Конституционные принципы федеративного устройства России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 32 32 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 21.12.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
1 Федеративное устройство России 6
1.1 История федерализма в России 6
1.2 Федеративное устройство современной России 9
2 Признаки и принципы федеративного устройства России 13
2.1 Признаки федеративного устройства 13
2.2. Принципы российского федерализма 15
3 Проблемы и перспективы развития российского федерализма 20
3 Проблемы и перспективы развития российского федерализма 20
3.1Анализ проблем современного российского федерализма 20
3.2 Перспективы развития российского федерализма 24
Заключение 31
Библиографический список использованных источников 35

Фрагмент для ознакомления

Эта точка зрения интересна с точки зрения того, что закон является нормативным выражением согласованных интересов.
Закон должен выражать согласие той части общества, интересы которой он затрагивает. Таким образом, упорядоченность интересов, преобладающее в обществе распределение приоритетных интересов от них, является одной из основных задач деятельности органов государственной власти.
На наш взгляд, использование примирительных процедур в деятельности государственных органов можно отнести к таким механизмам. Применение примирительных процедур при решении различных вопросов органами государственной власти играет важную роль в эффективности принятого решения и его легитимности. Принятые таким образом решение или закон приобретают характер общей воли, а сам закон или решение приобретает качество юридического и изначально наделено качеством реализуемости. Напротив, непоследовательность в деятельности государственных органов приводит к принятию законов и управленческих решений, не отвечающих общественным ожиданиям, конфликтам в законодательстве, а также задержкам в процессе принятия необходимых для государства законов.
Ситуация 2014 года в Украине показывает, что несогласованность действий органов государственной власти неизбежно приводит к оппозиции в социальной среде и всегда связана с ущемлением прав отдельных категорий населения. В-шестых, координация является универсальным инструментом упорядочения конкурирующих интересов. Его применение возможно во всех случаях обнаружения разногласий. Если использование согласительных процедур не приводит к взаимоприемлемому решению, существует возможность заменить их другими процедурами разрешения разногласий, такими как управленческие (административные) процедуры. Кроме того, использование согласительных процедур способствует укреплению культуры диалога между государственными органами в рамках этих процедур.
Однако, несмотря на внимание, уделяемое вопросам гармонизации интересов в деятельности государственных органов, в настоящее время нет закона, четко регулирующего статус и порядок проведения согласительных процедур, хотя попытки принять такой закон предпринимались дважды. В 1997 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «О порядке преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации», однако он был отклонен Советом Федерации.
В 2004 году проект Федерального закона «О порядке рассмотрения и разрешения споров в системе исполнительной власти» был исключен из рассмотрения в Государственной Думе.
Согласимся с Т.В. Цатуряном, что принятие этого закона позволит государственным органам более эффективно и единообразно устранять противоречия в практике осуществления государственной власти, проводить более эффективную конституционную и правовую политику.
Таким образом, примирительные процедуры не только экономят время и снимают общественную напряженность, но и демонстрируют уровень баланса сил и эффективности своей работы. Такие процедуры дают возможность органам государственной власти конструктивно взаимодействовать друг с другом, что является неотъемлемым атрибутом демократического общества. согласительные процедуры могут использоваться для координации противоречивых интересов различных ведомств, политических партий и других объединений, представляющих интересы различных групп населения.
Заключение

