Теория музыки в дши
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 31.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Современный учебный процесс на уроках сольфеджио в ДШИ 5
1.1 Особенности учебного процесса на уроках сольфеджио в ДШИ 5
1.2 Современные проблемы преподавания сольфеджио в ДШИ 10
Глава 2. Методики преподавания сольфеджио в ДШИ на современном этапе 15
2.1 Анализ методик преподавания сольфеджио в ДШИ на современном этапе 15
2.2 Рекомендации по преподаванию сольфеджио в ДЖШИ с помощью современных методик 21
Заключение 26
Список литературы 28
Заслуживает внимание и признается полезным использование на уроках сольфеджио Караоке- плейеров, таких, например, как «студия Vocal Jam– школа сольфеджио», «Музыкальный класс», «Детская музыкальная студия».Дидактическая и учебная литература последних лет изобилует красочными увлекательными пособиями по сольфеджио для детей трех-, пяти- и даже одного года. Это и уроки- игры, и музыкальные азбуки, и сказочные пособия по теории музыки, и занимательные диктанты, и «Азартное сольфеджио», и «Гимнастика музыкального слуха», и «Уроки Господина Канона» и многое, многое другое.Главным критерием выбора методических находок из большого многообразия является результат, когда педагогам удается убедить учащихся в том, что сольфеджио обладает колоссальными возможностями. Ученик должен приходить на урок и понимать, что сольфеджио помогает ему научиться концентрировать свое внимание, развивать ассоциативное мышление и память, ведь все это пригодится в любой сфере его жизненной деятельности.2.2 Рекомендации по преподаванию сольфеджио в ДЖШИ с помощью современных методикРассмотрим организацию учебного процесса.1.В современном мире приобретение образования определяется не только полученными знаниями, но и разносторонним развитием личности, умением ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, способности социальной адаптации. С самого первого урока необходимо выстраивать модель треугольной взаимосвязи: преподаватель – ученик – родители. Родитель – это, прежде всего, авторитет для любого ребенка и его взгляды и мнение, в частности, о музыкальном образовании неоспоримо воспринимаются каждым ребенка как правильное и очевидное. Поэтому для первичной адаптации обучающегося большое значение имеет отношение самого родителя к данному процессу. Каждый преподаватель имеет непосредственную связь с родителями (опекунами) учащихся, ведет контроль посещаемости и подготовки своего ученика, участия в концертах и других мероприятиях школы, доносит до родителей всю необходимую информацию. Проектирование поведения и прилежания, ответственности за учебный процесс не только детей, но и их родителей, в первую очередь исходит от преподавателя и общности целей и задач всего коллектива. Результатом монументальности и гармонии образовательного процесса и будет накопление социального капитала всех трех вершин (ученик− родитель− преподаватель) и успешного развития личности ребенка. 2. Одно из направлений к успешному обучению в ДШИ - это взаимодействие преподавателей специальности и преподавателей теоретических дисциплин. Любая проблема в продвижении обучения по специальности или теоретическим дисциплинам незамедлительно обсуждается, чтобы определить, на что обратить внимание сразу на следующем уроке. Это двухстороннее воздействие на результат обучения координирует образовательный процесс. 3. Любая новая тема, проходимая на уроках сольфеджио, обязательно закрепляется практически на нотном материале. Дети дома находят свои примеры по пройденной теме в нотах произведений по специальности(принцип межпредметной связи, так как очень часто дети, имея уже определенные знания и умения по сольфеджио, никак не применяют на уроках по специальности). 4. Преподаватель должен обязательно показывать заинтересованность и в жизни самого ребенка. На перемене, пока все готовят свои принадлежности к уроку, ведется беседа об общеобразовательной школе, о новых знаниях, успехах или неудачах, можно обсудить всем классом и высказаться все по очереди – это помогает учиться слушать собеседника и не перебивать.Наглядные пособия на уроках сольфеджио. Один из эффективных подходов к обучению – наглядные пособия, их подготовка (заготовка) – это совместное занятие с родителями, а для всех участников процесса обучения – это способ в игровой и понятной детям форме дать представление о новом и интересном, что ведет к активизации процесса запоминания, умению самостоятельно действовать. Основные наглядные пособия на уроках сольфеджио в нашей школе: 1. Бумажная клавиатура- с самого начала обучения. Знакомство с нотами первой октавы проходит параллельно с нахождением этих нот на клавиатуре. Преподаватель проигрывает их на фортепиано, а учащиеся показывают на своих клавиатурах. Пение гамм, попевок, мелодических оборотов – все «воспроизводится» на клавиатуре с одновременным проигрыванием на фортепиано: это и слуховая работа, и визуальное представление. В старших классах пение аккордовых и интервальных последовательностей с показом одного из голосов цифровки на клавиатуре. 