Религия и политика
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 03.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты религии и политики 5
1.1. Религия как инструмент современной политики 5
1.2. Взаимодействие государства и религии 13
2. Особенности религии и политики в современном обществе 22
2.1. Влияние православного духовенства и членов религиозных общин на электоральный выбор верующих 22
2.2. Противоречия между религиозным и светским в политической сфере 31
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Традиционные религии сегодня вынуждены конкурировать с новыми религиозными движениями, которые стали заметным социокультурным феноменом XX–XXI вв.Во-вторых, меняется привычный «рисунок» локализации традиционных религий вследствие роста «виртуальных транснациональных религиозных объединений и сообществ». Данные объединения утрачивают связь с привычными территориями и традициями, что приводит к «масштабным сдвигам в отношениях между основными религиями», реконструированию коллективных идентичностей и формированию нового религиозного пространства.В-третьих, политика как одна из сфер публичного пространства долгое время «отторгавшая» религию, не жаждет её возвращения, на что указывают осторожные заявления не только политических деятелей, но и учёных-теоретиков относительно возможных места и роли религии в современной политике. Религиозное и светское как своеобразные мировоззрения строятся на разных ценностных основаниях. Если «религия – это система верований и практик, основанных на невыразимой природе религиозной коммуникации», то «секуляризм принципиально дистанцируется от предельных вопросов». Религия привносит «трансцендентные смыслы» в политику, секуляризм пытается её освободить и очистить от них, так как исходит из того, что привнесение в политику религиозных и моральных смыслов может оказаться тем бременем, которое не позволит политике быть эффективной. В истории новейшего времени это противоречие разрешалось просто: в процессе политической секуляризации место религии в общественной жизни определялось и регулировалось государством, которое не допускало религиозное в сферу политики. Однако такая позиция государств, которые были вполне светскими, часто противоречила позиции общества, которое оставалось по сути религиозным.Активизация религиозных организаций и возрастание роли «религиозных институтов в поле публичной политики» Татарстана осуществляются сегодня на фоне качественного изменения отношения к религии в целом со стороны РФ, которая «ушла» от политики государственного атеизма. Конечно, Россия продолжает оставаться светским государством, и принцип светскости закреплён в её Конституции, но это обстоятельство не отменяет того, что государство встало на путь «демократического решения религиозного вопроса», активно содействуя возрождению религии. В Татарстане проживает на сегодняшний день около 4 млн человек, большинство из которых относят себя либо к мусульманам, либо к православным. Что касается процентного соотношения тех и других, то оно примерно 50% и 40% соответственно. При этом количество верующих за последние годы выросло в разы. Данный рост является проявлением только одной из тенденций десекуляризации, которая характерна для республики. Помимо этой, есть ряд других: рост религиозной идентичности, усиление влияния религии как на государственном уровне, так и в приватной сфере, активная исламизация молодёжи.Несмотря на то, что процент христиан в Татарстане достаточно высок, республика все же больше позиционируется как мусульманская территория. Во-первых, следует признать, что большинство в Татарстане составляют татары, многие из которых исповедует ислам. Во-вторых, в республике начиная с 90-х гг. XX в. активизировались националистические татарские объединения, деятельность которых оказывала влияние на усиление этнической и конфессиональной (исламской) идентичности татар. Так, партии «Иттифак», «Милли меджлис» и «Азатлык» предлагали строить независимое исламское государство, основанное на принципах татарского (этнического) ислама. Сепаратистская риторика этих партий выросла после подписания в 1994 г. двустороннего договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», который стал восприниматься радикальными националистами как уступка секулярному государству. На сегодняшний день деятельность исламоориентированных националистических объединений продолжается, несмотря на то, что сепаратистские идеи по национальному (татарскому) и конфессиональному (исламскому) признаку не популярны среди населения.