Конституционные принципы федеративного устройства России.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 21.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Федеративное устройство России 6
1.1 История федерализма в России 6
1.2 Федеративное устройство современной России 9
2 Признаки и принципы федеративного устройства России 13
2.1 Признаки федеративного устройства 13
2.2. Принципы российского федерализма 15
3 Проблемы и перспективы развития российского федерализма 20
3 Проблемы и перспективы развития российского федерализма 20
3.1Анализ проблем современного российского федерализма 20
3.2 Перспективы развития российского федерализма 24
Заключение 31
Библиографический список использованных источников 35
Эта точка зрения интересна с точки зрения того, что закон является нормативным выражением согласованных интересов.
Закон должен выражать согласие той части общества, интересы которой он затрагивает. Таким образом, упорядоченность интересов, преобладающее в обществе распределение приоритетных интересов от них, является одной из основных задач деятельности органов государственной власти.
На наш взгляд, использование примирительных процедур в деятельности государственных органов можно отнести к таким механизмам. Применение примирительных процедур при решении различных вопросов органами государственной власти играет важную роль в эффективности принятого решения и его легитимности. Принятые таким образом решение или закон приобретают характер общей воли, а сам закон или решение приобретает качество юридического и изначально наделено качеством реализуемости. Напротив, непоследовательность в деятельности государственных органов приводит к принятию законов и управленческих решений, не отвечающих общественным ожиданиям, конфликтам в законодательстве, а также задержкам в процессе принятия необходимых для государства законов.
Ситуация 2014 года в Украине показывает, что несогласованность действий органов государственной власти неизбежно приводит к оппозиции в социальной среде и всегда связана с ущемлением прав отдельных категорий населения. В-шестых, координация является универсальным инструментом упорядочения конкурирующих интересов. Его применение возможно во всех случаях обнаружения разногласий. Если использование согласительных процедур не приводит к взаимоприемлемому решению, существует возможность заменить их другими процедурами разрешения разногласий, такими как управленческие (административные) процедуры. Кроме того, использование согласительных процедур способствует укреплению культуры диалога между государственными органами в рамках этих процедур.
Однако, несмотря на внимание, уделяемое вопросам гармонизации интересов в деятельности государственных органов, в настоящее время нет закона, четко регулирующего статус и порядок проведения согласительных процедур, хотя попытки принять такой закон предпринимались дважды. В 1997 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «О порядке преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации», однако он был отклонен Советом Федерации.
В 2004 году проект Федерального закона «О порядке рассмотрения и разрешения споров в системе исполнительной власти» был исключен из рассмотрения в Государственной Думе.
Согласимся с Т.В. Цатуряном, что принятие этого закона позволит государственным органам более эффективно и единообразно устранять противоречия в практике осуществления государственной власти, проводить более эффективную конституционную и правовую политику.
Таким образом, примирительные процедуры не только экономят время и снимают общественную напряженность, но и демонстрируют уровень баланса сил и эффективности своей работы. Такие процедуры дают возможность органам государственной власти конструктивно взаимодействовать друг с другом, что является неотъемлемым атрибутом демократического общества. согласительные процедуры могут использоваться для координации противоречивых интересов различных ведомств, политических партий и других объединений, представляющих интересы различных групп населения.
Заключение
Резюмируя исследуемый материал, можно сделать вывод, что федеративное устройство России имеет глубокое историческое развитие. В дореволюционную эпоху российский федерализм начал детально развиваться только с советского периода, а в другой федерации, СССР, в условиях тоталитарного режима и национального угнетения - длительный период времени.
Федеральное устройство - это способ территориальной организации государства, в котором административно-территориальные единицы являются субъектами федерации, обладающими определенной правовой и политической независимостью. Этот государственный строй был закреплен в Конституции Российской Федерации, принятой путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года, которая отражает основополагающие принципы федеративного государства, способствующего успешному развитию России.
Историческое развитие и закрепленные принципы во многом определяют особенности федеративного устройства России, что является уникальным. Но эта уникальность, в свою очередь, порождает множество проблем, к которым можно отнести асимметрию, этнические конфликты, проблемы разграничения субъектов компетенции и т.д. От решения этих проблем зависит целостность государства, экономическая, политическая и социальная стабильность, устойчивость развития общества и государства в целом.
