логопедическая работа по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 74 74 страницы
- 45 + 45 источников
- Добавлена 11.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Технология исследования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Теоретические основы исследования лексической стороны речи у дошкольников в условиях нормального и нарушений онтогенеза 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте 19
Глава 2. Недостатки (особенности) словаря дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.1. Изучение уровня сформированности пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.2. Изучение уровня сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31
Глава 3. Недостатки и пути формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи 38
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 56
Список использованной литературыАванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1972. – 215 с.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. - М., 2005.Бобылова, М.Ю. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Российский журнал детской неврологии. – 2017. – №1. – С. 41 – 46.Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2005.Бородич, А.М. Методика развития речи детей / учеб. пособиедля студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». –2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 225 с.Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М. 1969. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 2009. – 288 с.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014–144 с.Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.Гинзбург P.C. Компонентный анализ и компонентная структура значения слова // Проблемы семантики / Р.С. Гинзбург. – Рига, 1982. – С. 12–16. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176 с.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/zhukova-mastyukova-filicheva-preodolenie-zaderzhki-rechevogo-razvitiya_c2c6a85d186.html, свободный с экрана (дата обращения 24.09.2018)Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М. :Владос, 2008. – 280 с.Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка. / С.Н. Карпова, Э.И. Труве - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 305 с.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / А.Л. Колунова, О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. –1994. – № 9 .Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина. - Спец. школа, 1967. – 267 с.Лексика - это наука, изучающая совокупность слов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/214206/leksika---eto-nauka-izuchayuschaya-sovokupnost-slov, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 24.09.2018)Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека: и их нарушения при локальных поражениях мозга / Р.А. Лурия – М.: Книга по Требованию, 2012. – 432 с.Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классике Стиль, 2003. – 320 с.Мельникова Н. А. Формирование лексики у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-271.shtml#book_page_top, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 24.09.2018)Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - 3. изд., перераб. и доп. - Тула : Родничок; М. : АСТ, 2003Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2013. — 240 с.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией: монография. СПб: Наука–Питер, 2006. – 196 с.Сикорский И. А. О развитии речи у детей / И. А. Сикорский [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://spravcoll.ru/index.php/О_развитии_речи_у_детей_/_(Соч.)_И._А._Сикорского..._(1881), свободный с экрана (дата обращения 24.09.2018)Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. СПб.: Детство-Пресс, 2006. 256 с.Соломатина Г. Н. Онтогенез речевой деятельности. / Г. Н. Соломатина - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2015. - 144 с.Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1998. – 275 с.