Соотношение типа и формы государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 27.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика типологии государств 6
1.1.Понятие типологии государств. Особенности основных типов государств 6
1.2.Типология государств с точки зрения формального и цивилизационного подхода 13
Глава 2.Форма государства 19
2.1.Понятие и особенности формы государства 19
2.2.Элементы формы государства 22
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Политический режим – это комплекс способов, средств и методов практического осуществления политической власти. Любые преобразования, которые исходят в сущности государства этого типа, в первую очередь, отражаются на его режиме, а он прямо воздействует на форму устройства государства и форму правления.Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.Политическая власть, которая осуществляется в Российской Федерации, не применяет традиционного авторитаризма, а существующий политический режим не в состоянии изолировать от определенных черт либеральной и демократической политики, таких как критика со стороны средств массовой информации, надзора парламента, в том числе выборов.Одновременно политика 90-х годов 20 века была основана на классических принципах либеральной демократии и рыночной системы экономики, и обладала двояким характером: отсталое управление командного типа и регулирование экономикой бюрократическими слоями; а также передовая, предназначенная на истинное разделение властей, отделение экономики от политики, подчинение политики действующему законодательству и свободным выборам. Не препятствуя стабильному развитию демократии, власть стала воспроизводить практику прошлого, хоть и в более радикальных формах. Формирующаяся общественно-политическая действительность несет в себе сложные элементы частично преодоленных, и в некоторой степени частично измененных традиций прошлого. Данные характерные черты предопределяют неизбежный переходный период, т.к. для формирования реального демократического режима необходима не просто политизация, которая сопровождается конфликтами, а реальная поляризация и борьба активных сил в политической сфере: лишь в этом случае стороны сумеют заключить пакт, который обеспечит дальнейшее решение общественных конфликтов методами согласительного характера. Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.Тоталитаризм — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.Авторитаризм — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.Демократия— власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.Форма устройства государства устанавливает принципы национально-территориальной организации государства и правоотношений центральных органов с региональными органами власти. Принято выделять три базовые формы устройства государства – федерация, унитарное государство и конфедерация.Унитарное государство является самой распространенной формой в современном мире, определяется единством конституции и системы высших органов власти государства, высоким уровнем централизации управления всех структурных административно-территориальных единиц (областей, департаментов, районов и др.) при отсутствии у них политической независимости. Примерами унитарных государств являются Франция, Финляндия, Япония. До 1918 года Российская империя также была унитарным государством.Федерация – это форма устройства государства, когда несколько образований на государственной основе, юридически имеющие некоторую политическую независимость, составляют одно союзное государство.Конфедерацией признается временный правовой союз независимых государств, образованный с целью обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют собственные суверенные права, как во внешних, так и внутренних делах).Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие;6) признание и гарантирование местного самоуправления; 7)государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.ЗаключениеВ современной правовой науке имеются два основных подхода к типологии государства – цивилизационный и формационный. Итоги анализа их базовых норм отчетливо показали, что у каждого подхода наравне с достоинствами присутствуют и некоторые недостатки.Так, признаки формационного подхода недостаточно выражают признаки воздействия культурных факторов на состояние и развитие государства и права. Социальные и культурные факторы жизнедеятельности общества могут объяснить некоторые отличия между странами одной и той же общественно-экономической формации (к примеру, Япония и Соединенные Штаты Америки).Этот недостаток признается самым значительным. Некоторые нормы формационной теории критикуются современными исследователями не совсем корректно, т.