Использования метода проекта при организации речевого развития дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 29.12.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования метода проекта при организации речевого развития дошкольников 5
1.1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Понятие и основные особенности метода проекта 9
1.3. Методика и значение метода проекта в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 13
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию метода проекта в речевом развитии дошкольников 18
2.1. Организация и анализ результатов исследования уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Программа внедрения метода проекта при организации речевого развития старших дошкольников 21
Заключение 27
Список литературы 29




Фрагмент для ознакомления

Таблица 2.3. Результаты методики «Пересказ сказки»Количество детейВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень150 человек;0 %.6 человек;40 %.9 человек;60 %.Анализ методики №3 «Рассказ по картинке»Для методики использовалась картина «Курица и цыплята».Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия, например (Лиза Ю.): «Курица побежала. На небе молния». В лучшем случае сводится к перечислению того, что нарисовано на картинках, Например (Вова В.): «На картинке нарисованы курица, цыплята, цветочки…», (Семен С.) : «Это лето, уже цветочки, много цыплят…» Также нарушения структуры предложений, бедность речи, например (Полина Р.): «Курица бежит. Другие цыплята тоже…».Таблица 2.4. Результаты методики «Рассказ по картине»Количество детейВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень150 человек;0 %.5 человек;37 %.10 человек;63 %.Таблица 2.5. Сводная таблица уровня развития речи детей по трем методикамУровни развитияречиМетодика№1Методика №2Методика№3Высокий00 %00 %00 %Средний747%640 %537 %Низкий853%960 %1063 %По результатам диагностики было выявлено, что в основном дети находятся на среднем или низком уровнях. Отмечаются отдельные нарушения воспроизведениятекста, смысловые несоответствия; нарушения структуры предложений, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Что обусловило проведение работы по развитию речи старших дошкольников посредством проектной деятельности.2.2. Программа внедренияметода проекта при организации речевого развития старших дошкольниковС целью развития речи старших дошкольников был разработан и внедрен проект «Сказки».Проект: краткосрочный, ученический, групповой, творческий.Цель проекта:развитие речи, пополнение активного словарного запаса старших дошкольников, привитие любви к литературным произведениям.Участники проекта: педагоги, дети, родители.Этапы работы над проектом:Предварительная работа:Была создана предметно-пространственная развивающая среда: - выставка книг «Моя любимая сказка»- выставка рисунков «Герои сказок»- настольный кукольный театр по русским народным сказкам- уголок сказок, где дети могут не только познакомиться с героями сказок, но и обыграть их.2. Подбор и проведение игр и заданий по развитию речи («Чей это голос?», «Угадай игрушку», «Скажи какой» и др.)Знакомство с серией сказок, в процессе ознакомления обращение внимания детей на композицию произведения (как начинается, о чем сказка, как и чем заканчивается), на ее языковые особенности, описание типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев. 3. Работа с родителями:- консультация для родителей«Формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки»;- групповое родительское собрание на тему: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»; - стенды в родительских уголках, папки - передвижки. В ходе экспериментального обучения нами была проведена работа по обеспечению эффективного целенаправленного и систематического развития речи старших дошкольников. В соответствии с этим принципом были определены содержание и методика обучения, поставлены следующие задачи:1. обогатить предметно-пространственную развивающую среду атрибутами, дидактическим материалом, способствующую развитию речи у детей старшего дошкольного возраста;2. сформировать навыки и умения у детей, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; уметь отвечать на вопросы.3. научить детей последовательно строить высказывания: начало, середина, конец;4. изменить отношение родителей к проблеме развития речи у детей старшего дошкольного возраста.Таблица 2.6План работы по развитию речи в рамках проекта «Сказки»Тема занятияЦелиМетоды и приемыСерия занятий по пересказу сказокРазвитие навыков планирования пересказа сказки с опорой на наглядность. Формирование умений отбирать условные обозначения для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать.Формирование умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать.Активизация памяти, внимания.1.Чтение сказки2.Бесседа (обсуждение поведения сказочных героев)3. Отгадывание загадок4.Дидактические игры:«Кто где живет?», «Ассоциации» и др.5.Пересказ по опорным словам, картинкам, схемам.6.Рисование опорных картинок, схем для пересказа.7.Пересказ сказки с изменением лица.Серия занятий по сочинению сказокРазвитие умения продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание.Обогащения словарного запаса. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.1.Рассказывание сказки.3. Придумывание новогоназвания сказки.4. Придумывание новогоКонца или начало сказки.5. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.6. Сочинение новой сказки с любимым героем.7. Викторина «Знаешь ли ты героев сказок?»