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2006.Cхeмa логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н. В. Серебрякова, Л. C. Соломахина // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство - пресс.2001. - 576 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 сУшакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-146.shtml, свободный с экрана (дата обращения 24.09.2018)Шестакова Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56174.htm.Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013.литература1. Андрусишина Л. Е. Психологические характеристики загальнофункциональ- них механизмов речи у старших дошкольников с ОНР / Л. Е. Андрусишина // Теория и практика современной логопедии. - Вып. 4. - М.: Акта альная образование, 2007. - С. 18-23. 2. Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятель- ности и механизмьи ее формирования / Соботович Е. Ф. - М.: ИЗМН, 1997. - 44 с. 3. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - М.: Наука, 1965. - 245 с. 4. Лурия А.Р. Язьк и сознание / А. Р. Лурия. // Под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов н / Д: «Феникс», 1998. - 416 с. 5. Лалаевой Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Г. И. Лалаевой, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с. ПриложенияПример подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий (игровая форма)Тема :« Огород»Цель. Обогатить словарный запас детей прилагательными-признаками овощей. Научить описывать овощи по образцу логопеда и самостоятельно, на основе собственного опыта. Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать навыки составления простых и сложных предложений, предложений-сравнений. Воспитывать умение работать по указанию логопеда.Материал. Набор демонстрационного материала «Овощи» (помидор, капуста, свекла, лук, морковь, картофель), загадки, палитра цветов, огород, геометрические фигуры.Ход занятияЛогопед. - Дорогие дети, тема нашего занятия - это овощи и растут они на огороде.Сегодня мы с вами будем говорить об овощах. А вот о которых,попробуйте отгадать:Ой, какая же онаХорошая и вкусная,С молоком толченая,Жареная и печеная. (Картошка)-Молодцы, правильно. А какого цвета бывает картофель? ( Белый, розовый, желтый, красний, синий, фиолетовый.)- А по форме картофель бывает какой? ( Круглый, длинный, овальный, яйцевидный.)-Послушайте загадку о другом овоще:Сидит Маришка в полушубке,Кто ее раздевает, тот слезы проливает. ( Лук)-Так справились, отгадали. А какого цвета бывает лук? ( Желтый, белый, фиолетовый.)-А какой формы, вы видели лук? ( Круглый, длинный, овальный, продолговатый.)-А вот о каком овоще говорится в этой загадке?Ее длинный желтый носГлубоко в землю врос. ( Морковь)-Молодцы, и о ней догадались. Какого цвета бывает морковь? ( Желтая, оранжевая, красная, белая.)-А какой формы морковь? ( Длинная, продолговатая, конусообразная)-Попробуйте справиться и с этой загадкой:Сидит баба на грядкахВся закутанная в платках. ( Капуста)-Какого цвета бывает капуста? ( Зеленая, белая, фиолетовая)-А форма у нее какая? ( Круглая)-А вот этот овощ люди очень любят есть летом:Краснобокий и кругленькийВ салате он вкусненький. ( Помидор)-Вспомним, какого цвета бывают помидоры? ( Красные, зеленые, желтые, бурые)-А какой формы они? ( Круглые, овальные, яйцевидные)-Да, и с этой задачей вы справились очень хорошо. У нас остался только один овощ - это свекла. А какого цвета бывает свекла?( Белая, желтая, красная, розовая, бордовая)-А форма у них какая? (Круглая, удлиненная, продолговатая)-А вот и загадка о свекле:Над землей трава,Под землей бордовая голова.( Свекла)-А сейчас, дошкольники, я дам вам по несколько изображений овощей. Вы внимательно посмотрите на них и назовите какого они цвета? Разложите их в правильном соответствии в палитре цветов.-Да, очень хорошо. Вот вам геометрические фигуры. А вот эти овощи, которые я вам раздаю, сложите в линию, в соответствии с их формой.-А сейчас внимательно послушайте и продолжите предложение:а) Свекла - красная, а капуста - ...б) Помидор - круглый, а морковь - ...- Посмотрите, дети, внимательно и скажите, какое блюдо можно приготовить из овощей о которых мы с вами сегодня говорили? ( Это - борщ)-Все овощи можно попробовать на вкус сырыми. Мы с вами сейчас поиграем в игру «Угадай на вкус».(Детям предлагается, с закрытыми глазами, попробовать овощи. Детистараются отгадать их по вкусовым качествам.)