Развитие звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с фонетико фонематический недоразвитием речи.
Заказать уникальную дипломную работу- 81 81 страница
- 46 + 46 источников
- Добавлена 16.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
1.1 Подходы к определению звукопроизносительной стороны речи в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Онтогенетические закономерности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста и его влияние на развитие звукопроизношения 12
1.3 Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи 23
1.4. Направления логопедической работы по преодолению нарушения звукопроизношения 29
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование изучения звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Результаты обследования фонематического восприятия и звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 42
2.3 Методические рекомендации по развитию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 50
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение 67
фонематический синтез, фонематические представления.
На основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеет место системное нарушение функций фонематической системы.
У части детей наблюдались нарушения органов артикуляционного аппарата, которые выражаются в вялости артикуляционных движений, их неполном объеме, проявлении саливации, тремора и дискинезии.
Фонематическое восприятие исследуемой группы детей сформировано на низком и среднем уровнях для которых характерно нечеткость граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля, смешение звуков близких по артикуляции, недифференцированность акустически близких звуков, нарушение слухопроизносительной дифференциации, неумение выделить первый и последний звук в слове, трудности формирования фонематических представлений.
Все исследуемые дошкольники имеют нарушения звукопроизношения свистящих, шипящих и сонорных звуков, в большинстве случаев у них был выявлен лабдацизм, ротацизм, сигматизм и парасигматизм.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что при нарушении развития фонематического восприятия у дошкольников будет обнаружено нарушение звукопроизносительной стороны речи нашла своего подтверждения.
Спасибо за внимание!
4
2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е.Э Артемова. – М., 2008. – 123 с.
3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 2017. – 165с.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г.А. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 272с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 144 с.
6. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 680 с.
7. Волосевец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2002. – 200с.
8. Выготский Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2015. – 420 с.
9. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ Сфера, НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.
10. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. – М.: Ленанд, 2015. – 322с.
11. Григоренко Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с неречевыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005. – 144 с.
12. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития [Текст] / Т.А. Датешидзе. – СПб. Речь, 2010. – 128 с.
13. Жинкин Н.И. Психолингвистика. – М.: Лабиринт, 2009. – 288с.
14. Зыкова И.Е. Формирование произносительной стороны речи // Талантливый педагог: Интернет-журнал. – 2012. – № 3 – Режим доступа: http://tfd.ucoz.eom/load/intemet_zhumal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_3_2012/zykova_i_e/3 -1-0-130.
15. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – М.: СПб : Гиппократ, 2015. –224 с.
16. Крупенчук О.И., Воробьёва Т. А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 104 с.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., Союз, 2011. – 224с.
18. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология Учебное пособие. – M.: Владос, 2011. – 285с.
19. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: АльянС, 2014. – 368с.
20. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
21. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991. – 204 с.
22. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. – 1946. – Т. 53. – С. 44-45.
23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
24. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2015 – С.62.
25. Поваляева М. А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 445 С.
26. Правдина О.В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов Логопед. – М.: "Просвещение", 1973. – 272с.
27. Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст] / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2013. —104 с.
28. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 198 с.
29. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: Сфера, 2001. – 204 с.
30. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: ЭКСМО, 2007.
31. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. – 51с.
32. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 32с.
33. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. – 80с.
34. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М.: Издательство В. Секачев, 2016. – 196с.
35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2014. – 310 с.
36. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
37. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1989. – 239с.
38. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 2009. – 272с.
39. Цвирко О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 72с.
40. Черемисина-Ениколопова Н.В., Законы и правила русской интонации: yчеб. пособие. / Черемисина-Ениколопова H.B. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 517с.
41. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2010. – 272с.
42. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
43. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330с.
44. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
45. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б Эльконин // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С. 107–110.
46. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. – М.: Аркти, 2001. – 56 с.
Вопрос-ответ:
Как определяется звукопроизносительная сторона речи в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе звукопроизносительная сторона речи определяется как способность правильно произносить звуки и сочетания звуков в словах согласно нормам литературного языка.
Какие онтогенетические закономерности влияют на формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста?
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста зависит от развития слухового восприятия, моторики речевых органов и общего развития ребенка. Онтогенетические закономерности влияют на усвоение и осознание звуковой стороны речи.
Какое влияние фонетико-фонематическое недоразвитие речи оказывает на развитие звукопроизношения у дошкольников?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи сказывается на способности правильно воспринимать и произносить звуки и звукосочетания. У дошкольников с таким недоразвитием возникают трудности в формировании звукопроизносительной стороны речи, что требует специальной педагогической коррекции.
Какие подходы существуют к определению звукопроизносительной стороны речи?
Существует несколько подходов к определению звукопроизносительной стороны речи. Один из подходов связан с правильностью произношения звуков и звукосочетаний, другой подход основывается на способности различать звуки и анализировать речевое произношение.
Как влияет формирование фонематического восприятия на развитие звукопроизношения у дошкольников?
Формирование фонематического восприятия имеет большое значение для развития звукопроизношения у дошкольников. Хорошее фонематическое восприятие позволяет ребенку правильно воспринимать и различать звуки речи, что способствует развитию его звукопроизношения.
Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников проявляется в затруднениях в правильной произносительной организации звуков и фонем. Дети могут допускать замены, искажения и опускать некоторые звуки, что сказывается на понимании и выражении речи.
Какие подходы к определению звукопроизносительной стороны речи существуют в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе выделяются различные подходы к определению звукопроизносительной стороны речи. Один из них – артикуляционный подход, который связывает звукопроизношение с физическими аспектами произношения. Также существуют акустический и аудиторный подходы, которые ориентируются на звукопроизведение и восприятие звуков соответственно.
Как формируется фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста?
Фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста формируется в процессе их развития. Сначала дети начинают различать только самые заметные различия звуков, потом постепенно осознают и улавливают более тонкие различия. Это происходит благодаря общению с окружающими, слушанию речи и осознанной практике произношения звуков.
Как влияет фонематическое восприятие на развитие звукопроизношения?
Фонематическое восприятие является важным компонентом развития звукопроизношения у дошкольников. Чем лучше ребенок различает звуки и фонемы, тем точнее и четче он будет произносить слова. Формирование фонематического восприятия позволяет ребенку лучше контролировать произносительные механизмы и исправлять ошибки в своей речи.
Что такое звукопроизносительная сторона речи?
Звукопроизносительная сторона речи включает в себя артикуляцию звуков, их восприятие и правильное произношение. Это основные компоненты звуковой стороны речи, которые развиваются у дошкольников.
Какой подход применяется при определении звукопроизносительной стороны речи в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе используются различные подходы при определении звукопроизносительной стороны речи. Некоторые авторы рассматривают ее как совокупность фонетических навыков, другие подчеркивают важность фонематического восприятия и артикуляции.
Какие закономерности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста?
Фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста формируется по определенным закономерностям. Изначально дети способны различать только речевые звуки по громкости и силе звука. Постепенно они осваивают фонематическую слуховую анализаторную сенсорику, что позволяет распознавать и различать звуки в словах.