Проект «Б. Акунин» в современном литературно-медийном пространстве.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литературоведение
  • 23 23 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 05.01.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Отзывы критиков и филологов, СМИ о Б. АкунинеНа фоне огромного количества вновь появляющихся имен и брендов «Проект Б. Акунин» (именно так позиционировал себя автор) привлек к себе внимание и читателей, и критиков, обычно равнодушных к «чтиву», именно тем, что раздвинул границы жанра, предложив читателю довольно широкий диапазон литературных смыслов.Критик Л. Данилкин, доказывая многоуровневость творчества Б. Акунина, пишет, что верхний слой детективов – лубочный, «наивный», обнаруживаемый в приеме фокусирования на персонаже через несобственно-прямую речь, необходимый для усиления позиции персонажа за счет замещения им позиции автора. Следующий слой – собственно детективный, строящийся на сюжетных ситуациях, далее идет слой литературный (чтение как узнавание других текстов, сцен, ходов, приемов), затем – ремейк [11, 317].Произведения Акунина, в отличие от других образцов массовой литературы, становится предметом не только дискуссий, но и литературоведческих анализов. Исследователи едины в своем наблюдении постмодернисткой игры в центре поэтики писателя. «Все книги Акунина – это занимательное литературоведение, отвечающее, однако, на действительно серьезные вопросы. Не стилизаторством и не эрудицией ценен Акунин, а стремлением додумать и договорить до конца то, от чего русская литература прячется. Акунин – первый, кто попробовал разморозить русскую классику, на девяносто лет замороженную советскими и антисоветскими толкованиями», – полагает Д. Быков [10, 85]. С учетом постмодернисткой составляющей акунинского текста, критики подвергают сомнению наличие ярко выраженной авторской точки, характерной для беллетристики: «Автор присутствует в повествовании, словно фантом, призрак, оправдывая знаменитый тезис о смерти автора. «Текст существует сам по себе, а Акунин сам по себе. Акунин – Фантом, Выдумка, Мифология. Хочется даже пошутить, что Акунин – неуловимый Фантомас, с которым борется бесстрашный Фандорин» [15, 168].Борис Тух во многом собирает и подытоживает все, что к тому моменту было сказано о книгах Акунина, наиболее же ярким из его собственных наблюдений, является мысль о создании «Акунина» как писательской маски, которая позволяет создателю не нести ответственности за написанное и, как следствие, воспринимать весь проект как легкое развлекательное чтение[14]. В одной из хронологически последних серьезных статей, посвященной разбору романов Акунина, А. Ранчин пишет: «Постмодернистские тексты, к числу коих относятся и романы Бориса Акунина, цитатно-коллажны… «Двойное кодирование», расчет и на читателя, который поймет «всё», и на того, кто поймет «кое-что», - прием, опробованный в постмодернистской словесности многократно» [13]. Ранчин, так же, как и другие исследователи, отмечает следующее: «Это массовое искусство для читателя достопочтенной словесности. У него сюжет и система аллюзий - отдельно, как котлеты и мухи в хорошей ресторации, у Донона или Бореля. Любитель авантюрного чтения вполне удовлетворится приключениями, филологически озабоченный читатель, кроме того, попробует расплести паутину интертекста. Но каждый останется при своем, ибо авантюрность и цитатность («литературность») у Бориса Акунина — сосуды несообщающиеся, уровни, друг от друга изолированные. Криминальное чтиво и интеллектуальное чтение в разных флаконах, но в одной упаковке» [13].Таким образом, критика сходится во мнении, Борис Акунин – это первый в русской литературе писатель, соединивший увлекательность, занимательный сюжет с высококачественным и коллажным письмом. Однако пока что это просто намеренное позиционирование самого автора, принесшее бренду популярность. Серьезного критического разбора проект Борис Акунин на данный момент не получил. Экранизации и постановки по произведениям Б. Акунина.Кинокартин по произведениям Акунина не так много. Несмотря на огромную плодовитость автора было снято менее десяти экранизаций. В 2002 году вышла первая экранизация первой же книги о приключениях сыщика Эраста Фандорина.«Азазель» начинается с загадочного самоубийства, расследовать которое берётся молодой Эраст Петрович. След выводит его на зловещую организацию под названием «Азазель». В роли Фандорина – обаятельный Илья Носков. Режиссёром сериала стал Александр Адабашьян. Сценарий к фильму был написан самим Борисом Акуниным, за который стал лауреатом конкурса «ТЭФИ-2002» в номинации «лучший сценарист». Одной из самых масштабных и нашумевших акунинских экранизаций с потрясающими батальными сценами, красивыми пейзажными съёмками и талантливыми актёрами стал фильм «Турецкий гамбит», снятый в 2005 году ДжаникомФайзиевым. Егору Бероеву удивительно точно удалось передать образ Фандорина – с виду добродушный, хоть и загадочный и стальной внутри. Помимо Красько в фильме снялись  Гоша Куценко, Виктор Вержбицкий, Александр Лыков, Валдис Пельш.Следующий фильм по вселенной Эраста Фандорина «Статский советник» также снят в 2005 году режессером Филиппом Янковским. В роли повзрослевшего, умудрённого опытым Эраста Фандорина Олег Меньшиков. Другие участники съёмочной группы: Константин Хабенский сыграл террориста, Мария Миронова – хитрую, но романтичную содержательницу публичного дома Жюли Ренар. В 2009 году Юрий Мороз снял телесериал по мотивам романа «Пелагея и Белый бульдог». В роли Пелагии - Полина Кутепова, Митрофания - Александр Феклистов. Действие фильма так же, как и в романе происходит в России конца XIX века, в Заволжской губернии. «Шпионский роман» лег в основу самого нового фильма по мотивам произведений Бориса Акунина – «Шпион» (2012). Главного героя Егора Дорина играет молодой Данила Козловский, ему противопоставлен Федор Бондарчук в роли старшего майора госбезопасности Октябрьского. По мотивам романа «Левиафан» поставлены несколько театральных постановок, первая из которых появилась в 2010 году Татьяной Вдовиченко.пустя несколько лет спектакль сменил название на «Приключения Фандорина». Именно эту версию, доработанную и улучшенную, режиссер перенесла на сцену Губернского театра.  