Итог занятия. Сегодня мы с вами, дети, научились распознаватьовощи по цвету, форме и вкусу. Надеюсь, что полученные знанияпригодятся вам на выходные дни, когда будете помогать родителям на даче илибабушки с дедушкой в деревне на огороде, в поле.Пример подгруппового занятияпо формированию лексико-грамматических категорий (с использованием наглядности)Тема: «Наш цветник»Цель. Обогатить словарь детей понятиями «больше», «меньше», «столько же», «целое». Формировать навыки в использовании данных понятий в связной речи. Закреплять навыки в построении предложений разных типов. Формировать навыки в оценке ответов товарищей, взаимоконтроля и самооценки. Производить четкое произношение звуков. Воспитывать чувство прекрасного и бережного отношения к окружающей среде.Материал. Цветник, цветы (нарциссы, тюльпаны, фиалки), бабочки, пчелки, жуки-божьи коровки, солнце, облака с дождем.ход занятияЛогопед. Подросли пахучие травы,Застелили все вокруг.Это пришел зеленый май -Наш веселый, искренний друг.- Какое время года?- А какой месяц?- А еще какие весенние месяцы вы знаете?- А какие изменения происходят в природе?- А что люди делают на огороде, в поле?- А вот посмотрите на наш цветник. Он еще совсем черный. А почему ончерный?- Давайте повторим скороговорку:Как вышли копать -Забыли лопаты.Взяли лопаты -Забыли копать.-Давайте, дети, мы посадим на нашем цветнике цветы. А какие вы знаете цветы, цветущие весной?-А вот, какие мы будем сажать, послушайте и отгадайте:Это очень красивый цветок:Стройный, как кипарис.Чудесный запах имеет,А зовут его ( нарцисс).-Правильно. А посмотрите какого цвета и сколько нарциссов.(Дети считают и сравнивают количество нарциссов разного цвета. Составляют предложения. Высаживают нарциссы.)-Молодцы, а сейчас послушайте загадку о другом цветке.Головка у него пышная,Тоненький имеет стан.Весной расцветает,А зовут его ( тюльпан).( Дети сравнивают количество тюльпанов разного цвета, а затемсравнивают их с количеством нарциссов. Высаживают тюльпаны.)-А давайте посадим, еще вот такие цветы. Слушайте загадку:Между цветами весныСамые яркие они.Очень нежный запах имеют,В названии цвет свой прячут ( фиалки).(Дети сравнивают с количеством других цветов. Высаживают их.)Дети, а теперь цветник засажен полностью?-А хорошо?-А что нужно, чтобы он оставался таким надолго? ( Солнышко, дождь.)-Давайте позовем дождик:Иди, дождик, идиНа огороды, на сады,На траву, на цветы,Чтобы радовались дети. (2 раза )(Проявляется тучка с капельками.)А теперь позовем солнышко:Выйди, выйди, солнышко.На деда полечко,На бабье зелье,На наш дворик. (2 раза )( Появляется солнышко.)-Мальчики и девочки. А вы любите цветы?-А как вы думаете, кто еще любит цветы?-А давайте поиграем в жмурки, можете найдем кого-то на нашем цветнике, расскажем считалку:Ты - бабочка,Я - шмелик .Ты - маленький,Я - малышка.Кто танцеватьИмеет талант?кто лучшийТанцор?С нас один на луг летитВ цветкахТебе жужжит.(Дети закрывают ладонями глаза и склоняют головы.)(В цветках появляются бабочки. Дети сравнивают их с количеством цветов.)-А давайте покажем, что наши ручки также могут летать, как бабочки.(Пальчиковая гимнастика)(Дети имитируют руками полет бабочки, говоря стихотворение.)Я бегу, бегу по лесу,Я бабочки поймаю.А бабочка не захотела,Прочь от меня улетела.-А давайте пожмуримся еще раз.(Дети повторяют считалку. В цветнике появляются жуки-божьи коровки. Дошкольники сравнивают их с количеством бабочек и с количеством посаженных цветов.)-А давайте пожмуримся еще раз.(Дети повторяют считалку, в цветнике появляются пчелки. Они сравнивают их с количеством бабочек, жуков коровок, посаженных цветов.)Итог занятия.Пример подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий (на основе художественной литературы)Тема. «Путешествие в мир сказок»Цель. Обогатить и закрепить словарный запас словом «тень», «добро», «зло». Активизировать в словаре детей названия сказок; имена и клички их героев. Формировать умение составлять простые и сложные предложения. Совершенствовать умение детей пользоваться жестами, мимикой, интонацией. Обобщать знания дошкольников о сказках. Формировать восприятие и осмысление нравственной категории добра и зла воспитывать стремление делать добрые дела.