Итоговое занятие. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.1.Обыгрывание сказки по ролям.Разработанныйпланработы по проекту «Сказки» направлен на формирование речи детей старшего дошкольного возраста и включает в себя совместную деятельность по пересказу сказки в разных вариантах: коллективный (по цепочке) пересказ сказки, пересказ по опорным словам, картинкам.Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, мышления. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построение предложений и целого текста. Дети учатся воспринимать и понимать нравственные отношения между героями, понимать, что такое труд, правда, честь, совесть, зло, хитрость. Дети с большим интересом погружались в новый для себя мир обычаев, традиций народа. То есть, сказки помогли ребятам раскрыться, не бояться высказываться, соблюдать построение текста (начало, середина, конец). Придумывать, что-то новое, мы ставим детей в активную позицию, давая возможность для самовыражения. Также в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста нами использовалась серия занятий по сочинению сказок. В которую входили составление творческого рассказа «придумаем сказку». Это являлось необходимой частью методики в связи с тем, что творческое рассказывание «сочинение сказки» максимально приближает ребенка к тому уровню развития речи, который в дальнейшем будет способствовать успешной социализации. Кроме того, «сочинение сказки» играет важную роль в развитии для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Всовместной деятельности были использованы такие основные виды рассказывания как: придумывание начало и завершение сказки, изменение сюжета сказки путем ввода нового героя, сочинение новой сказки с любимым героем. «Сочиняя сказки» у детей получаются новые, необычные, интересные герои и сюжеты. А любое творчество развивает нестандартное мышление, ребята становятся более любознательными, занимаются с желанием и удовольствием. Дети с нетерпением ждали очередной встречи со сказкой. Итоговым событием была проведена викторина «Знаешь ли ты героев сказок?». При ее проведении активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы.В процессе эксперимента, проводились дидактические игры, на которых помимо основной задачи (развитие речи), осуществлялся целый комплекс задач: активизация процесса мышления, улучшение моторики пальцев рук, словарная работа, обогащении словарного запаса, формировании грамматически правильной речи, развития воображения. После внедрения метода проекта была проведена повторная диагностика уровня развития речи старших дошкольников. Для этого использовались те же методики: «Опиши игрушку», «Пересказ сказки», «Рассказ по картине».Таблица 6.Сводная таблица уровня развития речи детей по после реализации проектаУровни развитияречиМетодика№1Методика №2Методика№3Высокий320 %427 %427 %Средний960%853 %960 %Низкий320%320 %213 %Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности внедренного проекта. Группа детей улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития значительно уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем увеличилось. ЗаключениеАнализ методической и психолого-педагогической литературы, проведенный в исследовании, показал важность и необходимость речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической грамматической.Было выявлено, что старшие дошкольники способны активно принимать участие в беседе, в достаточной степени полно и четко давать ответы на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Ход диалога детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от трудности задач, которые реализуются в их совместной деятельности. Монологическая речь старших дошкольников также достигает совершенства: дети овладевают различными типами связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура рассказов детей, растет количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.Метод проекта в дошкольном образовании способствует развитию свободной творческой личности. Проектная деятельность является привлекательной для детей, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности метода проекта и грамотного использования в педагогической практике его возможностей.Для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.В ходе экспериментальной работы была проведена диагностика уровня развития речи старших дошкольников. По результатам диагностики было выявлено, что в основном дети находятся на среднем или низком уровнях. Отмечаются отдельные нарушения воспроизведениятекста, смысловые несоответствия; нарушения структуры предложений, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Что обусловило проведение работы по развитию речи старших дошкольников посредством проектной деятельности.После внедрения метода проекта была проведена повторная диагностика уровня развития речи старших дошкольников. Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности внедренного проекта. Группа детей улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития значительно уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем увеличилось. Что свидетельствует о том, что метод проекта является эффективным при организации речевого развития дошкольников. Выдвинутая гипотеза о том, что если использовать метод проекта в работе со старшими дошкольниками, то он будет способствовать повышению их уровня речевого развития, подтвердилась.Список литературыПриложение 1