Главную роль сыграл 28-летний актер Александр Соколовский. Постановка сохраняет авторский сюжет и замысел. Есть еще один российский проект - экранизация повести «Декоратор» (как раз из сборника «Особые поручения»), в которой Фандорина должен сыграть Данила Козловский, но пока о дате выхода этой картины в прокат ничего неизвестно; предположительно это случится в конце 2015 года.Особенности проекта «Б. Акунин»: коммуникативная стратегия, целевая аудитория, задача проекта, позиционирование в медийном пространстве.На фоне огромного количества вновь появляющихся имен и брендов «проект Б. Акунин» привлек к себе внимание и читателей, и критиков, обычно равнодушных к «чтиву», именно тем, что раздвинул границы жанра, предложив читателю довольно широкий диапазон литературных смыслов.Григорий Чхартишвили, являясь профессиональным переводчиком, японистом, литературоведом, создает при помощи авторской маски новый образ русского писателя – превращении творца в сочинителя, в связи с ори-ентацией на коммерческий успех, свойственной ему профессионализацией, наличием игровых и пародийных черт в авторской личности (псевдонимы, игра с жанрами, создание иронического имиджа в циклах «Приключения Эраста Фандорина», «Приключения сестры Пелагии» и «Приключения магистра»). В рамках собственной авторской стратегии писатель синтезирует элементы массовой литературы (клишированность, формульность, ориентация на широкую аудиторию и т.д.) с постмодернистскими приемами (интертекстуальность, ирония, пародийность, игровые контаминации с жанровыми схемами), создавая, условно говоря,постмодернистские детективы, в которых реализуется принцип «двойного кодирования». Акунин «развивает в своих детективных романах некую общественно-историческую концепцию, очевидно, востребованную публикой» [16, 199]. Действительно, практически во всех романах прозаика присутствуют размышления об исторических судьбах России и Европы, консерватизме и либерализме, будущности российского общества.Акунин отчетливо осознает наличие в жанре неких высказанных или подразумеваемых договоренностей, существующих в сознании писателей и читателей, и успешно синтезирует весь спектр жанровых разновидностей – от готики и любовного романа до pulpfiction, исторического романа и т.д. Осуществляя в пределах своих романов жанровый эксперимент, используя коды детективного, исторического, готического типов развлекательного романа, Акунин заставляет «работать» скрытый потенциал массовой литературы как источника энергии романного повествования, обновления его жанровой структуры. Акунин как созидатель литературного пространства - писатель, имеющий свою стратегию (у Акунина это интеллектуальная игра, квест, мистификации, «фильма»), свою культуротворческую тактику. Писатель обладает особенным эстетическим вкусом, способностью воспроизведения художественных текстов. И в этом смысле проект «Акунин» с его вполне осознанной жанровой стратегией для Георгия Чхартишвили – проект, нацеленный в том числе и на расширение читательской компетенции.Романы Акунина парадоксальны. Они сочетают в себе элементы серьезного жанра: скрупулезное воспроизведение колорита эпохи, внимательны анализ переломных для русской истории моментов, интертекстуальность, сложная поэтика аллюзий, отсылка к различным пластам словесной культуры. В то же время произведения автора несут установку на понятность художественного языка и неизменно хороший финал, что роднит их с массовой литературой. Соединив русскую и западную традиции, проект Б. Акунин раздвигает жанровые границы посредством синтеза: он соединяет классический детектив с историческим романом, а особенности массовой литературы – с постмодернистскими приемами. Так он развивает новый способ повествования о прошлом и вносит свой вклад в развитие жанра постмодернистского исторического романа.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Акунин, Б. Как написать хороший текст / сост. Р. Орлова. - Эксмо, 2019. - 200 с. 2.Акунин, Б., Азазель / Б. Акунин. – М., Захаров, 2000 – (А).3.Акунин, Б. Пелагия и белый бульдог / Б. Акунин – М.: Астрель, 2001. 4.Акунин, Б. Фантастика / Б. Акунин.- М., Захаров, 2005 – (Ф). 5.Акунин, Б. Ф. М. [Электронный ресурс]. URL: http://loveread.ec/read_book.php?id=2625&p=1 (дата обращения: 28.11.2019).6.Акунин, Б. «Я беру классику, вбрасываю туда труп и делаю из этого детектив». Интервью Т. Хмельницкой // Мир новостей. 1 июля 2003. № 27 (497).7.Акунин, Б. Больше всего люблю играть [Электронный ресурс]. URL: http://churov.viperson.ru/artides/boris-akunin-bolshe-vsego-lyublyu-igrat (дата обращения: 25.11.2019).8.Акунин, Б. Детская книга/ Б. Акунин. – М.: АСТ; Астрель, 2008. –564 с. 9.Амусин,М. Чем сердце успокоится. Заметки о серьезной и массовой литературе в России на рубеже веков // Вопросы литературы. – 2009. – № 3. - С. 5–45.10. Быков, Д. Блуд труда / Д. Быков. - СПб.: Лимбус-пресс, 2002.11.Данилкин, Л. Убит по собственному желанию // Б. Акунин. Особые поручения. – М., 2000. – С. 317–318.12.Поимцева, О. О. Достоевский Б. Акунина: роман «Ф. М.» [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/ 109997 (дата обращения: 20.11.2019).13.Ранчин, А. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, лирическим отступлением и эпилогом // Новое литературное обозрение. – 2004. – № 67.14.Тух, Б. Первая десятка современной русской литературы / Б. Тух. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 382 с.15.Циплаков, Г. Зло, возникающее в дороге, и дао Эраста Фандорина : О цикле романов Б. Акунина/ Георгий Циплаков // Новый мир. - 2001. -№ 11. - С. 159-181.16. Черняк, М. А. Массовая литература // Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.): учеб.пособие. – М. ; СПб. : Академия: Фил.фак. СПбГУ, 2005.17.Чупринин,С.Жизнь по понятиям // Знамя. – 2004. – № 12.18.Чупринин, С. Проект в литературе, позиционирование в литературе, продюсирование в литературе, стратегия авторская, стратегии издательские, рынок литературный // Русская литература сегодня: жизнь по понятиям. – М.:Время, 2007.19.Чхартишвили, Г. Приятные рассуждения о будущем литературы // Знамя. – 1997. – № 4. 20.Чхартишвили, Г. Девальвация вымысла: почему никто не хочет читать романы // Литературная газета. – 1998. – № 9.

