Эпитеты в повести И.А.Куприна

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 29 29 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 22.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования…………………6
1.1. Имя прилагательные и его основные признаки……………………….6
1.2. Понятие о лексико-семантических группах…………………………...13
1.3. Эпитет и средства его выражения………………………………………16
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования………………….19
2.1. Характеристика прилагательных в повести И.А. Куприна «Гранатовый браслет» ………………………………………………………………………...19
2.2. Характеристика метафорических эпитетов повести И.А. Куприна «Гранатовый браслет» …………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………….29

Фрагмент для ознакомления

К этой группе относятся следующие прилагательные:- «молодой»,- «юный»,- «детские (годы)»,- «зрелый (ум)»,- «немолодой»,- «старая (девка)» и т.д. [Куприн «Гранатовый браслет»].5. ЛСГ «Любовь». К этой группе относятся следующие прилагательные:- «невинная»,- «чистая», - «бескорыстная»,- «самоотверженная»,- «сильная»,- «вечная»,- «большая (красота)»,- «несчастная» и т.д. [Куприн «Гранатовый браслет»].В результате распределения лексических единиц (прилагательных) по основным лексико-семантическим группам можно сделать вывод, что эти группы являются ключевыми в аспекте семантической нагрузки текста повести в целом. В ЛСГ «Характер человека» наиболее частотны прилагательные с положительной коннотацией, посредством которых складывается общее представление о персонажах повести в целом – большинство героев «Гранатового браслета» симпатичны писателю, а вследствие этого приняты читателями за «интеллигентных», «добрых» и «простых» героев.В ЛСГ «Природа» большая часть лексических единиц, которую составляют прилагательные,относится к непогоде – это осень, дождливая, ветреная, довольно часто неспокойная. Посредством таких прилагательных рисуется картина ранней и поздней осени в типичном ее проявлении, а герои повести оказываются в осенней хандре и скуке. Картины описания природы задают основное настроение самой повести – грустное, трепещущее, тоскливое.Продолжением зарисовки осеннего пейзажа повести служит ЛСГ «Цвета и оттенки», в которую входит абсолютное большинство прилагательных «теплых цветов и оттенков», которые характерны для осенних красок.ЛСГ «Возрастная категория» также является символической в данной повести, поскольку посредством прилагательных с семантикой возраста, читатель может догадываться об уровне развития, образованности самих персонажей.Наконец, ЛСГ «Любовь» включает в себя прилагательные, которыми характеризуется это чувство. Характеристику чувства любви посредством лексических единиц, выступающими прилагательными, дают как герои повести, так и сам повествователь. Любовь в рамках данного произведения – это чистое, бескорыстное и вечное чувство.2.2. Характеристика метафорических эпитетов повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»А.И. Куприн прибегает к эпитетам с целью воссоздания более ярких образов и событий. Посредством эпитетов писатель расширяет границы традиционного описания.Эпитеты с метафорическим значением на страницах повести встречаются не так часто, однако они имеют место быть. Среди метафорических эпитетов можно выделить следующие:- «каменная душа»,- «нечаянные робкие взгляды (встретились)»,- «мгновенная искра (пробежала)» и т.д. [Куприн «Гранатовый браслет»].Прилагательные с метафорическим значением встречаются среди эпитетов, относящихся к цветовой гамме и их оттенкам.Так, при детальном рассмотрении контекстного синонимического ряда прилагательного «синий», в который входят такие лексические единицы, как:- «сизый»,- «чисто-синий»,- «глубокий синий»,- «густо-синий» и др., Куприн добавляет такое прилагательное, как «весело-синий». Этот эпитет носит метафорическое значение и является окказиональным (чисто авторским прилагательным)[Куприн «Гранатовый браслет»].