Государственное регулирование отдельных отраслей экономики в разных странах.
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 07.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические подходы к обоснованию государственного регулирования отдельных отраслей экономики 5
1.1 Государственное регулирование отдельных отраслей экономики 5
1.2 Роль государственного сектора в регулировании экономики 9
1.3 Методы регулирующего воздействия на отдельные отрасли экономики 12
2. Анализ опыта государственному регулированию отдельных отраслей экономики в разных странах 19
2.1 Опыт различных стран по государственному регулированию добывающей отрасли 19
2.2 Оценка государственного сектора экономики как методы прямого регулирования в различных странах 24
2.3 Перспективы развития государственного регулирования отдельных отраслей экономики 32
Заключение 36
Список литературы 38
Основной вклад в рост размера государственного сектора вносят КГУ: их доля в ВВП возросла с 20% в 2000 году до 28,7% в 2017-м. Доля СГУ за тот же период увеличилась примерно в два раза – с 7,1 до 13,7%. Доля ГУПов, наоборот, снизилась – с 4,1 до 1,6%Рис. 2.6 - Динамика доли крупных корпораций госсектора в России 1998-2017 гг.Развитие крупных компаний государственного сектора как способа повышения стабильности экономики страны в рамках российской экономики идет по трем эволюционным этапам. Первый этап характеризуется доминированием государственной собственности крупных компаний при унитарной структуре управления, когда государство является основным собственником и агентом хозяйственной деятельности. Второй этап связан с трансформацией системы и формированием корпоративной модели крупных компаний государственного сектора, когда часть государственной собственности переводится в пользу государственных корпораций. Отличием стало то, что частичное отчуждение не исключает доминирование государства в системе стратегического управления государственными корпорациями. Роль государства сохраняется и проявляется в виде долевой структуры капитала государственных корпораций. Отметим, что для некоторых крупных компаний, имеющим монополизированное положение в национальной экономике страны, сохраняется доминирующее положение государственной собственности (ГК «Росатом», ГК «Ростехнологии», ГК «Роскосмос»). Третий этап связан со стабилизацией и организационным совершенствованием корпоративной структуры крупных компаний государственного сектора. Можно выделить также этапы становления рынка и широкомасштабной приватизации трансформации собственности и образования государственных корпораций в стратегически важных отраслях стабилизации отношений и развития государственно-частного партнерства с наращиванием важности государственного сектора в экономике Таким образом, приведенные выше показатели свидетельствуют о нарастании тенденции в активности крупных компаний как способагосударственного регулирования отраслей в целях повышения стабильности экономики страны в сторону «огосударствления» экономики и создания государственно-монополистического капитализма, сращивание бизнеса и власти при этом с введением западных экономических санкций доля государства в экономике различных стран лишь усилилась.2.3 Перспективы развития государственного регулирования отдельных отраслей экономикиВ рамках государственного регулирования отдельных отраслей экономики в различных странах современные управляющие процессы, связанные с развитием экономики и социализацией бизнеса, выстраиваются в упорядоченные формы, базирующиеся на общественно значимых стандартах и ориентирах развития: совокупность форм формируют институциональную природу и системную организацию современных процессов стабильности экономики. совокупность ориентиров стабильности экономики, при этом формируют планируемые и ожидаемые результаты, которые выражаются в конкретных экономических, социальных и бюджетных показателях. Наличие механизмом эффективного регулирования отраслей в рамках идеалистической модели способствует расширению возможностей страны, поддержания стабильности и большей жизнеобеспеченности, устойчивости к влиянию экзогенных и эндогенных факторов на экономику стран. Для оптимизации развития государственного регулирования значимых для обеспечения безопасности государства отраслей необходимо принятие их роли для всего общества, оценка по масштабам и представленности в значимых отраслях экономики, исходя из государственной роли и отдачи.