Роль и сочетание разных форм научения в дрессировочном процессе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Ветеринария
  • 28 28 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 27.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1. Введение 3
2.Обзор литературы. 4
2.1 Способы дрессировки 4
2.2 Научение и его виды 6
2.3 Реактивное поведение 8
2.4 Оператное поведение 10
2.5 Когнитивное поведение 10
2.6 Подкрепление 12
2.7 Формирование сигнального поведения 14
2.8 Игровая потребность и игровая деятельность 22
3.Собственные исследования. 25
4.Заключение 27
5.Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления

После 2–3-секундной выдержки вернитесь в исходное положение и похвалите собаку. Повторите упражнение и устройте веселый перерыв в работе.В начале занятий вставайте к собаке практически вплотную, не давая ей двигаться. Но как только собака привыкнет, начинайте отходить от нее все дальше и дальше. Воспользуйтесь длинным поводком, он поможет вовремя корректировать поведение. Во время отхода осторожно распускайте поводок, укладывая его на землю и стараясь не сдернуть собаку.Не торопитесь. На одном занятии не увеличивайте расстояние отхода более чем на 1–2 м. Также постепенно увеличивайте выдержку, т. е. время, когда вы находитесь на расстоянии от собаки.Если собака срывается и бежит к вам, ругая ее, резкими рывками поводка возвращайте на то место, где оставляли. Но как только доставили собаку на место, тут же меняйте гнев на милость.Когда собака позволит вам отходить от нее на 10–15 шагов и находиться там 2–3 мин, вводите усложнения. Ускоряйте шаг при отходе и подходе, переходите на бег, подпрыгивайте, присядьте, обойдите вокруг собаки, поиграйте перед ней с каким-либо предметом, кричите и т. п. Если собака срывается, жестко корректируйте ее поведение. Отрабатывайте навык в присутствии посторонних людей и собак.Попробуйте на мгновение скрыться за деревом, углом здания, автомашиной и т. п. Приучайте собаку к тому что, вы можете исчезнуть из поля зрения. И в этом случае не торопитесь.Посадка в движении. Важно обучить собаку осуществлять посадку в движении, что улучшит управление ею при отработке поиска и становления связи между целевым запахом и сигнальным поведением.Как только вы отработаете навык посадки в основной стойке и выработаете длительную выдержку, то можно начинать тренировки по посадке в движении.Выработку этого навыка можно разделить на этапы. В первую очередь нужно, чтобы собака поняла, что ей нужно сделать. Двигаться лучше медленно, когда собака выполняет посадку, необходимо приостановиться, чтобы убедиться, что собака села. Далее следует отойти от собаки и снова вернуться. Во время тренировок необходимо увеличивать темп движения, следить за правильным выполнением посадки. И последним этапом можно начать увеличивать расстояние и выдержку.Как бы быстро и правильно ваша собака ни садилась в исходном положении, при изменении обстановки она обязательно будет совершать ошибки. Поэтому на первом этапе вам придется помогать собаке. Причем не ждите ответной реакции собаки — так вы можете сформировать отстроченную реакцию, а после команды сразу усаживайте собаку.Отработка посадки в произвольных условиях. Двигайтесь вместе с собакой на поводке средней длины, позволяя ей быть с любой стороны от вас. Приготовьтесь быстро посадить собаку способом наталкивания. Подайте команду «Сидеть» и, не дожидаясь ответной реакции собаки, быстро приблизьтесь к ней и посадите ее. Посадив, похвалите. После небольшой паузы предоставьте собаке свободное состояние по команде «Гуляй». Через несколько шагов повторите упражнение.По мере тренированности редуцируйте свои воздействия на собаку, ограничивайтесь толчком в область крестца или рывком поводка по направлению к хвосту. Не забывайте хвалить собаку.Добивайтесь, чтобы ваша собака садилась, когда она находится спереди от вас, позади или с любой стороны, во время обнюхивания интересных для нее предметов, в то время, когда она видит собак, кошек или птиц и на пути к ним.Усложняйте ситуацию, играя с собакой каким-либо предметом, отбросьте его. Когда собака побежит к предмету, посадите ее. Подойдите к собаке, похвалите и какой-нибудь командой разрешите подбежать к предмету и поиграть с ним. Конечно, при этом собака должна быть на длинном поводке.Через несколько недель проверьте состояние навыка: дайте команду без воздействия на собаку. Если она сядет, хвалите ее так, чтобы она почувствовала праздник.Тренируйтесь в самых различных условиях. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и собакой, а также все медленнее подходите к ней[2].2.8 Игровая потребность и игровая деятельностьПотребность в игре, по мнению П. В. Симонова, относится к группе потребностей саморазвития и реализуется в процессе игрового поведения.Игровое поведение это такая жизнедеятельная форма собак, состоящая из разных актов поведения, различные взаимодействия с предметами, другими животными и ситуациями.Несмотря на то что игровое поведение включает в себя более или менее большие фрагменты известных инстинктивных форм поведения (охотничье, оборонительное, пищедобывательное и т. п.), оно не является ни охотничьим, ни оборонительным, ни пищедобывательным, ни каким-либо другим мотивированным поведением, так как отличается незавершенностью как всего репертуара, так и отдельных его компонентов, отсутствием какого-либо утилитарного (кроме самой игры) значения, т. е. удовлетворения охотничьего, пищедобывательного и т. п. поведения. О наличии специфической игровой потребности косвенно свидетельствует тот факт, что животное нельзя заставить играть путем какого-либо другого положительного или отрицательного подкрепления. Подкреплением игры служит сама игра. Именно поэтому животное многократно повторяет какое-либо действие, длительное время не получая при этом какого-либо натурального подкрепления.Игровое поведение напрямую зависит от состояния животного, ему должно быть комфортно, животное не должно испытывать чувство голода или жажды, страха и боли, так же, половая мотивация может влиять на такое поведение.Некоторые особенности, которые отличают игровое поведение от прочих форм:1. Присутствие специфических сигналов, обозначающих начало и продолжение игрового поведения.