Лингводидактика как методологическая основа обучения иностранным языкам

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 19 19 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 03.01.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Лингводидактика как методологическая основа обучения иностранным языкам 4
2. Роль коммуникативной компетенции в обучении иностранным языкам 8
Заключение 16
Список литературы 18
Фрагмент для ознакомления

[Бауман, Карпов, 2008]Языковая и речевая компетенции основываются на таких понятиях как язык и речевая деятельность человека. Остановимся подробнее на этих понятиях. Речевая деятельность рассматривается как один из многих видов человеческой деятельности и определяется как активный, целенаправленный, опосредованный языке и обусловлен ситуацией общения процесс приема и выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой. Теория речевой деятельности разрабатывалась такими учеными как И.О. Зимняя, А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова и другими последователями выдающегося психолога и педагога Л.С. Выготского.Отдельные аспекты речевого общения были предметом анализа лингвистов при исследовании речи и таких его элементов как предложение и текст. Определенное понимание проблем речевого общения является составной частью лингвистических концепций М.М. Бахтина, Н.Н. Хомского, Л. В. Щерба, Пражского лингвистического кружка. Однако настоящий интерес языковедов к речевого общения возник на рубеже 60-70-х годов, когда в его исследовании состоялся так называемый прагматичный переворот, начало которой связано с трудами психолингвистов, развивавших теорию речевой деятельности (О.М. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов и др..), последняя была создана на основе общепсихологической теории деятельности (Л.С. Выготский, О.М. Леонтьев, А.Р. Лурия).Свободное владение языком как средством общения предполагает:а) усвоение определенных языковых знаний и теоретических сведений о языке;б) умение соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, т.е. с ситуацией;в) умение организовывать речевое общение с учетом социальных норм поведения;г) владение национально обусловленной спецификой языковых средств.Все это обеспечивает коммуникативную компетенцию ученика, которая является главной целью курса языка в старших классах общеобразовательной школы. Суть первого компонента заключается в свободном владении языком как средством общения, то под лингвистической компетенцией мы понимаем, во-первых, знание единиц языка и правил их соединения, умение ими пользоваться и, во-вторых, знания о языке, ее систему и структуру. Выпускник школы должен иметь такую ​​лингвистическую компетенцию в области языка, позволяющая:- Уметь выражать мысль различными способами, то есть обладать синонимия на разных уровнях - от лексического до синтаксического;- Уметь разграничивать сходные по звучанию, но разные по значению слова;- Уметь различать внешне одинаковые, но разные по смыслу высказывания (в зависимости от ситуации, то есть обладать омонимии и многозначности);- Уметь отличать правильное высказывание от неправильного, то есть соотносить с нормой.Лингвистическая компетенция отнюдь не означает владения языком. Последнее возможно только в том случае, если усвоенные знания используются в конкретной ситуации для обмена мнениями, впечатлениями, информацией, то есть для общения.Языковая компетенция - это интегральное понятие, охватывающее широкий круг индивидуальных языковых способностей, знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное осуществление речевой деятельности. Знание единиц языка, его законов и особенностей его системы - это лишь необходимые предпосылки к овладению языком как средством общения, используемых в курсе обучения языку в средней общеобразовательной школе. Знание учащимися языковой системы подчинено коммуникативной значимости, поскольку цель курса языка - овладение языком как средством общения в различных сферах жизнедеятельности выпускников школы. Таким образом, ученики, усваивая языковую систему, формируют речевые умения и навыки, совершенствуют языковую и речевую компетенцию.Коммуникативная компетенция учащихся – комплексное понятие, опирается на языковую компетенцию, включает в себя систему речевых умений (умение вести диалог, воспринимать, воспроизводить и создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов, стилей и жанров и др.)., которые служат для общения в различных ситуациях. Речевая компетенция каждой личности проявляется в выработке умений пользоваться устной, письменной и литературным языком, богатством ее средств выразительности в зависимости от целей и задач высказывания и сферы общественной жизни.ЗаключениеТаким образом, в методике преподавания языка как науке на современном этапе развития четко обозначились три уровня: методология, лингводидактика и технология.Лингводидактика – это теория обучения языкам, интеграция лингвистики и дидактики. Лингводидактика представляет собой теоретическую часть методики обучения языкам, возникшую вследствие интеграции лингвистики и методики. Объектом лингводидактики является теоретическое обоснование процесса обучения языкам и его исследования: концепции, содержание языкового образования, организационные формы обучения, механизмы исследования и конструирования процесса обучения. Предмет лингводидактики – теоретическое обоснование закономерностей взаимодействия преподавания языка (деятельность преподавателя), учения (деятельность студента), содержания учебного материала и технологии овладения персонифицированными знаниями.Лингводидактика имеет самостоятельный исследовательский статус. Центральным понятием лингводидактики выступает изучение языка. Процесс изучения иностранного языка исследуется лингводидактикой на междисциплинарном уровне. Таким образом, лингводидактика призвана исследовать и дать описание универсальных механизмов усвоения языка в учебных условиях и вывести объективные закономерности процесса обучения языкам.Коммуникативная компетенция учащихся – комплексное понятие, опирается на языковую компетенцию, включает в себя систему речевых умений (умение вести диалог, воспринимать, воспроизводить и создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов, стилей и жанров и др.)., которые служат для общения в различных ситуациях. Речевая компетенция каждой личности проявляется в выработке умений пользоваться устной, письменной и литературным языком, богатством ее средств выразительности в зависимости от целей и задач высказывания и сферы общественной жизни.Список литературыБауман, Х., Карпов, А.С. Обучение иностранным языкам и подготовка учителей в объединенной Германии // ИЯШ, 2008, №1.Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника : опыт системно-структурного описания. - М.: Русский язык, 1977. - 288с.Богин, Г.И. Современная лингводидактика. – Калинин: КГУ, 1980. - 61 с.Гальскова, Н.Д. – Еще раз о лингводидактике / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2008. - № 8. - С. 4-10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2005. – С. 95-122.Мильруд, Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // Иностр. яз. в шк. – 1995. – № 5. – С. 13-18.Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. – 448 с.Митрофанова, О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца XX века / О.Д. Митрофанова // Иностр. яз. в шк. – 1999. – №4. – C. 12-18.Рогова, Г.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Г.М. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова; под ред. Г.М. Роговой. - М.: Просвещение, 2009. – С. 578 Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.Фадеева, Н.Ю. Текстовый материал как средство формирования социокультурной компетенции// Иностр. языки в школе. - 2009 - №6.Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков): Моногр.– М.: Высш. школа, 1989.– 238 с.Reinecke, W. ZurTheorie des Fremdsprachenerwerbs - einmethodologischer Ansatz / W. Reinecke; пер. снем. – М.: Академия, – 1983. – С. 257-263.