1. Акунин, Б. Как написать хороший текст / сост. Р. Орлова. - Эксмо, 2019. - 200 с.
2. Акунин, Б., Азазель / Б. Акунин. – М., Захаров, 2000 – (А).
3. Акунин, Б. Пелагия и белый бульдог / Б. Акунин – М.: Астрель, 2001.
4. Акунин, Б. Фантастика / Б. Акунин.- М., Захаров, 2005 – (Ф).
5. Акунин, Б. Ф. М. [Электронный ресурс]. URL: http://loveread.ec/read_book.php?id=2625&p=1 (дата обращения: 28.11.2019).
6. Акунин, Б. «Я беру классику, вбрасываю туда труп и делаю из этого детектив». Интервью Т. Хмельницкой // Мир новостей. 1 июля 2003. № 27 (497).
7. Акунин, Б. Больше всего люблю играть [Электронный ресурс]. URL: http://churov.viperson.ru/artides/boris-akunin-bolshe-vsego-lyublyu-igrat (дата обращения: 25.11.2019).
8. Акунин, Б. Детская книга/ Б. Акунин. – М.: АСТ; Астрель, 2008. –564 с.
9. Амусин, М. Чем сердце успокоится. Заметки о серьезной и массовой литературе в России на рубеже веков // Вопросы литературы. – 2009. – № 3. - С. 5–45.
10. Быков, Д. Блуд труда / Д. Быков. - СПб.: Лимбус-пресс, 2002.
11. Данилкин, Л. Убит по собственному желанию // Б. Акунин. Особые поручения. – М., 2000. – С. 317–318.
12. Поимцева, О. О. Достоевский Б. Акунина: роман «Ф. М.» [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/ 109997 (дата обращения: 20.11.2019).
13. Ранчин, А. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, лирическим отступлением и эпилогом // Новое литературное обозрение. – 2004. – № 67.
14. Тух, Б. Первая десятка современной русской литературы / Б. Тух. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 382 с.
15. Циплаков, Г. Зло, возникающее в дороге, и дао Эраста Фандорина : О цикле романов Б. Акунина/ Георгий Циплаков // Новый мир. - 2001. -№ 11. - С. 159-181.
16. Черняк, М. А. Массовая литература // Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.): учеб. пособие. – М. ; СПб. : Академия: Фил. фак. СПбГУ, 2005.
17. Чупринин, С.Жизнь по понятиям // Знамя. – 2004. – № 12.
18. Чупринин, С. Проект в литературе, позиционирование в литературе, продюсирование в литературе, стратегия авторская, стратегии издательские, рынок литературный // Русская литература сегодня: жизнь по понятиям. – М.:Время, 2007.
19. Чхартишвили, Г. Приятные рассуждения о будущем литературы // Знамя. – 1997. – № 4.
20. Чхартишвили, Г. Девальвация вымысла: почему никто не хочет читать романы // Литературная газета. – 1998. – № 9.

