Роль дидактических игр в формировании временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 53 + 53 источника
- Добавлена 15.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития представлений о времени детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Дидактические игры как элемент формирования элементарных математических представлений 11
1.3. Педагогические условия формирования представлений о времени детей среднего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Выявление исходного уровня сформированности временных представлений у детей пятого года жизни 26
2.2. Организация формирующего эксперимента по развитию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры 37
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния дидактических игр на формирование представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Разноцветные карточки по цветам радуги.Ход игры: Играют 2-4 ребенка. Перед детьми игровое поле. В центре игрового поля лежат перевернутые цветом вниз карточки. Дети по очереди вытягивают карточки и расставляют на соответствующих цифрах. Если попалась карточка, которая уже есть, ребенок кладет ее обратно и ход переходит следующему игроку. Тот, кто первым соберет «неделю», становится победителем.Блок «Вчера, сегодня, завтра»«Это когда?»Задачи: Закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Закрепить названия дней недели, их последовательность. Закрепить цвета радуги. Развивать мышление, память и внимательность.Материал: Карты, разделенные на клетки, с написанными днями недели, которые для подсказки выделены цветом. Маленькие цветные карточки, с написанными днями недели.Ход игры: Участникам игры выдаются карты, разделенные на клетки. Дети вытягивают маленькие карточки и расставляют их на своей карте, пользуясь знаниями о понятиях «Вчера», «Сегодня», «Завтра». Если ребенок вытянул карточку, которая ему не нужна, он кладет ее обратно и ход переходит другому участнику. Выигрывает тот участник, который быстрее всех соберет свою карту понятий «Вчера», «Сегодня», «Завтра».«Веселый поезд»Задачи: Закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Развивать логическое мышление, память и внимательность.Материал: Модель поезда с 3-мя вагончиками (на каждом вагончике кармашек). Карточки с изображением деятельности, которая проходит у детей в детском саду (музыкальные занятия, занятия по математике, прогулки, чтение книг и т.д.).Ход игры: Играют 3 ребенка. Каждый вагон поезда означает понятия: «вчера», «сегодня», «завтра». Участники «занимают» свои вагоны. Перед детьми разложены картинки с видами деятельности, которая проходит в детском саду. Они должны отобрать все картинки, относящиеся к их понятию в свой вагон. Тот, кто сделает это быстрее всех, станет победителем.«Что за чем?»Задачи: Закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Развить память и внимательность.Материал: Карточки с изображением растений и животных (например, яйцо - цыпленок - курица; семечко - росток - дерево и т.д.).Ход игры: Играют 2-4 человека. Перед участниками 3 коробочки. В 1-ой коробочке «прошлое» («вчера»), во 2-ой коробочке «настоящее» («сегодня»), в 3-ей «будущее» («завтра»). Дети по очереди берут картинки из 1-ой коробочки, затем из 2-ой и из 3-ей. Таким образом им надо составить логические цепочки (соответственно «вчера», «сегодня» и «завтра»).Выигрывает тот, кто больше всех соберет логических цепочек.Приложение 3 Описание упражнений по общей моторике для закрепления времен года, частей суток, дней недели, понятий «быстро - медленно».Осень.Осень! (Воспитатель показывает осень).Осень поздняя сейчас распоряжается у нас! Вот с нее мы и начнем! Прямо в осень попадем!Пришла осень - поспешай! Собирай-ка урожай! Спешит с лопатами народ. Куда? Скорей на огород!А что же там у нас растет? (Дети отвечают - овощи).Вокруг, дети, поглядите! Овощи все назовите! (Дети называют овощи).Зима.Зима, зимушка, зима к нам идет, идет сама!Белых хлопьев белый пухС неба валит валом, Укрывая всё вокругТёплым одеялом, (Ладошки (снежинки) «падают» сверху вниз. Далее, показывая направление, воспитатель поворачивается к детям спиной)Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показываем рукой направление)Сладко спали до весны дерева и травы. (Спим)Это сколько ж наметет снега за ночь-то! (Развели руки в стороны)Это как же полетят с горы саночки! (Рука опирается на стол - получилась гора, по ней «съезжает» от плеса вниз ладошка другой руки) Съехали на санках! Ой!А еще на чем зимой можно покататься? (Дети отвечают, воспитатель дополняет)Зима.Ах, как холодно! Мороз! («Дрожим»)Отморозить можно нос! (Показываем на нос)Толстый лед на речке,В доме топят печку.