1. Бауман, Х., Карпов, А.С. Обучение иностранным языкам и подготовка учителей в объединенной Германии // ИЯШ, 2008, №1.
2. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника : опыт системно-структурного описания. - М.: Русский язык, 1977. - 288с.
3. Богин, Г.И. Современная лингводидактика. – Калинин: КГУ, 1980. - 61 с.
4. Гальскова, Н.Д. – Еще раз о лингводидактике / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2008. - № 8. - С. 4-10.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2005. – С. 95-122.
6. Мильруд, Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // Иностр. яз. в шк. – 1995. – № 5. – С. 13-18.
7. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. – 448 с.
8. Митрофанова, О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца XX века / О.Д. Митрофанова // Иностр. яз. в шк. – 1999. – №4. – C. 12-18.
9. Рогова, Г.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Г.М. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова; под ред. Г.М. Роговой. - М.: Просвещение, 2009. – С. 578
10. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
11. Фадеева, Н.Ю. Текстовый материал как средство формирования социокультурной компетенции// Иностр. языки в школе. - 2009 - №6.
12. Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков): Моногр.– М.: Высш. школа, 1989.– 238 с.
13. Reinecke, W. Zur Theorie des Fremdsprachenerwerbs - ein methodologischer Ansatz / W. Reinecke; пер. с нем. – М.: Академия, – 1983. – С. 257-263.

Вопрос-ответ:

Что такое лингводидактика?

Лингводидактика - это наука о методах и принципах обучения иностранным языкам. Она является методологической основой для обучения иностранным языкам.

Какие понятия основываются на языке и речевой деятельности?

Языковая и речевая компетенции основываются на понятиях языка и речевой деятельности человека. Язык - это система знаков и правил, которая используется для общения. Речевая деятельность - это один из видов человеческой деятельности, связанный с использованием языка для передачи информации и выражения мыслей.

Какая роль коммуникативной компетенции в обучении иностранным языкам?

Коммуникативная компетенция играет важную роль в обучении иностранным языкам. Она означает умение эффективно использовать язык для коммуникации с другими людьми. Коммуникативная компетенция включает в себя навыки восприятия, производства и интерпретации речи, а также знание социокультурных аспектов языка.

Что является методологической основой для обучения иностранным языкам?

Лингводидактика является методологической основой для обучения иностранным языкам. Она включает в себя разработку и применение методов, приемов и принципов обучения, которые помогают эффективно осваивать иностранный язык.

На чем основываются языковая и речевая компетенции?

Языковая и речевая компетенции основываются на понятиях языка и речевой деятельности человека. Язык - это система знаков и правил, которая используется для общения. Речевая деятельность - это один из видов человеческой деятельности, связанный с использованием языка для передачи информации и выражения мыслей. Опираясь на эти понятия, формируются языковая и речевая компетенции, которые помогают человеку эффективно использовать язык в коммуникации.

Что является основой языковой и речевой компетенций?

Основой языковой и речевой компетенций являются понятия "язык" и "речевая деятельность человека". Речевая деятельность рассматривается как один из видов человеческой деятельности.

Что такое лингводидактика и какова ее роль в обучении иностранным языкам?

Лингводидактика - это методологическая основа обучения иностранным языкам. Она позволяет определить эффективные подходы и методы обучения иностранному языку, а также разработать специальные учебники и материалы для этого. Благодаря лингводидактике процесс обучения становится более систематичным и целенаправленным.

Какую роль играет коммуникативная компетенция в обучении иностранным языкам?

Коммуникативная компетенция играет важную роль в обучении иностранным языкам. Она позволяет студентам развить навыки общения на иностранном языке, умение правильно использовать языковые средства в различных коммуникативных ситуациях. Коммуникативная компетенция включает в себя не только знание языка, но и умение адекватно реагировать на речевые ситуации и использовать язык для достижения своих коммуникативных целей.

Какие подходы и методы определяются лингводидактикой в обучении иностранным языкам?

Лингводидактика позволяет определить различные подходы и методы обучения иностранным языкам, такие как коммуникативный подход, грамматика-переводной подход, метод ситуаций, метод проектов и другие. В зависимости от целей и задач обучения, преподаватель может выбрать наиболее подходящий метод и использовать его в практике.

Какие важные понятия являются основой языковой и речевой компетенций?

Основой языковой и речевой компетенций являются понятия "язык" и "речевая деятельность человека". Язык – это система знаков, которая используется людьми для общения. Речевая деятельность – это один из видов деятельности человека, который осуществляется с использованием языка. Языковая компетенция представляет собой знание и умение использовать язык, а речевая компетенция включает в себя умение организовывать свою речь и передавать смысловую нагрузку.