Формирование общих умений в процессе решения задач на движение

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 12.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников общих умений при решении текстовых задач на движение 5
1.1 Задачи на движение как один из типов задач с пропорциональной зависимостью между величинами 5
1.2 Сущность общеметодического подхода к решению текстовых задач на движение 8
1.3 Виды задач на движение в курсе начальной школы 13
1.4 Анализ методических приёмов обучения решению задач на движение. 17
Глава 2 Практическая реализация формирования общих умений в процессе решения задач на движение 20
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Приложение 1 28
Приложение 2 31

Фрагмент для ознакомления

Готовимся к решению задачи на движение по схеме на рис. 12.Рисунок 12 Подготовка к решению задачи на движениеДалее решая задачу, учащиеся не только находят неизвестные величины, но и начинают понимать разницу между равномерным и неравномерным движением и реально оценивать не только скорости знакомых им автомобилей или автобусов, но и других транспортных средств, о скорости которых они не подозревали.Для определения успешности применения графического способа представлении задачи, был проведен эксперимент, который состоит из следующих этапов[5]:сформулируем задачу в классе Х с 20 учениками.Из Астрахани до Владивостока вылетели одновременно по одному и тому же маршруту два самолета. Скорость первого -720 км/ч, а второго -1000 км/ч. На какое количество километров первый самолет за 5 ч отстанетот второго?Не приводя чертежа задачи, объясним ее ученикам устно.Попросим учеников решить задачу, отведя 20мин на решение.По истечении 20 мин попросим поднять руку тех, кто решил задачу Проверим решения и определим количество тех, кто правильно решил задачу Сформулируем эту же задачу в классе Yс 20 учениками.Объясним задачу, приведя чертеж.Попросим учеников решить задачу, отведя 20мин на решение.По истечении 20 мин попросим поднять руку тех, кто решил задачу Проверим решения и определим количество тех, кто правильно решил задачу Результаты эксперимента сведем в таблицу нижеТаблица Результаты проведения эксперимента с применением графической интерпретации задачиРешили задачуНе решили задачуРешили правильноРешили неправильноЗадача на движение без чертежа12839Задача на движение с чертежом182153Как показал эксперимент, без графической интерпретации задачи, 12 учеников из 20 взялись за ее решение, причем, 9 из них решили задачу неверно.В свою очередь, при наличии чертежа для решения, почти все ученики решили задачу – 18 из 20, при этом количество решивших задачу правильно возросло – с 3 (без е-чертежа) до 15 (с чертежом). Таким образом, при помощи графической интерпретации задач на движение, удается помочь учащимся сформировать такие общие умения, как сопоставление, оценивание, анализ, пространственное мышление и т. д.ЗаключениеОбучение школьников решению задач — одна из сложнейших методических проблем. Математическая задача на движение создается в результате конструирования реально предполагаемого процесса, с целью решения проблемы бытового, производственного или социального характера. В работе показано, что во время работы над задачами на движение у обучающихся формируются следующие основные понятия: -встречное движение (скорость сближения, время сближения) -движение в противоположных направлениях (скорость удаления, время удаления), -движение в одном направлении (скорость сближения (удаления), -время сближения (удаления) -движение по течению или против течения (собственная скорость плавсредства, скорость плавсредства по течению, скорость плавсредства против течения, скорость сближения и время сближения, скорость удаления и время удаления), средняя скорость движенияДля достижения поставленной в данном исследовании цели в работебыли решены следующие задачи:1) Проведен обзор задачи на движение как одного из типов задач с пропорциональной зависимостью между величинами;2) Сформулирована сущность общеметодического подхода к решению текстовых задач на движение; 3) Проанализированы виды задач на движение из курса начальной школы;4) Проведен анализ методических приёмов обучения решению задач на движение5) Приведены примеры реализации формирования общих умений в процессе решения задач на движение.В работе приводятся примеры задач на движение и возможные способы их решения.Показано, что решение может быть арифметическим (для учеников начальной школы) или алгебраическим (для учеников средней школы и старшеклассников).Кроме того, было выявлено, что очень важной в данном типе задач является актуализация задачи посредством, в том числе, графического способа представления задачи.Список используемой литературыАсмолов А.Г. Системнодеятельностный под ход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - №4. - С. 18.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. «Методика преподавания математики в начальных классах» Москва. "Просвещение". 1984 г С. 333 Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе / А.В. Белошистая. - 2-е изд., испр. - Москва: ИНФРА-М, 2016.-281 с.«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №2(29) 2019 Alley-science.ru Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. Пособие/ Л.В. Виноградова. – Ростов н\Д.: Феникс, 2005. – С.4951, 55, 57Воистинова Г.Х., Пилюкова Е.Н. О способах решения текстовых задач // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». – 2018. – № 6 (22).Зайцева Г.И. Роль задач в обучении математике. URL: http://festival.1september.ru/articles/518010/(дата обращения: 03.12.2019). Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика - 5 кл. М.: Издание: 8-е изд., стер. — М: Мнемозина, 2008 - 264 с.Котляров В. А., Поликаркина С. В. Формирование универсальных учебных действий при изучении нового материала на уроках математики // Научный альманах. 2016. № 3–2 (17) С. 194–199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25965248.html(дата обращения: 03.12.2019). Педагогический проект "Текстовые задачи школьного курса математики (базовый уровень), направленных на формирование специальных математических учебных действий и соответствующих им УУД при подготовке учеников к ГИА, ЕГЭ» URL:http://schооlcоllectiоn.edu.ru/catalоg/res/d92c7ae3-a9f1-4ff3-afb0-e1f1783fee48. (Дата обращения 17.05.2016)Общеучебные умения и навыки и их формирование [Электронный ресурс] https://psyera.ru/obshcheuchebnye-umeniya-i-navyki-i-ih-formirovanie_9653.htm(дата обращения 04.12.2019).Перевощикова Е.Н. Обучение решению текстовых задач: цели и диагностика.-Математика в школе.-1998 №2 С.62. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. – М.: Просвещение, 1995 С.17Учебные стандарты школ России: Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1 / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. - Москва, 1998. -11 с.Фридман Л.М. Психолого – педагогические основы обучения математике в школе: Кн. для учителей. М.: Просвещение,1983.192с.Хамзина Д. З. Наглядный образ в структуре развитого научного знания // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 176–178.Шарова О. П. Текстовые задачи в обучении математике. URL: http://vestnik.yspu.оrg/releases/uchenue_praktikam/27_3/(Дата обращения 11.03.2016) Шикова, Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел // Начальная школа. – 2000. – №5. – С.64–69Приложение 1Примеры задач на движение в начальной школеПриложение 2Примеры контрольных вопросов и задач для реализации представленного методических приемов

