Виды аргументов
Заказать уникальное эссе- 6 6 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 08.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Прежде чем говорить об аргументах, необходимо дать определение данному термину. Аргумент, аргументация –приведение рациональных доказательств тезиса. В данном определении необходимо обратить внимание на слово «рациональных» - доказательства должны служить точным подтверждением тезиса, с опорой на его содержание и с условием точного понимания. Доказательства должны соответствовать логике. Отметим также, что аргументация является способом речевого воздействия на аудиторию. Отсюда следует, что аргументы должны быть не только рациональными, но также иметь психологическое воздействие.
Это воздействие реализуется через такое понятие, как топосы. Топос – это стеретоипы, ценности, свойственные аудитории, на которую направлена речь. Они отбираются в соответствии с темой и задачей речи (Анисимова, Гимпельсон, 2008. С.88). С помощью определения топосов можно выделить несколько вопросов, помогающих выстроить цепь аргументов:
1) Что аудитория считает полезным для себя?
2) Каких взглядов придерживается аудитория?
3) Что для аудитории будет приятно?
4) Какие понятия нравственности у аудитории?
5) Что, по мнению аудитории, может попадать в категорию «прекрасного»?
Для того, чтобы выстроить правильную аргументацию, оказывающую наиболее сильное воздействие на аудиторию, необходимо учитывать эти вопросы.
Аргументы принято делить на две большие категории – универсальные и неуниверсальные (по-другому их называют рациональные и нерациональные). Универсальные аргументы, исходя из значения определения, подходят ко всем типам аудитории, что, несомненно, является их плюсом. Вместе с тем универсальные аргументы часто получают оценку обобщенных, лишенных конкретики, а потому не всегда подходящих для узконаправленных тем. Неуниверсальные аргументы требуют более тщательного подхода и отбора на основе вопросов, которые мы привели выше. Однако правильно подобранные нерациональные аргументы имеют гораздо большее психологическое воздействие на аудиторию.
Рассмотрим универсальные аргументы. К ним относятся следующие виды:
1) Теоретическая аргументация, которая предполагает опору на рассуждение;
2) Эмпирическая аргументация, имеющая опору на опыт.
Теоретическая аргументация также включает в себя несколько способов. К ним относятся а) логические доказательства (индукция, дедукция, аналогия, дефиниция, деление); б) системная аргументация (приводятся доказательства, выстроенные в систему); в) методологическая аргументация (исследование надежного метода со ссылками на него). Для речи, не относящейся к науке, более подходящими являются типы логических аргументов.
Индуктивный метод аргументации предполагает сначала приведение каких-либо фактов, из которых можно выстроить логический тезис. Это движение от частного к общему. При использовании такого метода важно обратить внимание на соблюдение причинно-следственной связи, так как аудитория на основании приведенных аргументов сама предполагает, а иногда и помогает оратору сформулировать тезис. Такой способ, прежде всего, воздействует на чувствительную, восприимчивую, эмоциональную аудиторию. К примеру, если речь идет о вреде курения (в тезисе заявлено доказать, насколько сильное влияние оно оказывает на организм), оратору необходимо детально и связанно провести ассоциативную цепочку, приводящую к этому тезису: мода на курение, появившаяся еще в конце XIX – начале XX в., привела к тому, что это стало считаться естественным; в результате исследований ученые пришли к выводу, что….; одна сигарета действует на организм следующим образом - …; а теперь представьте, что происходит с организмом после одной пачки сигарет в день - итак, речь, несомненно, шла о вреде курения. При этом необходимо не забывать о деталях, связующих аргументы друг с другом.