к. анализ первоисточников отчетливо показывал, что данные нормы в работах Ф. Энгельса и К. Маркса отсутствуют. Цивилизационный подход также не совсем идеален. Главные его недостатки состоят в следующем. В первую очередь, это отсутствие единого понимания его основной категории «цивилизация». По этой причине формируется методологическая проблема, т.к. точно не установлен объект типологии. Во-вторых, анализ признаков цивилизационного подхода отчетливо показал, что они не выражают сущности типологизируемого явления – государства. В нем почти отсутствуют либо мало применяются основания, которые раскрывают признаки государственной власти. Указанные недостатки цивилизационного подхода к типологии государства существенно снижают его качественный уровень.Таким образом, каждая из выше перечисленных типологии государств несомненно имеет свое научное значение, как и ряд неоспоримых достоинств, но вместе с тем, они не лишены и значительных недостатков. К сожалению, ни одна из представленных классификаций государств, ни один из критериев, не может считаться универсальным, обобщающим. Остаются за их пределами неохваченные, иные типы государств. Наличие отмеченных негативных сторон определяет необходимость формирования интегративного подхода, который сконцентрировал бы положительные стороны формационного и цивилизационного подходов.Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающей форму правления, форму государственного устройства и политический режим.Форма правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарную, федеративную, конфедеративную.Государственно-правовой режим есть совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающих ее содержание и характер. Примеры государственно-правовых режимов - деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно-правовые режимы с теми или иными вариациями распадаются на две большие группы - демократические и авторитарные.От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.Список использованных источников и литературыНаучная и учебная литература:1.Алманов В.А. Формы правления: понятие, виды // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(29). – 2015. – С. 732.Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для ... бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.3.Арбузкин А. Опыт разработки конституционно-правовой типологии государства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2016.- № 1. С.254.Атаманова К. В., Рубанцова Т. А. Проблемы типологии государств // Юридические науки: проблемы и перспективы. – 2016. – С. 1735.Баранецкий О. А. Проблема типологии государств // Журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России».-Выпуск № 3 / 2017. – С. 286.Бутенко Л.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое. // Социально-политический журнал. 2015. №67. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы философии, -2016, № 2. –С.128. Зверев, Н. А. Основания классификации государств в связи с общим учением о классификации: Методол. исслед. Н. Зверева. - Москва: Унив. тип. (М. Катков), 1883. - [2], VIII. - 388 с. 9. Корниенко Т. А., Ярмонова Е. Н. Политический режим как функциональный аспект политической системы // Журнал «Концепт». – 2016. – С.2-310. Кульков М. О. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Журнал «Вестник Волгоградского государственного университета». - Серия 5: Юриспруденция. Выпуск № 7 / 2016. – С. 17311. Матненко М. А., Утемисова З. Ж. Проблемы типологии государств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 3-6.12. Мордовцев А.Ю., Тимощенко Н.В., Люба В.Я. Теория государства и права. Издательский центр «Март» Ростов. 2016. – С. 18113. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.14. Проблемы теории государства и права. (Юриспруденции): Учебный курс / Ф.М. Раянов, А.И. Бобылев - М.: Право и государство, 2016. – С.7115. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для СПО / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.16.Сальников В. П. Государственность как феномен и объект типологии : теоретико-методологический анализ. Монография /В. П. Сальников, С. В. Степашин, А. Б. Хабибулин.- СПб: Ун-т.- 2001. – 203с.17. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2015. - С. 10518. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 715 с.19. Теория государства и права: учебник /кол.авт.;отв. ред. А.В. Малько. - М.: КНОРУС, 2015. С- 186.20. Теория государства и права. Элементарный курс: Учебное пособие / Марченко М. Н. - 3-е изд., доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.21. Томилина Е.Е., Опокин А. Б., Голик А. А. Типология государства: сущность и содержание // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». - № 9. – 2018. – С. 4422. Югов А. А. Система государственного устройства России // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 69

