Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 0 + 0 источников
- Добавлена 26.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основы национальной безопасности РФ 6
1.1 Понятие, структура и составляющие системы национальной безопасности РФ 6
1.2 Правовая основа системы национальной безопасности РФ 9
Глава 2. Стратегические направления и составляющие национальной безопасности в пограничной сфере России 14
1.2 Система обеспечения военной безопасности Российской Федерации, как важнейшей составляющей обеспечения интересов в пограничной сфере. 14
2.2 Основные угрозы национальной безопасности в морском приграничном пространстве РФ 25
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Несомненно, что при ведении военной политики государство должно обладать всеми возможными средствами и способами, без использования которых в современном мире осуществлять полноценную военную безопасность просто невозможно, что указывает на то, что именно наука должна стать основным сегментом развития указанных отношений и наравне с другими составляющими играть важную роль в обеспечении обороноспособности страны. Отдельное внимание нужно уделить проблематике военной безопасности, учитывая, что разнообразные сферы социального интереса притягивают к данному направлению разные вопросы военной безопасности, то среди причин её несостоятельности могут быть и такие как: техническое и продовольственное оснащение ВС РФ, коррупционный фактор, криминализация, боевая подготовка и многое другое. Это все в совокупности образует третий уровень внимания к сфере военной безопасности. К слову в СМИ можно найти не мало информации, затрагивающей деятельность непосредственно вооруженных сил, характеризующих в целом и силу главного военного аппарата, и в то же время, обличающей указанное ведомство в том, что среди военнослужащих также процветают пагубные явления коррупционного характера, а условия в которых действительно находится наша армия не такие уж и серьезные, Кроме всего прочего можно обнаружить и сведения о прохождении различных учений, либо испытаний, которые бы свидетельствовали о том, что научная сфера деятельности ВПК находится в должном состоянии. В то время как вопросы концептуальных взглядов освещаются значительно реже.С одной стороны, раскрывать сторону, которая обеспечивает безопасность, не совсем даже и разумно, а значит информация о ней должна находиться под определенной пеленой секретности, с другой стороны просветительская деятельность в данном вопросе позволяет решать задачи не только патриотической направленности, но и осуществлять демонстрацию того могущества и потенциала, который находится в распоряжении вооруженных сил страны, Это, своего рода, политический аргумент.В другом понимании ответственность за действия, совершаемые в данном направлении лежит целиком и полностью на государстве, поэтому разумно выявлять таким образом и проблемы концептуального уровня, при этом инструментальные моменты могут носить вспомогательный характер. Сегодня разработка доктрины берет свое формирование в самом низу, на дне общественного мнения о том, какие вопросы могут разрешаться современной системой безопасности, в том числе и армией, а потому лучшим средством в этом направлении будет именно СМИ. Другой момент в том, чтобы исключить из данного информационного потока ложь, которая может навязываться как со стороны западных служб, так и со стороны политиков, которые порой для сохранения собственного авторитета идут на подрыв государственных интересов. Другим немаловажным аспектом признается зависимость состояния сферы военной безопасности от общего социального состояния: деятельность по обеспечению безопасности реализуется все таки людьми и во многом решения, которые будут приниматься этими людьми нередко зависит от того, как государство думает о своих «безопасниках», какие учитываются интересы, и каким образом разрешаются проблемы, складывающиеся в данной сфере. Об этом мы более подробно остановимся в следующей части нашего исследования.2.2 Основные угрозы национальной безопасности в морском приграничном пространстве РФУгроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. В декабре 1991 года прекратил действие союзный договор 1922 года, не стало великой державы СССР. Россия утратила прежнее место и роль в мировом геополитическом пространстве. Вместо этого она получила по всему периметру своих границ серьезное военное, экономическое, демографическое и информационное воздействие со стороны как сопредельных государств, так и мировых центров силы. Россия получила новые вызовы, опасности и угрозы безопасности страны в своих приграничных территориях. На фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер, России приходится выбирать, какие угрозы наиболее опасны и к каким она наиболее уязвима. С 2014 года можно говорить о политике сдерживания России, которая предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления. В таких условиях большую роль приобретает морское пространство, а точнее – морское пограничное пространство. В настоящее время мы наблюдаем формирование полицентричной модели международных отношений, что сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности, в связи с чем мы можем говорить о глобальных и региональных угрозах национальной безопасности в пограничном пространстве. Реализация задач пограничной политики Российской Федерации, в том числе связанных с предупреждением, нейтрализацией и ликвидацией угроз безопасности страны в пограничном пространстве (морском пограничном пространстве), обусловленных изменившимся геополитическим положением страны, невозможна без скоординированной деятельности ее субъектов – федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан в соответствии с определенными полномочиями.