Логические идеи Г. Лейбница
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 06.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Субстанции как предмет анализа в работах Р. Декарта иБ. Спинозы, а также проблемы единства мира в труде Г.В. Лейбница «Монадология» 4
ГЛАВА 2. Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философииГ.В. Лейбница 8
ГЛАВА 3. Г.В. Лейбниц о свободе от необходимости в выборе: проблемы теологии и философии 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Он полагал, что метафизическая необходимость несколько ограничивает волю Бога, а рационализм мыслителя, наоборот, заставлял основательно потеснить религиозные размышления самого Г.В. Лейбница. Философ также считал, что«Бог не может выбрать к реализации худший мир - он ограничен действием рациональных принципов. Отступает от религиозных принципов в пользу рационализма».Г.В. Лейбниц, вместе со Б. Спинозой, подчеркивал, что кроме онтологических условий свободы (необходимости - случайности), существует еще одно условие, а именно, способность к самоопределению субъекта свободы. Характерно, что такой особенностью обладают преимущественно монады, которые постоянно развиваются. Уже отмечалось, что монадами называются субстанции; они являются тем, что само в себе имеет основание к действию. Существующая у них способность самоопределять себя к действию и является обязательным условием свободы. Сознание и самосознание, по мнению философа, принадлежит к гносеологическому условию свободы, асвязь сознания, самосознания со свободой является условием господства человека над собственными страстями. Человеку помогает обуздывать страсти знание, следовательно, если человек использует разумные основания, владеет способностью заранее предвидеть итоги своих действий, то ему также свойственно быть свободным. И, наоборот, в условиях, когда человек руководствуется страстями и не наделен умением предусматривать все последствия, то он не является свободным. «Детерминироваться разумом к лучшему и значит быть свободным». Касательно акта свободы необходимо напомнить позицию философа, что она (свобода) всегда индивидуальна, а акцентирование внимания на индивидуальность акта свободы связывается с принципами индивидуализации всех явлений. ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование темы данного реферата позволило сделать следующее актуальные для современной философской мысли заключение:- философ, работам которого посвящается эта научная работа, не боялся часто любопытных последствий своего исключительно рационального мировоззрения. Идея, касательно того, что каждой монаде свойственно обладать своим собственным, более или менее, четким отражением всей Вселенной, одновременно с вышеупомянутым доказательством, что время не существует, спровоцировали философа к формулировке любопытного вывода, заключающегося в том, что каждая монада вмещает внутри себя отголосок всей жизни во Вселенной. Однако учитывая то обстоятельство, что душа каждого человека представляет собой монаду, философ констатировал, что «знание человека о себе раз и навсегда включает все то, что с этим человеком когда-либо случится»;- выше озвученная мысль несколько напоминает отдельные выводы современной теории психологии. Однако она в то же время непосредственно противоречила христианству того периода. Эта идея могла бы превратить понятие о дне Страшного Суда, как в несостоятельное, так и в несправедливое. Впоследствии подобные размышления стали еще одной теорией, которую благоразумно спрятали в ящик стола;- сегодня уже существуют все основания для того, чтобы рассматривать концепцию монадологии Г.В. Лейбница, подобно Бертрану Расселу, как вполне оригинальный вымысел. В целом, эта теория несвободна от ряда изъянов, которые вызывают несколько встречных вопросов. Например, таких: «Как может материальный мир состоять из нематериальных частиц?».Философ на данный вопрос ответил, трактуя его, что материальный мир является только «видимостью». Такая его интеллектуальная интерпретация ответа в контексте современного восприятия, преимущественно,ссылающегося на проверенные факты науки, кажется несостоятельным и разноречивым. И, если внимательно проанализировать, то можно рассмотреть, что монадамГ.В. Лейбница присуща поразительная идентичность с актуальными вопросами современного научного учения. Вполне очевидно, чтоГ.В. Лейбниц базировал свои аргументы не на научном уровне, а именно - уровне физики, поскольку его монады наделены метафизичным характером. Сегодня вызывает интерес и тот факт, что абсолютно рациональное объяснение мира Г.В. Лейбницем с философской точки зрения также сильно демонстрировало аналогии с современными научными материалистическими теориями;- рационалистская философия этого ученого рассматривается современниками какпервая современная попытка отыскатьответ на этот вопрос при помощи всеобъемлющего объяснения мира. Система монадологии Г.В. Лейбница является своего рода философским ответом на всеобщую научную систему земного притяжения, которую ранее уже обосновал И. Ньютон (не менее тридцати лет до этого);- к еще одному важному достижениюГ.