Первобытное искусство

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 27 27 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 23.12.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Специфика мировоззрения первобытного человека 5
1.1. Культура: сущность, понятие, подходы к определению 5
1.2 Миф как основа первобытного искусства 9
Глава 2. Зарождение и развитие искусства в первобытном обществе 15
2.1. Периодизация и особенности эволюции первобытного искусства 15
2.2. Символика образов в первобытном искусстве 20
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Другие стрелыокружают бег лошади. Первобытный художник мастерски вписывает изображение лошади в неровную поверхность стены пещеры. В первобытной культуре складывается система символов, которая позволялачерез схематичные условные изображения отражать сложные явления, что, в свою очередь, способствовало оформлению навыков абстрактно-понятийного мышления. Предположительно, схематизм появился потому, что постепенно утрачивалась вера в изображение как в «двойника» животного или человека и на первый план вышла необходимость сообщения, рассказа о том или ином событии. Первобытные художники не только копировали природу, они вносили в нее посредством искусства новые комбинации и компоненты.Особое распространение получил символ спирали. Этот символ был широко популярен еще на заре человечества. Принцип спирали часто можно увидеть вприроде.Спираль – амбивалентный символ, связанный с категориями жизни и смерти, цикличности в природе. Спираль воплощает образ бесконечности и выражает идею непрерывности развития. Часто рисунок спирали помещали на предметах бытового назначения, например, посуде.В метафизическом плане спираль символизирует грани существования, различные уровни бытия.Памятники первобытного искусства несут в себе ценностный духовный и эмоциональный заряд. Одним из носителей этого заряда выступает цвет в произведениях искусства.Внимание к цветовым решениям проявляется, начиная с древнейших времен, когда человек создавал наскальные изображения, передающие фигуры животных. При этом цвет всегда играл значимую роль в формировании художественного образа.Рисунки вырубались в камне и затем выемки заполнялись краской. Ее делали из природных материалов, например, растений или их корней, которые давали желтый, красный, синий и коричневый пигменты. Красители растирали до порошкообразного состояния и засыпали в полые кости, закупоренные с одного конца. Для достижения жидкой консистенции краски использовалсяживотный жир. Краски наносились на стену специальными палочками, пальцами, подушечками из мха или меха.Главенствующую роль в спектре цветов играл красный, для получения которого применялась природная охра. С помощью огня можно было менять оттенки охры, и диапазон ее оттенков варьировался от светло-желтых до густых, темно-красных тонов. Черный цвет добывался из природного марганца и угля. Подобная наскальная живопись была типична для многих первобытных народов по всему миру. Так, на стенах пещер Австралии можно встретить процарапанные и окрашенные рисунки, изображающие разнообразные сцены из жизни людей и животных; это изображения кенгуру и людей, нарисованные желтой, красной, черной и иногда синей краской на белом фоне.Отдельные народы и племена, сохраняющие в своем развитии родоплеменные отношения, по-прежнему применяют приемы, характерные для творчества первобытного мира. Так, в культуре южноафриканских бушменов распространены изображения на стенах придорожных скал при входах в пещеры, сделанные охристой, красной, белой и черной красками. Архаичные формы искусства можно наблюдать в культуре меланезийцев, а также полинезийцев и микронезийцев. Так, в середине фронтона своих жилищ они помещают окрашенную в желтый цвет,пластическую женскую фигуру, а остальную часть фронтона расписываютчерной и красной красками.Внутри крупных, образованных линиями, сектороврасполагаются символы, среди которых чаще всего встречаются стилистически изображенные подсолнечники и морские рыбы, расположенные около нескольких рядов изображений человеческих фигур. Данные рисунки частично «врезаны в сырое дерево и затерты белой массой, отчасти намалеваны на плоскости черной и красной красками». По наблюдению К. Вермана, темнокожие австралийцы окрашивали свою утварь желто-красной охрой, белой глиной, черным древесным углем. Орнаменты, созданные белой краской, несли в себе особое значение, выступая символом праздничности. Однако сплошная белая окраска, лишенная каких-либо украшений, служит выражением печали. Большинство австралийцев,собираясь на войну, украшали себя красной краской, но также красный пигмент наносили на тела покойников, отправляя их в загробный мир.Из этого можно сделать вывод, что в наскальной живописи первобытных народов, а также народов, находящихся на стадии родоплеменных отношений, наиболее часто встречаются и несут на себе значительную смысловую нагрузку черный, белый и красный цвета.Обращение первобытных людей к искусству – одно из важнейших событий в истории человечества. Можно утверждать, что первобытное искусство появилось как часть единой жизнедеятельности человека, в которой неразрывно соединялись труд и общение, самопознание и познание окружающей действительности, художественное творчество и магические обряды.Первобытное искусство воплотило первые представления человека об окружающем мире, что позволило сохранить и транслировать навыки и знания. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены зарождения, эволюция и специфика первобытного искусства.В первой главеизучены особенности мировоззрения первобытного человека, а также представлена концепция мифа, как основы первобытного искусства. Охарактеризовано понятие «культура», указаны функции культуры и выявлены возможные классификации видов культуры. Были выделены подходы к определению термина «культура» и сформулировано основное определение культуры, как совокупности знаний, нравственности, искусства, верований, обычаев и законов, усвоенных человеком, как членом общества.Исторически выделяют следующие формы культуры: первобытную;ранних цивилизаций; античную;Средних веков; эпохи Возрождения; Нового времени; эпохи Просвещения; конца XIX и XX вв. По виду деятельности выделяют материальную культуру, духовную культуру, художественную культуру, физическую культуру. По степени специализации выделяют два уровня культуры: повседневный (обыденный) и специализированный. Среди форм культуры выделяют массовую и элитарную культуры.