Решение проблемы бюрократизации государственной службы.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 31 + 31 источник
- Добавлена 24.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Сущность государственной гражданской службы Российской Федерации 7
1.1. Понятие государственной гражданской службы 7
1.2 Принципы государственной гражданской службы 11
1.3. Система должностей государственной гражданской службы 15
Глава 2 Аспект бюрократизации в государственном управлении 20
2.1 Теоретическая основа явления бюрократии в управлении, её особенности и подходы в решении 20
2.2 Бюрократия как средство развития современного государственного управления на примере функционирования электронного правительства 25
Заключение 30
Современные достижения науки, технологические прорывы, информационное обеспечение – приводят к необходимости внедрения Международный научный журнал «Синергия наук» сложных организационно-технологических моделей управления. Эти модели должны учитывать многовариантные ситуации и использовать опыт высококвалифицированных специалистов, способных решать неожиданно возникающие задачи. А главное – не оставаться в прокрустовом ложе старых приемов и методов, а быть готовым к новым вызовам, новым задачам; при этом, приступая к решению новых задач, отыскивать новые методы их решения. При таких условиях использование руководителей, воспитанных на принципах бюрократического управления, приносит и будет приносить огромный вред и быть тормозом развития общества. Современные модели управления являются многокритериальными, поэтому конституционирование исключительности парадигмы прибыли для организационных систем (в отличие от либерально-буржуазных моделей личного обогащения) приносит такой же вред, как и парадигма бюрократизации управления на основе конституционирования должностных инструкций и подзаконных актов. В условиях многокритериальности в системах управления необходима обратная связь, обеспечивающая ситуативную коррекцию. Только при наличии конструктивной обратной связи управление может быть эффективным, а функционирование объекта управления – устойчивым. Однако такое управление неподвластно руководителям, воспитанным на принципах бюрократизации, которые не учитывают идущие «снизу-вверх» предложения профессионаловисполнителей. Бюрократ никогда не пойдет на свои индивидуальные риски для того, чтобы «выправить» процесс функционирования объекта управления за счет ситуативного отклонения от любого предусмотренного инструкциями протокола с целью ситуативной коррекции. В этом заключается серьезнейшая проблема многих современных систем организационного управления. Бюрократизация управления в современных условиях является тормозом развития организационных и, в частности, организационно-экономических систем. Авторитарность, неприятие мнения профессионаловисполнителей, беспрекословное выполнение инструкций и распоряжений, идущих «сверху», непонимание профессиональной логики работы объекта управления, стремление мгновенно выполнить необдуманные предложения, идущие «сверху», стремление к значительному увеличению личного вознаграждения по сравнению с оплатой труда исполнителей – наносят огромный вред развитию общества. Последствия бюрократизации управления – это систематическое отклонение в худшую сторону от требуемого уровня качества функционирования объекта управления, сбои функционирования объекта управления вплоть до коллапса из-за возникновения форс-мажорных ситуаций, потеря качества и неспособность к оценке и внедрению инноваций, «лихорадка» управляемого объекта, срывы планов и программ. В условиях многокритериальности в системах управления необходима обратная связь, обеспечивающая ситуативную коррекцию. Только при наличии конструктивной обратной связи управление может быть эффективным, а функционирование объекта управления – устойчивым. Однако такое управление неподвластно руководителям, воспитанным на принципах бюрократизации, которые не учитывают идущие «снизу-вверх» предложения профессионалов-исполнителей.2.2 Бюрократия как средство развития современного государственного управления на примере функционирования электронного правительстваЭлектронное правительство – это способ предоставления информации, оказания государственных и муниципальных услуг посредством использования информационных технологий. Суть электронного правительства заключается в перенесении деятельности правительства в Интернет. К созданию электронного правительства привели следующие факторы: 1. Наращивание масштабов использования информационных технологий, являющихся проявлением совершенствования государственного управления. 2. Рост числа интернет-пользователей. 