Тщеславие и гордость: сходства и различия (по книге свт. Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты»)
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 05.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Священное Предание о гордости и тщеславии 5
1.2. Священное Писание о гордости и тщеславии 5
1.2 . Мнения святых Отцов Церкви 7
2. «Аскетические опыты» свт. Игнатия Брянчанинова о гордости и тщеславии 10
2.1. Характеристика понятия «гордость» 10
2.2. Характеристика понятия «тщеславие» 16
2.3. Основные различия между понятиями «гордость» и «тщеславие» 21
2.4. Сходства характеристик 24
Заключение 28
Список использованной литературы 32
Залогом спасения от страсти гордости является и покаяние.Сходства характеристикАнализируя страсти гордости и тщеславия и их действие в душе человека, святитель Игнатий часто рассматривает их в совокупности, либо находит общее в их проявлении. Так, к общим чертам, присущим этим страстям, можно отнести следующие моменты.1.Самообольщение – как результат действия гордости и тщеславия.Человек словно находится в заточении, порожденном гордостью и тщеславием, и из этого заточения трудно найти выход, потому что он загражден гордостью и тщеславием человека. При этом гордость и тщеславие прикрыты мнимыми образами благонамеренности и смирения.В этом заключается главная трудность – преодолеть самообольщение, которое маскируется под благовидное поведение.«Труден выход из самообольщения. У дверей стоит стража; двери заперты тяжеловесными крепкими замками и затворами; приложена к ним печать адской бездны. Замки и затворы – гордостьсамообольщенных,глубоко таящаяся в сердце, тщеславие их, составляющее начальную причину деятельности их, лицемерство и лукавство, которыми прикрываются гордость и тщеславие, которыми облекаются они в личину благонамеренности, смирения, святости. Печать несокрушимая – признание действий самообольщения действиями благодатными».Всякая прелесть льстит нашему самомнению, нашему тщеславию, нашей гордости.2. Нарушение поста – как причина появления в человеке тщеславия и гордости. Святитель Игнатий подчеркивает необходимость умеренности в пище для того, чтобы не поддаваться искушению таких страстей как лень, уныние, печаль. Если пост нарушается, то человек становится рабом тщеславия и гордости, что обусловлено действием плотской природы человека.«И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святойзаповеди поста. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости впище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не можетобуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабомтщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотскоесостояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы».3. Наслаждение в молитве – как результат действия тщеславия и самообмана человека гордостью. Поиск наслаждения в молитве также свидетельствует о действии тщеславия и гордости в душе человека. Если получение наслаждения в молитве возможно для отдельных избранных личностей, достигших уровня святости, находясь в непрестанном общении с Господом, то для обычного человека – к которым каждый из нас должен себя относить – ощущение наслаждения в молитве и поиск его является плодом самообольщения, порожденного гордостью и тщеславием. Наслаждение в молитве – исключительный удел святых избранниковБожиих, обновленных Святым Духом. Кто увлекается порывами крови,тщеславием и сладострастием, сочиняет сам себенаслаждения: тот находится в горестном самообольщении. «К такомусочинению очень способна душа, омраченная жительством по плоти,душа, обманутая и обманываемая своею гордостью».4. Игра воображения во время молитвы – как результат тщеславия и гордости. Святитель Игнатий объединяет действия тщеславия и гордости при рассмотрении им такого явления, как игра воображения в сочетании с фантазией во время молитвенного делания. Известно, что Святые Отцы всегда предостерегали от такой молитвы, в процессе которой человек начинает создавать в своем уме образы, будто бы основанные на сюжетах из Священного Писания или представлять себе, как может выглядеть Сам Бог, святые, Богородица. Святитель Игнатий называет такую молитву самой опасной, поскольку возникающие образы продиктованы самообольщением человека и подпитывают страсти гордости и тщеславия.«Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том,когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины,заимствуя их якобы из Священного Писания, а на самом же деле – изсвоего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения. Этими картинами льстит своемусамомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости,обманывает себя». 5. Тщеславие и гордость – качества, присущие врагу рода человеческого, который принимает образ светлого Ангела.Неоднократно на страницах «Аскетических опытов» замечается, что сатана часто принимает положительный образ, манипулируя склонностью человека к таким страстям как тщеславие и гордость. Представляясь светлым Ангелом в восприятии человека, враг рода человеческого вводит человека в самообольщение и прелесть. «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:13–14). Так, гордость и тщеславие его производят самообольщение и прелесть, а потом принимают вид смирения Христова.6. Тщеславие и гордость – как проявление ошибочного самомнения, «мнения».Святитель Игнатий раскрывает понятие «мнение», подразумевающее то, что человек склонен мнить о себе нечто гораздо большее и значимое, чем он на самом деле является. Эта склонность также обусловлена тщеславием и гордостью. «Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченныхтщеславия и сладострастия: от этого действия кровь получает греховное,обольстительное движение, представляющееся благодатнымнаслаждением. Тщеславие же и сладострастие возбуждаютсявысокоумием, этим неразлучным спутником “мнения”. Ужасная гордость,подобная гордости демонов, составляет господствующее качествоусвоивших себе ту и другую прелесть. Обольщенных первым видомпрелести гордость приводит в состояние явного умоисступления».Святитель Игнатий предостерегает от мечтательности, которая может привести к представлению о том, что Господа можно осязать. Такое представление тоже является плодом игрой напыщенного, гордого самомнения. В этом проявляется пагубное самообольщение, которое Святые Отцы называют «мнением». В частности, святитель приводит слова Иоанна Карпафийского о том, что «мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума».Таким образом, в мечтательности отражается действие «мнения» со тщеславием и гордостью. Понятия гордости и тщеславия объединены святителем Игнатием при рассмотрении им фарисейского поведения. А так называемое преподобными Иоанном Лествичником и Нилом Сорскимгордостное усердие к преждевременному исканию того, что приходит в свое время, можно отнести к страсти тщеславия. Тщеславие размножает и увеличивает обольстительные мечты и напыщенное самомнение, которое в Апостоле называетсядмением плотского ума: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол. 2:18).ЗаключениеИз проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Мнения Святых Отцов относительно страстей гордости и тщеславия имеют много общего. Обе страсти взаимосвязаны, одна из них вытекает из другой, нападая на душу любого, даже сильного духом человека. Эти страсти способны маскироваться под вид добродетелей, тем самым вводя человека в самообман, в иллюзию праведности поступков и мыслей. При этом подчеркивается сложность борьбы с данными страстями.В творении «Аскетические опыты» святитель Игнатий Брянчанинов особенно внимательно рассматривает взаимосвязь и отличительные черты таких страстей как гордость и тщеславие.Страсть гордости святитель упоминает многократно на протяжении всего содержания книги, в связи с различными рассматриваемыми им вопросами и часто противопоставляет ее смирению. Гордость лежит в основании прелести, и в то же время, прелесть приводит к преизобильной гордости. При этом сильнее всего гордость может проявляться в процессе молитвы. Святитель Игнатий предостерегает от гордости и тщеславия, как главных источников самообольщения, когда за видимостью смирения Христова стоит прелесть. Можно определить следующие отличительные черты этих двух страстей:Отличия в сущности: гордость – это главным образом такая страсть, пагубность которой связана с презрительным отношением к другим людям, которое выражается в отвержении Бога и презрении ближних. Тщеславие же – это ярко выраженное стремление к земной славе, страсть к земным почестям и почитанию; с точки зрения спасения и вечной жизни это стремление бессмысленно и бесполезно. Отличия в воздействии: тщеславие воздействует на ум и чувства человека, создавая мечтательность, рассеянность в мыслях, тем самым отдаляя человека от Духа Божия. Главный инструмент воздействия гордости на душу человека – самообольщение, способность внушить мысль человеку о том, что он выше других людей, а часто даже и Самого Бога. Гордость скрывается и за такими душевными порывами, как излишняя религиозная ревность, которую Святые отцы называют «гордостной дерзостью».