Резюмируя исследуемый материал, можно сделать вывод, что федеративное устройство России имеет глубокое историческое развитие. В дореволюционную эпоху российский федерализм начал детально развиваться только с советского периода, а в другой федерации, СССР, в условиях тоталитарного режима и национального угнетения - длительный период времени.
Федеральное устройство - это способ территориальной организации государства, в котором административно-территориальные единицы являются субъектами федерации, обладающими определенной правовой и политической независимостью. Этот государственный строй был закреплен в Конституции Российской Федерации, принятой путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года, которая отражает основополагающие принципы федеративного государства, способствующего успешному развитию России.
Историческое развитие и закрепленные принципы во многом определяют особенности федеративного устройства России, что является уникальным. Но эта уникальность, в свою очередь, порождает множество проблем, к которым можно отнести асимметрию, этнические конфликты, проблемы разграничения субъектов компетенции и т.д. От решения этих проблем зависит целостность государства, экономическая, политическая и социальная стабильность, устойчивость развития общества и государства в целом.
В связи с федеральным характером России, процесс формирования которой еще не завершен, вопросы реализации принципа разделения властей по вертикали актуальны в настоящее время. Принцип разделения властей по вертикали включает следующие группы отношений: между Российской Федерацией и ее субъектами, связанные с разграничением объектов компетенции и полномочий, с заключением договоров и соглашений, с делегированием полномочий по выполнению функций, определенных законом. В более широком смысле, по мнению автора, этот принцип может включать отношения между Россией, субъектами федерации и органами местного самоуправления, а также отношения между субъектами РФ и друг другом. Часто возникают противоречия и разногласия между субъектами этих групп правоотношений, которые обусловлены пробелами в действующем законодательстве, а также сложностью субъектного состава России. Проблемы возникают на основе противоречий. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет субъекты юрисдикции Российской Федерации, субъекты совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также субъекты исключительной юрисдикции субъектов Российской Федерации. А для того, чтобы интересы субъекта полностью учитывались, необходимо его участие во всех предусмотренных Конституцией вариантах распределения полномочий. Участие субъектов в рассмотрении и принятии законопроектов по вопросам совместного ведения выражается в подготовке ответов на законопроект. Что касается субъектов юрисдикции России, то законодательство исключает возможность участия субъекта РФ в федеральном законодательном процессе. Статья 78 Конституции регулирует, что федеральные органы исполнительной власти могут по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации делегировать часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по согласованию с федеральными органами исполнительной власти делегировать им осуществление части своих полномочий.
Для России представляется оптимальным четко определить сферы общественных отношений, установить конкретные права и обязанности федерального центра и регионов, определить четкие критерии разграничения полномочий, а именно: точно определить, кто за что отвечает и кто за что отвечает. Все это будет способствовать эффективной работе государственного аппарата, а также укреплению и развитию страны в целом. И это зависит не только от слаженной работы системы государственного управления и эффективной законодательной базы, но и от стабильных правоотношений и высокого уровня правовой культуры, скоординированного руководства федеральных и региональных органов власти.
Существование федеративного государства требует от каждой из его частей участия в качестве независимого члена в формировании суверенной воли, однако построение понятия участия в суверенной власти в существенном атрибуте федеративного государства не дает достаточного объяснения специфике этого политического образования. Для того чтобы политическая связь была федеральной, объединенные подразделения мало участвуют в формировании общей суверенной воли, но необходимо, чтобы наряду с центральной властью союза, в которой объединенные подразделения участвуют в качестве членов всего, существовала независимая организация местной власти - и чтобы суверенная власть получалась с согласованного направления обеих этих полномочий.
Экономическое и политическое развитие страны является одной из главных предпосылок возникновения новых отношений и, как следствие, появления новых федеральных законов, регулирующих другие сферы общественных отношений.
С появлением новых отношений и законов появляются новые органы и возникают новые полномочия, соответственно, между которыми происходит процесс разграничения полномочий и полномочий. Именно поэтому разграничение юрисдикции и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами является динамичным процессом, который продолжает совершенствоваться и развиваться и поэтому остается одной из наиболее сложных проблем федерализма. Именно Конституция Российской Федерации, а точнее, грамотное закрепление совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в современных условиях государственности, способствует дальнейшему продуктивному развитию федеральных отношений.
В настоящее время одним из важнейших вопросов в Российской Федерации является вопрос дальнейшего реформирования федеративной системы, который включает, в первую очередь, решение многих накопившихся проблем, а именно:
- Создание благоприятных условий для развития различных регионов.
- Проводить национальную политику, направленную на защиту прав каждой этнической группы, языка, культуры и безопасности проживания народов.
- Укрепление федеральных отношений между «центром» и другими регионами.
- Стремление к реальному принципу равенства субъектов Российской Федерации.
Необходимость в федеративном устройстве России не ставится под сомнение, поскольку для такой территориально большой, многонациональной страны такая форма государственно-территориального устройства способна обеспечить целостность и устойчивость государства.
Библиографический список использованных источников

Нормативные акты и иные официальные документы

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993г.; с поправками от 05.02.2014/ «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, N 9, ст. 851
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184- (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005

Монографии, сборники научных статей, учебники и учебные пособия:

