Ключевое пространство как основа актуализации музея

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 42 42 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 25.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава I. Основные тенденции проектирования музейных экспозиций 6
Глава II. Выбор ключевого пространства при создании выставки в музее 16
Заключение 26
Список использованной литературы и источников 29
Приложение 33

Фрагмент для ознакомления

Интерпретация в историко-краеведческом музее связана с выработкой методов соотнесения исторической реальности, воплощенной в музейных предметах в научно реконструированное знание о ней, т.е. решением проблемы взаимосвязи истории как реальности и истории как экспозиционного рассказа о ней.[27, С. 25]Одной из сложностей в выставочной работе краеведческих музеев является то, что они вынуждены при ограниченных пространствах показывать и историю края (чаще всего постоянная экспозиция), и создавать современные актуальные тематические проекты. Другим немаловажным фактором является ограниченность в финансовых средствах и как следствие в возможности привлекать для создания экспозиции большого количества специалистов и активно использовать сложные технические средства. Фондовые ресурсы малых краеведческих музеев тоже ограничены. Э.А. Муценек обращает внимание также на малочисленность музейных штатов, неприспособленность помещений и некоторую профильную однотипность таких музеев. [19, С.60-62]Тем не менее, иногда даже ограниченность в финансах не мешает создать актуальный проект. В основе оформления выставки «Желтая река» Новоуральского историко-краеведческого музея, посвященной борьбе с пивным алкоголизмом, были использованы обычные пластиковые бутылки. В вводном зале, который можно считать ключевым пространством, посетители шли по полу, на который эти бутылки были наклеены. Хруст под ногами по замыслу создателей должен был ассоциироваться схрустом молодого тела, стать символом боли от сломанных молодых жизней. В финалепредлагалось сделать выбор: опустить жетон в вазон рядом с белой тканью и словами, символизирующими счастливую жизнь, или в вазон, куда свисала скомканная желтая ткань. Идея выбора, пример которой приводился в предыдущей главе в анализе выставки «Гамлет. Attraction» в Музее Анны Ахматовой, а такжеэкспозиционное решение и сама тема сделала пространство Новоуральского историко-краеведческого музея актуальным, что подтвердили восторженные отзывы многочисленных посетителей.[7, С. 32][Приложение, илл.3]Однако не все музеи выбирают в качестве актуальной темы драматический сюжет. В конце декабря 2017 года в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова открылась выставка «Летучие цветы», посвященная бабочкам. В этом случае основой проблематики стало предоставление современному человеку, страдающему от перегрузок, возможности приобрести новый опыт от созерцания и соприкосновения с эстетическими объектами. Выставка была задумана как интерактивное пространство, рассчитанное на детскую и семейную аудиторию. Объемные макеты, конструкторы, позволяющие проследить этапы развития бабочек, способствовали яркому и увлекательному времяпрепровождению. Все желающие могли без опаски прикоснуться к крыльям бабочек-гигантов, «усевшихся» на стены и пол, было отдельно продумано место для фотографирования (селфи), т.е. зона, способствующая популяризации музея в социальных сетях. [21, С. 32][Приложение, илл.4]Эффективность выставочной деятельности любого музея часто оценивается по количеству наименований проведенных выставок и числу пришедших на них посетителей. Иногда критерием оценки может быть количество упоминаний в социальных сетях Интернет. Интерактивные объекты, реконструкции, световые инсталляции, мультимедийные технологии – все это привлекательно и уже привычно для современного посетителя музеев. Однако Т.