2. Ритмические карточки, пополняемые с каждым новым знакомством с ритмическими группами и длительностями. 3. Тетрадь для правил. 4. листок с ритмическими упражнениями - на год, это не только отработка пройденных ритмических групп, длительностей, но и применение уже отработанных ритмов в творческих заданиях: пение гамм, пение аккордовой или интервальной последовательности, сочинение на данный ритм, ритмическое сопровождение мелодии. 5. В младших классах один листок с мелодическими упражнениями, в форме периода, которые позволяют отработать пройденные движения мелодии, длительности, также в дальнейшем применяемые и для творческих заданий. 6. В старших классах такой лист становится последовательностью ступеней. 7. Задания на развитие координации в дошкольных группах и младших классах (детям очень нравится и воспринимается как пятиминутка отдыха). 8. Рабочие тетради – для составления рабочей тетради по сольфеджио можно использовать предложенные задания из пособий по сольфеджио Г.Ф. Калининой, Т.Е. Первозванской.9. Совершенствуя методические подходы в обучении, педагоги знакомятся и с инновационными технологиями, позволяющими не только идти в ногу со временем, но и быть на одной ступени с современными детьми. В настоящее время использование гаджетов во многом может помочь и разнообразить образовательный процесс– это большое количество разработанных электронных пособий, программ и даже компьютерных игр. Но, так как использование инновационных технологий определяется, в первую очередь, возможностями материального обеспечения образовательного учреждения, то мы можем только рекомендовать учащимся компьютерные программы.10.Фортепиано, которое дает возможность воспроизводить тембровые диктанты (даже на органе), сравнивать звучание инструментов одной группы (симфонического оркестра) и т.д. Урок должен быть построен так, чтобы, меняя разную форму работы, дети не уставали, а активно трудились на протяжении всего урока. Ни один, даже самый интересный урок не дает такой возможности, как коллективная творческая деятельность. Здесь отсутствует давящее принуждение «должен», «обязан», «надо». В процессе взаимодействия, учащиеся приобретают навыки общения не только со сверстниками, но и с преподавателями, увеличивая тем самым свой капитал коммуникативных действий, стратегий, познавательной деятельности, сохраняя свою индивидуальность. ЗаключениеВопрос о выживаемости сольфеджио в отечественном музыкальном образовании стоит сегодня как никогда остро. И содержание учебного предмета, и методика его преподавания переживают кризис и вынуждены доказывать свою многостороннюю эффективность. Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существопредмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся?Сольфеджио, несомненно, останется прикладным предметом музыкально- теоретического цикла. Однако, новая эпоха требует от него способности быть многосторонне применимым. Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.Современный курс сольфеджио в ДШИ представляет собой довольно пеструю картину. Существует большое количество программ, разнообразие методических подходов. Зачастую возникают ситуации, когда объем и скорость прохождения материала зависит не столько от какой - либо программы, сколько от конкретного уровня успеваемости учащихся, степени их подготовки. В силу чего открываются либо перспективы ускоренного прохождения курса, либо, наоборот, его «сжатия», вплоть до максимального его сокращения и упрощения.В работе нами были рассмотрены новые современные методики преподавания сольфеджио в ДШИ, среди которых можно выделить творческие задания двухголосных обработок мелодии, развитие на сольфеджио полисенсорных ощущений, методику моделирования пространственных представлений в пении, обучающие мультимедийные программы и другие. Таким образом, можно заключить, что вопросы, касающиеся методики преподавания сольфеджио остаются открытыми для дальнейших исследований. Но каждый педагог, какую бы методику он не выбрал для своей работы, всегда должен помнить, что кто-то из его учеников благодаря интересным занятиям и профессиональному мастерству педагога может стать великим музыкантом и дарить людям прекрасную музыку.Список литературыГадельшина Т.А. Комплексное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях музыкальной школы. с. 100-103. /Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОмГУ, 2000.Глузберг М. Об одном шведском учебнике сольфеджио // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 213-220.Гриненко Е. Слух и голос. Эффективные пути взаимодействия // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей/ Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 51-73.Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно– методическое пособие. СПб: КАРО, 2008. – 169 с.Ефремова Л. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. Для преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, центровэстетического воспитания, хоровых студий. СПб, Композитор, 2010.Иванова Н. Сольфеджио в свете теории установки. Саратов, 2006.Калинина Г. Внеклассные мероприятия в музыкальной школе // Олимпиады по сольфеджио и теории музыки для учащихся 4 и 7 классов. – М., 2002. Вып. 1.Камаева Т., Камаев А. Может ли сольфеджио быть азартным? // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 28-40.Ладухин Н.М. 1000 примеров музыкального диктанта на 1,2 и 3 голоса. – М.: «Музыка», 1981. – 88 с.Лармина де В. Преподавание сольфеджио во Франции и Австрии // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: сб. статей. / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 192-212.Людько М. Г. Стилевое сольфеджио в современном видении: дис. ... канд. искусствоведения / М. Г. Людько. - СПб., 2011. - 235 с.Масленкова Л. Что такое сольфеджио? // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 11-21.Морозова Н.В. Современные проблемы музыкального образования и региональный опыт их решения // Культурно-образовательное пространство региона. Художественное образование: партнеры, качество, перспективы: Сб. мат-в регион. н/п конф. – Пермь, 2010.Середа В.П. Формирование основ музыкального мышления. Освоение методики, гармонии и фактуры на занятиях ДМШ // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей Составитель: Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 118-133.Синяева Л.C. Наглядные пособия на уроках сольфеджио / Под ред. И.Е.Домогацкой. -М.: «Классика-ХХ1», 2000.-48 с.Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2007. – 128 с.Танака К., Ямасита С., Йосидзаки К. Обучение сольфеджио в Японии // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006.– С. 163-172.Тараева Г. Компьютер в тестировании и тренировке музыкального слуха // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006.– С. 74-95.Хайнер Х. Компьютерный путь к Моцарту // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Составитель: Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 96-117.Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 154 с.Шайхутдинова Д.И. Методика инновационного обучения предмету «Сольфеджио» (на основе авторской программы в объеме курса ДМШ). Уфа: изд-во РУМЦ МК РБ, 2000. - 132 с.Яковлев Д.Е. Внешкольное (дополнительное) образование в социальном пространстве// Учёные записки МГПИ. М., 2003.
2. Глузберг М. Об одном шведском учебнике сольфеджио // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 213-220.
3. Гриненко Е. Слух и голос. Эффективные пути взаимодействия // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей/ Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 51-73.
4. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно– методическое пособие. СПб: КАРО, 2008. – 169 с.
5. Ефремова Л. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. Для преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, центровэстетического воспитания, хоровых студий. СПб, Композитор, 2010.
6. Иванова Н. Сольфеджио в свете теории установки. Саратов, 2006.
7. Калинина Г. Внеклассные мероприятия в музыкальной школе // Олимпиады по сольфеджио и теории музыки для учащихся 4 и 7 классов. – М., 2002. Вып. 1.
8. Камаева Т., Камаев А. Может ли сольфеджио быть азартным? // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 28-40.
9. Ладухин Н.М. 1000 примеров музыкального диктанта на 1,2 и 3 голоса. – М.: «Музыка», 1981. – 88 с.
10. Лармина де В. Преподавание сольфеджио во Франции и Австрии // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: сб. статей. / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 192-212.
11. Людько М. Г. Стилевое сольфеджио в современном видении: дис. ... канд. искусствоведения / М. Г. Людько. - СПб., 2011. - 235 с.
12. Масленкова Л. Что такое сольфеджио? // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 11-21.
13. Морозова Н.В. Современные проблемы музыкального образования и региональный опыт их решения // Культурно-образовательное пространство региона. Художественное образование: партнеры, качество, перспективы: Сб. мат-в регион. н/п конф. – Пермь, 2010.
14. Середа В.П. Формирование основ музыкального мышления. Освоение методики, гармонии и фактуры на занятиях ДМШ // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей Составитель: Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 118-133.
15. Синяева Л.C. Наглядные пособия на уроках сольфеджио / Под ред. И.Е.Домогацкой. -М.: «Классика-ХХ1», 2000.-48 с.
16. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2007. – 128 с.
17. Танака К., Ямасита С., Йосидзаки К. Обучение сольфеджио в Японии // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006.– С. 163-172.
18. Тараева Г. Компьютер в тестировании и тренировке музыкального слуха // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: сб. статей / Сост. Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006.– С. 74-95.