Также был очерчен круг представлений о сущности мифа, а также даны варианты определения этого понятия. Наиболее широкая трактовка интерпретирует миф, как способ описания и комплекс представлений о мире. Важной сущностной характеристикой мифа является его всеобъемлющий характер, в силу чего сознание первобытного человека существует в рамках мифологических представлений и не мыслится вне его пределов. Была приведена исследовательская позиция А. Ф. Лосева, разделяемая большинством ученых, согласно которой изучение мифа должно проводиться с точки зрения признания его автономности и объективности его существования. Также было предложено понимание сущности мифа через реализуемые им функции, в частности, это познавательная, коммуникативная, аксиологическая, нормативно-регулятивная, эстетическая и компенсаторная функции мифа. Также были представлены сложившиеся концепции понимания природы мифа и приведены основания этих концепций. Было выявлено, что концептуальные подходы в своей основе опираются на те или иные аспекты мифа. Так, в качестве фундаментальных основ концепций мифа могут быть выделены эстетические, лингвистические, психоаналитические, деятельностные аспекты проявлений мифа. Были приведены такие концепции мифа, как лингвистическая теория, эволюционизм, социологические концепции мифа, психоаналитическая концепция, структуралистские концепции мифа, семиотическая концепция, символическая концепция и ритуалистическая концепция. Было отмечено, что все указанные концепции могут быть дифференцированы на демифологизированное и ремифологизированное направления.Во второй главе были прослежены представления первобытного человека о мире, отраженные в искусстве.Палеолит отличается тем, что человек, занимавшийся собирательством и охотой, научился создавать и использовать в повседневной жизни каменные, костяные, деревянные орудия. Именно в позднем палеолите появляются первые памятники искусства: наскальные рисунки, гравированные рисунки на камнях. Отсутствие среди изображений человека и преобладание животных свидетельствует о том, что на данном этапе человек еще не был способен к саморефлексии. В период мезолита в рисунках начинают доминировать сюжетные композиции, и все чаще появляется изображение человека. В период неолита происходит рост духовного уровня человека, складывается потребность к декорированию предметов быта, орудий. В эпоху бронзы и железа широкое распространение получило также декорирование предметов мирного и военного назначения, что говорит о росте духовного потенциала и развитии эстетического начала в человеке.Сюжетная тематика наскального и портативного искусства имела ярко выраженный мифологический характер. При этом в арсенале первобытных художников находилось ограниченное число животных образов (бизон, лошадь и горный козел) и календарные знаки, связанные с мифологическими ритуалами. На начальном этапе развития первобытное искусство носит знаково-символический характер, когда каждый образ являлся отображением обобщенного облика животного. Стремление изображать именно животных, обусловлено мировосприятием макрокосмоса, в котором находился первобытный человек. В этом прослеживается мифологическое восприятие мира, в котором каждый объект мыслится как общая родовая сущность, тогда как отдельные, частные объекты мира ускользают из внимания первобытного человека. И только позднее, по мере развития самосознания человека, появляются попытки изображать животное реалистически и в динамике. Эти животные легко узнаваемы, мифологические рисунки становятся разнообразными и выразительными. В результате происходит постепенный отход от чисто мифологического восприятия искусства и формирование у человека определенных навыков эстетического восприятия действительности. Эстетические чувства способствуют появлению и развитию светского искусства. На Ближнем Востоке, в раннем древнем Шумере и Египте сохранились батальные изображения, связанные не с мифологическими, а с историческими фигурами.Первобытное искусство стало пространством пересечения самопознания и познания окружающей действительности, художественного творчества и мифологического восприятия мира. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, что позволило сохранить и транслировать навыки и знания. Список использованной литературыАралова Е. В. К истокам искусства как части духовной культуры общества Е.В. Аралова // Власть. – 2014. - № 5. – С. 89-93.Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев / Р.М. Берндт, К.Х. Берндт. – Москва : Наука, 1980. – 448 с.Бутенко Н. В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности / Н.В. Бутенко // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 7. – С. 1338-143. Верман К. История искусства всех времен и народов : в 3-х т., т. 1. / К. Верман – Москва : АСТ, 2001. – 942 с.Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер – Москва; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2001. – 280 с.Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург : Алтейя, 2003. – 360 с.Клягин Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект) / Н.В. Клягин – Москва : ИФ РАН, 1996.–252 с.Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.Коломыц Д. М. Явление мифологизации как закономерность сознания / Д.М. Коломыц // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 4-2. – С. 30-34.Леви-Стросс К. Мифологики. Сырое и приготовленное / К. Леви-Стросс – Москва : Издательский дом «Флюид», 2006. – 400 с.Лосев А. Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев – Москва : Мысль, 2001. – 561 с.Лосев А. Ф. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев – Москва : Правда, 1990. – 656 с.Осаченко Ю. С. Сущность мифа как философская проблема. 1. Феномен мифического: плюрализм интерпретаций / Ю.С. Осаченко // Известия Томского политехнического университета. – 2005. - № 3. – С. 182-187.Османкина Г. Ю. Представления первобытного человека в образах искусства / Г.Ю. Османкина // Омский научный вестник. – 2012. - № 24. – С. 258-261.Раздьяконова Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры : авт. дисс. … канд. философ. наук / Е.В. Раздьяконова – Томск, 2009. – 23 с.Ромах О. В. Множественность трактований понятия культура / О.В. Ромах // Аналитика культурологии. – 2013. - № 26. – С. 40-44.Тавадов Г. Т. Этнология: учеб. для вузов / Г.Т. Тавадов. – Москва : Проект, 2002. – 352 с.Турганбаева Ш. С. Магия цвета у первобытных народов / Ш.С. Турганбаева // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 4 (29). – С. 133-138.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – Санкт-Петербург : Symposium, 2004. – 544 с.