П. Поляков на протяжении многих лет своей исследовательской работы делает акцент на том, что основными экспозиционными средствами всегда должны являться музейные предметы «как подлинные свидетели моделируемого историко-культурного процесса», а все вспомогательные средства или по авторской терминологии «средства функционально-декоративного оформления» всегда должны быть им подчинены и служить для раскрытия заложенного в них потенциала. [23, С. 311]Т.П. Поляков глобально разделяет все стационарные профессиональны экспозиции на «хорошие» и «уникальные», способные вызвать ажиотаж, многократное посещение. [23, С. 528] Уникальные экспозиции сравнимы с произведениями искусства, расширяют профильную тему за счет многозначности смысла своих предметно-художественных образов или оригинальных находок. Как правило, они строятся на основе драматических коллизий и увлекают посетителя разгадыванием неожиданного действа, в котором он становится полноправным участником.Обобщая проанализированный во второй главе материал, нужно, в первую очередь отметить, что несмотря на многочисленные трудности в работе краеведческих музеев, они способны создавать интересные, жизнеспособные проекты, актуализирующие хранящееся в них наследие и музеи в целом. Особенно успешными являются экспозиции, создатели которых учитывают психологию восприятия и соединяют образно-художественное мышление с логически выстроенным музейным материалом. Ключевое пространство может напрямую не обозначаться, но посетитель всегда будет интуитивно выбирать те зоны, которые пробуждают у них яркие ассоциации, эмоции, наводят на размышления. Современную экспозицию можно воспринимать как художественное произведение, в котором авторы транслируют основную идею через музейный предмет и вспомогательные средства. Концентрация всех основных смыслов отражена в ключевом, наиболее запоминающемся пространстве. Выделение ключевого пространства в музее способствует также его продвижению в социальных сетях, выполняет рекламную функцию, становится визитной карточкой не только конкретной выставки, но и музея в целом.ЗаключениеМузей выступает как коммуникационный канал, связывающий человека и пространство культуры; причем, выступает не просто как социальный институт, собирающий, изучающий, хранящий и представляющий материальные свидетельства прошлого, но как уникальное диалоговое пространство, призванное решать широкие задачи культурной адаптации. [26, С.55] Именно музей может стать доступным местом для экзистенциальной поддержки человека независимо от его возраста, пола, интеллектуального уровня, поскольку способен накапливать и раскрывать разнообразные переживания, размышления, ассоциации. В современном мире онвыступаетдля человека островком надежности. Как материальное воплощение социальной памяти он является источником психологической опоры и стабильности человека, в связи с их отсутствием остро ощущающего свою незащищенность и потерянность в мире [31, С.48]. Музейные экспозиции и музейные собрания представляют собой особые новые художественно-научные реальности, благодаря которым предстает утраченная действительность, создается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, доказательная, достоверная информация. При соприкосновении с музейными предметами, открывается не только внутренний мир другого человека, эстетика определенной эпохи или страны, но и познание собственных чувств, эмоций и ощущений, их интерпретация, и как результат пробуждение новых потенциальных творческих и жизненных возможностей.Именно через экспозицию, как основную форму музейной коммуникации, через информативный и эмоциональный потенциал, заключенный в подлинных предметах, посетитель соприкасается не только с духовным и материальным наследием прошлого, но и изучает свой внутренний мир, умение жить в социуме. Творчески спроектированноепространство, акцентирующее внимание на основных предметах и идеях, способно на диалогичное общение.В этом диалоге немаловажная роль отводится художнику-экспозиционеру-сценографу,который,как переводчик,придает научно-тематическому плану экспозиции зримую пространственную форму, моделирует отобранные научными сотрудниками предметы в осознанный порядок, превращает его в художественное произведение.