Принцип разделения властей и его отражение в правоохранительной системе государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоохранительные органы
  • 29 29 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 11.01.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Формирование концепции разделения властей 5
Глава 2.Понятие, сущность и значение разделения властей для функционирования демократического государства 13
Глава 3. Правоохранительная деятельность в системе разделения властей 18
3.1.Понятие правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы и их функции 18
3.2.Законодательная база правоохранительной деятельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Конечно же, Конституция РФ осуществляет закрепление только самых важных вопросов, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов. Конкретизация конституционных положений происходит в иных законах, которые должны обязательно соответствовать Конституции РФ.Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность возложена на государственные органы как часть государственного аппарата.В Конституции РФ содержатся статьи, являющиеся принципами осуществления правосудия (в частности, речь идет об осуществлении правосудия только судом, независимости судей, участии граждан в осуществлении правосудия и др.). Многие из них развивались и в иных законах. В то же время в ст. 49 Конституции РФ содержится наиболее полная формулировка презумпции невиновности, которую не воспроизвели иные законы. Более того, в Конституции РФ дается формулировка положение, связанных с данным принципом и обладающих принципиальным значением для деятельности правоохранительных органов:обвиняемый не обязан доказывать факт своей невиновности;те сомнения в виновности лица, которые невозможно устранить, следует толковать в пользу обвиняемого;при осуществлении правосудия не допускается использовать доказательства, полученные с нарушением закона.Эти положения сформулированы более четко относительно схожих положений Уголовно-процессуального кодекса.Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяются пути осуществления судебной власти, требования, которым должны соответствовать кандидаты на должность судьи, положения, касающиеся порядка образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.Некоторые нормы Конституции РФ обладают прямым действием – ими руководствуются, осуществляя конкретную правоохранительную деятельность.Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется посредством специальных законов федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются помимо Конституции РФ закон «О статусе судей в Российской Федерации», закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации».Закон «О судебной системе РФ» осуществляет закрепление понятия «судебная власть», раскрытие его содержания, дает понятие и содержание основных принципов правосудия. В законе дается определение судебной системы Российской Федерации, компетенции судов, входящих в эту систему, их структуры. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.Закон «О статусе судей в РФ» осуществляет закрепление требований, которые предъявляются к кандидатам на судейские должности, порядка отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантий их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.Организация и деятельность прокуратуры регламентируется законом «О прокуратуре Российской Федерации».Для организации деятельности органов безопасности имеет большое значение закон «О безопасности», который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность.Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируются рядом законов. В первую очередь это закон «О полиции», определяющий ее задачи, разделение на полицию общественной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников полиции. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, теория разделения властей была разработана и обоснована одними из лучших философов – Дж. Локком и Ш. Монтескье.Значение теории разделения властей для современной политической науки трудно переоценить. В целом, справедливо будет заметить, что современная европейская политическая система, конституционализм основаны на принципе разделения властей, предложенном Дж. Локком и Ш. Монтескье.Как полагал Ш. Монтескье, разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную способно защитить граждан государства от тирании и произвола, а также является гарантией стабильности государственной политической системы. В своих трудах и произведениях Монтескье резко осуждал любые проявления деспотизма и тирании.В отличие от Дж. Локка Ш. Монтескье уделял особое внимание вопросу эффективного функционирования судебной системы, которая должна быть гарантом соблюдения законов всеми ветвями власти и гражданами государства. В своих трудах Локк предпринял попытку обоснования смены королевской власти и нового государственного устройства в Англии. Им отстаивалась договорная теория происхождения государства и теoрия «естественного права», он доказывал, что люди первоначально жили в естественном состоянии и были свободными и равными. Далее состоялась добровольная передача своих естественных прав людьми в руки правителей, чтобы те выполняли функцию защиты их жизни, свободы и имущества. Из этого следует, что в качестве носителя верховной власти выступает народ, который может взять обратно власть, которая была передана когда-то монарху, если тот не выполняет возложенные на него обязанности.Теория разделения властей Дж. Локка вытекает из данной концепции. Как считал Дж. Локк, разделение властей способно обеспечить эффективность государственной системы и защиту собственности. На современном этапе концепция разделения властей реализуется в большинстве демократических государств мира, в том числе и в России. Разделение властей выступает как гарант демократии, защиты прав человека, построения правового государства и гражданского общества.Принцип разделения властей отражен и в деятельности правоохранительных органов, которые четко разделяются на судебные органы, систему органов прокуратуры, службу исполнения наказаний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12106440/#ixzz4emTl61lI Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ.// https://fzrf.su/zakon/o-sudebnoj-sisteme-1-fkz/ Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/ Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019) "Об арбитражных судах в Российской Федерации". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6510/ Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция).// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция).// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ЛитератураГольдберг Н.М. Томас Пейн. - М., 2009. Гордынин Н.А. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15229Егорова Н.Е. Федеральный закон как источник конституционного права России: автореф..дисс…канд..юридических наук. - М., 2009.Кагерманов А. С. Законность в правовом государстве // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 458-460.Каплунов А. С. Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США) // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 486-488. — URL https://moluch.ru/archive/99/22183/Касимова А. А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 258-260. — URL https://moluch.ru/archive/149/41879/Монтескье Ш. О духе законов.// http://modernlib.ru/books/monteske_sharl/izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/readМонтескье Ш.Л. Персидские письма.// http://lib.ru/INOOLD/MONTESK/persid.txtРукавишникова Т.А. Права человека: современные аспекты содержания.//Правопорядок. – 2015. - № 2.Семенов П.Ф., Медведев В.А. Место ФСИН России в системе органов исполнительной власти.//Проблемы качества российского законодательства. 2017. С. 166-170. Скоробогатов В. В. Теория разделения властей в учениях отечественных авторов // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 365-368. — URL https://moluch.ru/archive/141/39736/Соловьёв Э. Феномен Локка./Э. Соловьёв//Научно-просветительский журнал «Скепсис».// http://scepsis.ru/library/Югов А. А. Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 29-37. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10636/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12106440/#ixzz4emTl61lI
3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ.// https://fzrf.su/zakon/o-sudebnoj-sisteme-1-fkz/
4. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/
5. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019) "Об арбитражных судах в Российской Федерации". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6510/
6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/
7. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/
8. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция).// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
9. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция).// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/
Литература
10. Гольдберг Н.М. Томас Пейн. - М., 2009.
11. Гордынин Н.А. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15229
12. Егорова Н.Е. Федеральный закон как источник конституционного права России: автореф..дисс…канд..юридических наук. - М., 2009.
13. Кагерманов А. С. Законность в правовом государстве // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 458-460.
14. Каплунов А. С. Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США) // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 486-488. — URL https://moluch.ru/archive/99/22183/
15. Касимова А. А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 258-260. — URL https://moluch.ru/archive/149/41879/
16. Монтескье Ш. О духе законов.// http://modernlib.ru/books/monteske_sharl/izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/read
17. Монтескье Ш.Л. Персидские письма.// http://lib.ru/INOOLD/MONTESK/persid.txt
18. Рукавишникова Т.А. Права человека: современные аспекты содержания.//Правопорядок. – 2015. - № 2.
19. Семенов П.Ф., Медведев В.А. Место ФСИН России в системе органов исполнительной власти.//Проблемы качества российского законодательства. 2017. С. 166-170.
20. Скоробогатов В. В. Теория разделения властей в учениях отечественных авторов // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 365-368. — URL https://moluch.ru/archive/141/39736/
21. Соловьёв Э. Феномен Локка./Э. Соловьёв//Научно-просветительский журнал «Скепсис».// http://scepsis.ru/library/
22. Югов А. А. Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 29-37. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10636/