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г. Системнодеятельностный под ход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - №4. - С. 18.
2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. «Методика преподавания математики в начальных классах» Москва. "Просвещение". 1984 г С. 333
3. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе / А.В. Белошистая. - 2-е изд., испр. - Москва: ИНФРА-М, 2016.-281 с.
4. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №2(29) 2019 Alley-science.ru
5. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. Пособие/ Л.В. Виноградова. – Ростов н\Д.: Феникс, 2005. – С.4951, 55, 57
6. Воистинова Г.Х., Пилюкова Е.Н. О способах решения текстовых задач // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». – 2018. – № 6 (22).
7. Зайцева Г.И. Роль задач в обучении математике. URL: http://festival.1september.ru/articles/518010/ (дата обращения: 03.12.2019).
8. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика - 5 кл. М.: Издание: 8-е изд., стер. — М: Мнемозина, 2008 - 264 с.
9. Котляров В. А., Поликаркина С. В. Формирование универсальных учебных действий при изучении нового материала на уроках математики // Научный альманах. 2016. № 3–2 (17) С. 194–199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25965248.html (дата обращения: 03.12.2019).
10. Педагогический проект "Текстовые задачи школьного курса математики (базовый уровень), направленных на формирование специальных математических учебных действий и соответствующих им УУД при подготовке учеников к ГИА, ЕГЭ» URL: http://schооlcоllectiоn.edu.ru/catalоg/res/d92c7ae3-a9f1-4ff3-afb0-e1f1783fee48. (Дата обращения 17.05.2016)
11. Общеучебные умения и навыки и их формирование [Электронный ресурс] https://psyera.ru/obshcheuchebnye-umeniya-i-navyki-i-ih-formirovanie_9653.htm (дата обращения 04.12.2019).
12. Перевощикова Е .Н. Обучение решению текстовых задач: цели и диагностика.-Математика в школе. -1998 №2 С.62.
13. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. – М.: Просвещение, 1995 С.17
14. Учебные стандарты школ России: Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1 / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. - Москва, 1998. -11 с.
15. Фридман Л.М. Психолого – педагогические основы обучения математике в школе: Кн. для учителей. М.: Просвещение,1983.192с.
16. Хамзина Д. З. Наглядный образ в структуре развитого научного знания // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 176–178.
17. Шарова О. П. Текстовые задачи в обучении математике. URL: http://vestnik.yspu.оrg/releases/uchenue_praktikam/27_3/ (Дата обращения 11.03.2016)
18. Шикова, Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел // Начальная школа. – 2000. – №5. – С.64–69