Изучив приведенные исследования по теории и практике музейного дела можно сформулировать несколько актуальных и эффективных принципов, которые можно внести в организацию экспозиций. В первую очередь, при создании экспозиций необходимо учитывать единство экспозиционного помещения, музейно-выставочной архитектуры и располагаемых экспонатов, поскольку это эстетическое выражение определенной темы.Крайне важны объемно-пространственные признаки предметов – экспонат может быть прочитан многозначно, и все другие реализации темы в какой-то степени содержатся в той, что представлена экспозицией. Вторым принципом является внимательное отношение к образно-художественной подаче темы, которая не должна доминировать над музейным предметом. Однако именно образность в экспозиции делает ее актуальной и привлекательной для посетителей, обсуждаемой, и способствует дальнейшему развитию музея. Третьим принципом, который лучше учитывать при создании экспозиционных пространств, можно назвать реализацию потребности посетителя чувствовать себя частью происходящего, быть вовлеченным эмоционально (а иногда и физически), а не оставаться пассивным сторонним наблюдателем.Экспозицию вполне можно считать самой динамичной составляющей музея. От актуальности форм ее организации зависит и актуальность самого музея, востребованность его у посетителей. Ключевое пространство должно наиболее полно отражать самые последние тенденции в культуре и выставочном дизайне. Именно оно может продвигаться в социальных сетях Интернета, становиться в определенной степени «брендом» музея, делающим его узнаваемым, обсуждаемым и формирующим о нем нужное сотрудникам музея представление. Музеи являются хранителями памяти, коммуникация с которой осуществляется посредством актуальногопространства.Экспозиция краеведческого музея,по мнению многих исследователей,должна быть ориентирована на получение посетителем новых знаний, отражающих историю и современное состояние проблем общества,формировать историческое самосознание,патриотизм и толерантность.Список использованной литературы и источниковВеселицкий О.В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций // Вопросы музеологии. – 2010. – №1. – С. 121-125Воронин А.А. Музей как креативное пространство культуры // Философские исследования. – М., 1994. – № 1. – С.69–84Гафанова Ю.В. Театрализация музейного пространства в ХХ веке // Игровое пространство культуры. 16–19 апр. 2002 г. Тезисы форума. – СПб, 2002. – С.365–368Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музееведение. Музеи мира / Сб.науч.трудов. – М., 1991. – С.144-158Долак Я. Посетитель на экспозиции как объект музеологического исследования // Вопросы музеологии. – 2013. – №1(7). – С. 85-92Ефремова Е.В. Выставочная практика Государственной Третьяковской галереи // Музееведение: На пути к музею ХХIвека: Музейная экспозиция. – М. – 1997. – С.190-199 Жидкова О. Желтая река // Музей. – 2013. – №12. – С. 32Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в экспозиционно-выставочную деятельность провинциального музея // Справочник руководителя учреждения культуры. –2003. – №10 (октябрь) – С. 70-74Кирилл П. Google есть – ума не надо? // Живая психология. – №3(3). – 2014. – С.26-31Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. – М., 1978. – 368 c.Корженко О.М., Шулика М.В. Особенности использования предметов культурного и природного наследия в образовательной деятельности современных краеведческих музеев // Наука. Искусство. Культура. – Вып. 4(12). – 2016. – С. 187-191Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. – М., 1987. – 208 с., илл.Кутя В.В. Взрослый в музее «Кунцево» // Культурно-образовательная деятельность музеев / Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика. – М..,1997. – С.108 Ланкова Н. М. Развитие форм музейного экспонирования на примере создания экспозиции «20 век: Ставрополь – Тольятти» тольяттинского краеведческого музея // Карельский научный журнал. – 2016. – Т. 5. – №2(15). – С.77-81Магидович М.