Материал. Инсценировка сказок «Репка», «Рукавичка», «Колобок»; лужайка с цветами; картинки с изображением сказочных героев; тень (черное, контурное изображение героев сказки «Репка»); листочки с отрывками сказок; тесто; музыкальное сопровождение.Ход занятияЛогопед. Дорогие малыши! Сегодня у вас необычный праздник, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А отправимся мы в мир сказок. Вы любите сказки?дети. Да.Логопед. А что главное в сказках?Дети. Добро побеждает зло.(Звучит музыка.)Логопед. А вот и волшебная мелодия зовет у нас в дорогу. Становитесь по двое, беритесь за руки и отправимся.Дети. Раз - два, три - четыре!Три - четыре, раз - два!Мы, маленькие дошкольники,Хотим много знать -Отправляемся в поход:В сказочный удивительный мир!Логопед. А вот и первый указатель. Посмотрите внимательно. Кто догадался, которая сказочка здесь живет? ( Ответы детей) Да, молодцы, здесь живет сказка «Репка»., Которая большая репка выросла на огороде. А сейчас все дружно вспоминаем Посмотрите героев этой сказки.Дети. Дед Андрушка , баба Марушка , внучка Минка , собачка Финка, киска Варварка и мышка Сироманка.Логопед. Дети, у героев этой сказки случилась беда. Несколько дней назад, солнышко закрыли черные дождевые облака. Все быстренько побежали прятаться от дождя. Вот она и потерялась. А чтобы вы узнали, кто потерялся, отгадайте загадку:Я стою - она стоит,Я бегу - она бежит.Дети. Это тень.Логопед. Очень хорошо, что вы знаете, что это такое. Я уверена, что мы сможем помогать героям отыскать ее. Берите со скамейки фотографии изображением героев этой сказки и быстренько беритесь за работу. (Происходит подбор соответствующей тени.)Дети. (Поочередно составляют и говорят предложения.)- Это тень деда Андрушки .- Это тень собачки Финки. ...Логопед. Очень ловко вы справились с этой работой, персонажи сказки очень довольны. А мы снова отправляемся в путь.(Звучит музыка, дети шагают, повторяя считалку.)Логопед. Вот мы пришли в заснеженный лес. А это что такое?Дети. Рукавичка.Логопед. Действительно, здесь живет сказка «Рукавичка».- А кто потерял рукавичку?Дети. Дед.Логопед. Какие зверьки придут греться в рукавичке?Дети. ( Перечисляют.)Логопед. Вот здесь, под деревом, лежат картинки с изображением зверей. Давайте выложим их на снежке в том порядке, в котором они придут к рукавичке.(Дети с помощью логопеда выкладывают нужную последовательность.)Логопед. А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Кто пришел ...». Я буду вас спрашивать, а вы используя изложенную последовательность зверюшек будете мне отвечать. Ответы должны быть в форме предложений.- Кто пришел первым? - Кто пришел пятым?- Кто пришел после лисички? ...Дети. (Составляют предложения и отвечают на вопросы.)Логопед. Очень уж холодно в лесу. Отправляемся снова в путь.(Звучит музыка, дети шагают, повторяя считалку.)Логопед. Вижу, притомились вы, малыши. Может и ножки болят?Дети. Ой устали и ножки болят.Логопед . Посмотрите, к какой хорошей лужайки мы пришли. Обратите внимание, какая нежная зеленая травка и которые на нем замечательные цветы. Здесь мы остановимся и немного отдохнем.(Дети ложатся на траву. Звучит спокойная музыка. Релаксация.)Логопед. Как приятно нам лежатьИ цветов ароматы вдыхать.Вдох-выдох, вдох-выдох,Глазоньки смыкаются.Все напряжение проходит.Тело расслабляется.Живот вздувается -Шарик надувается.Животик вздувается -Шарик сдувается.Руки и ноги невесомые,Неощутимы, неподвижные.Как приятно нам лежать,Мечтать, отдыхать.Отдохнули мы и снова отправляемся в путь.(Дети поднимаются с лужайки.)Логопед. И лужайка этот не простая, а волшебная. Она приготовила для вас сюрприз. Среди цветов спрятались необычные листочки, давайте их поищем.(Дети ищут.)Логопед. Сюрприз заключается в том, что после правильного названия сказок, отрывки из которых написаны на листочках, мы сможем дальше путешествовать.Давайте покажем, как много сказок мы знаем.1 листочек. «... Тупу-тупую ногами,Сколь тебя рогами,Хвостиком заноса, -Тут тебе и смерть ... »( «Коза-Дереза» )2 листочек. « ... Котик-братик,Несет меня лисаПо камню-мостаНа своем хвосту.