Формирование познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках окружающего мира
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 04.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Теоретические аспекты формирования познавательных процессов в младшем школьном возрасте в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 11
1.3 Особенности формирования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках окружающего мира 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 30
2.2. Методические рекомендации по формированию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках окружающего мира 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Цель этой методики: определение уровня развития воображения. Учащимся были предложены карточки с изображением 10 фигур и дана инструкция: дорисовать волшебные фигурки. После того как каждый учащийся дорисовал фигурку, ему был задан вопрос: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксировался. Затем был посчитан коэффициент оригинальности у каждого ребенка – количество неповторяющихся изображений. Далее был выведен средний коэффициент оригинальности по группе – 1,75 (сумма индивидуальных коэффициентов оригинальности делится на количество детей в группе). Учитывая средний коэффициент оригинальности в классе, дети были поделены на 3 группы: с низким уровнем воображения, средним и высоким. Исследование уровня воображения по методике «Дорисовывание фигур» дало следующие результаты: 1ребёнок изобразил схематичные рисунки с использованием фигуры, они выглядели как примитивные, шаблонные схемы – низкий уровень воображения; 10 детей дорисовали большинство фигур, однако все рисунки схематичные, без деталей – средний уровень воображения; у 2 детей рисунки были оригинальны, не повторяющиеся в классе, в них присутствовало много деталей – высокий уровень воображения. Таблица 3 - Результаты диагностического исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовывание фигур» № Средний КорУровень развития 1 4 высокий 2 3 средний 3 1 средний 4 2 средний 5 1 средний 6 4 высокий 7 2 средний 8 1 средний 9 0 низкий 10 2 средний 11 2 средний 12 1 средний 13 3 средний Представим полученные результаты диагностического исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовывание фигур» в процентном соотношении: Рис.3. Уровни развития воображения у учащихся 4А класса Для выявления уровня внимания младших школьников с ЗПР окружающего мира использовалась методика Р. С. Немова. Задача учащихся в этой методике определить недостающие детали на рисунках. В результате эксперимента мы выяснили, что в контрольной группе высокий уровень имеют - 3 чел. (24% класса), средний уровень - 6 чел. (48%) и низкий- 4 чел. (28%). Результаты проведенной диагностики представлены на рисунке 4. Рисунок 4 - Определение уровня внимания младших школьников На основе выделенных критериев и диагностик, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей выделены три уровня сформированности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: низкий, средний и высокий. Низкий уровень - объем памяти менее 4 единиц; мышление развито плохо, ребенок не может найти сходство и различия между понятиями; воображение - коэффициент оригинальности (Кор) меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень - объем памяти от 4 до 7 единиц; мышление на среднем уровне, ребенок может найти сходство и различия между понятиями, но с небольшими ошибками; воображение - Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень - объем памяти от 7 до 10 единиц; мышление развито хорошо, ребенок находит сходство и различия между понятиями быстро, легко ориентируется при выполнении задания; воображение - Кор выше среднего по группе на 2 и более балла. Таким образом, исходя из полученных данных, исследование уровнясформированности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития учащихся 4А класса показало, что у 4школьников низкий уровень сформированности познавательных процессов, 7 школьников имеют средний уровень сформированности познавательных процессов, и 2 школьника – высокий уровень сформированности познавательных процессов. 2.2. Методические рекомендации по формированию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках окружающего мираВ качестве методических рекомендаций была разработанапрограмма внеурочной деятельности по окружающему миру, направленную на повышение уровня познавательных процессовуобучающихсяс ЗПР. Программа носит интегрированный характер: она включает в себя не только естественнонаучный, но и обществоведческий материал, имеет экологическую направленность. Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Цель: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде обитания, к природному и культурному достояниям человечества.Приоритет программы состоит в том, чтобы сформировать в сознании ученика ценностно-окрашенной картины мира. На этой основе у ребенка формируется современная экологическая картина мира, развивается чувство принадлежности к жизни природы и общества, формируются личные качества культурного человека – доброта, толерантность, ответственность. К важнейшим задачам относится также воспитание любви к городу, деревне, к родине, формирование опыта экологического и этического поведения в природной и социальной среде. Развитие интереса к познанию себя и мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных дисциплин в школе. Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих идей: Разнообразие мира. На основе интеграции естественнонаучной, географической, исторической информации, курс уделяет особое внимание знакомству младших школьников с природным разнообразием, которое рассматривается как образ реальности и отражает разнообразие природы и культуры, человеческой деятельности, стран и народов мира; самооценка, и как условие, без которого невозможно достичь человеческого существования, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира, которая реализуется путем раскрытия различных экологических связей: живой и неживой природы, между природой и человеком; важность каждого естественного компонента в жизни людей, анализирует положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Идея уважения к миру: новое отношение к окружающему, основанное на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Данная идея базируется на учении А.