Л. Музейные дизайнеры в условиях современных музейных служб // Музей и музейщики: проблемы профессионального образования / Материалы международной конференции 14–15 ноября 2014 г. – Эрмитаж, 2015. – с. 134-141Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. ХХ век. Искусство экспозиционного ансамбля. – М., 2018. – 680 с., илл.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Интерактивность в пространстве музея / Е.Б.Медведева, М.Ю.Юхневич // Музей и общество. Проблемы взаимодействия: сб. трудов творч. лаборат. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып.3. – М., 2001. – С.64–76Менш ван П. Коммуникация: язык экспозиции // Вопросы музеологии. – 2014. – №1. – С. 254-272Муценек Э.А. Проблемы и практический опыт в строительстве экспозиций в районных краеведческих музеях // Краеведческие записки / Иркут. обл. краев. музей. – Иркутск, 2002. – Вып. 9. – С. 51-62Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб., 2004. – 432 с.Новомодный Е., Позина Н. Порхающий цветок // Мир музея. – 2018. - №2 (366). – С. 15-16Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). – М., 1997. – 174 с.Поляков Т.П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. – М., 2019. – 592 с.Поляков Т. П., Стриженова С.Е. Приглашение в музей (Литературный образ новой экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского)// Музееведение: На пути к музею 21 века: Музейная экспозиция. – М., 1997. – С. 274-289Пчелянская Т.М. Социально–культурная детерминация музейной экспозиции. Культурологические аспекты: Автореф. дисс. … канд. культурологии. – СПб, 2005. – 22 с.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. — Ростов н/Д., 1997. – 512 с.Скрипкина Л.И. Историко-краеведческий музей как коммуникационная система XXI века // Краеведческие записки / Иркут. обл. краев. музей. – Иркутск, 2002. – Вып. 9. – С. 18-28Словарь актуальных музейных терминов // Музей.– 2009. –№5. – С. 52Советы психолога // Советский музей. – 1990. – № 1. – С.18Сундиева А.А. Краеведческие музеи на пороге нового века // Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно- практической конференции 10-11 декабря 1998 г. в Москве / Отв. ред. С.О.Шмидт. – М., 1999. – С. 89-94Фролова С.В. Формирование чувства идентичности и способность самовыражения в «диалоге культур» // Музейная педагогика: Музей в системе непрерывного образования: межвузовский сб. науч. трудов. Вып.4. – Изд. Саратовского Университета, 2001. – С.47–49Щепеткова И.А. Музей и театр. Аспекты взаимодействия // Российская культура глазами молодых ученых / Сб. науч. трудов. – СПб, 2002. – С. 255-263Юренева Т. Ю. Музееведение: учеб. для высш. шк. – 4-е. изд., испр. и доп.– М., 2007. – 560 с.Интернет ресурсыГамлет. Аттракцион / Hamlet. Attraction [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://akhmatova.spb.ru/events/exhibition/gamlet-attrakczion-hamlet-attraction/ – Загл. с экрана. Дата обращения: 20.10.2019Гамлет. Аттракцион / Hamlet. Attraction [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://vk.com/hamlet_attraction – Загл. с экрана. Дата обращения: 20.10.2019Два сердца // Заполярная Правда. – 31.10.2017 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –– Режим доступа: http://gazetazp.ru/2017/175/5/ – Загл. с экрана. Дата обращения: 24.10.2019Норильская выставка "Два сердца" стала победителем профессиональной премии "Музейный Олимп" [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://norilsk.bezformata.com/listnews/norilskaya-vistavka-dva-serdtca/71550086/– Загл. с экрана. Дата обращения: 24.10.2019 ПриложениеИлл.1 Экспозиция «20 век: Ставрополь-Тольятти». Тольяттинский краеведческий музейИлл. 2 Выставка «Два сердца». Музей НорильскаИлл. 3 Выставка «Желтая река». Новоуральский историко-краеведческий музейИлл. 4 Выставка «Летучие цветы». Хабаровский краевой музее им. Н.И. ГродековаИлл.5 Интерактивная картас таймлайном из меток, соответствующих четырем периодам истории края. Сургутский краеведческий музей