Вот такая здесь погода,А какое время года? (Зима)Что случилось? Что случилось? Загудело, закружилось! (Показывая направление рукой, повернуться к детям спиной)Вьюга справа, вьюга слева! (Воспитатель показывает направление рукой. Повторить несколько раз)Ах! Явилась королева! Снежная! (Поставить перед детьми снежную королеву и по ходу урока говорить от ее лица)Рукавом своим взмахнула!Справа! Слева! (Взмахиваем рукой справа, слева. Повторяем несколько раз, затем поворачиваемся к детям лицом)Лютым холодом пахнуло!Заморозила ребят, («Дрожим»)Унесла в ледяной сад.Надо нам вперед идти!Надо нам ребят спасти!Мы идем, мы идем! Мы друзей своих спасем! (Идем)Перед нами, наконец, Ледяной возник дворец!И на снежном белом троне, (Руки «кладём» на воображаемые подлокотники)В ледяной своей короне (Кисти прижать к голове, пальцы верх, растопырить - это корона)Королева здесь сидит,Свысока нам говорит:«На вопросы мне сумеете ответить,Отпущу тогда друзей я ваших, дети!»Ответим? Ответим!«Вот моё задание,Всем вам испытание. ПЕРВОЕ!Всё сложила ряд за рядом,Но нарушен мой порядок!Где нарушен он? Найдите!Мне скорее подскажите!»Осень, зима, весна, лето.Для этого задания детям показывались изображения времён года.Нам щедрая осень приносит плоды,Дают урожай и поля, и сады.Зима засыпает снегами поля.Зимой отдыхает и дремлет земля. (Спим)Приходит весна - зеленеют леса, (Поднимаем руки вверх, в стороны)И птичьи повсюду звенят голоса. (Машем руками (крыльями))А лето пришло - всё под солнцем цветёт,И спелые ягоды просятся в рот. («Срываем ягодки и кладём их в рот»)Меняется погода, а с ней времена года!Вам о них мы рассказали,Но пока не посчитали.Быстро, дружно посчитаем.Сколько их? Сейчас узнаем! (Во время формирования понятий времен года отрабатывался счёт)Части сутокИсходное положение: руки перед собой, ладошки вместе, они, двигаясь, изображают движение солнца по небу.Солнце ясное встаёт,Это утро настаёт. (Руки справа, медленно поднимаем вверх)Солнце очень высоко,Наступает день-деньской! (Руки над головой, пальцы растопырены, шевелим ими)Солнце близится к закату,Вечеру все люди рады. (Руки медленно опускаем вниз налево)Солнце убежало прочь,Значит, наступила ночь! (Руки прячем за спину)Утро, день, вечер, ночь. Убежали сутки прочь!Повторяем задание несколько раз.Исходное положение: руки перед собой, ладошки вместе. Руки изображают движение солнца по небу.Когда собрались мы в поход,Когда отправились вперёд,Солнце только поднималось,Утро только начиналось. (Руки справа, медленно поднимаем вверх)Поехали мы далеко,Солнце стало высоко!Крутить педали нам не лень,Наш длинным был волшебный день! (Руки над головой, пальцы растопырить, шевелим пальцами)Вечер наступил давно,Здесь становится темно! (Руки медленно опускаем вниз налево)Солнце село за горой,Ехать нам пора домой! (Руки прячем за спину)Почти до ночи едем. На велосипеде! (Крутим ногами воображаемые педали)Всё! Закончился наш путь,Можно всем нам отдохнуть!Жалко расставаться,Но пора прощаться! До свидания!Руками (ладошки вместе) изображаем движение солнца по небу.Солнце поднималось,Всё тут просыпалось!Это утро! (Руки справа, медленно поднимаем вверх)Солнце в небе высоко.Ох! До зайца далеко!Это день! (Руки над головой, пальцы растопырить, шевелим ими)Солнце катится к закату,Отдохнуть все звери рады!Это вечер! (Руки медленно опускаем вниз налево)Вечер сумрачный пройдёт,Ночь тогда в наш лес придёт!Ночка тёмная придёт,Сны с собою принесёт! (Руки прячем за спину)Утро, день, вечер, ночь: Убежали сутки прочь!Повторить упражнение несколько раз.Быстро - медленно:Для этого задания потребуются разные птицы. Воспитатель ставит их перед детьми и, показывая на них, изображает движение крыльев соответствующих птиц в разном темпе.Воробьишка, наш пострел,Быстро, быстро улетел! (Крылышки маленькие, быстро ими машем)А ворона: «Кар-кар-кар!Меня Вася не поймал!» (Крылья побольше, машем ими медленнее) Орел огромный, грозный,Он медленно летал. (Крылья в полную длину рук, машем ими очень медленно)Наш котик испугался,Он хвостик свой поджал. (Изображаем испуг)«Фу! Какие птицы! Не хотят ловиться!» (Отрицательнокачаемголовой)А сколько их было? (Убираем птиц)Для этого задания потребуются разные игрушки-зверушки, включая зайца и кошку.Тот, кто близенько идёт,Никуда не пропадёт.Ну, а тот, кто далеко,И заблудится легко.Дальше по лесу идём.Ой! Друг друга не найдём!Будем мы друзей искать!Будем мы «Ау!» кричать!Тому, кто далеко от нас.Воспитатель держит в руках двух зверушек (одну ближе к детям, другую дальше) и спрашивает детей, какая зверушка дальше, какая ближе. Кричим «Ау!» той зверушке, которая дальше.Заяц ближе или дальше? ... (ближе)Зайцу будем кричать «Ау!»? ... (нет, он близко)Кошка ближе или дальше? . (дальше)Кошке будем кричать «Ау!»? . (да, она далеко)Ау! Ау! Ау! (Кричим все вместе)Повторяем задание несколько раз с разными зверушками.Хорошо «Ау!» кричали,Никого не потеряли!Мы по лесу шли, шли, шли,На поляночку пришли. (Идём)Пришли мы на полянку!