Государственный контроль в сфере образования
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 28 + 28 источников
- Добавлена 23.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Правовые основы государственного контроля в сфере образования 5
1.1 Понятия, виды и сущность государственного контроля 5
1.2. Направления регулирования государственного контроля в сфере образования 7
2. Практическое исследование опыта государственного контроля в сфере образования 17
2.1. Общая характеристика Северо-Западного института управления 17
2.2. Анализ реализации государственного контроля по отношению к деятельности Северо-Западного института управления 26
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Так, например, абсолютно очевидно, что каждый из вузов № 2, 3, 4 имеют как минимум одну критически слабую позицию из шести анализируемых.В частности, ГУУ имеет невероятно низкий нижний порог поступления в вуз и полное отсутствие «олимпиадников» на программах. При этом очевидно, что значительный спрос на платное образование существует именно среди студентов с низкими баллами ЕГЭ.В то же время МГИМО МИД России имеет самые высокие показатели по средним баллам приема, однако, «ноль» в графе целевых контрактов говорит об отсутствии интереса рынка в «специально подготовленным» выпускникам. Другими словами, наблюдаются завышенные требования при пониженном интересе со стороны работодателей.Что же касается РЭУ им. Г.В. Плеханова, то этот университет «бьет» все показатели по «целевикам», одновременно имея более 1000 бюджетных мест. И это на фоне практически «красной зоны» поступающих «олимпиадников» – то есть невостребованности со стороны «сливок» рынка абитуриентов.На этом фоне РАНХиГС выделяется своими нейтральными, средними показателями, демонстрируя сбалансированность развития по каждому из них.Исходя из данных видно, что Академию видят в качестве кузницы кадров для организаций широкого круга, «олимпиадники» считают ее удачным местом для поступления. Минимальный балл не самый низкий, но и не самый высокий, другие показатели на уровне ведущих вузов-конкурентов. То есть, РАНХиГС оказался в положении, «переходном к образовательной элите» вуза и имеет отличную стратегическую позицию, для более полного анализа которой воспользуемся SWOT-анализом (рис. 2.2).Рис. 2.2. SWOT-анализ для РАНХиГС при Президенте РФТаким образом, РАНХиГС имеет очень сильные позиции на рынке МВА, а это отличный рыночный показатель, говорящий об Академии как о ярко выраженном практико-ориентированном вузе, а также демонстрирует широкие возможности привлечения реального бизнеса в образовательную отрасль. Отсюда за оси позиционирования предложено взять: массовое (не означает «плохое», а более доступное) и практико-ориентированное образование (рис. 2.3).Рис. 2.3. Карта позиционирования ВПО РАНХиГСДля практического внедрения данного позиционирования следует опираться на использование сильной стороны РАНХиГС: ее ресурса дополнительного образования, а именно МВА-программ и успешно развивается в каждом Институте Академии (речь идет о московском кампусе).Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ – это «дом» для старейших и сильнейших бизнес-школ РФ, что доказывают все возможные рейтинги и исследования. А это ресурс, который доступен и условно бесплатен. Слушатель МВА занимает руководящий пост или собирается его занять, а значит, он заинтересован в подготовке кадров для своего бизнеса. Именно во время обучения на программе МВА слушатель проникается всеми современными методами работы с персоналом, сталкивается с кейсами по социальной ответственности бизнеса и т. д. Именно в этот этап жизни (обучения на МВА) руководитель предприятия весьма охотно откликается на нововведения, так как образовательный процесс исключает другие подходы. Это означает, что выстраивание программы взаимодействия ВПО и МВА – абсолютно логичный и естественный шаг.Некоторые элементы того, как можно задействовать слушателя МВА в программе ВПО к их обоюдной выгоде представлены в табл. 2.3.Таблица 2.3Программа мероприятий взаимодействия МВА и ВПОВ результате внедрения такого взаимодействия удовлетворенность студентов и слушателей результатами и процессом своего обучения возрастут, процент трудоустройства по специальности – также. А это обеспечит привлечение новых и лояльность «старых» клиентов (бывших слушателей и студентов), которые будут направлять на обучение в РАНХиГС своих родственников, сотрудников компании, обеспечивая целевые места и т. д. и т. п.В конечном итоге все эти показатели скажутся как минимум на рейтинге Академии на рынке высшего профессионального образования Российской Федерации.2.2. Анализ реализации государственного контроля по отношению к деятельности Северо-Западного института управленияВ соответствии с законодательством Российской Федерации конкретными формами государственного контроля деятельности РАНХиГС являются:- государственная аккредитация образовательных программ;- федеральный государственный контроль качества образования;- федеральный государственный надзор в сфере образования;- мониторинг в системе образования.