Список использованной литературы и источников

1. Веселицкий О.В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций // Вопросы музеологии. – 2010. – №1. – С. 121-125
2. Воронин А.А. Музей как креативное пространство культуры // Философские исследования. – М., 1994. – № 1. – С.69–84
3. Гафанова Ю.В. Театрализация музейного пространства в ХХ веке // Игровое пространство культуры. 16–19 апр. 2002 г. Тезисы форума. – СПб, 2002. – С.365–368
4. Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музееведение. Музеи мира / Сб. науч. трудов. – М., 1991. – С.144-158
5. Долак Я. Посетитель на экспозиции как объект музеологического исследования // Вопросы музеологии. – 2013. – №1(7). – С. 85-92
6. Ефремова Е.В. Выставочная практика Государственной Третьяковской галереи // Музееведение: На пути к музею ХХI века: Музейная экспозиция. – М. – 1997. – С.190-199
7. Жидкова О. Желтая река // Музей. – 2013. – №12. – С. 32
8. Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в экспозиционно-выставочную деятельность провинциального музея // Справочник руководителя учреждения культуры. –2003. – №10 (октябрь) – С. 70-74
9. Кирилл П. Google есть – ума не надо? // Живая психология. – №3(3). – 2014. – С.26-31
10. Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. – М., 1978. – 368 c.
11. Корженко О.М., Шулика М.В. Особенности использования предметов культурного и природного наследия в образовательной деятельности современных краеведческих музеев // Наука. Искусство. Культура. – Вып. 4(12). – 2016. – С. 187-191

Вопрос-ответ:

Что такое ключевое пространство в музее?

Ключевое пространство в музее - это основное место, которое используется для актуализации и передачи основных идей и концепции выставки. Оно служит центральной точкой привлечения внимания посетителей и является основным элементом, вокруг которого строится экспозиция.

Как выбирается ключевое пространство при создании экспозиции в музее?

Выбор ключевого пространства при создании выставки в музее зависит от целей и задач экспозиции. Оно может быть выбрано на основе тематики выставки, значимости и характеристик выставочных объектов, а также учета архитектурных особенностей помещения. Важно, чтобы ключевое пространство было максимально эффективным и привлекательным для посетителей.

В чем заключается интерпретация в историко-краеведческом музее?

Интерпретация в историко-краеведческом музее связана с выработкой методов соотнесения исторической реальности, воплощенной в музейных предметах, с научно-реконструированным знанием о ней. Это решение проблемы взаимосвязи истории как реальности и истории как экспозиции.

Какие основные тенденции можно выделить в проектировании музейных экспозиций?

Основные тенденции в проектировании музейных экспозиций включают использование современных технологий и мультимедиа, создание интерактивных элементов, создание эмоциональной и наглядной привлекательности для посетителей, а также учет индивидуальных потребностей и интересов целевой аудитории.

Какие источники используются при создании музейных экспозиций?

При создании музейных экспозиций используются различные источники, такие как архивные материалы, документы, фотографии, а также предметы и экспонаты из коллекции музея. Кроме того, могут быть использованы источники музейного артефакта документации, литературы и научных исследований.

Какие основные тенденции прослеживаются в проектировании музейных экспозиций?

Основные тенденции в проектировании музейных экспозиций включают использование интерактивных технологий, мультимедийных материалов, создание иммерсивных пространств, учет потребностей и ожиданий посетителей, внедрение современных дизайнерских искусственных материалов, а также использование тематического и хронологического подходов для организации и представления экспонатов.

Каким образом выбирается ключевое пространство при создании выставки в музее?

При выборе ключевого пространства для создания выставки в музее учитываются различные факторы, такие как тематика выставки, доступность пространства, его адаптация под экспозицию, возможности создания интерактивных элементов и использование новых технологий. Также важную роль играет эстетическое восприятие пространства и его соответствие задумке и концепции выставки.

Что представляет собой интерпретация в историко-краеведческом музее?

Интерпретация в историко-краеведческом музее связана с разработкой и использованием методов, которые позволяют связать историческую реальность, представленную в музейных предметах, с научно-реконструированным знанием о ней. Это решает проблему взаимосвязи истории как реальности и истории как экспозиции, что позволяет посетителям более полно и глубоко понять исторические события и их значение.

Какие источники используются в процессе интерпретации истории в музее?

В процессе интерпретации истории в музее используются различные источники, такие как артефакты, документы, аудио- и видеозаписи, фотографии, реконструкции, описание событий и фактов, сведения о личностях и многое другое. Использование разнообразных источников позволяет создать более полное и многогранный образ прошлого и передать его посетителям музея.