В связи с федеральным характером России, процесс формирования которой еще не завершен, вопросы реализации принципа разделения властей по вертикали актуальны в настоящее время. Принцип разделения властей по вертикали включает следующие группы отношений: между Российской Федерацией и ее субъектами, связанные с разграничением объектов компетенции и полномочий, с заключением договоров и соглашений, с делегированием полномочий по выполнению функций, определенных законом. В более широком смысле, по мнению автора, этот принцип может включать отношения между Россией, субъектами федерации и органами местного самоуправления, а также отношения между субъектами РФ и друг другом. Часто возникают противоречия и разногласия между субъектами этих групп правоотношений, которые обусловлены пробелами в действующем законодательстве, а также сложностью субъектного состава России. Проблемы возникают на основе противоречий. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет субъекты юрисдикции Российской Федерации, субъекты совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также субъекты исключительной юрисдикции субъектов Российской Федерации. А для того, чтобы интересы субъекта полностью учитывались, необходимо его участие во всех предусмотренных Конституцией вариантах распределения полномочий. Участие субъектов в рассмотрении и принятии законопроектов по вопросам совместного ведения выражается в подготовке ответов на законопроект. Что касается субъектов юрисдикции России, то законодательство исключает возможность участия субъекта РФ в федеральном законодательном процессе. Статья 78 Конституции регулирует, что федеральные органы исполнительной власти могут по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации делегировать часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по согласованию с федеральными органами исполнительной власти делегировать им осуществление части своих полномочий.
Для России представляется оптимальным четко определить сферы общественных отношений, установить конкретные права и обязанности федерального центра и регионов, определить четкие критерии разграничения полномочий, а именно: точно определить, кто за что отвечает и кто за что отвечает. Все это будет способствовать эффективной работе государственного аппарата, а также укреплению и развитию страны в целом. И это зависит не только от слаженной работы системы государственного управления и эффективной законодательной базы, но и от стабильных правоотношений и высокого уровня правовой культуры, скоординированного руководства федеральных и региональных органов власти.
Существование федеративного государства требует от каждой из его частей участия в качестве независимого члена в формировании суверенной воли, однако построение понятия участия в суверенной власти в существенном атрибуте федеративного государства не дает достаточного объяснения специфике этого политического образования. Для того чтобы политическая связь была федеральной, объединенные подразделения мало участвуют в формировании общей суверенной воли, но необходимо, чтобы наряду с центральной властью союза, в которой объединенные подразделения участвуют в качестве членов всего, существовала независимая организация местной власти - и чтобы суверенная власть получалась с согласованного направления обеих этих полномочий.
Экономическое и политическое развитие страны является одной из главных предпосылок возникновения новых отношений и, как следствие, появления новых федеральных законов, регулирующих другие сферы общественных отношений.
С появлением новых отношений и законов появляются новые органы и возникают новые полномочия, соответственно, между которыми происходит процесс разграничения полномочий и полномочий. Именно поэтому разграничение юрисдикции и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами является динамичным процессом, который продолжает совершенствоваться и развиваться и поэтому остается одной из наиболее сложных проблем федерализма. Именно Конституция Российской Федерации, а точнее, грамотное закрепление совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в современных условиях государственности, способствует дальнейшему продуктивному развитию федеральных отношений.
В настоящее время одним из важнейших вопросов в Российской Федерации является вопрос дальнейшего реформирования федеративной системы, который включает, в первую очередь, решение многих накопившихся проблем, а именно:
- Создание благоприятных условий для развития различных регионов.
- Проводить национальную политику, направленную на защиту прав каждой этнической группы, языка, культуры и безопасности проживания народов.
- Укрепление федеральных отношений между «центром» и другими регионами.
- Стремление к реальному принципу равенства субъектов Российской Федерации.
Необходимость в федеративном устройстве России не ставится под сомнение, поскольку для такой территориально большой, многонациональной страны такая форма государственно-территориального устройства способна обеспечить целостность и устойчивость государства.
Библиографический список использованных источников
Нормативные акты и иные официальные документы
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993г.; с поправками от 05.02.2014/ «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, N 9, ст. 851
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184- (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005
Монографии, сборники научных статей, учебники и учебные пособия:
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В. 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 2015. -245с.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2015. -612 с.
Авдеенкова МЛ. Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. Курс лекций. Часть 1. М.: ООО «Профобразование», 2012. -567с.
Айбазов Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: «Формула права», 2012. -165с.
Бабошин O.A. Система отрасли конституционного права: вопросы формирования и структурного содержания // Рос. юрид. журнал. 2012. № 3.-14с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2010. -987с.
Баранов П.П. Малиненко Э.В. Проблемы перехода к новой системе формирования представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» (на основе проекта областного закона Ростовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области»)//Северо-Кавказский юридический вестник.2011.№2.С.88-90.
Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. N 11. С.
Вишняков В.Г. Конституция России и межгосударственные объединения // Журнал рос. права. 2013. №11.-23с.
Кодан С.В., Владимирова Г.Е. Политико-идеологические и организационно-правовые предпосылки создания Основных государственных законов Российской империи (XVIII – первая четверть XIX вв.) // Genesis: исторические исследования. - 2013. - № 4. - C. 71.
Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России / Е.И. Колюшин. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 382 c.
Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. - М.: Юрайт, Юрайт, 2015. - 384 c.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н.Топорнина. -М.: Юридическая литература, 2013.-298 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. -М.: Юрайт, 2012.-325 с.
Корнеева Н.В. Конституционное право России / Н.В. Корнеева. - М.: Питер, 2017. - 176 c.
Косарев, А. И. Всеобщая история государства и права / А.И. Косарев. - М.: Юриспруденция, 2017. - 504 c.
Кузнецов, И. Н. История государства и права России / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 696 c.
Мутагиров Д.З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций/ Мутагиров Д.З.- Электрон. текстовые данные.- М.: Логос, 2014.— 560 c.
Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов Текст. / В. С. Нерсесянц. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2013. - 552 с.
Пуляев, В. Т. Политико-государственное устройство России: гуманитарные аспекты Текст. / В. Т. Пуляев. Вып. 3. - СПб. Знание, 2014. -72 с.
Современная Россия в изменяющемся мире: философские проблемы социального управления: Учеб. -методич. пособие Текст. / Под ред. В. П. Трукало. М., 2013. - 298 с.
Тихомирова Л.А. Договорный порядок регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Законодательство. 2011. N 5. Правовая система «Гарант».
Хабриевой, Ю.А. Концепции развития российского законодательства / Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М., 2014. -С .21
Диссертации и авторефераты диссертаций
Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики[Электронный ресурс]: автореф. дисс. ...д-ра юрид. наук: 12.00.02/ М. В. Глигич-Золотарева. 2009.- 209 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-rossiiskogo-federalizma-problemy-teorii-metodologii-i-prakti
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993г.; с поправками от 05.02.2014/ «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, N 9, ст. 851
Авдеенкова МЛ. Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. Курс лекций. Часть 1. М.: ООО «Профобразование», 2012. –С.302.
Пуляев, В. Т. Политико-государственное устройство России: гуманитарные аспекты Текст. / В. Т. Пуляев. Вып. 3. - СПб. Знание, 2014. С.12.
Мутагиров Д.З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций/ Мутагиров Д.З.- Электрон. текстовые данные.- М.: Логос, 2014. С.236.
Авдеенкова МЛ. Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. Курс лекций. Часть 1. М.: ООО «Профобразование», 2012. –С.67
Корнеева Н.В. Конституционное право России / Н.В. Корнеева. - М.: Питер, 2017. – С.148
Е.И. Конституционное (государственное) право России / Е.И. Колюшин. - М.: Издательство МГУ, 2016. – С.154
Бабошин O.A. Система отрасли конституционного права: вопросы формирования и структурного содержания // Рос. юрид. журнал. 2012. № 3.-С.10
Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. N 11. С.8
Айбазов Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: «Формула права», 2012. –С.158
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В. 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 2015. С.125
Пуляев, В. Т. Политико-государственное устройство России: гуманитарные аспекты Текст. / В. Т. Пуляев. Вып. 3. - СПб. Знание, 2014. –С.25
Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики[Электронный ресурс]: автореф. дисс. ...д-ра юрид. наук: 12.00.02/ М. В. Глигич-Золотарева. 2009.- 209 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-rossiiskogo-federalizma-problemy-teorii-metodologii-i-prakti
Тихомирова Л.А. Договорный порядок регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Законодательство. 2011. N 5. Правовая система «Гарант».
Айбазов Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: «Формула права», 2012. –С123
Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики[Электронный ресурс]: автореф. дисс. ...д-ра юрид. наук: 12.00.02/ М. В. Глигич-Золотарева. 2009.- 209 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-rossiiskogo-federalizma-problemy-teorii-metodologii-i-prakti
Корнеева Н.В. Конституционное право России / Н.В. Корнеева. - М.: Питер, 2017. – С.231
3
Нормативные акты и иные официальные документы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993г.; с поправками от 05.02.2014/ «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, N 9, ст. 851
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184- (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005
Монографии, сборники научных статей, учебники и учебные пособия:
3. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В. 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 2015. -245с.
4. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2015. -612 с.
5. Авдеенкова МЛ. Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. Курс лекций. Часть 1. М.: ООО «Профобразование», 2012. -567с.
6. Айбазов Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: «Формула права», 2012. -165с.
7. Бабошин O.A. Система отрасли конституционного права: вопросы формирования и структурного содержания // Рос. юрид. журнал. 2012. № 3.-14с.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2010. -987с.
9. Баранов П.П. Малиненко Э.В. Проблемы перехода к новой системе формирования представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» (на основе проекта областного закона Ростовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области»)//Северо-Кавказский юридический вестник.2011.№2.С.88-90.
10. Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. N 11. С.
11. Вишняков В.Г. Конституция России и межгосударственные объединения // Журнал рос. права. 2013. №11.-23с.