3. Тот факт, что в условиях глобализации национальные правительства вынуждены обращаться к опыту зарубежных стран, а также соответствовать современным требованиям инновационных технологий. Последние несколько лет обсуждается тема жизни в «электронном обществе». В отношении перехода к «цифровой экономике» в научных изданиях все чаще встречаются такие термины, как «электронная демократия», «электронное правительство», информационные сети, киберпространства, онлайн-сообщества. Электронная демократия – это форма взаимодействия народа и власти, при которой процессы информирования и вовлечения граждан в политику осуществляются на основе новейших информационных технологий. В век массового распространения информационных технологий на эти термины смотрят как на инструмент реформирования бюрократической системы. Новоиспеченную форму бюрократии принято называть «электронная бюрократия». Причем под этим термином скорее понимают информационную коммуникацию деятельности органов государственной власти с учетом различия между двумя формами бюрократии. Допустимы определенные сомнения по поводу новизны феномена «электронная бюрократия», так как процессы глобальной информатизации еще не завершены. В начале XXI в. появляется термин «нетократия» (англ. «net» – сеть) – форма управления обществом, в рамках которой базовой ценностью являются не материальные предметы: основной ценностью становится информация, ее сохраняющие, обрабатывающие и передающие данные. Идея информационного общества включает в себя идеологический элемент. Современное государство следует рассматривать как развитую информационную систему, поскольку в процессе государственного управления все основано на получении, анализе и распространении информации. Вся бюрократическая система в любом государстве основана на информации, являющейся основным продуктом его административной системы, и на процессах ее сбора, обработки, производства, хранения и распространения. В связи с этим большое значение имеет влияние формирующейся информационной культуры на специфические особенности этики электронной бюрократии. Эволюция бюрократической системы связана не только с развитием информационных технологий, но и с общими реформами государства. Поэтому отказ от бюрократических принципов построения организаций вполне может входить в противоречие с информационными технологиями. Однако, с другой стороны – если обобщить аргументы, приведенные нами выше, можно легко увидеть, что все они касаются лишь одного аспекта – уплощения организационной структуры, развития горизонтальных связей, изменения четкости служебных обязанностей и степени специализации служащих. Все это представляет собой проявления одного и того же процесса деиерархизации государственных организаций. Реализация информационных систем приводит к беспрецедентной формализации всех операций в организации. Ярким примером электронной бюрократии является Франция. Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе «PAGSI» (правительственных действий по организации общества информации). Пятая Республика расположилась среди стран-лидеров в сфере цифровой экономики, отстав от таких развитых государств, как Южная Корея, США, Великобритания. Главными интернет-порталами электронного управления там являются: 1. https://www.gouvernement.fr – сайт Правительства; 2. https://www.service-public.fr – государственные и муниципальные услуги; 3. http://www.caf.fr – предоставление социальных льгот и пособий; 4. https://www.diplomatie.gouv.fr – Министерство иностранных дел Франции. На каждом из сайтов можно увидеть всю необходимую информацию. Огромный раздел занимает программа «Добро пожаловать во Францию», где описаны все легальные пути проживания на территории страны. Каждый человек имеет доступ к списку документов, которые должны легализовать проживание в стране. Население всесторонне информируется по данному вопросу, однако существует ряд нюансов. Несмотря на то, что любой желающий может быть информирован на порталах, не вся информация будет являться для него приоритетной. Достаточно признать факт, что каждый случай уникален. Проблема миграции подталкивает правительство страны «отсеивать кандидатов». Одним из способов является добавление «дополнительных» документов. В 2019 году была произведена попытка введения платного обучения в высших учебных заведениях страны. Такое заявление было сделано премьер-министром Франции Эдуардом Филиппом. Рост стоимости сократит число мигрантов, находящихся в статусе студента. Также, поступившим кандидатам будут добавлены в список основных документов ряд новшеств и бумаг, что затруднит легализацию прав человека. В этот момент мы сталкиваемся с противоречием программы «Добро пожаловать во Францию». Для тех, кто уже проживает в стране, также существует ряд препятствий для получения государственных услуг в электронном формате. Многие услуги оказываются традиционно. Для того, чтобы получить юридическую консультацию, необходимо личное обращение в мэрию; заказ документа от государственного органа производится по предварительной оплате, в то время, как при личном заявлении документ выдается бесплатно. Все перечисленное считаем признаками и фактами электронной бюрократии. Основной целью Франции не является создание электронного правительства, скорее, это улучшение предоставления услуг населению и бизнесу. Лозунг правительства – «Каждый человек имеет право на информацию». Таким образом, можно сделать вывод о том, что характер трансформации бюрократических структур в условиях внедрения информационных технологий является двойственным. С одной стороны, происходит «очеловечивание» организационных структур, уплощение иерархии, развитие горизонтальных связей, развитие менее формальных каналов коммуникации. С другой стороны, информационные технологии способствуют росту формализации всех организационных процедур и усилению контроля. Известно, что в среднем на поиск бумажного документа у сотрудника уходит две минуты, при этом в 10% случаев нужная бумага так и не находится. Создание электронного правительства включает в себя государственные порталы по работе с гражданами. Несмотря на то, что со стороны явление информатизации кажется упрощенным, на практике все складывается иначе. С приходом электронного управления и обратной связи граждан в режиме «онлайн» к имеющимся документам предъявляется ряд дополнительных формальностей. Электронное правительство – лишь проекция основных свойств политической, экономической, социальной системы на плоскость информационных технологий. При замене бумажной технологии на цифровую может происходить повышение эффективности работы бюрократической системы, но не трансформация всей системы в целом.