Международная миграция населения и ее последствия
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 19.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международной миграции населения 5
1.1 Сущность международной миграции, причины и факторы 5
1.2 Виды и формы международной миграции 9
1.3 Система международного регулирования иммиграции и эмиграции 12
Глава 2. Особенности участия РФ в международном регулировании миграции 15
2.1 Анализ показателей миграции в стране 15
2.2 Проблемы и последствия миграции для экономики страны 20
2.3 Пути решения и тенденции международной миграции для страны 25
Заключение 29
Литература 32
Иностранные работники активно используются в реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, работают в сфере строительных и ремонтных работ, заняты в сельском хозяйстве. Создание условий для свободы передвижения рабочей силы и формирования общего рынка труда в рамках развития евразийской интеграции предполагает анализ явлений и процессов в области миграции, а также исследование проблем, связанных с решением узловых задач политики в миграционной сфереХарактеризуя перспективы миграционных потоков в Россию на современном этапе, следует отметить, прежде всего, то, что по своим количественным показателям они должны в ближайшем времени сократилась. Данная тенденция связана с падением привлекательности Российской Федерации для трудовых мигрантов по причине экономического спада, а также падения курса рубля, которые были обусловлены санкциями, наложенными на Россию после присоединения Крыма со стороны многих высокоразвитых держав. Миграция, имея свои очевидные положительные стороны, в некоторых случаях приносит массу проблем, которые в основном связаны с так называемыми нелегальными мигрантами. Люди, которые приезжают в Россию официально с целью заработать деньги, как правило, достаточно быстро находят работу, добросовестно трудятся, а через определенный промежуток времени либо уезжаю назад, либо подают документы на получение гражданства Российской Федерации, решая навсегда остаться в нашей стране. Эта категория мигрантов достаточно благополучна и не доставляет проблем ни властям, ни гражданам России. Что же касается нелегальных мигрантов, которые находятся на территории России, не имея на то законных оснований, то здесь ситуация намного сложнее. Прежде всего, просто своим фактическим пребыванием они уже нарушают российской законодательство, то есть совершают административное правонарушение. Кроме того, данная категория лиц совершенно не защищена со стороны законодательства, поскольку официально эти люди как бы не существуют для властей. Следовательно, работая неофициально, они могут быть притесняемы со стороны работодателя, так как из-за своего нелегального положения не имеют возможности защитить свои права, по причине отсутствия возможности обращения в официальные российские органы. Основными приоритетами в области миграционной политики и расселения можно определить следующие приоритеты РФ до 2030 г.:сокращение оттока трудоспособного населения за пределы РФ;приоритет привлечения мигрантов в РФ из других регионов Российской Федерации;привлечение иммигрантов на постоянное место жительство в РФ, в первую очередь бывших соотечественников, из государств СНГ;реализация мероприятий по социальной адаптации, интеграции и социализации иностранной рабочей силы к условиям РФ;снижение численности нелегальных мигрантов и легализация рынка труда.Миграция в РФ, являясь многомерным социально-демографическнм процессом, требует обязательного комплекса историко-культурных, этносоциальных, политических, социально-трудовых и иных условий как собственно на регионах исхода, так и на территориях вселения мигрантов. Диапазон количественного изменения и совокупность направлений миграционных потоков РФ имеют свои региональные и даже локальные особенности. Несмотря на то, что Советского Союза уже более 20 лет не существует как монолитного политического образования, сохранившаяся система миграционного движения кадров «работает» практически без изменений.