Список использованной литературы
1. Аралова Е. В. К истокам искусства как части духовной культуры общества Е.В. Аралова // Власть. – 2014. - № 5. – С. 89-93.
2. Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев / Р.М. Берндт, К.Х. Берндт. – Москва : Наука, 1980. – 448 с.
3. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности / Н.В. Бутенко // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 7. – С. 1338-143.
4. Верман К. История искусства всех времен и народов : в 3-х т., т. 1. / К. Верман – Москва : АСТ, 2001. – 942 с.
5. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер – Москва; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2001. – 280 с.
6. Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург : Алтейя, 2003. – 360 с.
7. Клягин Н. В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект) / Н.В. Клягин – Москва : ИФ РАН, 1996. – 252 с.
8. Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.
9. Коломыц Д. М. Явление мифологизации как закономерность сознания / Д.М. Коломыц // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 4-2. – С. 30-34.
10. Леви-Стросс К. Мифологики. Сырое и приготовленное / К. Леви-Стросс – Москва : Издательский дом «Флюид», 2006. – 400 с.
11. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев – Москва : Мысль, 2001. – 561 с.
12. Лосев А. Ф. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев – Москва : Правда, 1990. – 656 с.
13. Осаченко Ю. С. Сущность мифа как философская проблема. 1. Феномен мифического: плюрализм интерпретаций / Ю.С. Осаченко // Известия Томского политехнического университета. – 2005. - № 3. – С. 182-187.
14. Османкина Г. Ю. Представления первобытного человека в образах искусства / Г.Ю. Османкина // Омский научный вестник. – 2012. - № 24. – С. 258-261.
15. Раздьяконова Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры : авт. дисс. … канд. философ. наук / Е.В. Раздьяконова – Томск, 2009. – 23 с.
16. Ромах О. В. Множественность трактований понятия культура / О.В. Ромах // Аналитика культурологии. – 2013. - № 26. – С. 40-44.
17. Тавадов Г. Т. Этнология: учеб. для вузов / Г.Т. Тавадов. – Москва : Проект, 2002. – 352 с.
18. Турганбаева Ш. С. Магия цвета у первобытных народов / Ш.С. Турганбаева // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 4 (29). – С. 133-138.
19. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. – Санкт-Петербург : Symposium, 2004. – 544 с.