12. Кодан С.В., Владимирова Г.Е. Политико-идеологические и организационно-правовые предпосылки создания Основных государственных законов Российской империи (XVIII – первая четверть XIX вв.) // Genesis: исторические исследования. - 2013. - № 4. - C. 71.
13. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России / Е.И. Колюшин. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 382 c.
14. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. - М.: Юрайт, Юрайт, 2015. - 384 c.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н.Топорнина. -М.: Юридическая литература, 2013.-298 с.
16. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. -М.: Юрайт, 2012.-325 с.
17. Корнеева Н.В. Конституционное право России / Н.В. Корнеева. - М.: Питер, 2017. - 176 c.
18. Косарев, А. И. Всеобщая история государства и права / А.И. Косарев. - М.: Юриспруденция, 2017. - 504 c.
19. Кузнецов, И. Н. История государства и права России / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 696 c.
20. Мутагиров Д.З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций/ Мутагиров Д.З.- Электрон. текстовые данные.- М.: Логос, 2014.— 560 c.
21. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов Текст. / В. С. Нерсесянц. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2013. - 552 с.
22. Пуляев, В. Т. Политико-государственное устройство России: гуманитарные аспекты Текст. / В. Т. Пуляев. Вып. 3. - СПб. Знание, 2014. -72 с.
23. Современная Россия в изменяющемся мире: философские проблемы социального управления: Учеб. -методич. пособие Текст. / Под ред. В. П. Трукало. М., 2013. - 298 с.
24. Тихомирова Л.А. Договорный порядок регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Законодательство. 2011. N 5. Правовая система «Гарант».
25. Хабриевой, Ю.А. Концепции развития российского законодательства / Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М., 2014. -С .21
Вопрос-ответ:
Какие принципы лежат в основе федерального устройства России?
Основными принципами федеративного устройства России являются: принцип единства и неделимости государственной власти, принцип равноправия и самоуправления субъектов федерации, принцип разделения компетенций между федеральным и региональным уровнями власти.
Какие признаки федеративного устройства присутствуют в России?
В России присутствуют следующие признаки федеративного устройства: наличие субъектов федерации с конституционной правосубъектностью и полнотой государственной власти, разделение компетенций между федеральным и региональным уровнями власти, наличие механизмов консультаций и согласования между федеральными и региональными органами власти.
Какова история федерализма в России?
История федерализма в России насчитывает несколько периодов. Одним из первых периодов можно назвать формирование федеративной системы в составе Российской империи, где отдельные регионы имели значительную автономию. Далее, в период Советской власти, была создана федеративная система СССР, где республики имели широкие полномочия. В современной России федерализм закреплен в Конституции и предусматривает большую автономию субъектов федерации.
Какие проблемы и перспективы развития российского федерализма существуют?
Среди основных проблем развития российского федерализма можно выделить неравномерное распределение финансовых ресурсов между субъектами федерации, сосредоточение полномочий на федеральном уровне и отсутствие их достаточной децентрализации, отсутствие эффективного механизма разрешения конфликтов между федеральным и региональным уровнями власти. Одной из перспектив развития российского федерализма может быть усиление самоуправления субъектов федерации и более равномерное распределение финансовых ресурсов.
Какова история федерализма в России?
История федерализма в России насчитывает несколько этапов. Первый этап связан с формированием федерального устройства в составе Российской империи, который начался в конце XVIII века. Второй этап пришелся на Советский Союз, где была создана Федеративная Социалистическая Республика. Третий этап начался после распада СССР, когда в России была принята новая Конституция, устанавливающая федеративное устройство страны.
Какие признаки федеративного устройства российского государства?
Федеративное устройство России имеет несколько признаков. Одним из них является наличие федеративных субъектов - регионов, которые имеют свой собственный орган власти. Вторым признаком является конституционное признание автономии федеральных субъектов. Кроме того, федеративное устройство предполагает наличие совместного управления государственными делами и соблюдение принципа разделения властей между федеральным и региональным уровнем.
Какие принципы российского федерализма?
Российский федерализм основывается на нескольких принципах. Один из них - принцип неделимости государственного суверенитета, что означает, что Россия является неделимым суверенным государством. Другим принципом является принцип самоуправления, который предполагает право федеральных субъектов на управление своими делами в рамках Конституции. Также важным принципом является принцип неравномерности развития регионов, что означает, что различные регионы имеют различный уровень развития и потребностей.
Какие принципы федеративного устройства России?
Принципы федеративного устройства России включают принципы равноправия субъектов федерации, неделимости и неприкосновенности территории, разделения властей между федерацией и субъектами, свободного передвижения и выбора места жительства граждан, защиты и развития языков национальных меньшинств, сохранения исторически сложившихся территориальных образований и другие.