Спаси меня! ... »( «Сказка о котика и петушка»)3 листочек. «... - Мме-ке-ке !Козленка, малышки,Открывайте скорее домик.Ваша матушка пришла,Молочко вам принесла ... »( «Волк и семеро козлят» )4 листочек. «... Сижу высоко,Вижу далеко!Не садись на пенек,Не ешь пирожок ... »( «Маша и медведь»)5 листочек. «... - Есть теперь у меня дом -Хорошо будет жить в нем!В соломенной домеТепло спать на соломе ... »( «Три поросенка»)Логопед. Лужайка приятно удивлен вашими знаниями сказок, он отпускает нас. Поэтому, продолжаем продолжать!(Звучит музыка, дети шагают, повторяя считалку.)Логопед. А вот посмотрите: печка топится, тесто замешано. Как вы думаете, какая сказка здесь живет?Дети. «Колобок».Логопед. Давайте расскажем сказку.(Дети с помощью логопеда рассказывают сказку, используя образную интонацию и тембр голоса.)Логопед. Молодцы! А давайте поможем бабушке - слепим колобка.(Дети лепят колобка.)Итог занятия. Вот и закончилась наша поездка. Мы побывали в гостях у многих сказок, сделали много добрых дел. Поэтому и в дальнейшем продолжайте с ними дружить, слушать, изучать и рассказывать.Пример подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий (с применением пальчиковой гимнастики)Тема.«В лесу, лесу темном»Цель .Обогатить словарь детей существительными: дупло, берлоги; предлогами ориентации в пространстве. Продолжать знакомить с животным миром, дать представление об образе жизни. Учить правильно употреблять предлоги ориентации в пространстве и составлять предложения с их использованием. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать интерес и заботливое отношение к животным.Материал. Игрушки (белка, лиса, медведь, зайчик), шишки, орехи, грибочки; макеты деревьев, кустов, пней; бочка меда.Ход занятияЛогопед. Голые поля, мокнет земля,Дождь поливает, когда это бывает?-Отгадали, какое это время года? Так действительно - это осень. Видите, у нас появились деревья, кусты, пенечки. Что это может означать? Интересно.(Дети рассматривают все вокруг.)-Посмотрите, что это за тропа? Она необычна. Давайте посмотрим куда ведет эта тропинка.Между деревьев в лесу идемИдем по листьям золотом,Как по ковру мягкому,Что настелен нам.(Дети подходят к дереву с дуплом.)-Посмотрите дети, как велика дыра в дереве? Кто знает, что это? Так это - дупло.-Скажите правильно: где дупло? ( Дупло в дереве. ) А вот отгадайте загадку и узнайте, кто будет зимовать в дупле:Что за странная непоседаНа тропу шишки бросает ,С веточки прыгает на ветку?Рыжехвостая оживленная ... ( белка)-То, кто живет в дупле? (В дупле живет белка.)-Что развесила белка на веточках? (На веточках развесила грибочки)-Что спрятала под деревом? ( Под деревом спрятала шишки)-Что заготовила на зиму в дупле? ( В дупле заготовила орешки)-Очень хорошо приготовилась белочка к зиме. А мы с вами отправимся дальше. А вот к кому приведет нас тропинка дальше послушайте и отгадайте загадку:Хотя у него шубка есть,Но, как холод наступает,Он по лесу не гуляет,А в берлоге спать ложится. ( Медведь)-А теперь идем тихонько-тихонько. Посмотрите, какая большая куча веток. Вы уже наверное догадались, что это медведь готовит себе на зиму берлоги. Так где будет зимовать медведь? ( Медведь будет зимовать в берлоге.)-Ну, внимательно посмотрите. Что это лежит за пенечком? ( За пенечком лежит бочка меда)-Но это же мишка положил перед сном еще раз хорошо подкрепиться. Давайте не будем ему мешать, а отправимся нашей тропинке дальше.Она рыженькая и хитренькая,И не большая и не маленькая.В сказке - Волку сестричка,А называется ... ( Лисичка)-Вот, посмотрите, как красиво вымощена листьями нора. Здесь живет лисичка. Скажите, где будет зимой жить лисичка? ( Лисичка будет жить в норе).-Давайте, ребята, спешите дальше, тропинка зовет нас в дорогу. Вот обратите внимание: под кустиком кочан капусты, а вот у елки несколько морковок. Кто это так разбросал по лесу овощи? Поможет нам ЗАГАДОЧКИ:Длинные уши, короткий хвост,Небольшой сам роста,На огороде побывал.Длинные лапки: скок да скок.Мы погнались - он убежал. ( Заяц)-Да, правильно, это зайчик. У него нет домика, чтобы не попасть лисичке или волку ему приходится постоянно бегать. То, как вы думаете, где будет зимовать зайчик? ( Зайчик будет зимовать под кустиком, за пнем; у дерева)-Холодно в лесу малыши? ( Так) Давайте погреем наши ручки.