Наибольшими же полномочиями среди федеральных органов государственной власти в сфере защиты и охраны государственной границы, в том числе по предупреждению и ликвидации угроз безопасности страны на государственной границе и пограничных территориях, обладает Федеральная служба безопасности России. Полномочия субъектов обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определены соответствующими законодательными актами, директивами, приказами, распоряжениями, планами министерств и ведомств. Новые условия требуют серьезного изменения законодательной базы и изменения полномочий таких субъектов. Касается это прежде всего вопросов координации и взаимодействия этих субъектов. Система обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве является одной из важнейших слагаемых общей системы безопасности личности общества и государства, так как стабильность государства непосредственно связана с безопасностью его пограничных пространств.В целях оптимального функционирования системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве важно определить основные угрозы. Основные угрозы национальной безопасности России в морском пограничном пространстве по масштабу можно разделить на глобальные и региональные, национальные, местные и локальные. Угрозы в морском пограничном пространстве носят комплексный характер, поэтому их бывает сложно разделить. Развитие ситуации в морском пограничном пространстве подтверждает представление о расширении количества угроз и об усилении их интенсивности. Можно говорить о трех основных уровнях обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве: глобальном, региональном и национальном. Глобальные угрозы пограничной безопасности оказывают воздействие на все пограничное пространство, нанося непоправимый ущерб национальной безопасности, подрывая суверенитет и авторитет государства на международной арене. Как правило, они обусловлены деятельностью трансграничных (глобальных) преступных сообществ, а также являются производными от негативного воздействия процессов глобализации на государство и его внешнюю политику. Региональные угрозы пограничной безопасности оказывают воздействие на участки границ с учетом их региональной специфики, конфигурации, природно-географического ландшафта. Региональные преступные группы, часто находя поддержку со стороны криминализированных политических и экономических групп влияния отдельных государств, осуществляют постоянный поиск незаконных проходов через государственную границу и используют их для контрабандных действий. Локальные угрозы пограничной безопасности – это частные преступные нарушения установленных пограничных режимов отдельными лицами или группами лиц, не связанными с организованной преступностью. Как правило, локальные угрозы имеют преимущественно экономический контекст – перемещение на заработки, мелкая контрабанда, кража имущества и др. Глобальные и региональные угрозы пограничной безопасности России носят системный, долговременный и трансграничный характер. В пограничном пространстве существуют определенные методики классификации и оценки угроз. Необходимо использовать интуитивно-логические методы, наиболее простым из которых является метод экспертных оценок.Для упрощения анализа угроз в морском пограничном пространстве можно использовать методику, по которой с помощью экспертных оценок проводят ранжирование угроз. Для этого выделяют базовые угрозы, ранжируют и систематизируют их. С учетом анализа ситуации к числу основных угроз в морском пограничном пространстве относят: – угрозы военного характера; – незавершенность территориального разграничения с рядом сопредельных государств и незаконченность международно-правового оформления отдельных участков государственной границы Российской Федерации; – существующие и возможные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в зонах геополитических интересов России; – действия международных террористических и криминальных структур в приграничной зоне и с территорий иностранных государств; – расхищение морских биологических ресурсов в морском пограничном пространстве; – увеличение масштабов неконтролируемой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию России через морские пограничные пространства; – возрастание опасности техногенных и природных катастроф трансграничного характера с территории сопредельных государств; – неполное или искаженное информационное представление общества об остроте проблем пограничной безопасности страны и т. д. Таким образом, в каждом отдельно взятом приграничном регионе существуют региональные угрозы, связанные со многими факторами: географическими, политическими, экономическими. Например, к числу угроз ближайших лет такого важного региона, как Арктика, можно отнести: – попытки США и Канады пересмотреть правовой статус Арктических вод не в пользу России, в первую очередь, это касается режима использования Северного морского пути; – активный курс неарктических государств на интернационализацию Северного морского пути; – недостаточный контроль местоположения иностранных торговых судов и характера их деятельности в Артике; – усиленный рост деятельности иностранных разведслужб, увеличение активности НАТО в регионе, появление в регионе иностранных неправительственных и религиозных организаций, работа которых направлена на интернационализацию ситуации. Нет сомнений, что перечисленные угрозы в морском пограничном пространстве государства вполне могут быть пополнены и дополнены. Как несложно заметить, они располагаются в весьма широком диапазоне интересов государства – от глобальных внешнеполитических и экономических сфер жизнедеятельности нашего государства до круга вопросов, связанных с региональными экологическими вопросами или ростом преступности в приграничье. Морская деятельность в пределах морских пограничных пространств стала более интенсивной, что требует активной защиты ее субъектов. Глобальные и региональные угрозы вынуждают российские власти искать новые формы борьбы, совершенствовать взаимодействие с сопредельными государствами.