А там-то спозаранкуДетки малые играютИ нас с вами поджидают.Это детки не людей,Детки птичек и зверей!И хотят они узнать,Как их взрослых будут звать?Дни недели.«В понедельник - мы стирали. (Изображаем)Пол во вторник подметали. (Изображаем)В среду - мы пекли калач. (Изображаем руками, что мнём тесто)Весь четверг играли в мяч. (Держим руками воображаемый мяч)Чашки в пятницу помыли, (Изображаем)А в субботу торт купили. (Показываем обе руки ладошками вверх)И, конечно, в воскресеньеЗвали всех на день рожденья. (Зовём к себе)Пели, прыгали, (Прыгаем сидя)Плясали, (Танцуем)Дни недели - посчитали»А мы посчитаем? ... (да)Вот неделя.В ней семь дней,Мы давно знакомы с ней.Первый день по всем неделькам - он зовётся понедельник. (По ходу стихотворения воспитатель отгибает пальцы по одному)Вторник - это день второй, он стоит перед средой.Серединочка - среда, третьим днём была всегда.А четверг - четвёртый день, шапку носит набекрень.Пятый - пятница сестрица, очень модная девица.А суббота - день шестой! Отдыхаем всей гурьбой!День седьмой? Да! Воскресенье! Назначаем днём веселья!Рады взрослые, ребята.Всё понятно вам, цыплята? (Показываем на цыплят)Все цыплята повторяют,Громко, дружно называют дни недели!Понедельник ... (первый), ...Воскресенье ... (седьмой)! (Воспитатель называет дни недели. Дети считают их по порядку)Петух крылышком махнул (Машем рукой (крылышком))И головкою кивнул, (Киваем)Вас, друзья, благодарил,А цыпляток - похвалил.«Кукареку!» - он сказалИ играть нас всех позвал! В прятки! (Вы показываете на петуха и по ходу урока говорите от его лица)«Позову сейчас друзей! Вместе будет веселей!Домашние птицы!Домашние звери!Вы всех назовёте?Сейчас мы проверим!»Будем вместе вспоминать,Дни недели называть!Семь весёлых дней в неделе. (Показываем семь пальцев)В понедельник мы дудели, (Изображаем игру на дудочке)А во вторник - суп варили («Помешиваем суп»)И про среду позабыли. (Разводим руками)Весь четверг прохохотали, (Хлопаем ладошками по животу)Только в пятницу устали. (Руки вниз, плечи опустить)Мы в субботу отдыхали. (Руки в стороны вверх)В воскресенье рано встали, (Руки вниз, спину выпрямить)В магазин с утра сходили, (Идём)Там печенье мы купили!Да! Купили мы печеньеРано утром в воскресенье! На тарелки разложили, Посчитать его забыли! Посчитаем?. (да)2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния дидактических игр на формирование представлений о времени у детей среднего дошкольного возрастаНа третьем этапе исследования с целью определения эффективности использования дидактических игр в процессе формирования временных представлений у детей средней группы, была проведена контрольная диагностика. Применялась та же диагностическая методика, что и на первом этапе. Результаты обследования представлены в сводной таблице, размещенной в приложении 2.Количественный анализ результатов диагностики уровня сформированности временных представлений у детей средней группы наглядно представлен в диаграммах (рис. 1) и таблицах 6, 7.Таблица 6Результаты итоговой диагностики сформированности временныхпредставлений у детей дошкольного возрастаФ.И. ребенкаБаллы на I этапеУровень на I этапеБаллы на III этапеУровень наIII этапе1. Вера Л.17Высокий20Высокий2. Влад О.13Средний19ВысокийПродолжение таблицы 63. Света М.6Низкий14Средний4. Олег К.10Низкий17Высокий5. Инесса С.15Высокий20Высокий6. ВалентинБ.17Высокий20Высокий7. Влад У.17Высокий19Высокий8. Сережа В.13Средний17Высокий9. Валера А.4Низкий10Низкий10. Сережа Ф.9Низкий14Средний11. Катя Я.11Средний14Средний12. Женя Б.12Средний16Высокий13. Оля Ш.13Средний17Высокий14. Коля П.8Низкий12Средний15. Рома З.11Средний14СреднийТаблица 7Уровень сформированности временных представлений у детей среднего дошкольного возраста (в процентном отношении) на III этапеУровень%Количество детейВысокий609Средний335Низкий71Рис.1. Уровень сформированности временных представлений у детей среднего дошкольного возрастаРезультаты итоговой диагностики свидетельствуют, что в группе преобладает высокий уровень сформированности представлений о времени. Дети лучше отвечали на вопросы блока «Времена года». Почти все дети (86,7%) самостоятельно правильно назвали и показали на картинках все времена года, указав от 8 до 15 признаков времен года, правильно выкладывали картинки по порядку. 1 ребенок назвал только 6 признаков времен года, но с остальными заданиями справился. И у одного ребенка возникли трудности с правильным выкладыванием картинок по порядку, он справился с этим заданием только при помощи взрослого.В целом, уровень ответов у детей на вопросы блока «Времена года» повысился на 1-3 балла. На том же уровне осталось 26,7% детей, так как у них и в начале года были высокие результаты. Уровень отличных ответов у детей повысился на 46,7%.Результаты ответов у 20% детей на вопросы блока «Время суток» не изменились, т.