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В. 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 2015. -245с.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2015. -612 с.
Авдеенкова МЛ. Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. Курс лекций. Часть 1. М.: ООО «Профобразование», 2012. -567с.
Айбазов Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: «Формула права», 2012. -165с.
Бабошин O.A. Система отрасли конституционного права: вопросы формирования и структурного содержания // Рос. юрид. журнал. 2012. № 3.-14с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2010. -987с.
Баранов П.П. Малиненко Э.В. Проблемы перехода к новой системе формирования представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» (на основе проекта областного закона Ростовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области»)//Северо-Кавказский юридический вестник.2011.№2.С.88-90.
Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. N 11. С.
Вишняков В.Г. Конституция России и межгосударственные объединения // Журнал рос. права. 2013. №11.-23с.
Кодан С.В., Владимирова Г.Е. Политико-идеологические и организационно-правовые предпосылки создания Основных государственных законов Российской империи (XVIII – первая четверть XIX вв.) // Genesis: исторические исследования. - 2013. - № 4. - C. 71.
Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России / Е.И. Колюшин. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 382 c.
Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. - М.: Юрайт, Юрайт, 2015. - 384 c.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н.Топорнина. -М.: Юридическая литература, 2013.-298 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. -М.: Юрайт, 2012.-325 с.
Корнеева Н.В. Конституционное право России / Н.В. Корнеева. - М.: Питер, 2017. - 176 c.
Косарев, А. И. Всеобщая история государства и права / А.И. Косарев. - М.: Юриспруденция, 2017. - 504 c.
Кузнецов, И. Н. История государства и права России / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 696 c.
Мутагиров Д.З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций/ Мутагиров Д.З.- Электрон. текстовые данные.- М.: Логос, 2014.— 560 c.
Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов Текст. / В. С. Нерсесянц. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2013. - 552 с.
Пуляев, В. Т. Политико-государственное устройство России: гуманитарные аспекты Текст. / В. Т. Пуляев. Вып. 3. - СПб. Знание, 2014. -72 с.
Современная Россия в изменяющемся мире: философские проблемы социального управления: Учеб. -методич. пособие Текст. / Под ред. В. П. Трукало. М., 2013. - 298 с.
Тихомирова Л.А. Договорный порядок регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Законодательство. 2011. N 5. Правовая система «Гарант».
Хабриевой, Ю.А. Концепции развития российского законодательства / Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М., 2014. -С .21

Диссертации и авторефераты диссертаций

Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики[Электронный ресурс]: автореф. дисс. ...д-ра юрид. наук: 12.00.02/ М. В. Глигич-Золотарева. 2009.- 209 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-rossiiskogo-federalizma-problemy-teorii-metodologii-i-prakti
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993г.; с поправками от 05.02.2014/ «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, N 9, ст. 851
Авдеенкова МЛ. Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. Курс лекций. Часть 1. М.: ООО «Профобразование», 2012. –С.302.
Пуляев, В. Т. Политико-государственное устройство России: гуманитарные аспекты Текст. / В. Т. Пуляев. Вып. 3. - СПб. Знание, 2014. С.12.
Мутагиров Д.З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций/ Мутагиров Д.З.- Электрон. текстовые данные.- М.: Логос, 2014. С.236.
Авдеенкова МЛ. Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. Курс лекций. Часть 1. М.: ООО «Профобразование», 2012. –С.67
Корнеева Н.В. Конституционное право России / Н.В. Корнеева. - М.: Питер, 2017. – С.148
Е.И. Конституционное (государственное) право России / Е.И. Колюшин. - М.: Издательство МГУ, 2016. – С.154
Бабошин O.A. Система отрасли конституционного права: вопросы формирования и структурного содержания // Рос. юрид. журнал. 2012. № 3.-С.10
Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. N 11. С.8
Айбазов Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: «Формула права», 2012. –С.158
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В. 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 2015. С.125
Пуляев, В. Т. Политико-государственное устройство России: гуманитарные аспекты Текст. / В. Т. Пуляев. Вып. 3. - СПб. Знание, 2014. –С.25
Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики[Электронный ресурс]: автореф. дисс. ...д-ра юрид. наук: 12.00.02/ М. В. Глигич-Золотарева. 2009.- 209 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-rossiiskogo-federalizma-problemy-teorii-metodologii-i-prakti
Тихомирова Л.А. Договорный порядок регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Законодательство. 2011. N 5. Правовая система «Гарант».

Айбазов Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: «Формула права», 2012. –С123
Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики[Электронный ресурс]: автореф. дисс. ...д-ра юрид. наук: 12.00.02/ М. В. Глигич-Золотарева. 2009.- 209 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-rossiiskogo-federalizma-problemy-teorii-metodologii-i-prakti
Корнеева Н.В. Конституционное право России / Н.В. Корнеева. - М.: Питер, 2017. – С.231









3

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты и иные официальные документы

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993г.; с поправками от 05.02.2014/ «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, N 9, ст. 851
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184- (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005

Монографии, сборники научных статей, учебники и учебные пособия:

3. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В. 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 2015. -245с.
4. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2015. -612 с.
5. Авдеенкова МЛ. Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. Курс лекций. Часть 1. М.: ООО «Профобразование», 2012. -567с.
6. Айбазов Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: «Формула права», 2012. -165с.
7. Бабошин O.A. Система отрасли конституционного права: вопросы формирования и структурного содержания // Рос. юрид. журнал. 2012. № 3.-14с.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2010. -987с.
9. Баранов П.П. Малиненко Э.В. Проблемы перехода к новой системе формирования представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» (на основе проекта областного закона Ростовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области»)//Северо-Кавказский юридический вестник.2011.№2.С.88-90.
10. Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. N 11. С.
11. Вишняков В.Г. Конституция России и межгосударственные объединения // Журнал рос. права. 2013. №11.-23с.
12. Кодан С.В., Владимирова Г.Е. Политико-идеологические и организационно-правовые предпосылки создания Основных государственных законов Российской империи (XVIII – первая четверть XIX вв.) // Genesis: исторические исследования. - 2013. - № 4. - C. 71.
13. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России / Е.И. Колюшин. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 382 c.
14. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. - М.: Юрайт, Юрайт, 2015. - 384 c.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н.Топорнина. -М.: Юридическая литература, 2013.-298 с.
16. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. -М.: Юрайт, 2012.-325 с.
17. Корнеева Н.В. Конституционное право России / Н.В. Корнеева. - М.: Питер, 2017. - 176 c.
18. Косарев, А. И. Всеобщая история государства и права / А.И. Косарев. - М.: Юриспруденция, 2017. - 504 c.
19. Кузнецов, И. Н. История государства и права России / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 696 c.
20. Мутагиров Д.З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций/ Мутагиров Д.З.- Электрон. текстовые данные.- М.: Логос, 2014.— 560 c.
21. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов Текст. / В. С. Нерсесянц. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2013. - 552 с.
22. Пуляев, В. Т. Политико-государственное устройство России: гуманитарные аспекты Текст. / В. Т. Пуляев. Вып. 3. - СПб. Знание, 2014. -72 с.
23. Современная Россия в изменяющемся мире: философские проблемы социального управления: Учеб. -методич. пособие Текст. / Под ред. В. П. Трукало. М., 2013. - 298 с.
24. Тихомирова Л.А. Договорный порядок регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов по предметам ведения и полномочиям // Законодательство. 2011. N 5. Правовая система «Гарант».
25. Хабриевой, Ю.А. Концепции развития российского законодательства / Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М., 2014. -С .21

Вопрос-ответ:

Какие принципы лежат в основе федерального устройства России?

Основными принципами федеративного устройства России являются: принцип единства и неделимости государственной власти, принцип равноправия и самоуправления субъектов федерации, принцип разделения компетенций между федеральным и региональным уровнями власти.

Какие признаки федеративного устройства присутствуют в России?

В России присутствуют следующие признаки федеративного устройства: наличие субъектов федерации с конституционной правосубъектностью и полнотой государственной власти, разделение компетенций между федеральным и региональным уровнями власти, наличие механизмов консультаций и согласования между федеральными и региональными органами власти.

Какова история федерализма в России?

История федерализма в России насчитывает несколько периодов. Одним из первых периодов можно назвать формирование федеративной системы в составе Российской империи, где отдельные регионы имели значительную автономию. Далее, в период Советской власти, была создана федеративная система СССР, где республики имели широкие полномочия. В современной России федерализм закреплен в Конституции и предусматривает большую автономию субъектов федерации.

Какие проблемы и перспективы развития российского федерализма существуют?

Среди основных проблем развития российского федерализма можно выделить неравномерное распределение финансовых ресурсов между субъектами федерации, сосредоточение полномочий на федеральном уровне и отсутствие их достаточной децентрализации, отсутствие эффективного механизма разрешения конфликтов между федеральным и региональным уровнями власти. Одной из перспектив развития российского федерализма может быть усиление самоуправления субъектов федерации и более равномерное распределение финансовых ресурсов.

Какова история федерализма в России?

История федерализма в России насчитывает несколько этапов. Первый этап связан с формированием федерального устройства в составе Российской империи, который начался в конце XVIII века. Второй этап пришелся на Советский Союз, где была создана Федеративная Социалистическая Республика. Третий этап начался после распада СССР, когда в России была принята новая Конституция, устанавливающая федеративное устройство страны.

Какие признаки федеративного устройства российского государства?

Федеративное устройство России имеет несколько признаков. Одним из них является наличие федеративных субъектов - регионов, которые имеют свой собственный орган власти. Вторым признаком является конституционное признание автономии федеральных субъектов. Кроме того, федеративное устройство предполагает наличие совместного управления государственными делами и соблюдение принципа разделения властей между федеральным и региональным уровнем.

Какие принципы российского федерализма?

Российский федерализм основывается на нескольких принципах. Один из них - принцип неделимости государственного суверенитета, что означает, что Россия является неделимым суверенным государством. Другим принципом является принцип самоуправления, который предполагает право федеральных субъектов на управление своими делами в рамках Конституции. Также важным принципом является принцип неравномерности развития регионов, что означает, что различные регионы имеют различный уровень развития и потребностей.

Какие принципы федеративного устройства России?

Принципы федеративного устройства России включают принципы равноправия субъектов федерации, неделимости и неприкосновенности территории, разделения властей между федерацией и субъектами, свободного передвижения и выбора места жительства граждан, защиты и развития языков национальных меньшинств, сохранения исторически сложившихся территориальных образований и другие.