Сфера образования в Российской Федерации является единственной отраслью, где независимая оценка может осуществляться в двух видах. Один из них — оценка качества условий осуществления образовательной деятельности совпадает с теми процедурами, которые используются в отношении других учреждений социальной сферы. В данном случае анализируется непосредственно сервисная составляющая услуги. Второй вид независимой оценки, направленный на изучение качества подготовки обучающихся, в других отраслях не применяется. По сути, мониторингу здесь подвергается профессиональная составляющая услуги — уровень освоения обучающимися образовательной программы или ее частейВ современных стратегических исследованиях в области высшего образования отмечено, что «место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018–2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования». При помощи образования обеспечивается социальная справедливость, которая заключается в обеспечении равных возможностей в получении качественного образования для всех категорий обучающихся, включая поддержку детей с особыми образовательными потребностями. Государство особое внимание обращает на воспитательную функцию образования (ценности солидарности, патриотизма, духовности), что является инструментом устойчивого развития общества и повышения качества жизни населения страны. Правительство России делает акцент на создании равных образовательных возможностей для всех категорий обучающихся и рассматривает этот факт как «мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости». Главный тренд российского образования – цифровизация. Именно система образования должна обеспечить комфортный и эффективный переход экономики России и всего общества в цифровую эпоху, которая непременно связана с ростом созидательных возможностей человека, к резкому повышению производительности и появлению новых типов труда, новых профессий. Педагоги все больше и больше сталкиваются с необходимостью использования в профессиональной деятельности новых образовательных технологий. Цифровые технологии к ним относятся, и призваны произвести настоящую революцию в образовании. Одной из первоочередных задач образования является обеспечение индивидуализации образования, чтобы каждый обучающийся мог реализовать себя и получить качественное образование в зависимости от своих возможностей, потребностей, уровня развития и состояния здоровья. Именно цифровые технологии призваны решить эту непростую задачу, кардинально перевернуть взгляд на образование, отойти от традиционного усредненного подхода «все для всех одинаково», «впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала». В связи с этим обратим внимание на федеральный проект «Цифровая школа», одной из задач которого является создание и функционирование единой информационной системы «Цифровая школа», также создание системы развития онлайн - образования и многое другое, в том числе стоит подчеркнуть значимость формирования и развития ИКТ-компетенций педагогов всех уровней образования. Возвращаясь к появлению новых видов труда, обращаем внимание на новые профессии в образовании, которые могут скоро появиться и, уже сегодня актуальны для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: - координатор образовательной онлайн-платформы; - ментор стартапов; - модератор; - артпедагог; - игромастер; - организатор проектного обучения; - тренер по майнд-фитнесу; - разработчик образовательных траекторий; - игропедагог и др. Чтобы овладеть данными профессиями, необходимо сформировать у педагога совершенно новые компетенции или компетенции будущего. Например, менеджер детских проектов должен: - владеть основами педагогического менеджмента; - владеть технологией проектной деятельности; - владеть навыками работы в команде и организации командной работы; - владеть технологией разработки, реализации и презентации коллек-тивного проекта; - владеть основами методики и технологии организации проектной дея-тельности в детском коллективе. Артпедагогу необходимо: - владение различными технологиями художественного творчества; - владение навыками создания предметно-развивающей среды для ор-ганизации продуктивной творческой деятельности детей; - владение навыками организации экспериментальной, исследователь-ской, проектной деятельности детей, используя художественные средства; - владение технологией включения детей в разнообразные виды худо-жественно-творческой деятельности, учитывая склонности и индивидуальные интересы детей; - владение навыками организации мероприятий, направленных на под-держание психологического комфорта детей, используя художественные средства. Сегодня умения и навыки рассматриваются в контексте готовности и способности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества. Цель современной образовательной системы и системы образования будущего – компетентность, усвоить, освоить и применить, овладеть универсальными учебными действиями, более того, педагог дошкольного образования должен создать все условия в процессе реализации основной общеобразовательной программы для формирования у каждого ребенка предпосылок универсальных учебных действий.