ЗаключениеТаким образом, бюрократизация - это инструмент которой может крайне негативно влиять на сферу государственного управления, при этом её роль в экономике и иных социальных сферах общественного внимания настолько высока, что обойтись без неё в настоящее время, крайне сложно. Методика современного преодоления бюрократических заслонов, особенно в опыте зарубежных государств, свидетельствует о том, что бюрократия может быть использована не только во вред, но и на благо развития социальных институтов и стать гармоничной частью аппарата управления, в то числе и в вопросах государственного и правового регулирования.Опыт развитых стран свидетельствует, что наибольших успехов достигают субъекты в рамках гражданского общества, ключевыми характеристиками которого являются: несколько центров сосредоточения социальной власти; независимость этих центров друг от друга; гражданская ответственность; свобода принятия решений; тесная связь индивидуальных и общественных потребностей; высокая степень участия граждан в реализации общественных интересов; значительный уровень доверия и терпимости в обществе; уменьшение масштабов оппортунистических действий; стремление граждан к решению совместных проблем в результате коллективных действий; высокая степень социальной ответственности. В то же время, Российская бюрократическая модель движения вперед не может быть реализована без удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения людей и без учета того, что недопустимо расходование ресурсного потенциала в ущерб будущим поколениям.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. ст.3215.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. ст. 3215.
4. Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 (ред. от 15.05.2018) "О государственных должностях Российской Федерации" // Российская газета. N 11-12. 1995.
5. Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 02.09.2019) "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации") // Собрание законодательства РФ. 2011. N4. ст. 572.
6. Указ Президента РФ от 26.01.2017 N 35 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 5. ст. 777, и другие.
7. Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 08.02.2019) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 1. ст. 118.
Научная и учебная литература:
8. Алахтаева В.Г. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих как основа эффективности государственной гражданской службы. В сборнике: Право и законность: вопросы теории и практики. Научный редактор Д.Б. Сергеев. 2018. С. 15-18.
9. Анисимова К.С., Балашкина И.В. Государственная гражданская служба в системе государственной службы РФ: понятие и основные черты. В сборнике: Социально-гуманитарные и экономические науки: актуальные проблемы, достижения и инновации. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2018. С. 52-55.
10. Глушков В.М. Введение в АСУ. – К.: Техника, 1974. 320 с.
11. Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В., Орехова И.М. Противоречия и проблемы модернизации социальной структуры современного общества. Россия реформирующаяся. 2019. № 17. С. 311-331.
12. Демин А.А. Государственная служба в РФ: учебник для магистров М: Изд-во Юрайт, 2016. - 391 с.
13. Запольнова Л.А., Чугунов В.В. Совершенствование кадровых технологий на государственной гражданской службе. В сборнике: Революция и современность материалы научно-практической конференции. 2017. С. 283-287.
14. Кабашов С. Ю. Электронная бюрократия: к постановке проблемы // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 6. C. 20-25.
15. Кижаева П.Н. Государственная служба и проблема определения видов государственной службы. Наука через призму времени. 2017. № 4 (4). С. 75-78.
16. Логинов М.И., Крахмаль А.А., Буданов Б.В. Основные проблемы государственного управления, влияние на формирование государственной службы. Студенческий. 2019. № 5-2 (49). С. 8-10.
17. Мурашова А.О. Бюрократия в системе электронного правительства. В сборнике: Актуальные проблемы развития России. Материалы XII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, посвященной 110-летию Саратовского государственного университета. Саратов, 2019. С. 170-174.
18. Полторацкая Т.Б. Теория академика В.М. Глушкова и информационные технологии в практике современного управления // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. №1. С.39-47.
19. Преображенский Б.Г. Государственное управление: развитие кадрового потенциала и трансформация функций. монография. Воронеж: Научная книга, 2015. – 140 с.
20. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
21. Рой Н.А., Мишина Е.С. Принципы государственной гражданской как вида государственной службы. Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 2. С. 115-118.