Отличия в проявлении: действие тщеславия гораздо сложнее уследить, чем действие гордости. Тщеславие прячется за личиной благовидных поступков, хорошо маскируется под благонамеренность. Гордость тесно связана с самомнением, которое проявляется во множестве направлений - и в молитвенном делании, и в изучении Священного Писания, и в исполнении Заповедей Божиих. К общим чертам, присущим этим двум страстям, можно отнести следующие характеристики:Самообольщение – как результат действия гордости и тщеславия. Человек словно находится в заточении, порожденном гордостью и тщеславием, и из этого заточения трудно найти выход, потому что он загражден гордостью и тщеславием человека. При этом гордость и тщеславие прикрыты мнимыми образами благонамеренности и смирения. В этом заключается главная трудность – преодолеть самообольщение, которое маскируется под благовидное поведение.2. Нарушение поста – как причина появления в человеке тщеславия и гордости. Святитель Игнатий подчеркивает необходимость умеренности в пище для того, чтобы не поддаваться искушению таких страстей как лень, уныние, печаль. Если пост нарушается, то человек становится рабом тщеславия и гордости, что обусловлено действием плотской природы человека3. Наслаждение в молитве – как результат действия тщеславия и самообмана человека гордостью. Поиск наслаждения в молитве также свидетельствует о действии тщеславия и гордости в душе человека. Если получение наслаждения в молитве возможно для отдельных избранных личностей, достигших уровня святости, находясь в непрестанном общении с Господом, то для обычного человека – к которым каждый из нас должен себя относить – ощущение наслаждения в молитве и поиск его является плодом самообольщения, порожденного гордостью и тщеславием4. Игра воображения во время молитвы – как результат тщеславия и гордости. Святитель Игнатий объединяет действия тщеславия и гордости при рассмотрении им такого явления, как игра воображения в сочетании с фантазией во время молитвенного делания.5. Тщеславие и гордость – качества, присущие врагу рода человеческого, который принимает образ светлого Ангела. Неоднократно на страницах «Аскетических опытов» замечается, что сатана часто принимает положительный образ, манипулируя склонностью человека к таким страстям как тщеславие и гордость. Представляясь светлым Ангелом в восприятии человека, враг рода человеческого вводит человека в самообольщение и прелесть6. Тщеславие и гордость – как проявление ошибочного самомнения, «мнения». Святитель Игнатий раскрывает понятие «мнение», подразумевающее то, что человек склонен мнить о себе нечто гораздо большее и значимое, чем он на самом деле является. Эта склонность также обусловлена тщеславием и гордостью.На основании вышеизложенного следует отметить, что между страстями тщеславия и гордости гораздо больше сходств, чем различий. Это объясняется общей основой происхождения этих страстей – слабость человеческая, порожденная первородным грехом и поврежденной природой. Это две разновидности одного и того же инструмента, используемого врагом рода человеческого против души каждого из нас с целью отвлечь от Бога. Труд святителя Игнатия «Аскетические опыты» является бесценным сокровищем, служащим для защиты человеческой души от нападок лукавого.Список использованной литературыАвгустин Аврелий, блаж. О книге Бытия буквально [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija/11 (дата обращения 05.12.2019)Брянчанинов, Игнатий, святит. Аскетические опыты: в 2-х т. – М. : Сретенский монастырь. – 1996. Василий Великий. Нравственные правила. Правило 59. О чести и славе человеческой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/nravstvennye_pravila/59 (дата обращения: 04.12.2019).Ельчанинов, А., свящ. Записи. Демонская твердыня (О гордости) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/gordost (дата обращения: 06.12.2019).Жан-Клод Ларше. Старец Сергий (Шевич). Гордость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Larshe/starets-sergij/#0_13 (дата обращения: 06.12.2019)Иоанн Кассиан Римлянин, препод. Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей. Книга двенадцатая. О духе гордости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/kastoru/12 (дата обращения: 05.12.2019)Иоанн Лествичник, препод. Лествица или Скрижали духовные. Слово 23. О безумной гордости [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/28 (дата обращения: 05.12.2019).Крестьянкин, Иоанн, архимандр. Опыт построения исповеди [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/opyt-postroenija-ispovedi/1 (дата обращения: 05.12.2019).Лествичник, Иоанн, прп. Лествица или Скрижали духовные. О многообразном тщеславии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/27Лопухин А. П. Толковая Библия. Толкование на Соборное послание Святого Апостола Иакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_56/4 (дата обращения: 05.12.2019)Остапенко, Савва, схииг. Семена сатаны и любовь Христова. О главных добродетелях и гордости. – М. : Неугасимая лампада. – 2014. – 224 с.ПаисийСвятогорец, препод. Слова. Том V. Страсти и добродетели. Глава I. Борьба со страстями. Гордость - опора страстей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/strasti-i-dobrodeteli-slova-tom5/1_1_3 (дата обращения: 06.12.2019).Пестов, Н. Е. Современная практика православного благочестия. Глава 28. Отсутствие смирения – гордость [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/3_8_8 (дата обращения: 06.12.2019)
2. Брянчанинов, Игнатий, святит. Аскетические опыты: в 2-х т. – М. : Сретенский монастырь. – 1996.
3. Василий Великий. Нравственные правила. Правило 59. О чести и славе человеческой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/nravstvennye_pravila/59 (дата обращения: 04.12.2019).
4. Ельчанинов, А., свящ. Записи. Демонская твердыня (О гордости) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/gordost (дата обращения: 06.12.2019).
5. Жан-Клод Ларше. Старец Сергий (Шевич). Гордость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Larshe/starets-sergij/#0_13 (дата обращения: 06.12.2019)
6. Иоанн Кассиан Римлянин, препод. Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей. Книга двенадцатая. О духе гордости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/kastoru/12 (дата обращения: 05.12.2019)
7. Иоанн Лествичник, препод. Лествица или Скрижали духовные. Слово 23. О безумной гордости [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/28 (дата обращения: 05.12.2019).
8. Крестьянкин, Иоанн, архимандр. Опыт построения исповеди [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/opyt-postroenija-ispovedi/1 (дата обращения: 05.12.2019).
9. Лествичник, Иоанн, прп. Лествица или Скрижали духовные. О многообразном тщеславии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/27
10. Лопухин А. П. Толковая Библия. Толкование на Соборное послание Святого Апостола Иакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_56/4 (дата обращения: 05.12.2019)
11. Остапенко, Савва, схииг. Семена сатаны и любовь Христова. О главных добродетелях и гордости. – М. : Неугасимая лампада. – 2014. – 224 с.
12. Паисий Святогорец, препод. Слова. Том V. Страсти и добродетели. Глава I. Борьба со страстями. Гордость - опора страстей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/strasti-i-dobrodeteli-slova-tom5/1_1_3 (дата обращения: 06.12.2019).
13. Пестов, Н. Е. Современная практика православного благочестия. Глава 28. Отсутствие смирения – гордость [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/3_8_8 (дата обращения: 06.12.2019)
Вопрос-ответ:
Чем отличается гордость от тщеславия?
Гордость и тщеславие - два различных понятия. Гордость это надменность, высокомерие, самолюбие, превознесение себя над другими. Тщеславие же это желание привлекать внимание, стремление удивить и завоевать признание окружающих. В отличие от гордости, тщеславие более связано с внешними проявлениями и вниманием к себе.
Какие мнения представлены в статье о гордости и тщеславии?
В статье представлены мнения святых Отцов церкви, а также аскетические опыты святого Игнатия Брянчанинова. Они говорят о том, что гордость и тщеславие являются одними из основных пороков человека и препятствуют духовному росту. Они представляют опасность для нашей души и вытесняют Бога из нашей жизни.
Какие основные различия между понятиями гордость и тщеславие?