Следующий элемент миграционной политики связан с привлечением высококвалифицированных трудовых мигрантов, имеющих право на упрощенный порядок получения документов для осуществления трудовой деятельности. В практику вошли такие инновации формы труда как:«uberization» (юберизация – принцип организации труда по модели компании Uber), «gig» (разовая работа, случайный заработок), «share» (приём на одно рабочее место обычно двух работников с неполным рабочим временем), «platform» (Интернет-платформа),«crowdwork» (работа «всем миром»). Они являются результатом развития цифровой экономики РФ и мира, и появления предприятий-платформ, которые соединяют работников и конечных пользователей через Интернет и его приложения, отменяя необходимость в физических контактах. В качестве основных мер регулирования миграционных процессов РФ можно назвать три группы: 1. Обеспечение контроля над иммиграционными процессами (введение патентов, усложнение системы их получения); 2. Обеспечение адаптации иммигрантов (введенный экзамен по русскому языку); 3. Поддержка эмигрантов за рубежом (помощь по возвращению). Несмотря на все возрастающую долю мигрантов (и им- и эмигрантов), в перспективе миграционные процессы стремятся к снижению. В связи с обострением политической ситуации ужесточены требования к мигрантам (увеличение стоимости патентов, введение обязательных экзаменов), повышается доля инвестиций в наукоемкие отрасли РФ, растут требования к принимаемым на работу специалистам.Перспективное социально-экономическое развитие РФ тесно связано с процессами межстрановой и межрегиональной миграций, непрерывным перемещением человеческого капитала в «точки» подъема экономик, создания наилучших условий для осуществления трудовой деятельности. Опора на высококвалифицированную иностранную рабочую силу устойчивого развития РФ становится базовым условием для формирования трудового потенциала отраслей экономик области и административных единиц для дальнейшего эффективного развития региональной экономик. Предложенные меры позволят более мягко перейти к новым нормам миграционного законодательства. В условиях экономического кризиса этот переход пройдет наиболее безболезненно в силу объективного снижения численности внешних трудовых мигрантов. ЗаключениеСовременная миграция – это сложный и многоплановой процесс, и ее можно рассматривать как одну из форм переселений. При управлении миграционными процессами нужно учитывать особенности различных видов миграции. Важность мигрантов для стран реципиентов объясняется следующим:мигранты составили 47% прироста рабочей силы в Соединенных Штатах и 70% в Европе за последние десять лет.мигранты занимают важные ниши, как в быстрорастущих, так и в убывающих секторах экономики.мигранты вносят значительный вклад в гибкость рынка труда, особенно в Европе.меняется и состав рабочей силы. Работающих женщин и пожилых работников сейчас стало больше, а молодых работников меньше, чем до кризиса. \Значимыми факторами миграции России стали такие факторы как:значительно более высокий размер оплаты труда, возможности по реализации своих профессионального потенциала, участие в интересной и престижной работе зарубежьем, уровень комфорта жизни.На основе представленных данных можно предположить, что трудовых эмигрантов России в период 1991-2018 гг. наметилось определенное изменение модели эмиграционного поведения населения России. Причем сложились устойчивые «миграционные коридоры». В рамках оценки состояния и динамика развития миграции в современной России были сделаны следующие основные выводы:Исходя из приводимых данных, можно сделать вывод о том, что сокращение миграционного прироста (сальдо) внешней (межгосударственной) миграции в России в период кризиса возобновилось в посткризисные годы и вплоть до 2018 года имело достаточно устойчивый характер.Основными проблемами для создания единого рынка труда на территории Евразийского экономического союза, препятствующими свободному движению рабочей силы, являются: отсутствие правого механизма регулирования перемещения рабочей силы из третьих стран;отсутствие скоординированных решений государств-членов ЕАЭС по вопросам регулирования направления основных миграционных потоков; наличие незаконной трудовой миграции на территории ЕАЭС; необходимость повышения уровня миграционной статистики. Неполная занятость также является хронической проблемой некоторых стран ЕАЭС. Если сложить число безработных и тех, кто работает неполный рабочий день и при этом готов работать дополнительное время, а также тех, кто свободен и готов работать, но не занимается поиском работы, т.е. «отчаявшихся работников», то мы получим расчётный показатель численности невостребованной рабочей силы на рынке труда. Эти работники составляли 18% потенциальной рабочей ЕАЭС в 2018 году. Среди молодёжи этот показатель существенно выше, что в значительной степени объясняется численностью учащихся, и он увеличивается с момента, когда разразился кризис.