Наличие таких сигналов особенно важно, оно отличает игру от тренировок, у собаки это обычно вызывает положительные эмоции. Такие сигналы характеризуются как припадание на грудь и передние лапы, лай, который отличается от обычного, различные действия, направленные на игру.2. Игра может закончиться раньше, позволяет плавно перейти к другой деятельности, не дожидаясь окончания игры.3. Отдельные движения, входящие в «нормальную» последовательность, могут быть незавершенными.4. Возможность изменения последовательности движений.5. Повторение движений, возможность их многократного повторения.6. Чрезвычайная избыточность (интенсивность) как всей последовательности действий, так и отдельных действий этой последовательности. Особенно характерна при игровом поведении собак некая «нарочитость», гипертрофированность поведения или его элементов.7. Смешение элементов поведения, характерных для различных типов поведения. В игре может быть отмечен быстрый переход от, казалось бы, оборонительного к охотничьему поведению, от охотничьего к половому и т. п.8. Формирование новых движений. 9. Игровое поведение имеет правила. Игра может закончиться, если одна из сторон взаимодействия доминирует, причиняет боль, ведет себя агрессивно. 10. Игровое поведение всегда эмоционально положительно.Существует несколько игровых форм, которые различаются, и несут разный характер.Это могут быть индивидуальные игры, подвижные, которые подразумевают бег, различные прыжки, прохождение испытаний и препятствий.Манипуляционные игры с предметами, замещающими биологически значимые объекты и субъекты. К таким видам относятся игры с предметами, которые удобны в использовании для манипулирования пастью, например палка или игрушками. Эта форма игры требует от животных развитого воображения, так как при этом игровой предмет наделяется определенной ролью.Совместные игры могут манипуляционными и неманипуляционными.Парные игры обычно совместно с другой собакой или человеком.Групповые игры в которых учувствуют несколько игроков, обычно своего вида.  Манипуляционные парные и групповые игры подразумевают собой игру с каким-либо предметом, использование которого может носить разные характер.Такая игра может включать в себя некоторые виды игровой борьбы, преследования друг друга, игрового запугивания, оборонительного поведения, охотничьего поведения, сексуального поведения и т. п.Считается, что игра влияет на освоение и улучшение социального взаимодействия, которые будут служить опорой воспитания в будущем. Игра помогает сформировать всевозможные сферы поведения. Кроме этого, игра позволяет получать информацию об окружающем мире непринужденно.Есть сведения, что игра развивает и стимулирует мозг, улучшают память, развивают деятельность рассуждения и воображения. Так как в игре животные моделируют разные жизненные ситуации.Игровая активность, осуществляясь на врожденной, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения.Но, несмотря на положительно влияние игры, она не является жизненно важной потребностью, как другие, например пищевая или оборонительная, и в иерархии потребностей занимает практически последнее место.Игровое поведение легко проигрывает при конкуренции потребностей — тормозится под воздействием большого количества факторов.Но игра остается в рядах потребностей, является важны подкрепление и является мотивом поведения благодаря тем функциям, которые заложены в игре как таковой, но большей частью благодаря компенсаторным и замещающим функциям игрового поведения, формируемым в результате «разыгрывания»[2].3 Собственные исследованияВ данной работе мы рассматривали и изучали формы научения животных и их роль. Нужно понимать важность данных процессов в дрессировке собак. Животные имеют возможность научатся связывать события, искать связь между какими-либо происшествиями. Так же, они могут связывать условия, при которых получают награду или же нет. Собаки должны уметь различать такие события, а для этого должно произойти какое-то действие, которое сможет привлечь животного, не отвлекаясь на фоновые явления. Если такое действие не выполняется, то фоновые явления могут затенить главные события, научение не выполняется в таком случае.Мы изучили способы дрессировки собак, таких способов на данный момент 11:Способ наведенияСпособ наталкиванияСпособ пассивной флексииСпособ отбора поведенияСпособ усиления поведенческого признакаСпособ сокращения (редукции) поведенческого актаСпособ альтернативного поведенияСпособ игрового поведенияИмитационный способ Способ оборонительного поведения Способ агрессивно-оборонительного поведенияДанные методы применяются в зависимости от пола, возраста и породы собаки. Кинолог сам выбирает с какими способами ему работать, основываясь на опыте и интуиции, на поведении собаки при использовании этих методов. Он может использовать несколько методов сразу или же поочередно, тренируя какой-либо навык.Так же, мы узнали, что навыком называют какое-либо действие, даже невидимое (недоступное для непосредственного наблюдения), которое формируется при помощи повторения, обладает повышенной степенью освоения и отсутствием сознательной упорядоченности.Изучено 3 группы поведения:реактивное поведение;оператное поведение;когнитивное поведение.Усвоили, что подкрепление – это безусловное воздействие на животное, связанное во времени с условным сигналом. Подкреплением считается любая работа, вызванная организмом и изучили его значимость и механизм работы.Изучили различные способы формирования сигнального поведения. При формировании этого навыка обычно используются:Способ наведения с использованием пищевой мишени;Способ наведения с использованием игровой мишени;Способ наталкивания;Способ пассивной флексии;Способ отбора поведения;Способ отбора поведения при использовании кликера.Обозначили значимость игрового поведения в процессе дрессировки собак.Игра является важным подкрепление и мотивом поведения благодаря тем функциям, которые заложены в игре как таковой, но большей частью благодаря компенсаторным и замещающим функциям игрового поведения, формируемым в результате «разыгрывания».4 ЗаключениеИсходя из задач данной работы, можно прийти к выводам, что:Была выявлена роль форм научения в дрессировочном процессе.Изучены способы дрессировки.Изучены формы научения.Изучена работа подкрепления в дрессировочном процессе.Любое действия со стороны дрессировщика (и не только) собаку можно научить «отвечать» необходимым человеку способом. В этом и заключается вся суть и сложность дрессировочного процесса – заставить собаку отвечать на раздражитель.Кинолог должен уметь не допускать возникновения ошибок в процессе дрессировки и уметь исправлять их в ходе обучения питомца, а это достаточно трудоёмкое занятие.5 Список литературыГриценко В. Послушание собаки: Верные друзья – Издательство Аквариум-Принт, Астрель, ВКТ, 2011 – 256с.Гриценко В. Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов - ЮНИТИ-ДАНА, 2009Гриценко В. Курс теории дрессировки собак. Учебное пособие - Издательство Лань, 2019 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерекова. М., Педагогика-Пресс, 1996.Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 524 с.

