 2008, 300с. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 2018.Васильев А. С. О психологической природе внутриличностного конфликта // МНКО. 2010. №4-2 С.207-211.Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2013.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.:Юрайт, 2014- 200с.Ковалев А.Г. Психология личности. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 2010.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 2017. – 298 с.Особенности социально-педагогической деятельности с личностью. [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=512378 (дата обращения: 08.11.2019).Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 2016.Развитие, воспитание и формирование личности. [Электронный ресурс] URL:http://doshkolnuk.com/razvitie-vospitanie (дата обращения: 08.11.2019).Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности: учеб. Пособие / Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2012. – 156 с.Ядов В. А. Социологическое исследование., - М.: - 2015.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.-М.: Академический Проект,2010.-623с.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2012.-345с.
3. Акименко М.А., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. От психоневрологии к медицинской психологии: научная система В.М. Бехтерева и В.Н. Мясищева. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. N 4.
4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология; Питер - Москва, 2013. - 512 c.
5. Асмолов, А.Г., Психология личности: Учебник. / Г. М. Асмолова – М.: Изд-во МГУ, 2010. - 367с.
6. Багаева В. В. Стратегии поведения в конфликте // СТЭЖ. 2015. №1 (20) С.91-92.
7. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория., М.: - 2016
8. Белинская А.Б. (ред.) Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде) Учебное пособие. М.: Прометей, 2010. – 212 с
9. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. - СПб., 2014.
10. Бодалев А.А., Личность и общение. М.: 2013.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер,- 2008, 300с.
12. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 2018.
13. Васильев А. С. О психологической природе внутриличностного конфликта // МНКО. 2010. №4-2 С.207-211.
14. Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2013.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.:Юрайт, 2014- 200с.
16. Ковалев А.Г. Психология личности. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 2010.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 2017. – 298 с.
18. Особенности социально-педагогической деятельности с личностью. [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=512378 (дата обращения: 08.11.2019).
19. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 2016.
20. Развитие, воспитание и формирование личности. [Электронный ресурс] URL:http://doshkolnuk.com/razvitie-vospitanie (дата обращения: 08.11.2019).
21. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности: учеб. Пособие / Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2012. – 156 с.
22. Ядов В. А. Социологическое исследование., - М.: - 2015.


Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на развитие личности?

Влияние на развитие личности оказывают как биологические, так и социальные факторы. Биологические факторы включают наследственность, генетическую предрасположенность и физиологические особенности организма. Социальные факторы включают взаимодействие с окружающей средой, общение, образование, культуру и другие социальные условия.

Какие психологические проблемы возникают при развитии личности?

В процессе развития личности могут возникать различные психологические проблемы. Некоторые из них включают проблемы самоидентификации, поиска смысла жизни, принятия своей индивидуальности, установление личностных ценностей. Также возникают проблемы взаимоотношений с окружающими, страха неудачи, тревоги и депрессии.

Что такое социализация и как она влияет на развитие личности?

Социализация - это процесс воспитания и адаптации личности к обществу. Она начинается с самого рождения и включает в себя усвоение социальных норм, ценностей, правил поведения и культуры. Социализация оказывает сильное влияние на развитие личности, формирует ее социальные нравственные основы и определяет социальное мировоззрение каждого человека.

Какая природа личности?

Личность имеет как социальную, так и нравственную природу. Социальная природа личности означает, что она формируется и развивается в процессе взаимодействия с окружающим обществом и социальной средой. Нравственная природа личности выражается в ее моральных ценностях, убеждениях и способности принимать моральные решения.

Как исследуется социальное развитие личности подростков?

Исследование социального развития личности подростков включает изучение их социальных взаимоотношений, способов приспособления к обществу, нравственных убеждений и ценностей. Исследование проводится с помощью наблюдения, опросов, анализа социальных ситуаций и других психологических методов. Цель исследования - понять особенности и факторы, влияющие на социальное развитие подростков.

Какие факторы влияют на развитие личности?

Биологические и социальные факторы играют ключевую роль в развитии личности. Биологические факторы включают в себя наследственность, генетические факторы и физиологические особенности. Социальные факторы включают культурное и социальное окружение, воспитание, образование, отношения с другими людьми и другие внешние влияния.

Какие проблемы возникают в развитии личности?

Психологические проблемы, связанные с развитием личности, могут быть разнообразными. Это могут быть проблемы самоидентификации, формирования самооценки, развития психологических способностей и навыков, адаптации к изменяющейся среде, разрешения конфликтов и многие другие.

Что такое социализация и как она связана с развитием личности?

Социализация - это процесс, в ходе которого человек осваивает правила, нормы и ценности своего общества. Социализация играет важную роль в развитии личности, так как помогает формировать психологические, социальные и моральные аспекты личности. Через социализацию человек приобретает необходимые навыки и знания для успешного функционирования в обществе.