(Пальчиковая гимнастика)Мы ладошки разотреми согреем пальчики.Будем играть руками,Как маленькие зайчики.(Растирать ладони и пальцы. Хлопать в ладоши.)Пять братьев, пять зайцев,Пять упорных молодцов.Это не в лесу серые зайцы,А умелые наши пальцы.(Поочередно касаться пальцами руки к большому пальцу. Движения выполнять согласован с ритмом стиха сначала медленно, потом - быстрее.)-Ну что согрелись немного, дети? Пора нам уже возвращаться домой. Вот и тропинка привела нас на окраину леса. А сейчас закройте руками глаза и сосчитайте до пяти.(Дети считают, а в лесу появляются звери.)-А теперь, дети, откройте глаза и внимательно присмотритесь, кто провожает нас из леса. Подумайте и правильно скажите, кто где притаился? (Медведь за елкой, белка в дупле, лисичка на пенечку, а зайчик у кустика.)Итог занятия. Вот и закончилось наше путешествие. Мы узнали много интересного о том, как готовятся к приходу зимы лесные жители.Пример подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий (с сенсорной стимуляцией)Тема.Улица геометрических фигур.Цель. Углублять и закреплять знания детей про геометрические фигуры. Включать и обогащать словарь детей. Развивать речь, образуя словосочетания и простые предложения. Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными. Развивать внимание, память, логическое мышление. Совершенствовать умение сотрудничать. Воспитывать бережное отношение к своей и чужой работы.Словарь. Названия геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал), величина (большой, малый), цвета (красный, зеленый, желтый, синий, оранжевый).Материал. Геометрические фигуры, предметов, предметные картинки, страницы книги, декорации (домики и деревья из геометрических фигур).ход занятияЛогопед. Дети, у нас сегодня открытое занятие. Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздороваемся с ними.Дети. Добрый день, уважаемые гости.Раде мы приветствовать васНа занятии в нашей группе,В этот хороший добрый час.Логопед. Сегодня у вас будет необычное занятие. Мы прогуляемся по улице «геометрические фигуры».Расскажу вам интересную историю о ее жителях. Однажды собрались жители этой улицы вместе и, несмотря на то, что они очень нужны людям, решили составить книгу для самых маленьких, для дошкольников. Каждый из них на отдельной странице должен был поделиться определенными знаниями о геометрических фигурах. Прошло некоторое время, и они написали по одной странице. А вот сделать всю книгу - времени не хватает.Поэтому давайте, мы сделаем сегодня доброе дело: из страниц составим книгу. Хорошо, малыши?Дети.Да.Логопед. Поэтому не будем терять времени и пожалуем в гости к первому домика на этой улице. (дети подходят к домику)Логопед. Посмотрите внимательно на этот домик и догадайтесь, кто в нем живет.Дети. «Квадрат».Логопед. Правильно, как вы догадались?Дети. Дом в форме квадрата. Окна, двери тоже. И даже дерево необычное, а из квадратиков.Логопед. Посмотрим, какие знания хочет дать вам, ребята, этот хозяин?( Получают страницу как изображены геометрические фигуры )Логопед. Давайте назовем их.( Дети называют по отдельности, а затем все вместе )Логопед. Так вы большие молодцы. А сейчас присядем, отдохнем и поиграем в игру «Угадай по контуру».Игра «Угадай по контуру»( Логопед тайно показывает одному ребенку какую геометрическую фигуру. Ребенок молча выписывает в воздухе контур данной фигуры. Дети по контуру называют фигуру. Затем фигуры по очереди показывают другие дети. )Логопед. Немного отдохнули, в игру поиграли и пора спешить к другому дому.Х то живет?Дети. «Круг»Логопед. Посмотрим, какую задачу составил для нас «Круг»?( Дети получают страницу как я кий изображены большие и маленькиегеометрические фигуры )Логопед. Дети, я буду показывать вам фигуру, а вы будете называть их указывая величину. Например, (показывает на фигуру): маленький треугольник.(Дети по очереди называют фигуры, правильно согласовывая прилагательное с существительным, указывая величину)Логопед. А теперь зайдем в гости к «Треугольнику». Посмотрим какими знаниями хотят здесь поделиться с детьми.