Научная и учебная литература:

1.Алманов В.А. Формы правления: понятие, виды // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(29). – 2015. – С. 73
2.Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для ... бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.
3.Арбузкин А. Опыт разработки конституционно-правовой типологии государства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2016.- № 1. С.25
4.Атаманова К. В., Рубанцова Т. А. Проблемы типологии государств // Юридические науки: проблемы и перспективы. – 2016. – С. 173
5.Баранецкий О. А. Проблема типологии государств // Журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России».-Выпуск № 3 / 2017. – С. 28
6.Бутенко Л.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое. // Социально-политический журнал. 2015. №6
7. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы философии, -2016, № 2. –С.12
8. Зверев, Н. А. Основания классификации государств в связи с общим учением о классификации: Методол. исслед. Н. Зверева. - Москва: Унив. тип. (М. Катков), 1883. - [2], VIII. - 388 с.
9. Корниенко Т. А., Ярмонова Е. Н. Политический режим как функциональный аспект политической системы // Журнал «Концепт». – 2016. – С.2-3
10. Кульков М. О. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Журнал «Вестник Волгоградского государственного университета». - Серия 5: Юриспруденция. Выпуск № 7 / 2016. – С. 173
11. Матненко М. А., Утемисова З. Ж. Проблемы типологии государств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 3-6.
12. Мордовцев А.Ю., Тимощенко Н.В., Люба В.Я. Теория государства и права. Издательский центр «Март» Ростов. 2016. – С. 181
13. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.
14. Проблемы теории государства и права. (Юриспруденции): Учебный курс / Ф.М. Раянов, А.И. Бобылев - М.: Право и государство, 2016. – С.71
15. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для СПО / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
16.Сальников В. П. Государственность как феномен и объект типологии : теоретико-методологический анализ. Монография /В. П. Сальников, С. В. Степашин, А. Б. Хабибулин.- СПб: Ун-т.- 2001. – 203с.
17. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2015. - С. 105
18. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 715 с.
19. Теория государства и права: учебник /кол.авт.;отв. ред. А.В. Малько. - М.: КНОРУС, 2015. С- 186.
20. Теория государства и права. Элементарный курс: Учебное пособие / Марченко М. Н. - 3-е изд., доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.
21. Томилина Е.Е., Опокин А. Б., Голик А. А. Типология государства: сущность и содержание // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». - № 9. – 2018. – С. 44
22. Югов А. А. Система государственного устройства России // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 69

Вопрос-ответ:

Что такое типология государств?

Типология государств - это систематическое разделение государств на основе определенных признаков и характеристик. Она позволяет классифицировать и описывать различные типы государств, а также изучать их особенности и взаимосвязи между ними.

Какие основные типы государств существуют?

Существует несколько основных типов государств, включая монархии, республики и демократии. Монархии характеризуются наличием монарха как главы государства, в то время как республики имеют выбираемого президента или другого представителя в качестве главы государства. Демократии отличаются активным участием граждан в принятии политических решений.

В чем разница между формальным и цивилизационным подходом к типологии государств?

Формальный подход к типологии государств сконцентрирован на политических институтах и организациях, таких как монархии, республики и президентские системы. Цивилизационный подход, напротив, уделяет большее внимание историческим, культурным и социальным аспектам государства, учитывая его место в контексте данной цивилизации.

Что такое форма государства?

Форма государства - это основная система организации власти в государстве. Она определяет, каким образом осуществляется принятие политических решений, распределение полномочий между органами власти и реализация прав граждан.

Какие элементы входят в форму государства?

Элементы формы государства включают конституцию, законы, органы государственной власти, систему выборов и др. Конституция является основным документом, определяющим структуру и функции государства. Законы регулируют деятельность государственных органов и отношения между гражданами. Органы государственной власти обеспечивают функционирование государства и осуществляют управление. Система выборов позволяет гражданам участвовать в формировании власти и выражать свою волю.

Что такое типология государств?

Типология государств - это классификация государств по определенным признакам или критериям. Она позволяет выделить основные типы государств и классифицировать их в соответствии с их характеристиками, структурой и функционированием.

Какие основные типы государств можно выделить?

Основные типы государств могут быть выделены с помощью различных подходов, включая формальный и цивилизационный подходы. Среди них можно выделить республику, монархию, демократию, тоталитаризм и автократию.

Что такое форма государства?

Форма государства - это организационно-правовая структура государственной власти, определяющая отношения между различными институтами и органами государства, а также между государством и гражданами.

Каковы основные элементы формы государства?

Основными элементами формы государства являются конституция, правительство, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, а также система разделения властей и гарантии прав и свобод граждан.