Для решения данных проблем необходима скоординированная политика всех стран Евразийского экономического союза. В этой связи представляется целесообразным: создание на базе миграционных служб специализированного структурного подразделения (отдела), занимающегося учетом и ведением статистики лиц, прибывших из ЕАЭС для осуществления трудовой деятельности на территории государств-членов союза; ужесточение мер, применяемым к лицам, осуществляющим незаконную трудовую деятельность на территории стран ЕАЭС (создание единой базы незаконных трудовых мигрантов, ужесточение процедуры выдворения); разработка и принятие отдельного нормативного правового акта закрепляющего в границах союза правовой механизм перемещения рабочей силы (как на территории ЕАЭС, так и рабочей силы из третьих стран).Предложенные меры позволят более мягко перейти к новым требованиям РФ в сфере развития миграционного законодательства. В условиях экономического кризиса этот переход пройдет наиболее безболезненно в силу объективного снижения численности внешних трудовых мигрантов.ЛитератураАндреева Т.Н. Проблема ограничения трудовой миграции как основная причина брекзита // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2017. - Т.61, N 8. - С.57-66. Варшавер Е.А. Интеграция мигрантов на местном уровне: результаты научно-практического проекта / Е.А.Варшавер, А.Л.Рочева, Н.С.Иванова // Социол. исслед. - 2017. - N 5. - С.110-117.Волох В.А. Проблемы институционального обеспечения государственной миграционной политики / В.А.Волох, В.А.Суворова // Власть. - 2017. - N 3. - С.49-54.Воробьева О.Д. Современная миграционная политика России: иллюзии и реальность / О.Д.Воробьева, А.В.Топилин // Социол. исслед. - 2016. - N 7. - С.134-140Денисенко М. Трудовая миграция и заработки мигрантов в России / М.Денисенко, Е.Чернина // Вопросы экономики. - 2017. - N 3. - С.40-57Евразийская экономическая интеграция – 2019. – М.: ЦИИ ЕАБР, 2019. – 140 с.Ишназаров Д.У. Роль привлекательности территорий в выборе внутренних мигрантов в России / Д.У.Ишназаров, З.М.Ишназарова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - Вып.12. - С.31-43.Казарян К.В. Особенности правового регулирования частных агентств занятости как одной из форм государственно-частного партнерства в сфере трудовой миграции / К.В.Казарян, Ю.И.Литвинова // Философия права. - 2016. - N 1. - С.45-50.Казарян К.В. Правовое регулирование миграционных моделей в современных условиях / К.В.Казарян, Н.В.Пономарева // Юристъ-правоведъ. - 2016. - N 3. - С.121-125.Комаровский В.В., Веденеева В.Т. Феномен трудовой миграции в изменяющемся мире. – М.: ИМЭМО РАН, 2017. – 140 сСмирнова Е. М. Подходы к изучению международной миграции высококвалифицированных специалистов: механизмы, перспективы, последствия // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 66-75Старостин А. Свобода перемещения трудовых ресурсов в ЕАЭС к 2025 г. // Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск. 2017 / [Е.С. Алексеенкова, И.С. Глотова, А.В. Девятков и др.]; гл. ред. И.С. Иванов; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2017. – С. 61-73Сычев С.А. Количественная оценка влияния миграции населения на трудовую структуру населения / С.А. Сычев, О.А. Махова, П.Э. Прохоров // Экономика и социология. – 2016. – N 2 (30). – С. 13-18. Миронцева А.В. Коррекция миграционной политики России на основе европейского опыта / А.В.Миронцева, И.В.Макунина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т.13, N 9. - С.1623-1640.Рыбаковский Л.Л. К уточнению понятия «миграция населения» / Л.Л. Рыбаковский // Социологические исследования. – 2016. – N12. – С. 78-83. Трудовая миграция и экономическое развитие: последствия и система показателей : монография / Гребенюк А. А.; Высш. шк. соврем.наук, (фак.) МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва : Креативная экономика, 2017. – 249 с,Фадеева Т.А. Категории «миграция населения» и «трансформация миграции населения» в контексте демографического развития / Т.А. Фадеева // Миграционное право. – 2014. – N 4. – С. 13-16.Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения http://ac.gov.ru/files/publication/a/16774.pdfЧисленность и миграция населения Российской Федерации». Статистический бюллетень. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1140096034906.Официальный сайт Немецкого агентства по делам миграции и беженцев [Электронный ресурс]. URL: http://www.bamf.de/DE/Infothek/Statistiken/ statistiken-node.htmlLiving Rev. Landscape Res. , 4 (2010), 2, doi: 10.12942 / lrlr-2010-2WorldMigrationReport 2018, IOM: Geneva. P. 19.
1. Андреева Т.Н. Проблема ограничения трудовой миграции как основная причина брекзита // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2017. - Т.61, N 8. - С.57-66.