Тенденции развития государственного регулирования отдельных отраслей экономикипризваны обеспечить: 1) сокращение затрат на содержание имущественного комплекса за счет отказа от излишнего и неэффективно используемого имущества2) формирование системы менеджмента качества управления и эффективности корпораций госсектора3) обеспечение постоянного развития комплекса госсектора за счет обеспечения увязки программ развития и использования имущественного комплекса со стратегиями развития.Перспективы развития государственного регулирования отдельных отраслей экономики так же обеспечиваются процессами развития цифровой экономики и цифрового государственного управления (рис. 2.7).Важное проявление цифровизации в современных процессах повышения стабильности государственного регулирования отдельных отраслей экономики странызаключается в формировании цифровой экосистемы - новых цифровых платформ. Как правило, они включают следующие элементы: технологическую конструкцию развития государственного регулирования отдельных отраслей экономики страны - сети, дата-центры, облачные технологии, приложения для обработки и предоставления данных; новые концепт -модели государственного регулирования отдельных отраслей экономики страны, экосистема из разработчиков и поставщиков отдельных модулей и приложений вокруг центра регулирования-платформера; новые принципы взаимодействия в рамкахгосударственного регулирования отдельных отраслей экономики страны, открытая, общедоступная инфраструктура для взаимодействий. Рис. 2.7 - Факторы формирования цифровой экономики и цифрового государственного управленияОсновными предпосылками государственного регулирования отдельных отраслей экономики страны как направления повышения стабилизации экономикиможно считать такие как: перспективы развития государственного регулирования отдельных отраслей экономики странына базе инноваций в физическую инфраструктуру цифровых технологий; развития ИТ-обеспечения регулирования и контроля отдельных отраслей страны; развитие национальной системы электронного правительства.Рис. 2.8 - Модель влияние цифровизации на повышение стабильности экономические процессыДанные процессы ускоряются за счет появления инновационных факторов, которые изменяют фундаментальные основы современной экономики и государственного регулирования отдельных отраслей. В настоящее время фактором, влияющим на стабилизацию экономические процессы, выступает цифровизация экономики, повлиявшая как на развитие практически всех сфер экономики, так и на государственное управление. В результате проявления цифровизации экономики и механизма государственного регулирования отдельных отраслей формируются новые рынки, реализуются новые формы коммуникаций, используются новые подходы к организации и управлению бизнеса и т.д., что способствуют повышению стабильности экономики страны.ЗаключениеГосударственное регулирование отраслей экономики – это вид государственно-властной деятельности в целях достижения, реализации, охраны и защиты публичных интересов, обеспечения и реализации регулятивных и иных функций государства и ведения делами государства.В современных социально-экономических условиях: рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов, т.е. государство берет на себя функцию заботы об инвалидах и стариках; рынок не обеспечивает развитие науки, т. к. для предпринимателей он очень рискован, чрезвычайно дорог и не приносит быстрых доходов. Государство берет на себя функцию развития фундаментальных научных исследований; рынок не гарантирует право на труд, поэтому государство регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы. Таким образом, государство в целом берет на себя обязанности соблюдения социально-экономических и политических принципов данного сообщества граждан. Оно берет на себя обязанности формирования макроэкономических процессов. При этом по степени государственного регулирования все отрасли можно разделить на три группы: группа с высокой степенью регулирования отраслей; группа со средней степенью регулирования отраслей; группа с низкой степеньюрегулирования отраслей. Выделяют две основные формы воздействия государства на отрасли экономики: 1. Прямое воздействие на отрасли экономики (характерно для отраслей экономики с высокой степенью государственного регулирования). Реализуется преимущественно через административные методы воздействия: расширение государственной собственности на ресурсы; управление государственными мероприятиями и законотворчество и т.д.2. Косвенное воздействие на отрасли экономики (характерно для отраслей экономики со средней и низкой степенью государственного регулирования).