эффекты межличностного восприятия
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 30.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
1.Эффекты межличностного восприятия 3
2. Психический процесс в межличностном восприятие 10
Заключение 16
Список литературы 17
В них воспроизводится влияние субъективности, субъектности, индивидуальности на психическую деятельность человека. Эти факторы в полной мере реализуют себя в семиотике психического процесса. Поэтому в конструкте межличностного восприятияпредставлена семиотика актуализации психологических значений во внешних проявлениях человека как субъекта социального взаимодействия. Она разворачивается по формуле знак – значение – смысл – отношение. По убеждению Л. С. Выготского, знак – это орудие психической деятельности высшего уровня. «Высшие психические функции, неотъемлемой частью которых является употребление знаков, возникают в процессе сотрудничества и социального общения» [8, c. 16]. Именно знак является универсальной формой трансляции психического эффекта. В межличностном восприятие функцию знака выполняют признаки внешнего облика, телесные движения, голос и речь, их экспрессия и интонация, предметные действия. В психическом процессе функцию знака выполняют психические изображения, возникающие в зоне контакта органов чувств с объектом отражения. Семиотическая парадигма в психологической науке утверждается по логике информационной коммуникации, где формируется семиотическая модель психического процесса, приближающая нас к тайнам трансформации физического воздействия в продукт психологической деятельности. Одним из шагов в этом направлении был сделан Л. М. Веккером при анализе психического процесса как информационного, описываемого в терминах «психического изображения» как «кода» «психического образа объекта» [10].В процессах межличностного восприятия происходит знаково-символическая трансформация материальных свойств физического облика человека в признаки психологических качеств личности. Они выполняют функцию сигнала в оживлении рефлекторных ассоциаций, сложившихся в опыте межличностного восприятия партнёров социального взаимодействия. Таким образом, признаки внешнего облика становятся условными сигналами психологических значений личности, интериоризированных в практике социального взаимодействия. Психология функцию общения до трансформации его в управленческую и манипуляторскую деятельность, основанную на психологическом влиянии и воздействии. Это добавляет новые смыслы в межличностные отношения партнёров и их взаимное познание. В результате в социально-психологической интерпретации личности появляются смыслы эмоционального отклика партнёров друг на друга и их взаимоотношений, которые становятся психологическим основанием селекции партнёров в социальном взаимодействии. Отношения партнёров социального взаимодействия благодаря общению приобретают встречный характер. Это приводит к их интегральному синтезу в виде взаимоотношений. Восприятие человека человеком происходит на фоне позитивных или негативных отношений друг к другу. В то же время в социально-психологической интерпретации личности проявляется стремление к объединению с партнёром или к изоляции от него (отношения аффилиации или изоляции). Итогом такого стремления являются отношения взаимного приятия или отвержения по осознанным мотивам совместной жизнедеятельности. Психология понятия о психологических качествах личности партнёров по мотивам социального взаимодействия. Один из основных постулатов межличностного восприятия заключается в том, что если возникшие психологические портреты партнёров привели к положительным итогам их совместной деятельности и соответствующим человеческим взаимоотношениям, то такие портреты считаются если не адекватными психической организации партнёров, то релевантными их психологической сущности. Поэтому социальная перцепция направлена на поиск психологических качеств, обеспечивающих перспективу совместимости партнёров в совместной жизнедеятельности. В психологических портретах происходит интегральный синтез психологического познания человека как субъекта социального взаимодействия, а в межличностные восприятия– трансформация психического процесса в психологическую деятельность по идентификации партнёров на предмет перспектив успешности совместной деятельности.Межличностное познание – сложный процесс, на точность которого влияет большое количество переменных. При этом невербальное поведение является значимым фактором, определяющим точность межличностного познания. Существуют стереотипы и имплицитные теорий личности, влияющие на процесс межличностного познания. Существуют предпосылки к разделению способностей к оценке личностных черт по внешности и невербальному поведению. Выявлена возможность черно-белого стимульного материала выступать в виде побочной переменнойЗаключениеТочность межличностного восприятия при диадическом взаимодействии различается в зависимости от степени знакомства партнеров по общению. Социальное восприятие направлено на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшей совместной деятельности, а могут в процессе совместной деятельности познавать друг друга. Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание – это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. Воспринимающие, которые впервые познакомились, наиболее точно могут предсказать атрибуцию качеств в свой адрес, в отличие от знакомых людей. Так, в паре с незнакомцем человек наиболее точно может предположить, как его описывает партнер по общению, какое впечатление он производит на собеседника. При прогнозировании поведения, чем дольше и ближе общаются партнеры по общению, тем выше точность межличностного восприятия.Список литературыАндреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.Белинская Е.П., Бронин И.Д. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т. 1. С. 109–113.Белинская Е.П., Бронин И.Д. Точность межличностного восприятия в условиях опосредованного знакомства в социальных сетях // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 91–108.Бзезян А.А., Гура О.Р., Лабунская В.А. Социальная дистанция во взаимодействии с представителями этнокультурных групп в зависимости от типа внешнего облика // Studia Humanitatis. 2018. № 4. С. 13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство Московского университета, 1982. 200 с.Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: Вчера, сегодня, завтра // Социальная психология / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 170–180.Катанова Я.А., Лапшина Т.Н. Взаимосвязь настроения и межличностного восприятия // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 1. С. 45–53.Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. 208 с.Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические подходы к исследованию отношения к этнолукизму // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 19–33. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.Никитина Е.А. Двойной гало-эффект привлекательности при решении моральных дилемм // Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 108–111. 23. Попова Л.В. Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности жизнью и представлений о внешнем облике у студентов // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. №6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mirnauki.com/PDF/148PSMN618.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.Социальная психология общения. монография / под общ. Ред.А.Л. Свенцицкого. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 256 с. С. 81–107.Cushman F., Young L., Hauser M. The role of conscious reasoning and intuition in moral judgment: Testing three principles of harm // Psychological Science. 2006. V. 17. № 12. Р. 1082–1089. 24. Arutyunova K.R., Alexandrov Yu.I., Znakov V.V., Hauser M.D. 2013. Moral judgments in Russian culture: Universality and cultural specificity // Journal of Cognition and Culture. 2013. V. 13(3–4). P. 255–285.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
2. Белинская Е.П., Бронин И.Д. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т. 1. С. 109–113.
3. Белинская Е.П., Бронин И.Д. Точность межличностного восприятия в условиях опосредованного знакомства в социальных сетях // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 91–108.
4. Бзезян А.А., Гура О.Р., Лабунская В.А. Социальная дистанция во взаимодействии с представителями этнокультурных групп в зависимости от типа внешнего облика // Studia Humanitatis. 2018. № 4. С. 13.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство Московского университета, 1982. 200 с.
6. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: Вчера, сегодня, завтра // Социальная психология / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 170–180.
7. Катанова Я.А., Лапшина Т.Н. Взаимосвязь настроения и межличностного восприятия // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 1. С. 45–53.
8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. 208 с.
9. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические подходы к исследованию отношения к этнолукизму // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 19–33.
10. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.
11. Никитина Е.А. Двойной гало-эффект привлекательности при решении моральных дилемм // Вестник Костромского университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 108–111. 23.
12. Попова Л.В. Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности жизнью и представлений о внешнем облике у студентов // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. №6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mirnauki.com/PDF/148PSMN618.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
13. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
14. Социальная психология общения. монография / под общ. Ред.А.Л. Свенцицкого. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 256 с. С. 81–107.
15. Cushman F., Young L., Hauser M. The role of conscious reasoning and intuition in moral judgment: Testing three principles of harm // Psychological Science. 2006. V. 17. № 12. Р. 1082–1089. 24. Arutyunova K.R., Alexandrov Yu.I., Znakov V.V., Hauser M.D. 2013.
16. Moral judgments in Russian culture: Universality and cultural specificity // Journal of Cognition and Culture. 2013. V. 13(3–4). P. 255–285.