Модернизация в России направлена на то, что «общественная система образования будет нацелена не на отбор тех, кто «справляется», а на успех каждого ребенка» и каждого педагога.Главным трендом модернизации отечественной системы образования должна быть ее гуманизация, перезагрузка ценностных установок с целью активизации человеческих ресурсов, поворота образовательного процесса в сторону человека.И в заключение опять обратимся к позиции нашего президента Владимира Владимировича Путина, напомним о задаче в сфере образования войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. На ежегодной пресс-конференции Президента Российской Федерации 20 декабря 2018 года был задан вопрос о целесообразности 12-ти нацпроектов. Путин В.В. ответил, что ключевыми являются проекты здравоохранения и образования, каждый проект предполагает конкретный конечный результат. Президент сделал акцент на желании и стремлении каждого на своем месте выполнить поставленные задачи, оптимистично смотреть только вперед и работать. В.В. Путин сказал: «Необходимо войти в другую лигу по качеству экономики. На это и нацелены нацпроекты».ЗаключениеУчитывая вышеизложенное, представляется необходимым дальнейшее проведение научных исследований по данной проблематике, с целью унификации терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, а также с целью формирования четких представлений об их содержании и признаках. Для последующего реформирования законодательства, необходимо учитывать и опираться на разработки теории права, осуществляемые в данной области исследования. В конечном итоге все это позволит оптимизировать контрольную и надзорную деятельность государственных органов, а также повысить их эффективность.Модернизация в России направлена на то, что «общественная система образования будет нацелена не на отбор тех, кто «справляется», а на успех каждого ребенка» и каждого педагога.Главным трендом модернизации отечественной системы образования должна быть ее гуманизация, перезагрузка ценностных установок с целью активизации человеческих ресурсов, поворота образовательного процесса в сторону человека.Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с послед изм. и доп.) // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 3.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (Ч. I). Ст. 7598.
4. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 // Российская газета. 31.07.1992 № 172 (утратил силу).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 1.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 № 500-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (Ч. I). Ст. 53.
7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (Ч. I). Ст. 6249.
8. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716.
9. Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2017 по делу № А40-8726/2017. URL: https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/14da09da-7baf-4805-b4c8-d8288a5ad7c4/a809b21d-458f-4168-bec6-f91bb32a1a2f/A40-8726-2017_20170511_Reshenija_i_postanovlenija.pdf (дата обращения: 18.11.2019).
10. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.
11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию, 2018 - [электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: www:consultant.ru (дата обращения: 18.11.19 г.)
12. Беляев В. П. Контроль и надзор: проблемы разграничения // Актуальные проблемы российского права. – 2017. - №4. – С. 199-207.
13. Ежегодная пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В.Путина от 20.12. 2018. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа —URL: www.5-tv.ru (Дата обращения: 18.11.19 г.)
14. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: дискуссионный аспект // - 2015. - № 10(46). - С. 59-75.
15. Кирилловых А.А. Образовательная доктрина в системе инструментов публичного управления образованием: правовой аспект // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 434. С. 193–198.
16. Кузьминов Я., Фрумин И.. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики, Национальный исследовательский университет. //Москва, - 2018 - с. 106.
17. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2018 года (на основе данных формы N 1-Мониторинг за 2017 год) (утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации от 30.03.2018 г. № ИК-139/05вн). Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс.
18. Наумов С.Ю., Демидова Е.И. Проблемы модернизации российского образования//Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета - 2013 г. -№ 3 - С. 125-127 [электронный ресурс] – режим доступа - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения18.11.19 г.)
19. Нетесова М.С. О разграничении функций контроля и надзора в государственном управлении // Власть. – 2007. – №2. – С. 97-101.
20. Образовательное право России: учебник для вузов / В.И. Шкатулла. – М.: Юстицинформ, 2015. – 774 с.
21. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59203/audios (дата обращения: 18.11.2019).
22. Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования от 23.12.2015. —[Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.kremlin.ru (Дата обращения: 18.11.19 г.)
23. Полякова, Л.Г. К вопросу о разграничении понятий «контроль» и «надзор» в сфере банковской деятельности / Л.Г. Полякова // Юридический журнал. – 2018. – № 4. – С. 50-54.
24. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - 2013 – [электронный ресурс] – режим доступа -URL:http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/ (дата обращения 18.11.19)
25. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - 2013 – [электронный ресурс] – режим доступа – URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения 18.11.19)
26. Словарь-справочник. – Москва, Чебоксары: Вуз и школа, 2004. – 1288 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-economic-law-dict.slovaronline.com. (дата обращения: 17.11.2019 г.)
27. Трошкина Т.Н. Государственная аккредитация образовательной деятельности: научно-практический комментарий статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Реформы и право. 2017. № 4. С. 67–76.
28. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изм. и доп. от 07.03.2018 N 56-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (дата обращения: 17.11.2019 г.)
Вопрос-ответ:
Какие есть правовые основы государственного контроля в сфере образования?
Правовые основы государственного контроля в сфере образования включают Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Закон о государственном контроле и надзоре в сфере образования, а также другие нормативные документы.
Каково понятие и сущность государственного контроля в сфере образования?
Государственный контроль в сфере образования - это система мер, направленных на проверку и обеспечение соблюдения законодательных и иных нормативных актов в области образования. Основная цель государственного контроля - обеспечение качества образования и защита прав участников образовательного процесса.
Какие направления регулирования государственного контроля в сфере образования существуют?
Направления регулирования государственного контроля в сфере образования включают проверку качества образования, контроль за соблюдением законодательства в области образования, контроль за финансовыми ресурсами в сфере образования, а также контроль за деятельностью образовательных учреждений и иных участников образовательного процесса.
Можете рассказать об опыте государственного контроля в сфере образования, проводимого Северо-Западным институтом управления?
Северо-Западный институт управления осуществляет государственный контроль в сфере образования на основании Закона о государственном контроле и надзоре в сфере образования. Они проводят проверку качества образования, контроль за финансовыми ресурсами, а также контроль за деятельностью образовательных учреждений. Результаты контроля используются для принятия мер по улучшению качества образования.
Как происходит анализ реализации государственного контроля осуществляемого Северо-Западным институтом управления?
Анализ реализации государственного контроля осуществляемого Северо-Западным институтом управления включает оценку качества образования, проверку соблюдения законодательства, а также анализ финансовых отчетов образовательных учреждений. Эти данные позволяют определить эффективность работы системы государственного контроля и принять меры по ее совершенствованию.
Какие существуют правовые основы государственного контроля в сфере образования?
Правовые основы государственного контроля в сфере образования включают законы, нормативные акты и правила, которые определяют полномочия и процедуры государственного контроля. Одним из основных законодательных актов является Закон РФ "Об образовании", который регулирует организацию и осуществление образовательного процесса. Также важными являются Положение о государственном контроле в сфере образования и другие нормативные акты, которые устанавливают порядок проведения государственного контроля, ответственность за нарушение законодательства и другие вопросы.
Что понимается под государственным контролем в сфере образования?
Государственный контроль в сфере образования - это система мер, направленных на проверку соответствия образовательных учреждений законодательству и установленным нормам. Он включает в себя проверку качества образования, соблюдение правил приема и поступления, организации учебного процесса, квалификации педагогических работников и так далее. Государственный контроль осуществляется соответствующими органами власти, которые имеют полномочия проводить проверки, выявлять нарушения и принимать меры по их устранению.
Какие направления регулирования государственного контроля в сфере образования существуют?
Регулирование государственного контроля в сфере образования осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, это регулирование организации и проведения государственного контроля, то есть установление правил, процедур и сроков его проведения. Во-вторых, регулирование ответственности за нарушение законодательства в сфере образования, включая возможность применения мер административного, финансового или иного характера. В-третьих, регулирование механизмов устранения выявленных нарушений и приведения образовательных учреждений в соответствие с требованиями закона. Все эти направления направлены на обеспечение качественного и доступного образования для всех граждан.