В-третьих, в Татарстане значительно возросла активность мусульманских организаций, которые оказывают влияние на все сферы общественной жизни республики, включая и сферу принятия политических решений. В-четвёртых, властные структуры РТ состоят в основном из представителей татарского народа, что позволяет говорить о наличии этнократической элиты Татарстана. Так, в одном из своих интервью Р. Сулейманов, являющийся руководителем Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований, говорит об отсутствии «пропорциональности этнического представительства во власти. Русские – это половина населения Татарстана, а в элите они почти не представлены».Конституция Татарстана объявляет республику светским государством, в котором религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Это означает, что религиозные организации не имеют права законодательной инициативы, создания политических партий по религиозному признаку, непосредственного влияния на принятие политических решений. Для исламской традиции не характерно отделение религии от политики, в ней «не существует понятия светского государства». По словам А. Малашенко, «ислам изначально был обращен на решение светских, в том числе политических, государственных проблем», поэтому все разговоры о необходимости отделить религию от политики являются абсурдными в отношении ислама. Данное противоречие между правом и традицией на практике разрешается путём активизации взаимодействия региональных властей и мусульманских организаций, направленного на решение мирских проблем. С одной стороны, «региональная власть все более активно включается в регулирование религиозной жизни», а с другой – мусульманские организации ищут возможности влияния на политический процесс, и особенно в этом преуспело Духовное управление мусульман РТ (ДУМ РТ), которое является одной из самых влиятельных организаций в республике. ДУМ РТ ведёт работу по целому ряду направлений: молодёжная политика, социальное служение, международная деятельность, развитие вакфа, телевизионная и издательская деятельность. Духовное управление мусульман оказывает косвенное влияние на законодательный процесс в республике посредством тесного сотрудничества с субъектами законодательных инициатив. Так, ДУМ РТ стало инициатором принятия ряда поправок к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», пролоббировав включение в указанный закон пункта о вакфах. Что касается христианских организаций, то на данный момент в республике нет политической активности с их стороны. Власть РТ ведет активный диалог с мусульманскими организациями, так как заинтересована в их деятельности, поскольку ислам становится той силой, которая является «оплотом действительной самостоятельности и отличия от соседних регионов». Наблюдатели отмечают усиливающееся «представительство официальных лиц на религиозных мероприятиях» и отмечают, что «даже формально светские мероприятия приобретают все больший религиозный оттенок». Власть и религиозные организации взаимно заинтересованы в активизации взаимодействия. Оно позволяет исламским организациям устанавливать как формальные, так и неформальные контакты с органами власти, посредством чего влиять на формирование политической повестки дня; органам власти такое взаимодействие даёт возможность легитимации этнократического характера власти в республике.Ещё одной тенденцией, говорящей о попытке Татарстана «впустить» религию в публичное пространство республики, является подписание договоров между органами власти и религиозными организациями, в первую очередь мусульманскими. Множество таких договоров заключено между правительством Татарстана и ДУМ РТ, но есть и трёхсторонние договоры. Это договоры между Правительством РТ с ДУМ РТ и Татарстанской митрополией РПЦ. Данные договоры свидетельствуют о тесной кооперации между органами власти и религиозными организациями, что вполне может расцениваться как нарушение светского характера республики, закреплённого в её Конституции. Трехсторонние договоры являются, на наш взгляд, попыткой властей Татарстана продекларировать формальное равенство двух самых многочисленных конфессий республики.Таким образом, можно сделать вывод о наличии в Татарстане ряда тенденций, указывающих на то, что территория вступила на путь постсекулярного развития. Движение к постсекулярному обществу в республике представляется на сегодняшний день «половинчатым». Одним из признаков такого общества является нейтральная позиция государства по отношению ко всем представленным на её территории мировоззрениям. Данное положение не характеризует современное состояние дел в Республике Татарстан. С одной стороны, Татарстан достиг больших успехов в достижении межконфессионального мира: в РТ праздничными выходными днями являются как Рождество, так и Курбан-байрам, конференции и мероприятия на различных уровнях проходят с межрелигиозным участием, возрождаются мусульманские и христианские религиозные центры, в частности исламский Булгар и христианский