Ш. Швейцера о благовении перед жизнью, на концепции Н.Н. Моисеева. Для реализации этих идей в программе «Мир вокруг нас» мы используем разные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Приведём примеры уроков окружающего мира, направленные на формирование познавательных процессов младших школьников с ЗПР.Срок реализации на 1 год на 4 класс (1 занятие в неделю на 34 учебных недели = 34 занятия)В программе «Мир вокруг нас» используются разные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Он состоит из 4 направлений: познавательный, творческий, практический и исследовательский. В познавательном направлении организуются игры, мероприятия, фильмы, викторины и экскурсии. Все это приведет к формированию правильности экологических знаний младших школьников с ЗПР. Творческое направление предполагает выполнение детьми следующих заданий: изготовление поделок, разыгрывание сценок, организация выставки рисунков, презентаций в классе. Исследовательское направление работы проводилось с использованием различных экскурсий, проектов, исследований, которые непосредственно способствуют развитию мышления. В результате систематического учения и систематического приучения школьников к самостоятельному изучению явлений действительности складывается наблюдательность, которая одинаково необходима во всех областях практической деятельности людей. Воспитывая и развивая наблюдательность и, следовательно, практические навыки наблюдения, учитель тем самым подготавливает детей к их будущей самостоятельной деятельности.Таблица 4. - Календарно-– тематическое планирование№п/пДатапроведенияНаименование раздела(количество часов) и тема урокаХарактеристика деятельности обучающихся(основные учебные умения и действия)ПримечанияПо плануПофактуВведение (1ч.)108.09Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планетыУчащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — различать способы и средства познания окружающего мира; Тайны за горизонтом (4 ч.)215.09Самый большой остров в мире— выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — работать в паре:рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;— моделировать форму Земли; 322.09Остров похожий на блюдце.429.09Самая маленькая страна в мире.506.10Как древние находили путь?проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой Жили-были динозавры... и не только они (5 ч.)613.10Существовали ли драконы?— наблюдать за жизнью животных,-- рассказывать о своих наблюдениях; — работать в группе: выполнять задания,-- формулировать выводы, осуществлять самопроверку;— ухаживать за животными; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире.720.10Почему люди не летают?827.10Неизвестное о крокодилах910.11Первое животное суши1017.11Как черепахи дышат под водой? Тайны камней (4 ч.)1124.11Драгоценные камни— группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; — практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; — различать гранит, известняк, золото, серебро;— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; 1201.12Что такое песок?1308.12Малахитовая шкатулка1415.12Как образуется золото? Загадки растений (5 ч.)1522.12Открытие удивительных растений— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа в группе:находить у растений их части, показывать и называть;— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки,соцветия, листья, плоды, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения,— рассказывать об особенностях растений; 1629.12Хлебное и железное дерево 1719.01.Где растут орехи?1826.01Почему крапива жжется?1902.02Банановое дерево Эти удивительные животные (3 ч.)2009.02Потомки волка.— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; 2116.02Особое чутье2201.03Кошки во времена прошлые— работать в паре:узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя; — устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; Планета насекомых (4 ч.)2315.03Разнообразие и многочисленность насекомых— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; — работать в паре:узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; — сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; 2422.03Бабочки и пауки2505.04Пчелы и многоножки 2612.04Охрана насекомых Загадки под водой и под землей (5 ч.)2719.04Подводный мир— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; — работать в паре:узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; — описывать рыбу по плану; — приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; — отвечать на итоговые вопросы 2826.04Есть ли глаза у морской звезды2903.05Что такое каракатица?3010.05Происхождение золотой рыбки3117.05Майские жуки Повторение(1ч.)3224.05Чему научились за год? Итоговое повторение.--отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урокеЗАКЛЮЧЕНИЕВ младшем школьном возрасте формирование познавательных процессов зависит от ведущей деятельности. А ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В нем определяются главные изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности добавляются психологические образования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников, которые является фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем этапе возраста.ЗПР - это расстройство нормального темпа развития психики, когда определенные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для конкретного возраста.