Список литературы
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева – М.: изд. центр «Академия», 2006. – 400 с.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса А. Н. Веракса – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 112 с.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи /В.В. Гербова. – Москва Мозаика-Синтез, 2010. – 173 с.
4. Гулидова Т. В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО: методические разработки / Т.В. Гулидова – М.: Айрис – пресс, 2017. – 58 с.
5. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. pаведений / В.И. Загвязинский, Р. А. Атаханов – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
6. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети: методические рекомендации / М.А. Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 78 с.
7. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе: монография / Е. Г. Кагаров – М.: Брокгауз-Ефрон, 1926. – 88 с.
8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с.
9. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: конспекты метод. разработки / Н.А. Короткова – СПб.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 78 с.
10. Курмакаева Г. З. Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами / Г.З. Курмакаева, Т.М. Кобылянская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара: АСГАРД, 2017. – С. 48-51.
11. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников: ученые записки ЛГПИ им Герцена / А. М. Леушина – М.: 1991. – 214 с.
12. Локтионова З. А. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. - 2016. - №8 - С. 60-64.
13. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – Спб.: Питер, 2008. – 583 с.
14. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. И. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 3-11.
15. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – с. 6 – 17.
16. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. Учеб. заведений / Н. А. Стародубова – М.: Академия, 2008. – 256 с.
17. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
18. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова. – Москва: Творческий центр Сфера, 2010. – 234 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.
20. Харитонова Л. А. Исследовательская деятельность дошкольника / Л. А. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 7 – С. 32-34.
21. Эльконин Д.Б. Детская психология /Эльконин Д.Б. – М.: Сфера, 2000. – 392 с.

Приложение 1
Методики диагностики уровня развития речи дошкольников
Методика № 1. «Опиши игрушку»
Инструкция: детям предлагают описать игрушку.
Авторами предлагается следующая качественная обработка результатов.
2 балла - отсутствие нарушения логики, наличие простых предложений, полное отсутствие неоправданных пауз, самостоятельно рассказывание.
1 балл – отсутствие предложений, наличие длительных пауз; небольшое количество подсказок.
0 баллов – необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов - среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.
Методика № 2 «Пересказ сказки»
Инструкция: детям предлагают прослушать знакомую сказку.
Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:
-понимание текста – правильное формирование основной мысли;
-структурирование текста – умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
-плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
-самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Авторами предлагается следующая качественная обработка результатов.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов.
2 балла – правильное воспроизведение; последовательное построение пересказа, использование авторских слов, полное отсутствие неоправданных пауз, самостоятельность пересказывания.
1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие нарушения логики, отсутствие длительных пауз, небольшое количество подсказок.
0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста.
Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов - среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.
Методика № 3 «Рассказ по картинке»
При рассказывании по картине дети, с одной стороны, опираются на содержание картинки, а с другой могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения.
Инструкция: детям предлагают внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно логического содержания и языкового оформления.
Обработка и интерпретация результатов:
Речь оценивается по следующим параметрам:
-целостность – единство темы;
-последовательность и структурное оформление;
-связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений,
-развернутость рассказ, его объем – измеряется путем подсчета слов и предложений,
-самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;
-плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.
Методика интерпретации результатов также аналогична.
2 балла – умение связно высказываться, точно следуя теме рассказа; умение строить рассказ (соблюдать структуру и последовательность); наличие предложений, полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельно рассказывание.
1 балл – отсутствие нарушения логики; преобладание отдельных слов; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок.
0 баллов –необходимость в подсказках, многочисленные паузы;
Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов - среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.