Вопрос-ответ:

Что такое принцип разделения властей?

Принцип разделения властей - это основополагающий принцип демократического правового государства, согласно которому власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Каково значение разделения властей для функционирования демократического государства?

Разделение властей является одним из основных принципов демократического правового государства, которое обеспечивает равновесие и контроль между различными органами государственной власти, предотвращает злоупотребление властью и обеспечивает защиту прав граждан.

Что включает в себя правоохранительная деятельность в системе разделения властей?

Правоохранительная деятельность в системе разделения властей включает в себя деятельность правоохранительных органов, таких как полиция, прокуратура, судебная система, направленную на обеспечение законности, защиту прав граждан, предотвращение и раскрытие преступлений, поддержание общественного порядка и безопасности.

Какие функции исполняют правоохранительные органы?

Правоохранительные органы исполняют ряд функций, таких как охрана общественного порядка, предупреждение преступлений, расследование преступлений, привлечение преступников к ответственности, защита прав и свобод граждан, обеспечение безопасности и т.д.

Какова законодательная база правоохранительной деятельности?

Законодательная база правоохранительной деятельности включает в себя Конституцию государства, уголовный кодекс, уголовно-процессуальный кодекс, административное законодательство, законы о полиции, прокуратуре, судоустройстве и др.

Каково значение принципа разделения властей для функционирования демократического государства?

Принцип разделения властей имеет огромное значение для функционирования демократического государства. Он помогает обеспечить систему контроля и баланса между различными ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной. Это позволяет предотвратить злоупотребления властью и сохранить свободу и права граждан.

Какие органы относятся к правоохранительным органам и каковы их функции?

К правоохранительным органам относятся, например, полиция, прокуратура, ФСБ. Они выполняют ряд функций, включая обеспечение общественного порядка, борьбу с преступностью, расследование преступлений, обеспечение безопасности государства и его граждан. Они также следят за исполнением законов и охраняют права и свободы граждан.

Каково понятие правоохранительной деятельности?

Правоохранительная деятельность - это сфера деятельности государственных органов, направленная на обеспечение законности, правопорядка и борьбу с преступностью. Она включает в себя превентивные меры, расследование преступлений, привлечение правонарушителей к ответственности и защиту прав и свобод граждан.

Какое значение имеет законодательная база правоохранительной деятельности?

Законодательная база правоохранительной деятельности играет важную роль в обеспечении ее эффективности и законности. Законы и нормативные акты определяют права и обязанности правоохранительных органов, процедуры и правила их работы, порядок применения санкций и мер по предотвращению и пресечению преступлений. Они также устанавливают гарантии и ограничения прав граждан во время правоохранительных мероприятий.

Какие основные принципы должны соблюдаться в правоохранительной деятельности?

В правоохранительной деятельности должны соблюдаться принципы законности, справедливости, пропорциональности, гуманизма и соблюдения прав и свобод человека. Это основные принципы, которые помогают обеспечить соблюдение прав граждан и предотвращение злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.

Что такое принцип разделения властей?

Принцип разделения властей предполагает разделение государственной власти на три независимых и взаимодействующих ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Каждая из этих ветвей осуществляет свои функции и контролирует другие ветви власти.

Каково значение разделения властей для функционирования демократического государства?

Разделение властей имеет огромное значение для функционирования демократического государства. Оно обеспечивает баланс и контроль в системе власти, предотвращает злоупотребления и коррупцию. Каждая ветвь власти контролирует и сдерживает действия других ветвей, что обеспечивает соблюдение законности и защиту прав граждан.