У детей с ЗПР наблюдается слабость зрительного восприятия, замедленность процессов анализа и синтеза, замедленный темп и малый объем восприятия, рассеянность и непроизвольность внимания, низкий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения, замедленность мыслительной деятельности, дефект фонетической и интонационно-выразительной сторон речи и бедность словарного запаса.Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у большинства учащихся 4 класса с ЗПР находятся на низком и среднем уровне сформированности познавательных процессов. Поэтому целесообразно будет создавать учащимся с ЗПР на уроке условия для мыслительной деятельности, и прививать им основные приемы наблюдения за природой. В программе «Мир вокруг нас» необходимо использовать разные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Он состоит из 4 направлений: познавательный, творческий, практический и исследовательский. В познавательном направлении организуются игры, мероприятия, фильмы, викторины и экскурсии. Все это должно привести к формированию правильности экологических знаний младших школьников. Творческое направление предполагает выполнение детьми следующих заданий: изготовление поделок, разыгрывание сценок, организация выставки рисунков, презентаций в классе. Исследовательское направление работы проводится с использованием различных экскурсий, проектов, исследований, которые непосредственно способствуют развитию мышления. В результате систематического учения и систематического приучения школьников с ЗПР к самостоятельному изучению явлений действительности складывается наблюдательность, которая одинаково необходима во всех областях практической деятельности людей. Воспитывая и развивая наблюдательность и, следовательно, практические навыки наблюдения, учитель тем самым подготавливает детей к их будущей самостоятельной деятельности. Можно предположить, что уровень сформировнности познавательных процессов будет возрастать от класса классу. Для этого необходимо вести систематическую работу на целеную на развитие способности наблюдать за природой и, прежде всего, за природой Родины на уроках мира в начальной школе. Можно считать, что цель работы достигнута и основные задачи решены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2016. - 379 с. Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2008. 67 с. Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчиникова. – Москва: «Академия», 2015. – С. 106 – 130. Болгарова М.А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста. // Специальное образование. // № 8, 2007. – С. 23-29. Булатова О. В. Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционного компонента общей способности к учению. // Вестник Югорского государственного университета. - № 1-1 (44), 2017. – С. 29-34.Вахрушев А.А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник для 2 класс В 2 ч.4-е изд., перераб. М.: 2015. Ч.1 - 144с., Ч.2 - 128с. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Я и мир вокруг.: учебник для 1 класс. В 2 ч.3-е изд., перераб. М.: 2015. Ч.1 - 96с., Ч.2 - 96с. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Начальная школа. – 2013. – №19. – С. 14 – 18. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. —М.: ВентанаГраф, 2005. — 240 с.:Гаджимагомедова Т.Г. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР. // Сибирский педагогический журнал. - № 13, 2007. – С. 300-307.Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. – М.: высшая школа, 2010.Дмитриева Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс: учебное пособие для вузов. – Самара: «Учебная литература», 2012. С. 146 – 163. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2004. - 553 с.Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия 2007. – 144 с. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2014. 105с. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2018. - 414 с. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.–. № 1, 2010. – С. 125-129. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2018. - 456 с.Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000. Осипова О.Н. Развитие наблюдательности младших школьников на уроках окружающего мира//Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-1. С.258-264. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология и психотерапия. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Специальная психология. // Под р. В.И. Лубовского – М.: Академия 2003.Тиганов А.С. Общая психопатология. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 128 с.Трафимова А.В. Окружающий мир: учебное пособие для детей 3 класса. В 2 ч. М.: 2015; Ч.1 - 128с.; Ч.2 144с. Фисенко, О. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» [Электронный ресурс]: О. И. Фисенко. – Режим доступа: http://narod.yandex.ru Фукс О. С. Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]: О.С.Фукс. – Режим доступа: http://www.metodkopilka.ru Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2006. - 306 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с. ПРИЛОЖЕНИЕПриложение А.Списки учеников экспериментальной группы 4А класс КРО№Ф.И.О. ученикаПримечания1Буранов Тимерхан ТимуровичЗПР, РАС2Валишин Салават НаиловичЗПР3Волжанин Рамиль АндреевичЗПР, РАС4Галин Динис АзаматовичЗПР5Еникеев Макар ВасильевичЗПР6Ишбулатов АмирРустемовичЗПР7Калачева Полина АлександровнаЗПР8Кузнецова Елизавета ДмитриевнаЗПР9Миниахметов Артур ЭдуардовичЗПР10Михайлов Кирилл АлексеевичЗПР11Нуриев Айгиз ИльмировичЗПР12Солдатенкова Маргарита ДмитриевнаЗПР13Рябухин Артем ДмитриевичЗПР
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2016. - 379 с.
3. Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2008. 67 с.
4. Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчиникова. – Москва: «Академия», 2015. – С. 106 – 130.
5. Болгарова М.А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста. // Специальное образование. // № 8, 2007. – С. 23-29.
6. Булатова О. В. Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционного компонента общей способности к учению. // Вестник Югорского государственного университета. - № 1-1 (44), 2017. – С. 29-34.
7. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник для 2 класс В 2 ч.4-е изд., перераб. М.: 2015. Ч.1 - 144с., Ч.2 - 128с.
8. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Я и мир вокруг.: учебник для 1 класс. В 2 ч.3-е изд., перераб. М.: 2015. Ч.1 - 96с., Ч.2 - 96с.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Начальная школа. – 2013. – №19. – С. 14 – 18.
10. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. —М.: ВентанаГраф, 2005. — 240 с.:
11. Гаджимагомедова Т.Г. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР. // Сибирский педагогический журнал. - № 13, 2007. – С. 300-307.
12. Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008.
13. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010.
14. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. – М.: высшая школа, 2010.
15. Дмитриева Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс: учебное пособие для вузов. – Самара: «Учебная литература», 2012. С. 146 – 163.
16. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.
17. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
18. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.
19. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2004. - 553 с.
20. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия 2007. – 144 с.
21. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
22. Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2014. 105с.
23. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2018. - 414 с.
24. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
25. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.–. № 1, 2010. – С. 125-129.
26. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2018. - 456 с.
27. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008.
28. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
29. Осипова О.Н. Развитие наблюдательности младших школьников на уроках окружающего мира//Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-1. С.258-264.
30. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология и психотерапия. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.
31. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
33. Специальная психология. // Под р. В.И. Лубовского – М.: Академия 2003.
34. Тиганов А.С. Общая психопатология. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 128 с.
35. Трафимова А.В. Окружающий мир: учебное пособие для детей 3 класса. В 2 ч. М.: 2015; Ч.1 - 128с.; Ч.2 144с.
36. Фисенко, О. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» [Электронный ресурс]: О. И. Фисенко. – Режим доступа: http://narod.yandex.ru
37. Фукс О. С. Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]: О.С.Фукс. – Режим доступа: http://www.metodkopilka.ru
38. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2006. - 306 с.
39. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
40. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.
Вопрос-ответ:
Какими основами изучения формирования познавательных процессов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимается психолого-педагогическая литература?
Психолого-педагогическая литература в основном изучает теоретические аспекты формирования познавательных процессов в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития, а также предлагает различные методики и подходы для их развития и улучшения.
Как можно охарактеризовать детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, с точки зрения психолого-педагогической науки?
Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточной развитой когнитивной функцией, что оказывает влияние на их познавательные процессы. Они могут иметь трудности с организацией информации, запоминанием и обработкой новых знаний, а также с принятием решений.
Какие теоретические основы лежат в основе формирования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?
Теоретические основы включают в себя изучение когнитивного развития, психологии восприятия, памяти и мышления, психического развития детей с особыми потребностями, а также принципов и методов специального образования для детей с задержкой психического развития.
Какие особенности характерны для формирования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?
Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут испытывать затруднения в усвоении новых знаний, формировании навыков самостоятельного обучения, абстрактного мышления и проблемного решения. Они часто нуждаются в индивидуальной поддержке и адаптации образовательного процесса для достижения оптимальных результатов.
Какие теоретические аспекты формирования познавательных процессов рассматриваются в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные теоретические аспекты формирования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Например, обсуждаются вопросы развития памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных функций у таких детей.
Какие особенности формирования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?
У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут быть различные особенности формирования познавательных процессов. Например, у них может быть затруднен доступ к информации, они могут испытывать трудности в концентрации внимания, возможны проблемы с запоминанием и применением знаний. Все эти особенности требуют специального подхода и дифференцированного обучения на уроках окружающего мира.
Каковы психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?
Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут иметь разные психолого-педагогические характеристики. Например, у них могут быть нарушения интеллекта, эмоциональной сферы, речи. Они могут испытывать трудности в общении и взаимодействии со сверстниками. Важно учитывать эти характеристики при организации уроков окружающего мира для этих детей.
Какие познавательные процессы развиваются у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста развиваются различные познавательные процессы. Например, они учатся анализировать информацию, сравнивать и классифицировать объекты, решать простые логические задачи, извлекать информацию из текстов и изображений, развивать навыки наблюдения и экспериментирования. На уроках окружающего мира активно ведется работа для стимуляции и развития этих познавательных процессов у детей.
Какие особенности формирования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития рассматриваются в данной главе?
В данной главе рассматриваются особенности формирования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Авторами исследования анализируются теоретические аспекты этого процесса на основе психолого-педагогической литературы, а также представлена психолого-педагогическая характеристика детей данной возрастной группы.
Какие вопросы рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются следующие вопросы: теоретические аспекты формирования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе и психолого-педагогическая характеристика детей данной возрастной группы с задержкой психического развития.