к. у этих детей был высокий уровень ответов в начале года. У остальных детей результаты улучшились на 1-2 балла. Уровень отличных ответов у детей повысился на 40%.Так, 60% детей правильно назвали и показали на картинках время суток, правильно связали время суток с распорядком дня и правильно перечислили время суток в обратном порядке. 26,7% детей допускали одну ошибку в связывании времени суток с распорядком дня и в перечислении суток в обратном порядке. И только два ребенка затруднились в выполнении задания: они с помощью взрослого назвали и показали на картинках время суток и допускали по две ошибки в связывании времени суток с распорядком дня и в правильном перечислении суток в обратном порядке.С вопросами и заданиями блока «Дни недели» дети справились намного лучше, чем в начале года. 33,3% детей полностью справились с заданием. Хотя в начале года с этим заданием не справился никто. 20% детей почти справились, но правильно перечислить дни недели в обратном порядке, используя названия дней недели, смогли только при помощи взрослого. 40% детей допускали 1-2 ошибки в указании последовательности дней недели. 1 ребенок (Валера А.) допустил 4 ошибки указании последовательности дней недели, и только при помощи взрослого назвал дни недели в обратном порядке.В целом, результаты этого блока повысились на 1-2 балла.Менее значительный рост был заметен в определении понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Полностью справились со всеми заданиями 20% детей, хотя в начале года при диагностике не было выявлено ни одного ребенка, справившегося со всеми заданиями. 13,3% детей затруднялись в правильном соотнесении понятий «вчера», «сегодня», «завтра»; ответы были правильные, но неуверенные. 26,7% детей отвечали при помощи наводящих вопросов взрослого, давали правильные ответы при повторе рассказа. У 40% детей результаты за ответы повысились совсем незначительно. Они не соотносили правильно понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и давали правильные ответы на вопросы при неоднократном повторе текста. Не справившихся, как это было в начале года, с этим заданием не было. В целом, результаты этого блока повысились на 1-2 балла у каждого из детей.Таким образом, сопоставление результатов начальной и итоговой диагностики свидетельствует о наличии выраженной позитивной динамики.Если в начале года у детей преобладал средний уровень, то после проведения дидактических игр по формированию временных представлений - доминирует высокий уровень, которого достигли 9 детей (69%). У 5 детей (33,3%) в начале года был обнаружен низкий уровень, а теперь они достигли среднего. 4 ребенка (26,6%) от среднего перешли к высокому уровню.Также на втором этапе исследования были подобраны упражнения по общей моторике для закрепления времен года, частей суток, дней недели, понятий «быстро - медленно».ЗАКЛЮЧЕНИЕС проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. В это время живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их продолжительность, порядок прохождения друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.Учитывая то, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий). Сегодня особенно актуализируется проблема формирования элементарных математических представлений у детей с использованием материализованных средств обучения. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой сфере. Однако, знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений проводится не всегда систематически, и конечно, нуждается в совершенствовании.Таким образом, говоря о понятии временных представлений ребенка, можно выделить по меньшей мере три различных аспекта этих представлений:Адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);Понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера/сегодня/завтра» до более сложных «прошлое/настоящее/будущее» и т.д.);Понимание последовательности событий/действий/явлений.Дидактические игры - это игры обучающие, они созданы взрослыми для воспитания и обучения детей. Для самих детей воспитательное значение игры не выступает явно, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Структурные компоненты дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат, заключение игры. Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, 55 геометрических фигур, направлений и т.д. Дидактические игры математического характера содержат возможности расширять и закреплять знания в следующих направлениях: усвоение множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.Проведенное исследование было направлено на проверку гипотезы о том, что формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста может быть с успехом осуществлено с применением дидактических игр.