Вопрос-ответ:

Что такое проект Б Акунин?

Проект Б Акунин - это литературно-медийный проект Бориса Акунина, который позиционируется как разновидность литературного жанра и предлагает читателям широкий диапазон литературных смыслов.

Как автор привлек внимание к своему проекту?

Автор привлек внимание как читателей, так и критиков, раздвигая границы жанра и предлагая необычные сюжеты и идеи. Такой подход позволил ему выделиться на фоне огромного количества новых имен и брендов в литературно-медийном пространстве.

Какие отзывы о проекте Б Акунин оставили критики и филологи?

Отзывы критиков и филологов о проекте Б Акунин различаются. Некоторые оценивают его творчество как многоуровневое и интересное, расширяющее границы жанра, в то время как другие остаются равнодушными к его произведениям.

Почему критик Л. Данилкин считает творчество Б. Акунина многоуровневым?

Критик Л. Данилкин считает творчество Б. Акунина многоуровневым, потому что он предлагает читателям не только одно сюжетное развитие, но и различные литературные смыслы. Это делает его произведения более интересными и глубокими.

Какой диапазон литературных смыслов предлагает проект Б Акунин?

Проект Б Акунин предлагает читателям широкий диапазон литературных смыслов. В его произведениях можно найти элементы детектива, исторической и психологической литературы, а также романтические и философские мотивы.

Как проект Б Акунин позиционирует себя в современном литературном и медийном пространстве?

Проект Б Акунин привлекает внимание читателей и критиков своим предложением разнообразных литературных смыслов и расширением границ жанра.

Что такое Проект Б Акунин?

Проект Б Акунин - проект, созданный самим Борисом Акунином, который предлагает читателям широкий диапазон литературных смыслов и раздвигает границы жанра.

Какие отзывы имеются у критиков и филологов о Проекте Б Акунин?

Отзывы критиков и филологов о Проекте Б Акунин разнообразны, но большинство отмечает его многоуровневость и интересные литературные смыслы.

Чем Проект Б Акунин отличается от других имен и брендов в современном литературном медийном пространстве?

Проект Б Акунин отличается тем, что он раздвигает границы жанра и предлагает читателю разнообразные литературные смыслы, что привлекает внимание и читателей, и критиков.

Почему Проект Б Акунин привлек внимание не только читателей, но и критиков, которые обычно равнодушны к подобному чтиву?

Проект Б Акунин привлек внимание читателей и критиков своим широким диапазоном литературных смыслов и расширением границ жанра, что делает его интересным даже для обычно равнодушных к такому чтению.

Каким образом проект Б Акунин привлек внимание читателей и критиков?

Проект Б Акунин привлек внимание читателей и критиков тем, что раздвинул границы жанра и предложил читателю широкий диапазон литературных смыслов.

Что означает многоуровневость творчества Б. Акунина?

Многоуровневость творчества Б. Акунина означает, что его произведения содержат несколько уровней смысла, которые могут быть истолкованы различными способами.