(Получают листочек на котором изображены геометрические фигуры разного цвета.)Логопед. А теперь, дети, вы будете показывать и называть фигуры по очереди, учитывая цвет каждой.(Каждый ребенок подходит к листу и самостоятельно показывая фигуры, составляет словосочетание, называя цвет фигур.)Логопед. Детки, нас уже давно заждались в следующем домике. Кто проживает в этом домике?Дети. В этом домике проживает прямоугольник.Логопед. Дети, посмотрите, какая интересная страница. К каждой геометрической фигуре нужно подобрать изображенные предметы похожие по форме. (Например, яблоко похоже на круг ...)(Дети сравнивают предметы, отвечая простыми предложениями.)Ну что же, очень интересная страница. Оставляем и эту страницу, отправляемся дальше. Но что это - дорога заканчивается, ремонтники не успели проложить дорогу. Давайте поможем им, проложим дорогу к следующим хижин. Игра «Воспроизведи последовательность.»(Дети составляют дорожку из крупных пазлов, на которых изображены геометрические фигуры, при этом соблюдаются уже заданной последовательности.)Логопед. Так вот и последний дом. В нем проживает «Овал». Дети, принесите страницу книги. Нас окружают предметы, состоящие из отдельных частей-фигур. Назовите фигуры, которые вы видите на этом изображении.Логопед. Сегодня мы побывали в гостях у различных геометрических фигур. Увидели и узнали много интересного и нового. А сейчас составим книгу.(Дети вместе с логопедом делают из страниц книгу. Каждый ребенок одной шнуровкой прошнуровывают часть книги. )Итог.Логопед. Сегодня вы, детки, побывали на необычной улице.Как она называется?Дети. Улица «геометрические фигуры»Логопед. У кого в гостях вы побывали?(Дети перечисляют геометрические фигуры, проживающих на этой улице.)Логопед. А еще вы сделали доброе дело, помогли сделать книгу.Помните, с этими фигурами вы еще не раз будете встречаться, а знания получении сегодня пригодятся вам в жизни.Пример подгруппового занятияпо формированию лексико-грамматических категорий (на основе метода компенсаторности)Тема. Игрушка - мой друг.Цель. Обогатить словарь детей названиями игрушек. Закрепить употребление обобщающего слова «игрушки». Формировать навыки описания игрушек несколькими простыми предложениями. Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей и знакомых.Материал. Игрушки: мяч, машина, поезд, кукла. Предметные изображения игрушек.ход занятияЛогопед. Дорогие дети, сегодня перед работой я побывала в магазине. Посмотрите, что я купила. (показывает игрушки: мяч, поезд (на батарейках), машинку, куклу (со встроенным проигрывателем)).- Давайте вместе с вами, назовем предметы. (Происходит озвучивание названий предметов)- А теперь каждый из вас по очереди назовет данные предметы (дети называют)- Дети, а как одним словом можно назвать все эти вещи. (Игрушки)- Правильно, эти предметы - игрушки.- А сейчас с вами опишем наши игрушки. (Дети простыми предложениями, словосочетаниями описывают игрушки)- И на самом деле игрушек очень и очень много. Посмотрите и послушайте, как называются вот эти игрушки (логопед показывает игрушки лексической темы «Игрушки»). - Все вы, надеюсь, видели поезд. А вот так можно показать движение поезда (логопед имитирует движение поезда круговыми движениями рук). Вместе со мной повторяйте стих:Едет поезд: чух-чух-чух ,А колеса: бух-бух-бухТу-ту!- Немного отдохнули, а теперь поиграем с вами в игру.Игра «Покажи названный предмет» . (Дети закрывают глаза. Логопед называет игрушку, а затем открыв глаза дети показывают названный предмет. Игра повторяется 5-7 раз.)- А теперь поделитесь со мной рассказами о ваших любимые игрушки. (Дети с помощью логопеда рассказывают о своих игрушки).- А теперь послушайте, как звучат вот эти игрушками, когда ими играть (мяч - стучит, поезд - чухкает , машина - шумит , кукла - плачет).Игра «Что звучит?»(Дети закрывают глаза, логопед создает звук определенной игрушкой. Открыв глаза, дети называют ее.)Беседа о бережном отношении к игрушкеИтог. На сегодняшнем занятии мы с вами повторили названия игрушек, которые принесла я, и которые вы знаете дома. Надеюсь, вы запомнили, что игрушки надо любить и уважать. А еще ими следует делиться со своими друзьями.