2. Варшавер Е.А. Интеграция мигрантов на местном уровне: результаты научно-практического проекта / Е.А.Варшавер, А.Л.Рочева, Н.С.Иванова // Социол. исслед. - 2017. - N 5. - С.110-117.
3. Волох В.А. Проблемы институционального обеспечения государственной миграционной политики / В.А.Волох, В.А.Суворова // Власть. - 2017. - N 3. - С.49-54.
4. Воробьева О.Д. Современная миграционная политика России: иллюзии и реальность / О.Д.Воробьева, А.В.Топилин // Социол. исслед. - 2016. - N 7. - С.134-140
5. Денисенко М. Трудовая миграция и заработки мигрантов в России / М.Денисенко, Е.Чернина // Вопросы экономики. - 2017. - N 3. - С.40-57
6. Евразийская экономическая интеграция – 2019. – М.: ЦИИ ЕАБР, 2019. – 140 с.
7. Ишназаров Д.У. Роль привлекательности территорий в выборе внутренних мигрантов в России / Д.У.Ишназаров, З.М.Ишназарова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - Вып.12. - С.31-43.
8. Казарян К.В. Особенности правового регулирования частных агентств занятости как одной из форм государственно-частного партнерства в сфере трудовой миграции / К.В.Казарян, Ю.И.Литвинова // Философия права. - 2016. - N 1. - С.45-50.
9. Казарян К.В. Правовое регулирование миграционных моделей в современных условиях / К.В.Казарян, Н.В.Пономарева // Юристъ-правоведъ. - 2016. - N 3. - С.121-125.
10. Комаровский В.В., Веденеева В.Т. Феномен трудовой миграции в изменяющемся мире. – М.: ИМЭМО РАН, 2017. – 140 с
11. Смирнова Е. М. Подходы к изучению международной миграции высококвалифицированных специалистов: механизмы, перспективы, последствия // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 66-75
12. Старостин А. Свобода перемещения трудовых ресурсов в ЕАЭС к 2025 г. // Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск. 2017 / [Е.С. Алексеенкова, И.С. Глотова, А.В. Девятков и др.]; гл. ред. И.С. Иванов; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2017. – С. 61-73
13. Сычев С.А. Количественная оценка влияния миграции населения на трудовую структуру населения / С.А. Сычев, О.А. Махова, П.Э. Прохоров // Экономика и социология. – 2016. – N 2 (30). – С. 13-18.
14. Миронцева А.В. Коррекция миграционной политики России на основе европейского опыта / А.В.Миронцева, И.В.Макунина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т.13, N 9. - С.1623-1640.
15. Рыбаковский Л.Л. К уточнению понятия «миграция населения» / Л.Л. Рыбаковский // Социологические исследования. – 2016. – N12. – С. 78-83.
16. Трудовая миграция и экономическое развитие: последствия и система показателей : монография / Гребенюк А. А.; Высш. шк. соврем. наук, (фак.) МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва : Креативная экономика, 2017. – 249 с,
17. Фадеева Т.А. Категории «миграция населения» и «трансформация миграции населения» в контексте демографического развития / Т.А. Фадеева // Миграционное право. – 2014. – N 4. – С. 13-16.
18. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения http://ac.gov.ru/files/publication/a/16774.pdf
19. Численность и миграция населения Российской Федерации». Статистический бюллетень. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1140096034906.
20. Официальный сайт Немецкого агентства по делам миграции и беженцев [Электронный ресурс]. URL: http://www.bamf.de/DE/Infothek/Statistiken/ statistiken-node.html
21. Living Rev. Landscape Res. , 4 (2010), 2, doi: 10.12942 / lrlr-2010-2
22. World Migration Report 2018, IOM: Geneva. P. 19.
Вопрос-ответ:
Что такое международная миграция населения?
Международная миграция населения - это перемещение людей через границы государств с целью смены постоянного места жительства. Она может быть как внутренней (эмиграция и иммиграция внутри одной страны), так и международной (эмиграция из одной страны и иммиграция в другую).
Каковы основные причины и факторы международной миграции?
Основные причины и факторы международной миграции включают экономические, политические и социальные аспекты. Люди могут переезжать в другие страны в поисках лучших экономических возможностей, улучшения качества жизни, спасения от войн или политического преследования, объединения семьи или получения образования.
Какие виды и формы международной миграции существуют?