В. Лейбница необходимо причислить личный вклад философа в развитие логики. Более того, впервые со времен Аристотеля благодаря Г.В. Лейбницу в этой науке было сделано крупные шаги вперед.Г.В. Лейбниц симпатизировал идеям Аристотеля, называя этого философа одним из немногих ученых в истории, которые интеллектуально гораздо превосходили его самого. Г.В. Лейбниц также признавал, что преимущественная часть средневековой схоластики, опирающейся на философию Аристотеля, к тому времени (спустя две тысячи лет) успела устареть. Но, возможно, у философа нашлись все основания рассматривать логику Аристотеля, как достойнуютакого преклонения. - в любом случае Г.В. Лейбниц отдал предпочтение предать свои работы по логике забвению. Известно, что он спрятал их во вместительном сундуке, где они и пролежали в течение полутора веков. К тому времени некоторые (но не все) его достижения в области логики уже были открыты другими учеными.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАсмус В. Р. Декарт / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2006. - 335 с. – С. 118.Бэкон Фрэнсис. Соч. в 2-х тт. 2-е испр. и доп. издание / Сост. общ. ред. и вступ. статья А.Ж.Субботина. М.,1977. T.1.-566 с.; Т.2 - 574 с. – Т. 1. – С. 229-230.Вольтер Ф. Избранные сочинения / Ф. Вольтер / Пер. с фр. Ф. Сологуба. - М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1997. - 848 с.Киссель М. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века) / М.А. Киссель. - М.: Мысль, 1974. - 279 с. – С. 53.Лейбниц Г. Сочинения, в четырёх томах. Серия: Философское наследие / Г.В. Лейбниц. - М.: Мысль. - Том 1. - Метафизика. Монадология. 1982. - 636 с. – С. 243. Лейбниц Г.В. Заметки Г.В. Лейбница о жизни и учении Декарта // Сочинения в 4-х тт., М., 1984. – С. 60.Лейбниц Г.В. О способе отличения явлений реальных от воображаемых // Сочинения в 4-х тт., М., 1984. Т. 3. – С. 110-111.Лейбниц Г. О самой природе, или о природной силе и деятельности творений / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 70-71.Лейбниц Г.В. О глубинном происхождении вещей / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – 636 с.Лейбниц Г. Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 27-37.Лейбниц Г. Монадология / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 128.Лейбниц Г. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душой и телом / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 83-84.Лейбниц Г. Рассуждения о метафизике / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 79.Лейбниц Г. Порядок есть в природе / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. - Т. 1. – С. 48.Лейбниц Г. Первая часть опытов о справедливости Бога, свободе человека и начале зла / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1989. Т. 4. – С. 122.Лейбниц Г. Труды по философии науки / Г.В. Лейбниц. - М.: Либроком, 2010. - 178 с. – С. 89.Ляткер Я. Р. Декарт / Я.А. Ляткер. - М.: Мысль, 1975. – 198 с. – С. 73.Матвиевская Г. Рене Декарт, 1596-1650 / Г.П. Матвиевская. - М.: Наука, 1976. – 198 с. – С. 84.Субботин А. Фрэнсис Бэкон / А.Л. Субботин. - М.: Мысль, 1974. - 175 с. – С. 36.
1. Асмус В. Р. Декарт / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2006. - 335 с. – С. 118.
2. Бэкон Фрэнсис. Соч. в 2-х тт. 2-е испр. и доп. издание / Сост. общ. ред. и вступ. статья А.Ж.Субботина. М.,1977. T.1.-566 с.; Т.2 - 574 с. – Т. 1. – С. 229-230.
3. Вольтер Ф. Избранные сочинения / Ф. Вольтер / Пер. с фр. Ф. Сологуба. - М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1997. - 848 с.
4. Киссель М. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века) / М.А. Киссель. - М.: Мысль, 1974. - 279 с. – С. 53.
5. Лейбниц Г. Сочинения, в четырёх томах. Серия: Философское наследие / Г.В. Лейбниц. - М.: Мысль. - Том 1. - Метафизика. Монадология. 1982. - 636 с. – С. 243.
6. Лейбниц Г.В. Заметки Г.В. Лейбница о жизни и учении Декарта // Сочинения в 4-х тт., М., 1984. – С. 60.
7. Лейбниц Г.В. О способе отличения явлений реальных от воображаемых // Сочинения в 4-х тт., М., 1984. Т. 3. – С. 110-111.
8. Лейбниц Г. О самой природе, или о природной силе и деятельности творений / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 70-71.
9. Лейбниц Г.В. О глубинном происхождении вещей / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – 636 с.
10. Лейбниц Г. Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 27-37.
11. Лейбниц Г. Монадология / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 128.
12. Лейбниц Г. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душой и телом / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 83-84.
13. Лейбниц Г. Рассуждения о метафизике / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. Т. 1. – С. 79.
14. Лейбниц Г. Порядок есть в природе / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1982. - Т. 1. – С. 48.
15. Лейбниц Г. Первая часть опытов о справедливости Бога, свободе человека и начале зла / Г.В. Лейбниц // Сочинения в 4-х тт., М., 1989. Т. 4. – С. 122.