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1972. – 215 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. - М., 2005.
4. Бобылова, М.Ю. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Российский журнал детской неврологии. – 2017. – №1. – С. 41 – 46.
5. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2005.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / учеб. пособиедля студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». –2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 225 с.
7. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М. 1969.
8. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 2009. – 288 с.
9. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014–144 с.
10. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
11. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.
12. Гинзбург P.C. Компонентный анализ и компонентная структура значения слова // Проблемы семантики / Р.С. Гинзбург. – Рига, 1982. – С. 12–16.
13. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176 с.
14. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/zhukova-mastyukova-filicheva-preodolenie-zaderzhki-rechevogo-razvitiya_c2c6a85d186.html, свободный с экрана (дата обращения 24.09.2018)
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М. : Владос, 2008. – 280 с.
16. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка. / С.Н. Карпова, Э.И. Труве - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 305 с.
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
18. Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / А.Л. Колунова, О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. –1994. – № 9 .
19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
20. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина. - Спец. школа, 1967. – 267 с.
21. Лексика - это наука, изучающая совокупность слов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/214206/leksika---eto-nauka-izuchayuschaya-sovokupnost-slov, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 24.09.2018)
22. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека: и их нарушения при локальных поражениях мозга / Р.А. Лурия – М.: Книга по Требованию, 2012. – 432 с.
23. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классике Стиль, 2003. – 320 с.
24. Мельникова Н. А. Формирование лексики у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-271.shtml#book_page_top, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 24.09.2018)
25. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - 3. изд., перераб. и доп. - Тула : Родничок; М. : АСТ, 2003
26. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2013. — 240 с.
27. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
28. Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией: монография. СПб: Наука–Питер, 2006. – 196 с.
29. Сикорский И. А. О развитии речи у детей / И. А. Сикорский [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://spravcoll.ru/index.php/О_развитии_речи_у_детей_/_(Соч.)_И._А._Сикорского..._(1881), свободный с экрана (дата обращения 24.09.2018)
30. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. СПб.: Детство-Пресс, 2006. 256 с.
31. Соломатина Г. Н. Онтогенез речевой деятельности. / Г. Н. Соломатина - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2015. - 144 с.
32. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1998. – 275 с.
33. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2006.
34. Cхeмa логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н. В. Серебрякова, Л. C. Соломахина // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство - пресс.2001. - 576 с.
35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с
36. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.
37. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-146.shtml, свободный с экрана (дата обращения 24.09.2018)
38. Шестакова Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56174.htm.
39. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013.
40. литература
41. 1. Андрусишина Л. Е. Психологические характеристики загальнофункциональ- них механизмов речи у старших дошкольников с ОНР / Л. Е. Андрусишина // Теория и практика современной логопедии. - Вып. 4. - М.: Акта альная образование, 2007. - С. 18-23.
42. 2. Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятель- ности и механизмьи ее формирования / Соботович Е. Ф. - М.: ИЗМН, 1997. - 44 с.
43. 3. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - М.: Наука, 1965. - 245 с.
44. 4. Лурия А.Р. Язьк и сознание / А. Р. Лурия. // Под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов н / Д: «Феникс», 1998. - 416 с.
45. 5. Лалаевой Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Г. И. Лалаевой, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.