Свияжск, заключаются трехсторонние договоры. С другой стороны, современное руководство республики проявляет нейтральную позицию по отношению к представленным в ней религиозным мировоззрениям только в культурно-бытовом, но не в политическом аспекте. Исламоориентированная позиция власти не вызывает сомнений. На это указывают некоторые формальные признакам:‒ власть поддерживает активность населения, направленную на формирование исламских религиозных организаций. ДУМ РТ сообщает на своём сайте о том, что «наибольшее количество религиозных организаций ПФО находится в Татарстане». В 2013 г. их насчитывалось 1 594, из них 1 193 приходится на организации мусульманские. Более того, «в некоторых районах республики количество мусульманских организаций в несколько раз превышает количество поселений в составе района»;‒ власть не идёт до конца в деле передачи культовых православных сооружений РПЦ.Пример – Дворцовая церковь в Казанском Кремле, где располагается музей государственности татарского народа. В связи с чем Р. Сулейманов задаёт вопрос: «Вы можете представить себе ситуацию, чтобы в каком-нибудь регионе в здании мечети располагался бы музей государственности русского народа?»;‒ власть активно поощряет развитие системы мусульманского образования. «В настоящее время в Татарстане функционируют 9 медресе, Российский исламский институт и Болгарская исламская академия.С открытием Болгарской исламской академии в 2017 г. система религиозного образования Республики Татарстан окончательно сформировалась как четырехступенчатая: примечетские курсы – медресе – институт – академия». Но в то же время власти отказались включить предмет «Основы православной культуры» в программы республиканских школ.Таким образом, несмотря на все сложности, власть Татарстана «отвечает» на стремление религиозных сообществ, в первую очередь мусульманских, интегрироваться в культурную, общественную и политическую жизнь республики. Обществу придётся найти консенсус, так как игнорировать религиозную составляющую современной российской культуры больше не удастся. Особая активность общества ожидаема в мусульманских регионах, в силу специфики данной религии. Исламские организации Татарстана встали на путь активизации своей деятельности. Если их политическая активность, в силу ряда причин, пока не очень значима, то нет никаких сомнений в том, что она будет возрастать. Политической беспристрастности власти Татарстана не достигнут, поэтому Россия и её регионы будут выстраивать свои, специфические, постсекулярные политические конфигурации, решая всё более актуализирующуюся проблему разрешения противоречия между светским и религиозным в политической сфере.ЗаключениеРелигия продолжает оставаться средством манипулирования политиков, а также одной из важнейших сфер нашей жизни. Она оказывает огромное и значимое влияние на формирование мировоззрения миллионов людей, на их политическое сознание и политическое поведение. Заметно ощущается присутствие религии при принятии государственной властью ответственных политических решений. Ее активно используют политические силы в качестве инструмента воздействия на широкие слои населения. Такая картина присуща многим странам с различным уровнем экономического и социального развития. В отношениях между светской и церковной властью ведущая роль должна принадлежать государству, которое просто обязано создать хорошие условия для нормальной жизни верующих и неверующих граждан, обеспечить реализацию их интересов.В современных индустриальных обществах мораль религии становится программой некоторых политических партий, которые ведут борьбу за власть. В ряде стран Запада существуют политические организации, которые открыто заявляют о своей приверженности определенным религиозным ценностям, а некоторые из них даже в своих названиях используют слово «христианское». Например, оно звучит в названии союзов и партий Германии, Финляндии, Италии, Бельгии, Швейцарии и других стран.Религиозный фактор сегодня выступает одним из важных составляющих элементов национальной безопасности любого государства. Вопрос взаимных отношений политики и религии очень тонкий и деликатный. Только глубокий научный анализ этого сложного вопроса поможет установить доверие и взаимное уважение между представителями различных конфессий, а также будет способствовать разрешению конфликтов между ними.Русская православная церковь является политическим институтом и политическим актором, потому представляет собой организацию, которая оказывает определенное воздействие на граждан, активно взаимодействует как с государственными структурами, так и с международными и может исполнять различные роли в зависимости от поставленной задачи, т.е. может быть посредником, может оказывать поддержку, участвовать в обсуждениях и т.д.