Реализуется преимущественно через экономические методы воздействия: методы налогово-бюджетной и кредитно- денежной политики; государственные расходы, налогообложение, государственное предпринимательство.Таким образом, современная экономика различных стран отличатся процессами трансформации государственного регулирования отдельных отраслей, в которых принимают активное участи национальные госкомпании: технологические уклады производства, ценности общества, механизм регулирования экономики.Представляется, что развитие государственного регулирования отдельных отраслей экономики требует обоснованных и взвешенных мер по сочетанию преимуществ рыночного, конкурентного и социального механизмов, интегрирования частной и государственной собственности, сочетания динамики и качества отношений и структурных трансформаций общественного сектора, государственного сектора, и отраслей – приоритетных для обсечения экономической стабильности и безопасности .При этом, исходя из предпосылок, которые требуют сохранения роли и основных функций крупных госкомпаний, остро стоит проблема разгосударствления экономики. Безусловно, не следует отказываться от преимуществ крупного государственного предприятия, но важно исходить из одинаковых стартовых условий, стратегических инициатив и вариантов поддержки всех форм хозяйствования.Список литературыЛитература (учебная, научная, справочная и т.п.)Акиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 55 с. Алехин, Б. И. Государственные финансы/ Б. И. Алехин. - М. :Юрайт, 2017. - 184 с.Государственное антикризисное управление в нефтяной отрасли / под ред. А. З. Бобылевой, О. А. Львовой. — М. :Юрайт, 2018. — 326 с.Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в I квартале 2019 года. -М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 37 с.Маркова В.Д. Ценностные ориентиры в концепции стратегического управления: анализ опыта российских высокотехнологичных компаний / В.Д.Маркова, С.А.Кузнецова // Регион: экономика и социология. - 2017. - N 2. - С.326-347.Осейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. :Юрайт, 2017. - 342 сХанин, Г. И. Модель Альтмана для промышленности Российской Федерации в 2015 году в сопоставлении с данными Роснефти и группы Газпром: факты и гипотезы // TerraEconomicus, 2019. - № 17(2), С. 124–145.Шафранник Ю.К. Развитие нефтегазовой промышленности РФ: внешние и внутренние вызовы / Анализ и прогноз // Бурение и нефть. 2019. - № 5 - С. 9-12Экономика: Материалы 57-й Междунар. науч. студ. конф. 14–19 апреля 2019 г. / Новосиб. гос. ун-т. — Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2019. — 294 с.Экономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 сЧалдаева, Л. Цифровая экономика: вчера, сегодня и завтра [Текст] / Л. Чалдаева // Экономист. - 2018. - № 4. - С. 80-85.Филин С.А. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики [Текст]/ С.А.Филин, А.Ж.Якушев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, вып.7. - С.1319-1332.Цифровая экономика [Текст] / И. А. Хасаншин, А. А. Куцряшов, Е. В. Кузьмин и др.; Под ред. И. А. Хасаншина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. – 123 с.Цифровая экономика: 2019 [Текст] / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с.Якутин, Ю. В. Становление цифрового управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях: возможности универсальной системы анализа кодированных показателей хозяйственной деятельности [Текст] / Ю. Якутин // Российский экономический журнал. - 2017. - № 2. - С. 27-35.Интернет-ресурсыОфициальный сайт ЦБ РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.cbr.ru. (дата обращения: 05.12.2019)Официальный сайт РИА рейтинг -2019 // Электронный ресурс. URL: https://riarating.ru/infografika/20190129/630115992.html(дата обращения: 05.12.2019) Официальный сайт журнала «Проблемы рыночной экономики» // Электронный ресурс. URL: http://www.market-economy.ru/archive/2019-01/2019-01-full.pdf(дата обращения: 05.12.2019) Экономическая экспертная группа Минфина РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/pdf/2018_10.pdf(дата обращения: 05.12.2019)Сайт FortuneGlobal 500 // Электронный ресурс. URL: http://global-finances.ru/krupneyshie-kompanii-mira-2018/ (дата обращения: 05.12.2019)Сидоренкова А.Л. Российские ТНК на мирровом рынке // Электронный ресурс. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/6/worldeconomy/Sidorenkova.pdf(дата обращения: 05.12.2019)
Литература (учебная, научная, справочная и т.п.)
1. Акиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 55 с.
2. Алехин, Б. И. Государственные финансы/ Б. И. Алехин. - М. : Юрайт, 2017. - 184 с.
3. Государственное антикризисное управление в нефтяной отрасли / под ред. А. З. Бобылевой, О. А. Львовой. — М. : Юрайт, 2018. — 326 с.
4. Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в I квартале 2019 года. -М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 37 с.
5. Маркова В.Д. Ценностные ориентиры в концепции стратегического управления: анализ опыта российских высокотехнологичных компаний / В.Д.Маркова, С.А.Кузнецова // Регион: экономика и социология. - 2017. - N 2. - С.326-347.
6. Осейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. : Юрайт, 2017. - 342 с
7. Ханин, Г. И. Модель Альтмана для промышленности Российской Федерации в 2015 году в сопоставлении с данными Роснефти и группы Газпром: факты и гипотезы // Terra Economicus, 2019. - № 17(2), С. 124–145.
8. Шафранник Ю.К. Развитие нефтегазовой промышленности РФ: внешние и внутренние вызовы / Анализ и прогноз // Бурение и нефть. 2019. - № 5 - С. 9-12
9. Экономика: Материалы 57-й Междунар. науч. студ. конф. 14–19 апреля 2019 г. / Новосиб. гос. ун-т. — Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2019. — 294 с.
10. Экономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 с
11. Чалдаева, Л. Цифровая экономика: вчера, сегодня и завтра [Текст] / Л. Чалдаева // Экономист. - 2018. - № 4. - С. 80-85.
12. Филин С.А. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики [Текст]/ С.А.Филин, А.Ж.Якушев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, вып.7. - С.1319-1332.
13. Цифровая экономика [Текст] / И. А. Хасаншин, А. А. Куцряшов, Е. В. Кузьмин и др.; Под ред. И. А. Хасаншина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. – 123 с.
14. Цифровая экономика: 2019 [Текст] / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с.
15. Якутин, Ю. В. Становление цифрового управления на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях: возможности универсальной системы анализа кодированных показателей хозяйственной деятельности [Текст] / Ю. Якутин // Российский экономический журнал. - 2017. - № 2. - С. 27-35.
Интернет-ресурсы
16. Официальный сайт ЦБ РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.cbr.ru. (дата обращения: 05.12.2019)
17. Официальный сайт РИА рейтинг -2019 // Электронный ресурс. URL: https://riarating.ru/infografika/20190129/630115992.html (дата обращения: 05.12.2019)
18. Официальный сайт журнала «Проблемы рыночной экономики» // Электронный ресурс. URL: http://www.market-economy.ru/archive/2019-01/2019-01-full.pdf (дата обращения: 05.12.2019)
19. Экономическая экспертная группа Минфина РФ // Электронный ресурс. URL: http://www.eeg.ru/downloads/obzor/rus/pdf/2018_10.pdf (дата обращения: 05.12.2019)
20. Сайт Fortune Global 500 // Электронный ресурс. URL: http://global-finances.ru/krupneyshie-kompanii-mira-2018/ (дата обращения: 05.12.2019)
21. Сидоренкова А.Л. Российские ТНК на мирровом рынке // Электронный ресурс. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/6/worldeconomy/Sidorenkova.pdf (дата обращения: 05.12.2019)
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы можно использовать для обоснования государственного регулирования отдельных отраслей экономики?
Теоретические подходы к обоснованию государственного регулирования отдельных отраслей экономики могут включать классическую экономическую теорию, в которой предполагается, что рынок саморегулирующийся механизм, но может возникать необходимость в государственном вмешательстве для устранения недостатков рынка, таких как монополии или неправомерное поведение корпораций. Также возможен институциональный подход, основанный на роли институтов в формировании экономической системы страны и их воздействии на развитие отдельных отраслей экономики.
Какую роль играет государственный сектор в регулировании экономики?