5 Список литературы
1. Гриценко В. Послушание собаки: Верные друзья – Издательство Аквариум-Принт, Астрель, ВКТ, 2011 – 256с.
2. Гриценко В. Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов - ЮНИТИ-ДАНА, 2009
3. Гриценко В. Курс теории дрессировки собак. Учебное пособие - Издательство Лань, 2019
4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.
5. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерекова. М., Педагогика-Пресс, 1996.
6. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 524 с.


Вопрос-ответ:

Какую роль играют разные формы научения в дрессировочном процессе?

Разные формы научения имеют важную роль в дрессировочном процессе. Они позволяют обучать собаку различным навыкам и поведениям, учитывая ее индивидуальные особенности и потребности.

Какие способы дрессировки существуют?

Существует несколько способов дрессировки, включая реактивное поведение, оперантное поведение и когнитивное поведение. Каждый из них использует различные методы и подходы для обучения животного.

Что такое реактивное поведение?

Реактивное поведение - это форма научения, основанная на принципах кондиционирования. При таком подходе собака обучается отвечать на определенные стимулы или сигналы. Например, команда "сидеть" сопровождается жестом или словом, который собака обязана выполнить.

Что такое оперантное поведение?

Оперантное поведение - это форма научения, которая основана на связи между поведением животного и его результатом. Собака учится выполнять определенные действия, чтобы получить награду или избежать наказания. Например, собака может научиться приносить предмет, зная, что за это будет получать лакомство.

Что такое когнитивное поведение?

Когнитивное поведение - это форма научения, в которой акцент делается на познавательные способности собаки. В этом случае собака обучается решать проблемы, запоминать информацию, принимать решения на основе опыта. Например, собака может научиться открывать дверь, чтобы достать игрушку, если ранее она уже видела этот трюк и знает, что за это она будет похвалена.

Какие формы научения применяются в дрессировочном процессе?

В дрессировочном процессе применяются различные формы научения, такие как реактивное поведение, оперантное поведение, когнитивное поведение и другие.

Какое роль сочетания разных форм научения в дрессировочном процессе?

Сочетание разных форм научения в дрессировочном процессе позволяет достичь наилучших результатов. Это позволяет тренировщику использовать разные методы и подходы в обучении собаки, учитывая ее индивидуальные особенности и потребности.

Что такое реактивное поведение?

Реактивное поведение – это форма научения, при которой собака реагирует на определенные стимулы или сигналы в окружающей среде. В дрессировочном процессе реактивное поведение может использоваться для формирования определенных реакций собаки на команды или сигналы тренировщика.