Религиозная жизнь современной России тесно вплелась в канву как социальной, так и политической жизни. Существенную роль играет и тот факт, что религия зачастую воспринимается человеком как фактор самоидентификации. В многонациональном Российском государстве произошло расслоение населения по этническому и конфессиональному признакам. На территории государства действуют религиозные организации, представляющие более 60 направлений, и это вносит сложность в отношения между конфессиями. В силу исторических причин, ведущими религиями в российском обществе, согласно статистическим данным, являются православие и ислам, общины которых составляют около 80% от общего числа религиозных объединений. Для части сограждан религиозность выступает как форма протеста и ухода от неприемлемой для них социально-политической реальности.Православная церковь в современной России занимает достаточно высокое и устойчивое положение. Но если рассматривать данное явления с точки зрения такого политического направления как клерикализм, сущность которого заключается в достижении первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества, то в этом смысле влияние РПЦ на политические решения практически близко к нулю. Данное явление можно встретить в исламских странах, в которых шариат является правовой нормой, и где духовенство способно даже сместить президента со своего поста и неугодных чиновников. Примером может служить смещение с поста первого президента Ирана, АбольхасанаБадисадра.Официальная позиция РПЦ в отношении политической агитации священников является дуалистичной: с одной стороны, Церковь прописывает запрет на участие священства в политическом процессе, но, с другой, оставляет множество возможностей для проведения священниками действий, которые по существующему определению являются политической агитацией.Несмотря на все сложности, власть Татарстана «отвечает» на стремление религиозных сообществ, в первую очередь мусульманских, интегрироваться в культурную, общественную и политическую жизнь республики. Обществу придётся найти консенсус, так как игнорировать религиозную составляющую современной российской культуры больше не удастся. Особая активность общества ожидаема в мусульманских регионах, в силу специфики данной религии. Исламские организации Татарстана встали на путь активизации своей деятельности. Если их политическая активность, в силу ряда причин, пока не очень значима, то нет никаких сомнений в том, что она будет возрастать. Политической беспристрастности власти Татарстана не достигнут, поэтому Россия и её регионы будут выстраивать свои, специфические, постсекулярные политические конфигурации, решая всё более актуализирующуюся проблему разрешения противоречия между светским и религиозным в политической сфере.Список использованной литературыАванесова Е.Г. Трансформация функций государственной власти в мировом космополитическом сообществе // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 4 (20). С. 73–78.Барт Р. Мифология. М.: Академический проект, 2014. С. 209.Гоббс Т. Философское основание учения о гражданине. М.: АСТ, 2015. С. 64.Гузельбаева Г.Я. Исламская идентичность молодых татар в республике Татарстан // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2015. Т. 154, кн. 6. С. 76−86.Гузельбаева Г.Я. Постсекулярные тенденции у татар в начале XXI века // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. Т. 156, кн. 6. С. 212−219.Гусейнов А.А. Философия — мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. СПб.: СПбГУП, 2015. С. 692.Зоркая Н.А. Православие в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 89–106.Кудряшова М.С., Мчедлова Е.М. Религия и политика в современном российском обществе // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2014. № 4. С. 23–30.Кудряшова М.С., Мчедлова Е.М. Религия и политика: от секуляризации к новым теоретическим координатам исследования // Политическая наука. 2016. Специальный выпуск. С. 43–58.Кулькова А.Ю. Религиозность и политическое участие: роль политики в российских религиозных общинах. М.: ВШЭ. 2015. Кырлежев А. Постсекулярная концептуализация религии. К постановке проблемы // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. № 2 (30). С. 52–68.Локосов В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 82–89.Майоров М. Политика и религия // Международная жизнь. 2014. №11. С. 51-57.Макиавелли Н. Государь; Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. СПб.: Азбука, 2013. С. 100-101.Мчедлова М.М. Социокультурные смыслы политики: новая логика интерпретации и религиозные референции // Полис. 2016. № 1. C. 157–174.Мчедлова, М.М. Роль религии в современном обществе // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 24-29.Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Изд-во Моск. Патриархата, 2000. С. 16-19.