Проведя исследование мы убедились, что нет детей, абсолютно не осведомленных о понятиях, непосредственно связанных со временем. Детям, безусловно, трудно сразу объяснить что собой представляет время, однако, осознав прикладные аспекты данного понятия, дети адаптируют его под свои потребности и возможности. Так, мы выяснили, что детям проще всего среди временных показателей дается понимание собственного возраста (ошибки так же возникают, но при этом дети уже знакомы с понятием возраста), труднее всего детям дается категория месяц/год, поскольку детям иногда трудно описать что такое месяц или год по той причине, что они недостаточно полно оперируют понятиями «сутки», «день», «неделя». Мы отметили, что дети очень часто путают времена года, при этом считаем необходимым вводить элементы заданий на представления о времени в игры, мероприятия, задания. Данный подход поможет ребенку уловить временные связи, иметь обобщенное представление о связи времени и пространства и т.д.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБелопольская Н.Л. Методики исследования познавательный процессов 4-6 лет. М., 2005 с. 4.Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования. – М.: Знание, 2008. – 182 с.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детейㅤ 4-5 лет: пособие дляㅤ педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с.ㅤВоспитание и обучение детей шестого года жизни / под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой.-М.: Просвещение, 1987.-198с.Газизова Ф. С., Еликова Л. И. Дидактические игры как средство формирования представлений о времени у детей пяти лет в ДОО // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 261-262. — URL https://moluch.ru/archive/254/58321/ (дата обращения: 27.11.2019).Григорьева Е.Д. Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр / Е.Д. Григорьева // Современная педагогика: Актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 121 – 126.Демина Е.С. Программа развития математических способностей детей дошкольного возраста: Методическое пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2010. – 70 с.Дуракова В.В. Роль дидактических игр в развитии дошкольника / В.В. Дуракова // Слагаемые педагогической практики: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 87 – 89.Ерофеева Т.И. Математика дляㅤ дошкольников. Книга для воспитателейㅤ детского сада. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.ㅤЖикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике / Т. К. Жикалкина. – М.: Просвещение, 1989 – 63с.Изучаем календарь. сост. И.А. Андреева. - Минск: Современная школа: Кузьма, 2008Калитина Е.Н. Использование дидактических игр в работе с дошкольниками / Е.Н. Калитина, Е.А. Михайлова // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конферцении. – 2016. – С. 240 – 241.Керейтова Ю.Д. Роль дидактических игр в развитии дошкольника / Ю.Д. Керейтова, Т.А. Пирожкова // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России: Материалы Международной научно-практической конференции и Всероссийских педагогических чтений. – 2016. – С. 111 – 115.Кириллова И.М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры / И.М. Кириллова, А.Н. Переверзева // Педагогика: традиции и инновации: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 35 – 38.Колесникова Е.В. Программа “Математические ступеньки” /Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст, 2003г.;Куроптева, И.К. Методические рекомендации по использованиюдиагностического комплекта «Определение уровня сформированности пространственно-временных представлений детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] / под ред. И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой // Муравленко,2009.Лисенкова В.П. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени // Психологический журнал. 2006. т. 27 (3). Лурия А.Р. Язык и сознание./ Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1979 с. 68-71Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.Машковцева Л.М. Возможности организации дидактических игр как средства всестороннего развития дошкольников / Л.М. Машковцева // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 583 – 587.Мелёхин А.И. Протокол психологического обследования восприятия времени у дошкольников // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2012, № 11.Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. – 256 с.ㅤНовикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольныйㅤ возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000. – 112 с.ㅤ Обучение с увлечением. С.И.Агеева. М: 1991 г.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: МПСИ, 2005 – 288 с.Пальчик К.В. Обучение дошкольников величинам средствами дидактических игр / К.В. Пальчик // Наука сегодня: Глобальные вызовы и механизмы развития: Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 165 – 168.Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математикиㅤ для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003. – 176с.ㅤПрограмма воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозанка – Синте, 2008.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста" / под ред. Е.А. Стребелевой - М., 2007.Пузанкова Н.В. Дидактическая игра как средство обучения дошкольников / Н.В. Пузанкова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск, 2017. – С. 136 – 139.Раз – ступенька, два – ступенька… Часть 1 и 2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Баласс. – 1998 г.Развивающие математические игры – занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / Авт.-сост. Стасова Л. П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. Ретюнских Л.Т. Философия игры / Л.Т. Ретюнских. – М.: Вузовская книга, 2002. – 255 с.Рихтерман Т.Д. Формирование приставленийㅤ о времени у детейㅤ дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.ㅤСаввонова О.А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников / О.А. Саввонова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. №25-1. – С. 39 – 43.Сербина Е.В. Математика дляㅤ малышей. – М.: Просвещение, 1999. - 80 Смондаренко Е.А. Дидактическая игры как форма обучения дошкольника / Е.А. Смондаренко // Наука и образование: новое время. – 2016. №2. – С. 693 – 695.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 183 с.Таранова Л. «Время и часы» серия «Первые уроки»/Л.Таранова.- М.: Стрекоза, 2007.- 24 с.Тютюнник В.В. Развитие логического мышления дошкольников средствами дидактических игр математического содержания / В.В. Тютюнник, И.М. Полякова // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 177 – 181.Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. №2. – С. 8 – 15.Усмаева Ю.А. Дидактические игры как средство развития пространственного мышления старших дошкольников / Ю.А. Усмаева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 159 – 161.Формированиеㅤ элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.ㅤФрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И.Фрейлах- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.-236с.Фридман Л.М. Психолого-педагогические основыㅤ обучения математики. – М.: Наука. – 1999. – 156 с.ㅤФунтикова О.А, Щербакова Е.И. Формирование представлений и понятий о времени с помощью наглядной модели //Дошкольное воспитание, 2006, №7.Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени //Дошкольное воспитание, 2000, №1, с. 14-15.Шарафутдинова Г.Г. Развитие математических способностей дошкольников средствами дидактической игры / Г.Г. Шарафутдинова, Т.А. Чинахова // Современные тенденции развития науки и технологий: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 193 – 195.Шарикова Е. «Времена года» серия «Первые уроки»./Е.Шарикова- М.: Стрекоза, 2008.- 24 с.Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. - М.: Книголюб, 2005.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М.: Академия, 2004.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов дошкольных отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2 изд. стереотип. - М.: Издательский центр "Академия" 2006.ПриложенияПриложение 1Результаты начального диагностического обследования детейФ.И. ребенкаВремена годаВремясутокДнинеделиВчера, сегодня,завтраОбщее количествобалловКоличество балловІ.Вера Л.5543172. Влад О.4432133. Света М.221164. Олег К.3322105. Инесса С.4443156. Валентин Б.5543177. Влад У.5543178. Сережа В.5422139. Валера А.1111410. Сережа Ф.3321911. Катя А.44211112. Женя Б.44221213. Оля Ш.44321314. Коля П.3221815. Рома З.442111Приложение 2Результаты итогового диагностического обследования детейФ.И. ребенкаВремена годаВремя сутокДни неделиВчера, сегодня, завтраОбщее количество балловКоличество баллов1.Вера Л.5555202. Влад О.5554193. Света М.5432144. Олег К.5543175. Инесса С.5555206. Валентин Б.5555207. Влад У.5554198. Сережа В.5543179. Валера А.33221010. Сережа Ф.54321411. Катя А.54321412. Женя Б.55331613. Оля Ш.55431714. Коля П.43321215. Рома З.543214
2. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования. – М.: Знание, 2008. – 182 с.
3. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детейㅤ 4-5 лет: пособие дляㅤ педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с.ㅤ
4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой.-М.: Просвещение, 1987.-198с.
5. Газизова Ф. С., Еликова Л. И. Дидактические игры как средство формирования представлений о времени у детей пяти лет в ДОО // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 261-262. — URL https://moluch.ru/archive/254/58321/ (дата обращения: 27.11.2019).
6. Григорьева Е.Д. Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр / Е.Д. Григорьева // Современная педагогика: Актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 121 – 126.