19. Хайнер Х. Компьютерный путь к Моцарту // Как преподавать сольфеджио в XXI веке: Сб. статей / Составитель: Берак О.Л., Карасева М.В. – М.: Классика-XXI, 2006. – С. 96-117.
20. Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 154 с.
21. Шайхутдинова Д.И. Методика инновационного обучения предмету «Сольфеджио» (на основе авторской программы в объеме курса ДМШ). Уфа: изд-во РУМЦ МК РБ, 2000. - 132 с.
22. Яковлев Д.Е. Внешкольное (дополнительное) образование в социальном пространстве// Учёные записки МГПИ. М., 2003.
Вопрос-ответ:
Какие особенности есть в учебном процессе на уроках сольфеджио в ДШИ?
На уроках сольфеджио в ДШИ особенности учебного процесса заключаются в том, что ученики имеют возможность учиться классической музыке, развивать свой слух и музыкальное чувство, а также исполнять музыкальные произведения на инструменте. Уроки сольфеджио помогают ученикам развивать навыки чтения нот, понимания ритма и сольфеджирования.
Какие проблемы преподавания сольфеджио в ДШИ существуют в настоящее время?
В современной ДШИ существуют проблемы преподавания сольфеджио, такие как низкая мотивация учеников, недостаточное количество учебных материалов, сложности в обучении некоторых теоретических аспектов музыки, а также ограниченное количество времени на занятия. Кроме того, некоторые ученики могут испытывать трудности в восприятии и запоминании нот и ритма.
Какие методики преподавания сольфеджио используются в ДШИ на современном этапе?
В ДШИ на современном этапе используются различные методики преподавания сольфеджио. Некоторые из них включают элементы игры на инструменте, использование разных музыкальных стилей, интерактивные упражнения и задания, а также применение технологических средств, таких как компьютерные программы и приложения для обучения музыке.
Какие рекомендации можно дать по преподаванию сольфеджио в ДЖШИ с помощью современных методик?
При преподавании сольфеджио в ДЖШИ с использованием современных методик рекомендуется создать интересные и разнообразные занятия, включая игровые элементы и практическую работу на инструменте. Также важно учитывать индивидуальные особенности и потребности учеников, помогать им развивать слух, уверенность в чтении нот и ритмической стабильности.
Какие особенности учебного процесса на уроках сольфеджио в ДШИ5?
Особенности учебного процесса на уроках сольфеджио в ДШИ5 включают в себя индивидуальный подход к каждому ученику, использование современных методик и технологий, активное использование практического обучения и коллективных форм работы.
Какие современные проблемы преподавания сольфеджио в ДШИ?
Современные проблемы преподавания сольфеджио в ДШИ включают в себя недостаточную мотивацию учеников, отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику, ограниченность в использовании современных методик и технологий.
Какие методики преподавания сольфеджио используются в ДШИ на современном этапе?
На современном этапе преподавания сольфеджио в ДШИ часто используются методики, основанные на комбинированном подходе, включающем в себя как традиционное обучение нотной грамоте и слуховому анализу, так и современные интерактивные упражнения и компьютерные программы.
Какие рекомендации по преподаванию сольфеджио в ДЖШИ с помощью современных методик?
Рекомендации по преподаванию сольфеджио в ДЖШИ с помощью современных методик включают в себя активное использование интерактивных упражнений и компьютерных программ, индивидуализацию обучения в зависимости от способностей и потребностей ученика, организацию групповых занятий для развития коллективных навыков.
Какие особенности учебного процесса на уроках сольфеджио в ДШИ5 выделяются?
В учебном процессе на уроках сольфеджио в ДШИ5 выделяются следующие особенности: индивидуальный подход к каждому ученику, использование современных методик и технологий, активное использование практического обучения и коллективных форм работы.
Какие особенности учебного процесса на уроках сольфеджио в ДШИ5?
Особенности учебного процесса на уроках сольфеджио в ДШИ5 включают в себя индивидуальный подход к каждому ученику, использование современных методик преподавания, активное использование практических заданий и тренировок, а также развитие творческого мышления и музыкального слуха.
Какие проблемы возникают при преподавании сольфеджио в ДШИ10?
Среди проблем, которые возникают при преподавании сольфеджио в ДШИ10, можно выделить недостаточную мотивацию учащихся, сложность музыкальных терминов и нотаций, отсутствие интересных и понятных учебных материалов, а также нехватку времени на выполнение заданий и тренировок.