Синелина Ю.Ю. Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций православных россиян // Мчедлов М.П. (ред.) Религия в самосознании народа (Религиозный фактор в идентификационных процессах). М.: Институт социологии РАН. 2014. С. 106–125.Синелина Ю.Ю. Религия в современной России // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 36-42.Ситников А.В. Православие, институты власти и гражданского общества в России. СПб.: Алетейя. 2015. С. 41.Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. № 2 (30). С. 21–51.«Единая Россия» и РПЦ договорились сотрудничать // Коммерсантъ. 16 июля 2010 // https://www.kommersant.ru/doc/1442587В РПЦ назвали анонимность в Интернете «правом сатаны». URL: http://www.rosbalt.ru/russia/2017/06/26/1626060.htmlДуховное управление мусульман Республики Татарстан. URL: http://dumrt.ru/ru/about-us/godovye-otchety/Епископ Евтихий агитирует за Путина // YouTube.com // http://www.youtube.com/watch?v=o772sCgCzOMЗюганов считает Христа «первым коммунистом в новом летоисчислении» // ТАСС 20 апреля 2016 // http://tass.ru/obschestvo/3223717Коммунизм и православие // КПРФ // http://www.zyuganov.kprf.ru/news/pravoslavie-i-kommunizmМалашенко А. Религию невозможно отделить от политики // Журнал «Отечественные записки». URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/religiyu-nevozmozhno-otdelit-ot-politikiМухетдинов Д. Исламская составляющая в современном Татарстане: всё дальше и больше // MuslimBlogs. Блогеры, журналисты, аналитики, учёные: интернет-портал. URL: http://www.muslimblog.ru/publ/islam_v_mire/islam_v_rossii/islamskaja_ sostavlja-jushhaja_v_sovremennom_tatarstane_vse_dalshe_i_bolshe/63-1-0-158На политические взгляды 35% опрошенных влияет священник // Грузия Online. 29 июля 2016 // https://www.apsny.ge/2016/soc/1469848121.phpПатриарх Кирилл призвал верующих участвовать в президентских выборах // РИА Новости. 26 декабря 2017 // https://ria.ru/20171226/1511735983.htmlПрактика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах // Официальный сайт Московского Патриархата. // http://www.patriarchia.ru/db/text/1400896.htmlПротоиерей Владимир Головин отвечает на вопросы паломников в Свято-Авраамиевском храме города Болгара // YouTube.com //https://www.youtube.com/watch?v=Tc3u4m51MrMРПЦ названа одним из основных получателей президентских грантов в 2013–2015 годах. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/12/21/621839-rpts-prezidentskih-grantovРуководство «Единой России» решило напоследок помолиться на Афоне // Znak.com. // https://www.znak.com/2018-10-16/rukovodstvo_edinoy_rossii_reshilo_naposledok_pomolitsya_na_afoneРусская православная церковь не участвует в предвыборной агитации, но призывает россиян идти на выборы, митрополит Иларион // Интерфакс. Религия. 13 марта 2018 // http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=69427Русских в Татарстане ждёт судьба русских Северного Кавказа // Агентство Политических Новостей: сайт. URL: https://www.apn.ru/publications/article26361.htmСвященник Александр Шумский: «С оптимизмом смотрю на нашу будущую политическую жизнь» // Православие и мир. // https://www.pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr-shumskij-ya-s-optimizmom-smotryu-na-nashu-budushhuyupoliticheskuyu-zhizn/Соборное согласие: почему КПРФ и РПЦ больше не враги // BBC. 27 апреля 2016 // https://www.bbc.com/russian/society/2016/04/160427_tr_kprf_orthodox_church_symbiosisТкачев А. Библейские требования к власти // Православие.ru. 15 ноября 2017 // http://www.pravoslavie.ru/108095.html
1. Аванесова Е.Г. Трансформация функций государственной власти в мировом космополитическом сообществе // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 4 (20). С. 73–78.
2. Барт Р. Мифология. М.: Академический проект, 2014. С. 209.
3. Гоббс Т. Философское основание учения о гражданине. М.: АСТ, 2015. С. 64.
4. Гузельбаева Г.Я. Исламская идентичность молодых татар в республике Татарстан // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2015. Т. 154, кн. 6. С. 76−86.
5. Гузельбаева Г.Я. Постсекулярные тенденции у татар в начале XXI века // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. Т. 156, кн. 6. С. 212−219.
6. Гусейнов А.А. Философия — мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. СПб.: СПбГУП, 2015. С. 692.
7. Зоркая Н.А. Православие в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 89–106.
8. Кудряшова М.С., Мчедлова Е.М. Религия и политика в современном российском обществе // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2014. № 4. С. 23–30.
9. Кудряшова М.С., Мчедлова Е.М. Религия и политика: от секуляризации к новым теоретическим координатам исследования // Политическая наука. 2016. Специальный выпуск. С. 43–58.