7. Демина Е.С. Программа развития математических способностей детей дошкольного возраста: Методическое пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2010. – 70 с.
8. Дуракова В.В. Роль дидактических игр в развитии дошкольника / В.В. Дуракова // Слагаемые педагогической практики: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 87 – 89.
9. Ерофеева Т.И. Математика дляㅤ дошкольников. Книга для воспитателейㅤ детского сада. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.ㅤ
10. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике / Т. К. Жикалкина. – М.: Просвещение, 1989 – 63с.
11. Изучаем календарь. сост. И.А. Андреева. - Минск: Современная школа: Кузьма, 2008
12. Калитина Е.Н. Использование дидактических игр в работе с дошкольниками / Е.Н. Калитина, Е.А. Михайлова // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конферцении. – 2016. – С. 240 – 241.
13. Керейтова Ю.Д. Роль дидактических игр в развитии дошкольника / Ю.Д. Керейтова, Т.А. Пирожкова // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России: Материалы Международной научно-практической конференции и Всероссийских педагогических чтений. – 2016. – С. 111 – 115.
14. Кириллова И.М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры / И.М. Кириллова, А.Н. Переверзева // Педагогика: традиции и инновации: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 35 – 38.
15. Колесникова Е.В. Программа “Математические ступеньки” /Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
16. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст, 2003г.;
17. Куроптева, И.К. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Определение уровня сформированности пространственно-временных представлений детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] / под ред. И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой // Муравленко, 2009.
18. Лисенкова В.П. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени // Психологический журнал. 2006. т. 27 (3).
19. Лурия А.Р. Язык и сознание./ Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1979 с. 68-71
20. Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.
21. Машковцева Л.М. Возможности организации дидактических игр как средства всестороннего развития дошкольников / Л.М. Машковцева // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 583 – 587.
22. Мелёхин А.И. Протокол психологического обследования восприятия времени у дошкольников // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2012, № 11.
23. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. – 256 с.ㅤ
24. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольныйㅤ возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000. – 112 с.ㅤ
25. Обучение с увлечением. С.И.Агеева. М: 1991 г.
26. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: МПСИ, 2005 – 288 с.
27. Пальчик К.В. Обучение дошкольников величинам средствами дидактических игр / К.В. Пальчик // Наука сегодня: Глобальные вызовы и механизмы развития: Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 165 – 168.
28. Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математикиㅤ для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003. – 176с.ㅤ
29. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозанка – Синте, 2008.
30. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста" / под ред. Е.А. Стребелевой - М., 2007.
31. Пузанкова Н.В. Дидактическая игра как средство обучения дошкольников / Н.В. Пузанкова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск, 2017. – С. 136 – 139.
32. Раз – ступенька, два – ступенька… Часть 1 и 2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Баласс. – 1998 г.
33. Развивающие математические игры – занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / Авт.-сост. Стасова Л. П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
34. Ретюнских Л.Т. Философия игры / Л.Т. Ретюнских. – М.: Вузовская книга, 2002. – 255 с.
35. Рихтерман Т.Д. Формирование приставленийㅤ о времени у детейㅤ дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.ㅤ
36. Саввонова О.А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников / О.А. Саввонова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. №25-1. – С. 39 – 43.
37. Сербина Е.В. Математика дляㅤ малышей. – М.: Просвещение, 1999. - 80
38. Смондаренко Е.А. Дидактическая игры как форма обучения дошкольника / Е.А. Смондаренко // Наука и образование: новое время. – 2016. №2. – С. 693 – 695.
39. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 183 с.
40. Таранова Л. «Время и часы» серия «Первые уроки»/Л.Таранова.- М.: Стрекоза, 2007.- 24 с.
41. Тютюнник В.В. Развитие логического мышления дошкольников средствами дидактических игр математического содержания / В.В. Тютюнник, И.М. Полякова // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 177 – 181.
42. Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. №2. – С. 8 – 15.
43. Усмаева Ю.А. Дидактические игры как средство развития пространственного мышления старших дошкольников / Ю.А. Усмаева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 159 – 161.
44. Формированиеㅤ элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.ㅤ
45. Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И.Фрейлах- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.-236с.
46. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основыㅤ обучения математики. – М.: Наука. – 1999. – 156 с.ㅤ
47. Фунтикова О.А, Щербакова Е.И. Формирование представлений и понятий о времени с помощью наглядной модели //Дошкольное воспитание, 2006, №7.
48. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени //Дошкольное воспитание, 2000, №1, с. 14-15.
