Рудаков В.Н. «Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV вв.»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Мировая
  • 14 14 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 30.12.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1.Восприятие монголо-татар в произведениях древнерусской литературы середины XIII – первой четверти XIV века 4
1.1. Монголо-татары в ранних летописных повестях о битве на Калке 4
1.2. Образы монголо-татар в ранних летописных повестях о нашествии Батыя 6
1.3. Представления о монголо-татарах в «Поучениях» Серапиона Владимирского 9
1.4. Изображение ордынцев в ранних редакциях житийных повестей об убиенных в Орде князьях 10
2. Восприятие монголо-татар в произведениях древнерусской литературы конца XIV - XV века 12
2.2. Литературная история памятников «куликовского цикла» 12
2.3. Монголо-татары в «Задонщине» 13
2.4. Изображение монголо-татар в краткой летописной Повести «О великом побоище, иже на Дону» 13
2.5. Эволюция образов монголо-татар в пространной летописной Повести о Куликовской битве 14
2.6. «Поганые» в «Сказании о Мамаевом побоище» 14
2.7. «Безбожные супостаты» в «Послании на Угру» ростовского архиепископа Вассиана Рыло 15
Заключение 16
Список источников и литературы 17

Фрагмент для ознакомления

На первый взгляд характеристики монголо-татар в этом произведении кажутся вполне традиционными. Но в то же время появляются новые черты восприятия «поганых». Рать, движущаяся на Русскую землю, оказывается многонациональной. Татарам в повести оказывается свойственна ранее неизвестная книжникам черта «безбожных», как страх. Татары идут не с абстрактного «востока», не «не весть откуда», они движутся из «земли Татарской». По мнению автора, не «гнев Божий», а всего лишь, «личная инициатива» Мамая лежит в основе татарского нашествия на Русь, и оценивается она им очень негативно. Победа русских войск, возглавляемых великим князем, над татарами — это событие, которое явно выходит из ряда привычных отношений между Русью и Ордой. Победа над теми, кого раньше считали непобедимыми «даже не по причине их силы, а по причине своей слабости (в первую очередь душевной, морально-нравственной, а потом уже военной), своей греховности, по причине «гнева Господнего» на Русь», конечно же, требовала совершенно нового подхода к ее описанию.
2.5. Эволюция образов монголо-татар в пространной летописной Повести о Куликовской битве
В пространном рассказе о Куликовской битве делается акцент на том, что «беззаконие» Мамая стало основной причиной нашествия. По мнению летописца, несмотря ни на что, Господь все-таки помогает русским победить монголо-татар и их союзников. Образ татар несколько размыт за счет введения в рассказ фигур союзников Мамая. И те получают характеристики, очень похожие на те, что даются татарам.
В значительной степени ни этническая, ни конфессиональная принадлежность «поганых татар» практически не интересует книжника. В гораздо большей степени его привлекает тема «заступничества Божия» и наказания «беззаконных».
2.6. «Поганые» в «Сказании о Мамаевом побоище»
Тема победы русских над «безбожными», победы, которая достигнута благодаря Божьему милосердию и заступничеству «небесных сил», во многом предопределила восприятие монголо-татар в «Сказании о Мамаевом побоище» Автор считал главной целью Мамая – разорить и осквернить православную веру. В соответствии этим книжник дает крайне негативные эпитеты как самому предводителю, так и всему его воинству. Автор «Сказания» связывает движение «поганых» на Русь с происками дьявола и переносит на татар некоторые его характеристики. Одной из наиболее важных тем «Сказания» является тема Божьего заступничества. Монголо-татарской рати Мамая противостоит не только князь и его войско, но и Бог с многочисленными «небесными силами». Для авторов почти всех без исключения литературных памятников этого цикла характерно то, что они показывают антиправославную направленность действий монголо-татар. Отсюда и возникало осознание книжниками борьбы с татарами в качестве богоугодного дела.
Важной чертой татар почти во всех рассматриваемых нами произведениях является «беззаконность» их самих, и их предводителя Мамая. Его «беззаконность» проявляется в неправомерности действий в отношении Руси и ее князей. Книжники подвергают сомнению легитимность темника, который претендует на роль верховного сюзерена русских земель. В «Сказании о Мамаевом побоище» подвергается сомнению феномен власти ордынского «царя». Таким образом, в более поздних произведениях о событиях Куликовской битвы «намечаются контуры сформулированной Вассианом Рыло концепции «беззаконности ордынского царя», власть которого сомнительна, и борьба с которым вполне легитимна».
2.7. «Безбожные супостаты» в «Послании на Угру» ростовского архиепископа Вассиана Рыло
В Послании Вассиана Рыло завершается процесс осмысления феномена монголо-татарской власти на Руси. Книжник сосредоточил основное внимание на образе предводителя монголо-татар. В итоге он приходит к выводу о незаконности власти ордынских «царей», от Батыя и до Ахмата. Власти «ложного» монголо-татарского «царя» Вассиан противопоставляет власть великого князя Владимирского, как власть «утвержденную богом». В соответствии с идеалом правильного поведения главы православного государства, по мнению Вассиана, великий князь «выступал в качестве «пастыря» врученного ему от Бога «духовного стада». Часто используя исторические и библейские параллели, Вассиан сумел создать целостную концепцию борьбы с врагами православия, которая повлияла на развитие русской общественной мысли в дальнейшем.
Заключение
Изображение захватчиков в литературных памятниках на протяжении XIII - XV веков не оставалось застывшим и неизменным.
Целью данной работы являлось изложение точки зрения В.Н Рудакова в книге «Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII–XV вв.» на реконструкцию основных составляющих целостного восприятия монголо-татар русскими средневековыми авторами.
В ходе работы нам удалось решить следующие задачи: удалось изложить основные представления древнерусских писателей по поводу причин монголо-татарских нашествий на русские земли; мы смогли показать восприятие феномена власти монголо-татарских ханов; рассмотрели, как оцениваются книжниками возможности и перспективы сопротивления ордынцам; смогли увидеть, каким образом авторы рассматриваемых произведений определяли эталоны должного поведения человека в условиях «татарщины». Реконструкция представлений о монголо-татарах, предпринятая на материале памятников древнерусской литературы середины XIII–XV века, позволила определить наиболее важные для книжности указанного периода аспекты восприятия ордынцев, а также проследить эволюцию взглядов средневековых авторов на феномен завоевателей и выявить наиболее характерные способы изображения монголо-татар.
Восприятие ордынцев русскими людьми, жившими в XIII веке существенно отличалось от восприятия монголо-татар, которое было свойственно жителям русских княжеств в XIV и в XV веке. С конца XIV века древнерусская литература, призывает своих читателей к непримиримой борьбе с врагами православия, становится рупором антиордынских настроений в обществе. Главным героем все чаще становится отважный защитник «Русской земли», борец за торжество православия, который не имеет морального права отказаться от защиты своего Отечества и активно противостоит стремлению «нечестивых» «разорить христианскую веру».
Список источников и литературы
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — 248 с.

Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.22
Там же - с.34
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.40
Там же. - с.44
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.46
Там же.-с.55
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.65

Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.76
Там же.- с.78
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.85

Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.98
Там же.- c.100
Там же. – с.105
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.114
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.143
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.163
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — с.173












2

Список источников и литературы
Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв. — М.: Квадрига, 2009. — 248 с.

Вопрос-ответ:

Какие произведения древнерусской литературы отражают представления о монголо-татарах?

Представления о монголо-татарах в древнерусской литературе середины XIII - первой четверти XIV века отражены в ранних летописных повестях о битве на Калке и о нашествии Батыя, а также в Поучениях Серапиона Владимирского и ранних редакциях житийных повестей об убиенных в Орде.

Какие образы монголо-татар представлены в ранних летописных повестях?

В ранних летописных повестях монголо-татары представлены как воинственные и жестокие завоеватели, сильные и беспощадные. Они передают страх и тревогу древнерусских литераторов, а также отражают культурные различия и глубокую антагонистичность между русским и монгольским народами.

В чем заключаются представления о монголо-татарах в Поучениях Серапиона Владимирского?

В Поучениях Серапиона Владимирского, монголо-татары представлены как враги Христа и христианства. Они описываются как люди жестокие и безжалостные, разрушающие храмы и притесняющие верующих. Серапион Владимирский призывал православных верующих быть преданно защищать свою веру от монголо-татарского нашествия.

Что известно об изображении ордынцев в ранних редакциях житийных повестей?

В ранних редакциях житийных повестей об убиенных в Орде ордынцы изображаются как безжалостные и жестокие палачи, убивающие христиан за их веру. Они олицетворяют зло и неправедность, выступая в роли противников православия и символизируя духовное противостояние между христианством и исламом.

Как относились древнерусские книжники к монголо-татарам в XIII-XV веках?

Древнерусские книжники середины XIII-XV веков относились к монголо-татарам смешанным образом. Некоторые из них описывали их как жестоких завоевателей, уничтоживших Русь, в то время как другие видели в них просто одну из варварских народностей. Есть также примеры, когда монголо-татары описывались как могучая империя, вправе править над Русью.

Каким образом монголо-татары были представлены в ранних летописных повестях о битве на Калке?

В ранних летописных повестях о битве на Калке монголо-татары представлены как жестокие и беспощадные воины, грабящие и побивающие русских. Они описаны как сильная и неустрашимая армия, которая способна уничтожить любого противника.

Как изображены монголо-татары в ранних летописных повестях о нашествии Батыя?

В ранних летописных повестях о нашествии Батыя монголо-татары изображены как жестокие и бесчеловечные завоеватели. Они совершают массовые убийства, разрушают города и принуждают русских к подчинению. Характерно, что они олицетворяют зло и разруху в повествовании.

Какие представления о монголо-татарах можно найти в Поучениях Серапиона Владимирского?

В Поучениях Серапиона Владимирского монголо-татары представлены как варварский народ, олицетворяющий зло и пороки. Их жестокость и желание уничтожить Русь являются основными чертами этого изображения. В тоже время, в тексте можно найти и призывы к единению русских князей в борьбе с монголо-татарами.

Как ордынцы изображены в ранних редакциях житийных повестей об убиенных в Орде?

В ранних редакциях житийных повестей об убиенных в Орде ордынцы изображены как жестокие и бесчеловечные, пытающие и пытки приверженцев христианства. Они представлены как инструменты зла и безбожия, которые преследуют и уничтожают верующих.

Какие впечатления древнерусские книжники передавали о монгольско-татарском завоевании?

Древнерусские книжники передавали впечатления о монгольско-татарском завоевании как о катастрофе и ужасе. Они описывали городские пожары, грабежи, разрушения и убийства, связанные с вторжением Монголо-татарской орды. В своих произведениях они выражали горечь и отчаяние от потери независимости и свободы.