10. Кулькова А.Ю. Религиозность и политическое участие: роль политики в российских религиозных общинах. М.: ВШЭ. 2015.
11. Кырлежев А. Постсекулярная концептуализация религии. К постановке проблемы // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. № 2 (30). С. 52–68.
12. Локосов В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 82–89.
13. Майоров М. Политика и религия // Международная жизнь. 2014. №11. С. 51-57.
14. Макиавелли Н. Государь; Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. СПб.: Азбука, 2013. С. 100-101.
15. Мчедлова М.М. Социокультурные смыслы политики: новая логика интерпретации и религиозные референции // Полис. 2016. № 1. C. 157–174.
16. Мчедлова, М.М. Роль религии в современ¬ном обществе // Социоло¬гические исследования. 2015. № 12. С. 24-29.
17. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Изд-во Моск. Патриархата, 2000. С. 16-19.
18. Синелина Ю.Ю. Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций православных россиян // Мчедлов М.П. (ред.) Религия в самосознании народа (Религиозный фактор в идентификационных процессах). М.: Институт социологии РАН. 2014. С. 106–125.
19. Синелина Ю.Ю. Религия в современной России // Социологиче-ские исследования. 2016. № 12. С. 36-42.
20. Ситников А.В. Православие, институты власти и гражданского общества в России. СПб.: Алетейя. 2015. С. 41.
21. Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. № 2 (30). С. 21–51.
22. «Единая Россия» и РПЦ договорились сотрудничать // Коммерсантъ. 16 июля 2010 // https://www.kommersant.ru/doc/1442587
23. В РПЦ назвали анонимность в Интернете «правом сатаны». URL: http://www.rosbalt.ru/russia/2017/06/26/1626060.html
24. Духовное управление мусульман Республики Татарстан. URL: http://dumrt.ru/ru/about-us/godovye-otchety/
25. Епископ Евтихий агитирует за Путина // YouTube.com // http://www.youtube.com/watch?v=o772sCgCzOM
26. Зюганов считает Христа «первым коммунистом в новом летоисчислении» // ТАСС 20 апреля 2016 // http://tass.ru/obschestvo/3223717
27. Коммунизм и православие // КПРФ // http://www.zyuganov.kprf.ru/news/pravoslavie-i-kommunizm
28. Малашенко А. Религию невозможно отделить от политики // Журнал «Отечественные записки». URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/religiyu-nevozmozhno-otdelit-ot-politiki
29. Мухетдинов Д. Исламская составляющая в современном Татарстане: всё дальше и больше // MuslimBlogs. Блогеры, журналисты, аналитики, учёные: интернет-портал. URL: http://www.muslimblog.ru/publ/islam_v_mire/islam_v_rossii/islamskaja_ sostavlja-jushhaja_v_sovremennom_tatarstane_vse_dalshe_i_bolshe/63-1-0-158
30. На политические взгляды 35% опрошенных влияет священник // Грузия Online. 29 июля 2016 // https://www.apsny.ge/2016/soc/1469848121.php
31. Патриарх Кирилл призвал верующих участвовать в президентских выборах // РИА Новости. 26 декабря 2017 // https://ria.ru/20171226/1511735983.html
32. Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах // Официальный сайт Московского Патриархата. // http://www.patriarchia.ru/db/text/1400896.html
33. Протоиерей Владимир Головин отвечает на вопросы паломников в Свято-Авраамиевском храме города Болгара // YouTube.com //https://www.youtube.com/watch?v=Tc3u4m51MrM
34. РПЦ названа одним из основных получателей президентских грантов в 2013–2015 годах. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/12/21/621839-rpts-prezidentskih-grantov
35. Руководство «Единой России» решило напоследок помолиться на Афоне // Znak.com. // https://www.znak.com/2018-10-16/rukovodstvo_edinoy_rossii_reshilo_naposledok_pomolitsya_na_afone
36. Русская православная церковь не участвует в предвыборной агитации, но призывает россиян идти на выборы, митрополит Иларион // Интерфакс. Религия. 13 марта 2018 // http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=69427
37. Русских в Татарстане ждёт судьба русских Северного Кавказа // Агентство Политических Новостей: сайт. URL: https://www.apn.ru/publications/article26361.htm
38. Священник Александр Шумский: «С оптимизмом смотрю на нашу будущую политическую жизнь» // Православие и мир. // https://www.pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr-shumskij-ya-s-optimizmom-smotryu-na-nashu-budushhuyupoliticheskuyu-zhizn/
39. Соборное согласие: почему КПРФ и РПЦ больше не враги // BBC. 27 апреля 2016 // https://www.bbc.com/russian/society/2016/04/160427_tr_kprf_orthodox_church_symbiosis
40. Ткачев А. Библейские требования к власти // Православие.ru. 15 ноября 2017 // http://www.pravoslavie.ru/108095.html
Вопрос-ответ:
Какую роль играет религия в современной политике?