ЗаключениеПодводя итог проведенному исследованию, мы можем констатировать, что в настоящее время в нашей стране создана достаточно объемная, функционально взаимосвязанная и в то же время качественно опробированная система органов государственной безопасности, способная, в свою очередь, решать любые задачи, связанные с обеспечением вопросов национальной безопасности. Вместе с тем, основными источниками проблем, на что мы обращали внимание в самой работе, является крайне слабая структурированность некоторых подразделений, которые по своей специфике реагирования на различные угрозы, могут функционировать автономно и, вместе с тем, более эффективно. Вторым вопросом, который, по-нашему мнению, носит не менее актуальный характер и который, очень часто упускается из вида государством при определении основных принципов обеспечения национальных интересов, особенно в такой сфере, как государственная безопасность, представляется вопрос защиты прав и законных интересов непосредственно тех, кто и играет ключевую роль в достижении заветной цели, сотрудников служб и ведомств, который и составляют основу национальной системы.С другой стороны, современная система национального реагирования на внешние и внутренние угрозы должна больше выстраиваться на идеологической основе, а не на материальной заинтересованности того, что мы сами понимаем под качественной национальной безопасностью.Опыт и патриотическое воспитание должны стать основой взгляда для ей построения и тогда большая часть вопросов о её эффективности отпадет сам собой.
Вопрос-ответ:
Каковы основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере?
Основными угрозами национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере являются незаконная миграция, контрабанда, трансграничное преступление, терроризм, нарушение государственной границы и агрессивные действия со стороны других государств.
Какова структура и составляющие системы национальной безопасности Российской Федерации?
Система национальной безопасности Российской Федерации включает такие составляющие, как политическая, военная, экономическая, информационная и экологическая безопасность. Кроме того, в состав системы национальной безопасности входят также правовая, социальная и идеологическая составляющие.
Какова правовая основа системы национальной безопасности Российской Федерации?
Правовая основа системы национальной безопасности Российской Федерации включает Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы безопасности государства. Правовая основа также включает международные договоры и соглашения, подписанные Россией с другими государствами по вопросам безопасности.
Какие составляющие национальной безопасности в пограничной сфере России являются стратегическими направлениями?
Стратегическими направлениями национальной безопасности в пограничной сфере России являются обеспечение государственной границы, защита территориальной целостности государства, предотвращение и пресечение незаконной миграции и трансграничного преступления, а также противодействие терроризму.
Какая система обеспечения военной безопасности Российской Федерации является важнейшей составляющей обеспечения интересов в пограничной сфере?
Система обеспечения военной безопасности Российской Федерации является важнейшей составляющей обеспечения интересов в пограничной сфере. Она включает вооруженные силы, военно-морской флот, воздушно-космические силы, также другие составляющие, такие как системы раннего предупреждения о ракетном нападении, противовоздушная и противоракетная оборона, система информационной безопасности и др.
Какие угрозы национальной безопасности Российской Федерации существуют в пограничной сфере?
В пограничной сфере России существуют различные угрозы, такие как незаконный пересечение границы, контрабанда, терроризм, наркотики, нелегальная миграция, киберугрозы и другие.
Какова структура и составляющие системы национальной безопасности Российской Федерации?
Система национальной безопасности России включает в себя следующие составляющие: государственное управление, внешняя политика, военная безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность, социальная безопасность, экологическая безопасность, правовая безопасность и интеллектуальная безопасность.
Какое правовое основание у системы национальной безопасности Российской Федерации?
Правовая основа системы национальной безопасности РФ включает Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.
Какая система обеспечивает военную безопасность Российской Федерации?
Система обеспечения военной безопасности России является одной из важнейших составляющих обеспечения интересов в пограничной сфере. Она включает в себя вооруженные силы, систему военной разведки, систему военной логистики, систему государственной гражданской обороны и другие компоненты.