Этот эпитет является метафорическим, поскольку употребляется в не свойственном для значения слова «веселый» контексте:«Вода была ласково-спокойна и весело-синяя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах течения и переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте»[Куприн «Гранатовый браслет», с.69]. Такой эпитет является индивидуально авторским метафорическим эпитетом. Метафорический эпитет Куприна «серебряный старец» также имеет свое значение и символику. Эпитет «серебряный» в данном контексте несет значение «пожилой, достойный, человек с положением и высоким статусом». С данным метафорическим эпитетом в купе идут еще несколько прилагательных, которые дают характеристику генералу Аносову:«…Тучный, высокий, серебряный старец…» [Куприн «Гранатовый браслет», с.89].Рассмотрев в настоящем параграфе особенности и специфику употребления А.И. Куприным метафорических эпитетов в повести «Гранатовый браслет», можно сделать вывод, что эпитет с метафорическим значением позволяет писателю выразить то, что не получится сделать посредством прямого описания. Метафорические эпитеты – это своего рода символические лексические единицы, которые отличаются индивидуально авторским содержанием и семантической уникальностью.ЗаключениеВ настоящей курсовой работе нами рассмотрен серьезный вопрос современного лингвистического пространства, который сводится к выявлению специфики функционирования эпитетов в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».В результате лексической выборки в рамках повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» нами было выявлено свыше 700 единиц, относящихся к такой части речи, как имя прилагательное. Следует отметить, что более всего имен прилагательных имеют отношение к человеку, природе и окружающей действительности. Имена прилагательные, относящиеся к человеку, представлены в тексте повести 387 лексическими единицами; имена прилагательные, относящиеся к природе, представлены в тексте повести 263 лексическими единицами; имена прилагательные, относящиеся к окружающей действительности, представлены в тексте повести 112 лексическими единицами.Рассмотрев особенности и специфику употребления А.И. Куприным метафорических эпитетов в повести «Гранатовый браслет», можно сделать вывод, что эпитет с метафорическим значением позволяет писателю выразить то, что не получится сделать посредством прямого описания. Метафорические эпитеты – это своего рода символические лексические единицы, которые отличаются индивидуально авторским содержанием и семантической уникальностью.Список использованной литературы:Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 5987 с.Богданова Е.С. Метафора в художественном тексте: функции, восприятие, интерпретация. – М., 2016. – С.4-12.Вардугина Г.С. Фольклоризм как элемент поэтики А.И. Куприна // канд. дисс… - Челябинск, 1996. – С. 37-41.Ефремова Т.Ф. Самый полный толковый словарь русского языка в 3-х томах. – М.: АСТ, 2015. – 3312 с.Кольцова О.В. Лексико-семантическая группа как единица описания языковой картины мира. – М., 2010. – С.56-78.Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. – М., 1982. – С. 74.Куприн А.И. Гранатовый браслет: повести и рассказы. – М.: «Детская литература», 2018. – 301 с.Любичева Е.В. От текста к смыслу и от смысла к тексту. – СПб.: Сага: Азбука-классика, 2005. – 368 с.Москвин В.П. Эпитет в художественной речи / В.П. Москвин // Русская речь, 2001. – С.28-32.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: «Мир и образование. Оникс», 2018. – 1376 с.Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: «А-Темп», 2013. – 874 с.Платонова Т.В. Место сравнений в художественной речи А.И. Куприна. – М., 2011. – С.19-29.Фадеева Т.М. Своеобразие метафорически сложных эпитетов в художественном пространстве А.И.Куприна / Т.М. Фадеева // Русское слово, 2005. – С. 258-260.Фадеева Т.М. Одорические сложные эпитеты русского языка. – М., 2013. – С. 100-105.Шатова Е.Г. Тропы и их функции / Е.Г. Шатова // Русская словесность, 2000. – С. 28-34.Шхапацева М.Х., Пазова Л.М. К вопросу о лексическом значении слова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Филология и искусствоведение. – Майкоп, 2014. – Вып. 1 (134). – С. 121-127.Якимова Е.М. Образное описание мимики (на материале произведений А.И. Куприна). – М., 2019. – С.40-46.Приложение

1. Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 5987 с.
2. Богданова Е.С. Метафора в художественном тексте: функции, восприятие, интерпретация. – М., 2016. – С.4-12.
3. Вардугина Г.С. Фольклоризм как элемент поэтики А.И. Куприна // канд. дисс… - Челябинск, 1996. – С. 37-41.
4. Ефремова Т.Ф. Самый полный толковый словарь русского языка в 3-х томах. – М.: АСТ, 2015. – 3312 с.
5. Кольцова О.В. Лексико-семантическая группа как единица описания языковой картины мира. – М., 2010. – С.56-78.
6. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. – М., 1982. – С. 74.
7. Куприн А.И. Гранатовый браслет: повести и рассказы. – М.: «Детская литература», 2018. – 301 с.
8. Любичева Е.В. От текста к смыслу и от смысла к тексту. – СПб.: Сага: Азбука-классика, 2005. – 368 с.
9. Москвин В.П. Эпитет в художественной речи / В.П. Москвин // Русская речь, 2001. – С.28-32.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: «Мир и образование. Оникс», 2018. – 1376 с.
11. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: «А-Темп», 2013. – 874 с.
12. Платонова Т.В. Место сравнений в художественной речи А.И. Куприна. – М., 2011. – С.19-29.
13. Фадеева Т.М. Своеобразие метафорически сложных эпитетов в художественном пространстве А.И.Куприна / Т.М. Фадеева // Русское слово, 2005. – С. 258-260.
14. Фадеева Т.М. Одорические сложные эпитеты русского языка. – М., 2013. – С. 100-105.
15. Шатова Е.Г. Тропы и их функции / Е.Г. Шатова // Русская словесность, 2000. – С. 28-34.
16. Шхапацева М.Х., Пазова Л.М. К вопросу о лексическом значении слова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Филология и искусствоведение. – Майкоп, 2014. – Вып. 1 (134). – С. 121-127.
17. Якимова Е.М. Образное описание

Вопрос-ответ:

Какие основные признаки имеет имя-прилагательное?

Имя-прилагательное в русском языке имеет следующие основные признаки: изменяемость по родам, числам и падежам; согласование с определенной формой существительного; наличие степеней сравнения; способность образовывать простые и сложные слова; возможность словообразования с помощью приставок и суффиксов; переход через существительное в глагольное состояние.

Что такое лексико-семантические группы?

Лексико-семантическая группа - это группа слов, объединенных общим значением и принадлежащих к одной области лексики. Слова внутри лексико-семантической группы обычно взаимозаменяемы, то есть могут использоваться в одних и тех же контекстах и характеризуют одно и то же явление.

Что такое эпитет и какими средствами он выражается?

Эпитет - это яркое, красочное прилагательное или фразеологическое сочетание, которое используется для усиления характеристики предмета или явления. Средствами выражения эпитета являются выбор особенного прилагательного, употребление необычной фразы или использование метафоры.

Какие прилагательные использует И.А. Куприн в своей повести "Гранатовый браслет"?

В повести "Гранатовый браслет" И.А. Куприн использует большое количество прилагательных для характеристики главных героев, окружающей среды и создания эмоциональной атмосферы. Примеры таких прилагательных: веселый, робкий, нежный, прекрасный, усталый, непонимающий и другие.

Какие метафоры использует И.А. Куприн в своей повести "Гранатовый браслет"?

В повести "Гранатовый браслет" И.А. Куприн использует несколько метафор для описания главной героини и ее отношений с окружающими. Например, он описывает ее глаза как "гранатовые жемчужины" или "морскую глубину". Эти метафоры помогают создать образ яркой, загадочной женщины.

Что такое лексико-семантические группы и как они связаны с эпитетами?

Лексико-семантические группы - это группы слов с общим значением, которые связаны по смыслу. Они могут включать синонимы, антонимы, слова-противопоставления и др. Связь эпитетов с лексико-семантическими группами заключается в том, что в рамках одной лексико-семантической группы можно найти множество эпитетов, описывающих предметы, явления или людей с общими особенностями.

Что такое эпитеты и как они используются в повести И.А. Куприна "Гранатовый браслет"?

Эпитеты – это слова или словосочетания, которые приписываются к предметам или явлениям, чтобы выразить их особенности или создать определенное настроение. В повести И.А. Куприна "Гранатовый браслет" эпитеты использованы для создания образов и характеристики героев, описания природы и создания атмосферы.