Религия имеет значительное влияние на современную политику. Она может быть использована как инструмент в руках политических лидеров для мобилизации и контроля населения. Религиозные организации часто выступают в поддержку определенных политических партий или кандидатов. В то же время, государство может контролировать и ограничивать религиозные организации с целью сохранения политической стабильности.
Как сотрудничают государство и религия в современном обществе?
Взаимодействие государства и религии в современном обществе может быть сотрудничеством или конфликтом. Государство может признавать определенную религию официальной и предоставлять ей особые права и привилегии. Оно также может финансировать религиозные организации и поддерживать их деятельность. Однако, существуют случаи, когда религиозные и политические интересы конфликтуют, и государство принимает законы и политики, ограничивающие свободу вероисповедания и деятельность религиозных общин.
Какое влияние оказывает православное духовенство и члены религиозных общин на политические выборы?
Православное духовенство и члены религиозных общин могут оказывать значительное влияние на политические выборы. Они могут призывать верующих к поддержке определенных политических партий или кандидатов, мобилизовывать своих сторонников и оказывать давление на политические процессы. Верующие, идентифицирующие себя с определенной религией, могут также ориентироваться на принципы и ценности, предлагаемые их религией, в своем выборе.
Какие теоретические аспекты связи религии и политики можно выделить?
Теоретические аспекты связи религии и политики включают в себя понятия такие как религия как инструмент современной политики и взаимодействие государства и религии.
Какая роль может исполнять религия в современной политике?
Религия может быть использована в современной политике в качестве инструмента для достижения политических целей, мобилизации социальной поддержки и легитимации власти.
Какие особенности связи религии и политики существуют в современном обществе?
В современном обществе можно выделить такие особенности, как влияние православного духовенства и членов религиозных общин на электоральный выбор верующих, а также противоречия между религиозным и светским в политической сфере.
Как новые религиозные движения влияют на традиционные религии в современном обществе?
Новые религиозные движения представляют конкуренцию для традиционных религий, так как они предлагают альтернативные учения и ритуалы, что может привести к смещению интереса верующих.
Какие противоречия возникают между религиозным и светским в политической сфере?
Противоречия между религиозным и светским в политической сфере могут возникать в связи с различными ценностями и убеждениями, а также с вопросами отношения религиозных доктрин к правовым и политическим нормам общества.
Какая роль играет религия в современной политике?
Религия играет значительную роль в современной политике. Она может служить инструментом для мобилизации и манипуляции массами, а также влиять на принятие решений и формирование политических альянсов.
Каким образом государство взаимодействует с религией?
Государство может взаимодействовать с религией различными способами. Оно может либо поддерживать определенные религиозные организации, либо сдерживать их влияние на политические процессы. В некоторых странах существует разделение церкви и государства, в то время как в других религия имеет огромное влияние на политику.
Как влияют православное духовенство и члены религиозных общин на электоральный выбор верующих?
Православное духовенство и члены религиозных общин могут оказывать значительное влияние на электоральный выбор верующих. Они могут рекомендовать определенных кандидатов, пропагандировать определенные политические идеи и внушать своим прихожанам определенные ценности и убеждения.
Какие противоречия могут возникать между религиозным и светским в политической сфере?
В политической сфере могут возникать противоречия между религиозными убеждениями и принципами светского государства. Например, религиозные организации могут выступать против определенных законов или политических изменений, основываясь на своей вере, что может создавать споры и конфликты.