Гордость и тщеславие имеют некоторые различия. Гордость проявляется через надменность и самолюбие, когда человек превозносит себя над другими. Тщеславие, в свою очередь, проявляется в желании быть замеченным и похваленным. Однако, сходство между ними заключается в том, что оба порока относятся к сфере самолюбия и вытесняют Бога из нашей жизни.
Что представляет собой понятие гордость?
Гордость – это надменность, высокомерие, самолюбие, превознесение себя над другими. Она проявляется в неправомерном удовлетворении собственных достоинств, пренебрежении другими людьми. Гордость является одним из основных пороков человека и препятствует его духовному росту.
Как можно охарактеризовать понятие тщеславие?
Тщеславие – это желание привлекать внимание, стремление удивить и завоевать признание окружающих. В отличие от гордости, тщеславие более связано с внешними проявлениями и вниманием к себе. Оно проявляется в нежелании быть неотличимым от других, стремлении к похвале и восхищению. Тщеславие также является одним из главных пороков и препятствует духовному росту.
Чем отличаются гордость и тщеславие?
Гордость и тщеславие имеют некоторые общие черты, но в то же время отличаются друг от друга. Гордость - это высокомерие, самомнение, презрение к другим и превозношение себя. Тщеславие же - это стремление быть признанным и похваленным другими, забота о своей внешности, самовосхваление. Гордость отражает более сильное и негативное отношение к себе и к другим, в то время как тщеславие может быть несколько более легким и обращено больше на внешние проявления.
Какие сходства между гордостью и тщеславием?
Гордость и тщеславие имеют некоторые общие черты. Они оба связаны с высоким мнением о себе и стремлением к самовосхвалению. И гордость, и тщеславие могут вести к презрению к другим людям и навязыванию своего мнения. Они оба могут быть препятствием на пути к духовному росту и уничтожающими для самого человека.
Какие мнения высказывают святые отцы Церкви о гордости и тщеславии?
Мнения святых отцов Церкви о гордости и тщеславии разнообразны. Некоторые отцы считают их причиной всех грехов и корнем зла, а другие видят в них обыкновенные дефекты характера, которые можно преодолеть. Однако все они сходятся в том, что гордость и тщеславие мешают духовному росту и приводят к губительным последствиям.
Какие понятия гордость и тщеславие описываются в аскетических опытах свт Игнатия Брянчанинова?
В своих аскетических опытах свт Игнатий Брянчанинов подробно описывает гордость и тщеславие. Он рассматривает гордость как высокомерие, самомнение и презрение к ближним. При этом он акцентирует внимание на том, что гордость может принимать различные формы и проникать в разные сферы жизни человека. Тщеславие же он определяет как стремление быть признанным и похваленным другими, заботу о своей внешности и самовосхваление. Он подчеркивает, что тщеславие может проявляться не только во внешних деталях, но и в мыслях и действиях человека.
Какие мнения святых Отцов Церкви существуют о гордости и тщеславии?
Мнения святых Отцов Церкви относительно гордости и тщеславия разнообразны. Некоторые учители Церкви считают, что гордость и тщеславие являются одним и тем же понятием, в то время как другие святые Отцы отмечают их разные аспекты и характеризуют их по-разному.
Как святой Игнатий Брянчанинов характеризует понятие тщеславия в своих "Аскетических опытах"?
В своих "Аскетических опытах" святой Игнатий Брянчанинов описывает тщеславие как страсть, приводящую к искажению человеческого самоуважения. Он указывает на то, что тщеславный человек ориентирован на внешнюю оценку своей внешности, достижений и умений, и тем самым теряет внутренний мир и духовные ценности.
В чем основные различия между понятиями гордости и тщеславия по мнению святого Игнатия Брянчанинова?
Святой Игнатий Брянчанинов различает гордость и тщеславие следующим образом: гордость - это возвышенное мнение о себе, презрение к другим и неприятие воли Божией; тщеславие - это стремление к похвале и признанию, жажда лести и любовь к славе. Таким образом, гордость относится к внутреннему отношению человека к себе, а тщеславие - к его отношению к миру вокруг него.