Вопрос-ответ:

Какие умения формируются у младших школьников при решении задач на движение?

У младших школьников формируются умения определять скорость, расстояние и время движения, а также проводить расчеты на основе данных из текстовых задач.

Чем отличаются задачи на движение от других типов задач?

Задачи на движение характеризуются пропорциональной зависимостью между величинами, такими как скорость, расстояние и время.

Что такое общеметодический подход к решению задач на движение?

Общеметодический подход предполагает использование определенных методик и приемов, направленных на формирование у младших школьников общих умений при решении задач на движение.

Какие виды задач на движение встречаются в курсе начальной школы?

В курсе начальной школы встречаются задачи на движение с однородными объектами, задачи на движение с разнородными объектами и задачи на смешанное движение.

Какие методические приемы используются при обучении решению задач на движение?

При обучении решению задач на движение используются такие методические приемы, как моделирование, визуальные схемы и таблицы, анализ и обобщение решений задач.

Какие умения формируются у младших школьников при решении задач на движение?

При решении задач на движение младшие школьники формируют общие умения, такие как анализ и интерпретация условия задачи, поиск и выделение данных, выбор и применение соответствующих математических операций, решение уравнений и пропорций, проверка правильности решения.

В чем состоит сущность общеметодического подхода к решению текстовых задач на движение?

Общеметодический подход предполагает использование различных способов решения задач на движение, развитие творческого мышления и логического мышления учащихся, а также формирование навыков самостоятельной работы и принятия решений.

Какие виды задач на движение могут встречаться в курсе начальной школы?

В курсе начальной школы могут встречаться задачи на движение, связанные с постоянной скоростью движения, задачи на движение с изменяющейся скоростью, задачи на встречное движение, задачи на параллельное движение и т.д.

Какие методические приемы можно использовать при обучении решению задач на движение?

При обучении решению задач на движение можно использовать методические приемы, такие как рассказ учителя о способах решения задач, коллективное решение задач в классе, самостоятельное решение задач учащимися, работа в парах или группах, а также использование визуальных моделей и схематических рисунков.

Какие аспекты методики обучения решению задач на движение можно выделить из анализа методических приемов?

Из анализа методических приемов можно выделить такие аспекты методики обучения решению задач на движение, как развитие логического мышления, развитие навыков анализа и интерпретации условий задачи, развитие навыков применения математических операций и проверки правильности решения.

Какие умения формируются у младших школьников при решении задач на движение?

При решении задач на движение младшие школьники формируют такие умения, как умение анализировать условие задачи, выделять и идентифицировать важные данные, определять неизвестные величины, выбирать и использовать соответствующую формулу для решения задачи, проводить вычисления, интерпретировать результаты, проверять правильность ответа и формулировать выводы.