Вопрос-ответ:

Какими подходами можно определить сущность культуры?

Сущность культуры может быть определена различными подходами, включая антропологический, социологический, исторический и философский подходы. Антропологический подход рассматривает культуру как систему знаний, верований, ценностей и практик, передаваемых от поколения к поколению. Социологический подход смотрит на культуру через призму общественной деятельности и социальных отношений. Исторический подход изучает эволюцию культуры через время, а философский подход пытается понять смысл и цели культурных проявлений.

В чем заключается специфика мировоззрения первобытного человека?

Специфика мировоззрения первобытного человека заключается в его прямом и непосредственном отношении к природе и окружающему миру. Он воспринимал природу как живую и ощущал глубокую связь с ней. Первобытный человек видел во всем окружающем мире связь с невидимыми силами и духами, и эти связи и силы отражались в его искусстве и мифологии.

Какая периодизация и особенности эволюции первобытного искусства?

Первобытное искусство можно условно поделить на несколько периодов. В период раннего первобытного искусства (палеолит) художники использовали натуральные материалы и создавали простые изображения животных и охоты на них. В период среднего первобытного искусства (мезолит - неолит) появляются более сложные изображения, а также изображения людей. В период позднего первобытного искусства (мегалитические сооружения) создаются монументальные постройки и орнаментальные композиции.

Какую роль играет миф в первобытном искусстве?

Миф является основой первобытного искусства. В мифах первобытного человека отражаются его представления о мире, его связи с природой и силами, управляющими миром. Мифологические сюжеты и символы находят отражение в искусстве первобытных обществ, будь то изображения на стенах пещер, на каменных плитах или на предметах быта. Мифы служили средством передачи знаний, ценностей и идей от поколения к поколению.

Какие подходы используются для определения сущности культуры?

Для определения сущности культуры используются различные подходы, такие как антропологический подход, социологический подход, культурологический подход и другие. Антропологический подход считает, что культура - это все то, что человеку передается не наследственным путем. Социологический подход ориентируется на изучение культуры в рамках общества, рассматривая ее как систему символов и смыслов. Культурологический подход подчеркивает роль культуры в формировании и передаче ценностей, норм, традиций и идентичности.

Как мифы связаны с первобытным искусством?

Мифы являлись основой первобытного искусства. Они содержали мифологические представления и верования первобытных людей. Мифы отражали взаимодействие человека с окружающей природой, объясняли происхождение мира, явлений природы и человека. В первобытном искусстве мифы выражались через изображения священных символов и образов, которые использовались в ритуалах и обрядах.

Что такое символика образов в первобытном искусстве?

Символика образов в первобытном искусстве имеет особое значение. Она представляет собой систему символов и знаков, которые передают определенные значения и смыслы. В первобытном искусстве символы и образы использовались для выражения мифологических представлений и верований, передачи исторических и религиозных сюжетов. Они служили также для обозначения социального статуса, идентичности и принадлежности к определенной группе или общине.

Какими особенностями отличается первобытное искусство?

Первобытное искусство отличается рядом особенностей. Во-первых, оно неразрывно связано с мифологией и верованиями первобытных людей. Во-вторых, первобытное искусство обладает сильной символической и эмоциональной нагрузкой, оно выражает взаимодействие человека с окружающей природой и является способом самовыражения и самоидентификации. В-третьих, первобытное искусство не так совершенно в техническом и художественном отношении по сравнению с современным искусством, но оно обладает уникальной энергетикой и способностью вызвать чувства и эмоции у зрителя.

Что такое первобытное искусство?

Первобытное искусство - это форма художественного выражения и самовыражения первобытных людей, которая возникла в древности и служила средством передачи знаний, ритуалов и мифологии.

Какие подходы существуют к определению культуры?

Существует несколько подходов к определению культуры. Один из них рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Другой подход считает культуру системой символов и значений, которые используются для описания и интерпретации мира.

Какие периоды развития первобытного искусства можно выделить?

Периодизация первобытного искусства основана на его хронологическом развитии и включает такие периоды, как палеолит, мезолит и неолит. В каждом из этих периодов художественные выражения первобытных людей имели свои особенности и характерные черты.