16. Лейбниц Г. Труды по философии науки / Г.В. Лейбниц. - М.: Либроком, 2010. - 178 с. – С. 89.
17. Ляткер Я. Р. Декарт / Я.А. Ляткер. - М.: Мысль, 1975. – 198 с. – С. 73.
18. Матвиевская Г. Рене Декарт, 1596-1650 / Г.П. Матвиевская. - М.: Наука, 1976. – 198 с. – С. 84.
19. Субботин А. Фрэнсис Бэкон / А.Л. Субботин. - М.: Мысль, 1974. - 175 с. – С. 36.
Вопрос-ответ:
Какие логические идеи были у Г. Лейбница?
У Г. Лейбница было множество логических идей, одна из которых связана с понятием субстанции в работах Р. Декарта и Б. Спинозы. Он также затрагивал проблемы единства мира в своем труде "Монадология". Еще одной важной идеей Лейбница была проблема всеобщей науки, которую он обсуждал как в ранней, так и в зрелой философии. Он также высказывал свое мнение о свободе от необходимости в выборе проблемы теологии и философии. В целом, логические идеи Лейбница были важным вкладом в философию.
Какие проблемы Г. Лейбниц рассматривал в своем труде "Монадология"?
В своем труде "Монадология" Г. Лейбниц рассматривал проблемы единства мира и понятие субстанции. Он объяснял, что каждая монада (простейший элемент реальности) является замкнутой, неделимой и непрерывной субстанцией. Лейбниц утверждал, что все монады связаны между собой, образуя единый гармонический мир. Также он рассматривал вопрос о Боге как об организаторе и создателе этого мира.
Какие проблемы всеобщей науки Лейбниц затрагивал в своей философии?
Г. Лейбниц затрагивал проблему всеобщей науки как в ранней, так и в зрелой философии. Он считал, что всеобщая наука должна объединять все области знания, абсолютного и относительного, математики и философии. Лейбниц стремился создать систему знания, которая бы обьясняла все явления и связывала их в единое понимание мира.
Какую роль играла метафизическая необходимость в мыслях Лейбница?
Г. Лейбниц полагал, что метафизическая необходимость немного ограничивает волю Бога. Он считал, что Бог при создании мира имел несколько возможностей и выбрал наилучшую из них. Метафизическая необходимость определяет этот выбор. Таким образом, метафизическая необходимость играет важную роль в понимании рациональности и порядка мира.
Какие философские идеи Г. Лейбница касаются проблемы единства мира?
В работе Г. Лейбница "Монадология" и в других трудах он затрагивает проблему единства мира. Он считает, что все существа в мире, включая материальные и духовные, представляют собой независимые и несокрушимые монады, которые взаимодействуют друг с другом в соответствии с заранее заданными установками Бога. Он также разрабатывает концепцию предварительного гармонизма, согласно которому в мире существует предварительное согласие между всеми сущностями, которое позволяет им действовать в соответствии с единством и гармонией.
Какие проблемы решает всеобщая наука в философии Г. Лейбница?
В философии Г. Лейбница всеобщая наука является концепцией единой системы знаний, объединяющей все науки в одну единую систему. Он полагает, что все явления в мире связаны и взаимосвязаны, и поэтому все науки должны быть объединены и основаны на одних и тех же принципах. Всеобщая наука пытается найти единый фундаментальный принцип, который объясняет все явления в мире и позволяет предсказывать их развитие. Эта концепция направлена на достижение всеобъемлющего знания о мире и единства всех наук.
Какие философские идеи Г. Лейбница касаются проблемы свободы и необходимости в выборе?
Г. Лейбниц разрабатывает концепцию свободы и необходимости в выборе в своих работах по теологии и философии. Он полагает, что метафизическая необходимость несколько ограничивает волю Бога, но в то же время подчеркивает, что вселенная содержит множество возможностей и альтернатив, из которых Бог выбирает наилучший вариант. Лейбниц также предлагает концепцию гармонии предопределения и либертарианской свободы, согласно которой Бог и человек обладают свободной волей, которая сочетается с предопределенным порядком и гармонией мира.
Какие идеи Г. Лейбница связаны с анализом субстанций?
В работах Г. Лейбница анализ субстанций является одной из важных тем. Он разрабатывал концепцию субстанций как неделимых, несводимых к другим сущностям объектов. Лейбниц глубоко изучил идеи Р. Декарта и Б. Спинозы в этой области и разработал свою собственную философскую концепцию на эту тему.
В чем заключается проблема единства мира, рассмотренная в труде Г. Лейбница "Монадология"?
Проблема единства мира в "Монадологии" Г. Лейбница заключается в том, как объединить различные субстанции в общий упорядоченный мир. Лейбниц предлагает концепцию монад, которые являются основными элементами реальности и обладают свойствами перцепции и пределённости. Он утверждает, что Бог является творцом и гарантом единства мира и заботится о том, чтобы каждая монада отразила в себе все остальные монады и их отношения.