Государственный сектор играет ключевую роль в регулировании экономики. Он может осуществлять мониторинг и контроль за отдельными отраслями экономики, создавать законодательные и нормативные акты, принимать меры по стимулированию или ограничению развития отдельных отраслей. Государство также может выступать инвестором в отдельные отрасли, предоставлять финансовую поддержку или создавать условия для привлечения частного капитала. В целом, государственный сектор выполняет роль регулятора экономических процессов и обеспечивает баланс в развитии различных отраслей экономики.
Какие методы регулирующего воздействия на отдельные отрасли экономики существуют?
Для регулирования отдельных отраслей экономики могут использоваться различные методы. Например, государство может применять административные методы, включающие установление правил и нормативов, контроль за их соблюдением и наказания за нарушение. Также широко применяются экономические методы, такие как налоги, субсидии, кредитные льготы, тарифы и квоты, которые оказывают влияние на экономическое поведение отдельных отраслей. Помимо этого, могут быть использованы инфраструктурные методы, направленные на развитие необходимой инфраструктуры для развития отраслей, и инновационные методы, стимулирующие инновационную активность в отраслях.
Какие теоретические подходы существуют к обоснованию государственного регулирования отдельных отраслей экономики?
Существует несколько теоретических подходов к обоснованию государственного регулирования отдельных отраслей экономики. Один из них - это теория мешающих воздействий, которая утверждает, что в рыночной экономике могут возникать рыночные сбои, требующие вмешательства государства. Другой подход - это теория экономического равновесия, которая предполагает, что государство должно вмешиваться только в случае несовершенства рынка или нарушения принципов конкуренции.
Какова роль государственного сектора в регулировании экономики?
Государственный сектор играет важную роль в регулировании экономики. Он может осуществлять контроль и надзор за отдельными отраслями экономики, разрабатывать и внедрять экономические политики, предоставлять финансовую поддержку отдельным отраслям, контролировать цены на товары и услуги, а также создавать условия для развития и конкуренции на рынке.
Какие методы регулирующего воздействия на отдельные отрасли экономики существуют?
Существует несколько методов регулирующего воздействия на отдельные отрасли экономики. Один из них - это фискальное регулирование, которое включает изменение налоговой политики и государственных расходов. Еще один метод - это монетарное регулирование, которое осуществляется через изменение процентных ставок, резервных требований и других инструментов денежно-кредитной политики. Кроме того, существуют регулирование через лицензирование, установление нормативов и стандартов, а также прямое государственное вмешательство через государственные предприятия.
Какие теоретические подходы существуют к обоснованию государственного регулирования отдельных отраслей экономики?
Существуют различные теоретические подходы к обоснованию государственного регулирования отдельных отраслей экономики. Одни исследователи полагают, что государство должно вмешиваться в экономику для создания равных условий для всех участников рынка и предотвращения монополизации. Другие подходы акцентируют внимание на защите интересов потребителей и общественных благ. Третий подход предполагает, что государственное регулирование отдельных отраслей экономики необходимо для достижения стратегических целей страны.
Какую роль играет государственный сектор в регулировании экономики?
Государственный сектор играет важную роль в регулировании экономики. Он может устанавливать правила и нормы для различных отраслей, контролировать их деятельность, вмешиваться в рыночные процессы, предоставлять финансовую и техническую поддержку отраслям, регулировать цены и тарифы. Государственный сектор также может осуществлять монополистическое контролирование отдельных отраслей экономики, что может быть как положительным, так и отрицательным фактором в зависимости от конкретной ситуации.
Какие методы регулирующего воздействия на отдельные отрасли экономики существуют?
Существует несколько методов регулирующего воздействия на отдельные отрасли экономики. К ним относятся правовое регулирование, финансово-кредитное регулирование, административное регулирование, налоговое регулирование, мониторинг и контроль, государственные программы и инвестиции, лицензирование и разрешительная система. Каждый метод имеет свои особенности и может быть эффективным в определенных ситуациях, в зависимости от целей, которые хочет достичь государство.