49. Шарафутдинова Г.Г. Развитие математических способностей дошкольников средствами дидактической игры / Г.Г. Шарафутдинова, Т.А. Чинахова // Современные тенденции развития науки и технологий: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 193 – 195.
50. Шарикова Е. «Времена года» серия «Первые уроки»./Е.Шарикова- М.: Стрекоза, 2008.- 24 с.
51. Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. - М.: Книголюб, 2005.
52. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М.: Академия, 2004.
53. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов дошкольных отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2 изд. стереотип. - М.: Издательский центр "Академия" 2006.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста?
У детей среднего дошкольного возраста есть ограниченное понимание времени, они могут различать только несколько простых временных категорий, таких как "сейчас" и "потом". Они также могут понимать простые последовательности событий, но им трудно представить время в более сложных и абстрактных терминах.
Какую роль играют дидактические игры в формировании элементарных математических представлений у детей?
Дидактические игры играют важную роль в формировании элементарных математических представлений у детей. Они помогают развивать у детей навыки счета, сортировки, классификации и сравнения. Игры позволяют детям учиться взаимодействовать с материалами и решать задачи, что способствует их когнитивному развитию.
Какие педагогические условия необходимы для формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста?
Для формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста необходима организация игровой и образовательной деятельности, включающей различные дидактические игры. Педагог должен создать условия для активного участия детей в играх, организовать диалог с ними, помогать им сформулировать свои мысли и представления о времени.
Какие дидактические игры могут быть использованы для формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста?
Для формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста можно использовать различные дидактические игры, такие как игры с временными карточками, где дети должны узнать и назвать время на карточке, игры с часами и игры, где дети должны упорядочить события по временной последовательности.
Какова роль дидактических игр в формировании временных представлений у детей среднего дошкольного возраста?
Роль дидактических игр в формировании временных представлений у детей среднего дошкольного возраста заключается в том, что они помогают детям развивать понимание времени и осознание его взаимосвязи с событиями. Игры дают детям возможность экспериментировать и учиться через игру, что способствует более глубокому и прочному усвоению понятий о времени.
Почему время является важным аспектом развития детей среднего дошкольного возраста?
Время является одним из важных аспектов развития детей среднего дошкольного возраста, так как они только начинают формировать представления о прошлом, настоящем и будущем. Развитие временных представлений помогает детям ориентироваться во времени, понимать последовательность событий и устанавливать связи между ними. Это важные навыки для успешного функционирования в повседневной жизни и обучении.
Какие особенности развития представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста?
У детей среднего дошкольного возраста есть несколько особенностей развития представлений о времени. В этом возрасте дети только начинают понимать временные отношения и различные единицы времени. У них возникает потребность в определении длительности событий и понимании последовательности во времени. Также важно развивать у детей представление о прошлом, настоящем и будущем, чтобы они могли планировать свои действия и понимать последствия своих решений.
Какие роли в формировании временных представлений у детей среднего дошкольного возраста играют дидактические игры?
Дидактические игры играют важную роль в формировании временных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Они помогают детям изучать и усваивать новую информацию о времени через игровую деятельность. При игре в такие игры дети активно взаимодействуют с материалом и развивают свои наблюдательность, память, внимание и логическое мышление. Такие игры также способствуют развитию общения и сотрудничества между детьми, что является важным аспектом развития личности.
Какие особенности представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста?
У детей среднего дошкольного возраста представления о времени еще формируются. Они не имеют абстрактного понимания времени, а основаны на конкретных событиях и повседневных действиях. Дети могут различать только простые временные отношения, такие как "до" и "после", но не могут работать с более сложными понятиями времени, например, "завтра" или "вчера".
Как дидактические игры помогают формированию представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста?
Дидактические игры могут быть эффективным средством формирования представлений о времени у детей. Они позволяют детям интуитивно и наглядно узнать основные временные понятия и отношения, такие как "до", "после", "сейчас". Игры также помогают развивать у детей навыки счета времени и ориентации во времени.
Какие педагогические условия способствуют формированию представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста?
Для формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста необходимо создать подходящие педагогические условия. Педагог должен использовать разнообразные дидактические игры, обеспечивать наглядность материала и повторение упражнений. Также важно проводить систематическую работу с детьми, постепенно увеличивая сложность игр и заданий.
Какие элементарные математические представления развиваются через дидактические игры, направленные на формирование временных представлений?
Через дидактические игры, направленные на формирование временных представлений, развиваются элементарные математические представления, такие как различение темпоральных отношений, счет времени, умение оценивать продолжительность событий, узнавать последовательность событий. Эти навыки являются важной основой для дальнейшего математического развития детей.