Существуют различные виды и формы международной миграции, такие как трудовая миграция, беженство, брачная миграция, иммиграция по программам воссоединения семьи, учебная миграция и др. Трудовая миграция, когда люди переезжают для работы, является одной из самых распространенных форм международной миграции.
Какие проблемы и последствия миграции для экономики РФ?
Миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для экономики РФ. В положительных аспектах миграция может способствовать экономическому развитию через обеспечение дополнительной рабочей силы, увеличение налоговых поступлений и т.д. Однако миграция также может привести к конкуренции на рынке труда, низким заработкам, неравномерному распределению ресурсов и социальным напряжениям.
Какие пути решения и тенденции существуют в международной миграции?
В международной миграции существуют различные пути решения и наблюдаются определенные тенденции. Одним из путей решения является улучшение международного регулирования иммиграции и эмиграции, разработка более эффективных политик и программ. В последние годы также наблюдается усиление роли международных организаций, таких как ООН и ММО, в содействии регулированию и координации миграционных процессов.
Какова сущность международной миграции и какие причины и факторы ее вызывают?
Международная миграция - это перемещение людей из одной страны в другую страну с целью постоянного или временного проживания. Основными причинами и факторами международной миграции являются экономические (искать работу, лучшие условия жизни), социальные (политические или религиозные притеснения), экологические (неблагоприятные климатические условия), демографические (избыточное население) и психологические (желание изменить жизнь, получить образование).
Какие виды и формы международной миграции существуют?
Международная миграция может быть временной или постоянной, добровольной или принудительной. Виды международной миграции включают трудовую миграцию (поиск работы за границей), беженство (перемещение из-за притеснений или страха за свою жизнь), воссоединение семьи (переезд к родственникам), студенческую миграцию (получение образования за границей) и другие.
Какова система международного регулирования иммиграции и эмиграции?
Система международного регулирования иммиграции и эмиграции включает различные международные соглашения, конвенции и организации. К примеру, Организация Объединенных Наций (ООН) имеет Конвенцию о статусе беженцев, которая регулирует права и статус беженцев. Также существуют региональные организации, такие как Европейский союз, которые разрабатывают собственные правила и политику в отношении миграции.
Какая проблемы и последствия миграции для экономики России?
Миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для экономики России. С одной стороны, мигранты могут заполнять нижние уровни рабочей силы и выполнять работы, которые не привлекательны для местного населения. Они могут также способствовать увеличению числа активных рабочих и повышению производительности. С другой стороны, незаконная миграция может привести к незаконному занятости и дискриминации на рынке труда. Миграция также может вызывать социальные и культурные проблемы, связанные с адаптацией мигрантов и сохранением национальной идентичности.
Каковы основные причины и факторы международной миграции населения?
Основными причинами и факторами международной миграции населения являются экономические, социальные и политические. Люди часто эмигрируют в поисках лучших экономических возможностей, работы и дохода. Кроме того, социальные факторы, такие как религиозные преследования, войны или конфликты, могут быть причинами миграции. Также политические факторы, такие как диктатура, нарушение прав человека и политическая нестабильность, также могут приводить к массовой эмиграции.
Какие виды и формы международной миграции существуют?
Существует несколько видов и форм международной миграции. Это может быть временная или постоянная миграция, законная или нелегальная. Временная миграция подразумевает, что люди временно покидают свою страну для работы или учебы, с намерением вернуться обратно. Постоянная миграция означает, что люди переезжают в другую страну на постоянное место жительства. Законная миграция происходит в соответствии с иммиграционными законами и требованиями страны, в которую люди эмигрируют. Нелегальная миграция, напротив, происходит без соблюдения законных процедур и может иметь серьезные последствия для мигрантов и стран, в которые они приезжают.
Какие проблемы и последствия миграции могут возникнуть для экономики страны?
Миграция населения может повлечь за собой ряд проблем и последствий для экономики страны. С одной стороны, мигранты могут вносить значительный вклад в экономику через свой труд и налоговые платежи. С другой стороны, миграция также может создавать дополнительное давление на рынок труда и социальные службы, особенно в странах с большим потоком мигрантов. Это может привести к низким заработным платам, ухудшению условий труда и росту безработицы среди местного населения. Кроме того, нелегальная миграция может создавать проблемы в сфере правопорядка и безопасности.