Вопрос-ответ:

Какие особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста?

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста включают более сложную грамматику и лексику, развитие навыков общения, умение задавать вопросы, рассказывать истории и выражать свои мысли более четко и логично.

Что такое метод проекта и какие основные особенности у него есть?

Метод проекта - это способ организации учебного процесса, в котором дети решают комплексные задачи, осваивая новые знания и умения. Основные особенности метода проекта включают активное участие детей, интеграцию различных предметных областей, коллективную работу и приложение полученных знаний на практике.

Какова методика и значение метода проекта в развитии речи детей старшего дошкольного возраста?

Методика метода проекта включает выбор темы проекта, планирование и организацию работы, проведение исследовательских действий и вопросно-постановочную активность. Значение метода проекта в развитии речи детей старшего дошкольного возраста заключается в развитии коммуникативных навыков, расширении словарного запаса, укреплении умения выражать свои мысли и рассуждать.

Как проходила экспериментальная работа по использованию метода проекта в речевом развитии дошкольников?

Экспериментальная работа включала выбор конкретной темы проекта, планирование и организацию работы с детьми, проведение исследовательских действий и создание конечного продукта. Были осуществлены занятия, на которых дети активно обсуждали тему, высказывали свои мысли и делали выводы. После экспериментальной работы были проанализированы результаты и сделаны соответствующие выводы о важности метода проекта в развитии речи дошкольников.

Какие результаты были получены в эксперименте по использованию метода проекта в речевом развитии детей дошкольного возраста?

В результате эксперимента по использованию метода проекта в речевом развитии дошкольников было выявлено улучшение коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, повышение умения формулировать и выражать свои мысли. Дети стали более активными и уверенными в общении, улучшились навыки рассуждения и критического мышления. Эксперимент подтвердил ценность метода проекта в развитии речи детей дошкольного возраста.

Какие особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в данной статье?

В данной статье рассматриваются особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Что включает в себя метод проекта?

Метод проекта включает в себя определенные понятия и особенности, которые используются при организации речевого развития дошкольников.

В чем заключается методика и значение метода проекта в развитии речи детей старшего дошкольного возраста?

Методика метода проекта заключается в организации и проведении различных проектов, которые способствуют развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Значение метода проекта заключается в его эффективности и возможности развивать у детей коммуникативные навыки и творческое мышление.

Какая экспериментальная работа проводилась по использованию метода проекта в речевом развитии дошкольников?

В статье описывается экспериментальная работа, в которой использовался метод проекта для организации речевого развития дошкольников.

Какие результаты были получены при использовании метода проекта в речевом развитии дошкольников?

Результаты экспериментальной работы показали, что использование метода проекта в речевом развитии дошкольников существенно повышает эффективность обучения и способствует развитию речи и коммуникативных навыков у детей.

Какие особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются следующие особенности речевого развития: расширение словарного запаса, улучшение грамматической структуры речи, развитие речевой активности и самостоятельности, повышение смысловой и содержательной наполненности речи.

Какие понятия и особенности свойственны методу проекта в развитии речи детей старшего дошкольного возраста?

Метод проекта предполагает осуществление учебной деятельности, направленной на решение конкретной проблемы или поставленной цели. Дети самостоятельно определяют задачи, выбирают способы и средства решения, а также получают обратную связь. Особенностью метода проекта является активное участие детей в процессе обучения, формирование коммуникативных и познавательных навыков, развитие творческого и самостоятельного мышления.