22. Сарксян А.А., Осипова И.Н. Кадровая политика государственных органов в контексте реформирования государственной службы. В сборнике: Саратовская область: традиции, инновации, стратегии лидерства Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, посвященной 80-летию Саратовской области. В 2-х частях. 2016. С. 82-84.
23. Сехин И.В. Бюрократизация как фактор избыточного правового регулирования общественных отношений. Закон и право. 2018. № 12. С. 50-53.
24. Собойчук А.Е., Лымарева О.А. Проблемы государственной кадровой политики в системе государственной службы РФ. В сборнике: Актуальные вопросы интеграции рыночных субъектов Казахстана и России в условиях ЕАЭС Материалы международной конференции. 2015. С. 156-159.
25. Соколова М.А. Соотношение государственной гражданской службы и других видов государственной службы. Студенческий форум. 2019. № 2 (53). С. 84-88.
26. Солодов В. В. Электронная бюрократия: постбюрократия или сверхбюрократия? // Власть. 2017. №4. С. 41-45.
27. Степанова А. М. Зарубежный опыт реализации проектов электронного правительства / В сборнике: Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития. М., 2016. С. 140-148.
28. Халиков М.С. Государственная служба в системе государственного управления. Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Т. 3. № 2. С. 14-20.
29. Шохин А.Н. Государственная гражданская служба в системе государственного управления. В сборнике: Актуальные проблемы управления, экономики и права: научные подходы студентов и аспирантов сборник научных работ (ноябрь 2017 г.). Владимир, 2017. С. 199-203.
30. Яновский Л.П., Лебедянская Е. А. Прогнозирование волатильности как способ управления финансовыми рисками // Финансы и кредит. 2010. №40. С. 2–8.
Интернет ресурс:
31. Большой социологический словарь / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.вокабула.рф (дата обращения: 20.11.2019).
Вопрос-ответ:
Что такое государственная гражданская служба?
Государственная гражданская служба - это организация, осуществляющая функции государственного управления и служащая исполнительной власти.
Какие принципы лежат в основе государственной гражданской службы?
Основными принципами государственной гражданской службы являются конституционизм, законность, принцип конкурентоспособности, непрерывность, политическая нейтральность, эффективность и ответственность.
Какая система должностей существует в государственной гражданской службе?
Система должностей государственной гражданской службы включает градацию должностей по категориям, которые определяют различные уровни ответственности и права служащих.
Что такое бюрократия и как она влияет на государственное управление?
Бюрократия - это система организации управления, характеризующаяся иерархической структурой, формализованными процедурами и повышенной бюрократической нагрузкой. Она может приводить к замедлению принятия решений, бюрократическим ошибкам и снижению эффективности государственного управления.
Какие подходы используются для решения проблемы бюрократизации в государственном управлении?
Для решения проблемы бюрократизации в государственном управлении применяются различные подходы, такие как упрощение административных процедур, повышение прозрачности и открытости государственных органов, внедрение электронного правительства и многое другое.
Какие принципы лежат в основе государственной гражданской службы в Российской Федерации?
В основе государственной гражданской службы в Российской Федерации лежат следующие принципы: профессионализм, равенство, политическая нейтральность, ответственность, эффективность, гражданственность.
Какова система должностей в государственной гражданской службе?
Система должностей в государственной гражданской службе состоит из трех категорий: государственные служащие, федеральные государственные служащие и муниципальные служащие. Каждая категория имеет свои специфические права и обязанности.
Что такое бюрократия и как это влияет на государственное управление?
Бюрократия - это сложившаяся система управления с отчетностью и жесткой иерархией, характерная своей излишней формализацией и бюрократичностью. Она может замедлять процессы принятия решений и приводить к избыточной бюрократии, что оказывает негативное влияние на государственное управление.
Какие особенности и подходы в решении проблемы бюрократии в управлении существуют?
Особенности и подходы в решении проблемы бюрократии в управлении могут быть разнообразными, такими как упрощение административных процедур, повышение прозрачности и открытости государственной службы, модернизация системы персонала и повышение его профессионального уровня.
Может ли бюрократия быть полезной для развития современного общества?
Бюрократия как средство развития современного общества может быть полезной в некоторых случаях, поскольку она обеспечивает определенную стабильность и порядок в управлении. Однако, при избыточной бюрократии она может стать преградой для инноваций и эффективного функционирования государства.
Что означает понятие "государственная гражданская служба"?
Государственная гражданская служба - это вид службы, предоставляемой государственным органом, осуществляемой гражданами в целях обеспечения интересов государства и его граждан.