Дедуктивный метод знаком нам еще с популярности литературного персонажа Шерлока Холмса. Это движение от общего к частному. То есть, сначала аудитории представляют тезис, и от него выстраивают логическую цепочку аргументов. Как правило, наиболее сильные аргументы приводятся в конце речи для усиления эффекта. Такой вид аргументации лучше воспринимается при наличии подкованной в вопросе аудитории. Автор ставит какую-то логическую задачу и с помощью аудитории решает ее, тем самым вовлекая слушателей в процесс. Вернемся к теме курения. Сначала озвучивается тезис «курение – это колоссальный вред здоровью организма каждого человека и экологии нашей планеты в целом. Давайте разберемся, почему так…» и далее
Эти ценности должны быть морально-нравственными и общими для всей аудитории. Почему это зачастую оказывается убедительным методом аргументации? Причина в том, что традиции совмещают в себе опыт предшествующих поколений и делают какие-то определенные прогнозы на будущее. Наши бабушки, мамы передавали нам определенные традиции, вкладывали их в основу воспитания, и поэтому в большинстве случаев они не подлежат спорам и сомнениям. Такие аргументы не стоит поднимать, не изучив интересы аудитории тщательным образом, а также если в тезисе заявлено то, что вызывает полемику (к примеру, тема феминизма, гомосексуальных отношений, бодипозитива, чайлдфри). Широко используются такие аргументы в науке, морали, повседневной жизни.Аргументы к авторитету – ссылка на мнение или действие лица, известного в кругу аудитории. Человек должен завоевать абсолютное доверие всей аудитории какими-либо поступками или высказываемыми мнениями. Авторитет, как правило, должен быть в какой-то определенной области. Аргументация этого типа должна быть подготовлена при условии пристального изучения авторитета, так как здесь аудитория не должна оказаться более подкованной, чем оратор. Тем не менее, такая система доказательств тоже довольно распространена, особенно на современных тренингах по психологии, бизнесу и т.д. Ссылка на известный источник, добившийся популярности, мотивирует аудиторию и склоняет ее в сторону оратора.Аргументация к интуиции. Интуицию определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Несмотря на это, использование аргументов к интуиции может оказаться очень спорным, поэтом пользоваться этим методом нужно с особой осторожностью. Однако эффект «озарения», если он достигнут верно, оказывается практический 100% действующим. Аудитория с помощью оратора сама приходит к необходимым выводам, и теперь тезис оратора становится общим тезисом. Стоит помнить, что интуитивные догадки все же требуют логического обоснования, поэтому очень часто аргументацию к интуиции совмещают с видами рациональной аргументации. Близкое понятие к интуиции – вера, поэтому существует ряд аргументов, опирающихся именно на веру. Вера, в отличие от интуиции, противоположна сомнению, она сама по себе часто абсолютна, но часто противоположна знаниям. Чаще всего у аудитории она проявляется как чистая эмоция. Но прежде чем прибегать к данной аргументации, оратору необходимо убедиться, что вся аудитория имеет общую веру, чтобы не получить неодобрения и не оскорбить чувства части аудитории или отдельного слушателя.Существует также аргументация к чувству вкуса. Однако эти доказательства подходят для определенных тем с довольно узкой спецификой. Опирается исключительно на чувство, а не на рассуждения. Как и в предыдущем типе аргументации, оратору следует тщательно изучить аудиторию при подготовке к речи.Источник https://studopedia.su/11_84744_argumentatsiya-vidi-argumentov-strategiya-i-taktika-argumentatsii.htmlТ.А. Воронцова. Риторика как публичная коммуникация. Ижевск, 2009. – 134с.
Прежде чем говорить об аргументах, необходимо дать определение данному термину. Аргумент, аргументация –приведение рациональных доказательств тезиса. В данном определении необходимо обратить внимание на слово «рациональных» - доказательства должны служить точным подтверждением тезиса, с опорой на его содержание и с условием точного понимания. Доказательства должны соответствовать логике. Отметим также, что аргументация является способом речевого воздействия на аудиторию. Отсюда следует, что аргументы должны быть не только рациональными, но также иметь психологическое воздействие.
Это воздействие реализуется через такое понятие, как топосы. Топос – это стеретоипы, ценности, свойственные аудитории, на которую направлена речь. Они отбираются в соответствии с темой и задачей речи (Анисимова, Гимпельсон, 2008. С.88). С помощью определения топосов можно выделить несколько вопросов, помогающих выстроить цепь аргументов:
1) Что аудитория считает полезным для себя?
2) Каких взглядов придерживается аудитория?
3) Что для аудитории будет приятно?
4) Какие понятия нравственности у аудитории?
5) Что, по мнению аудитории, может попадать в категорию «прекрасного»?
Для того, чтобы выстроить правильную аргументацию, оказывающую наиболее сильное воздействие на аудиторию, необходимо учитывать эти вопросы.
Аргументы принято делить на две большие категории – универсальные и неуниверсальные (по-другому их называют рациональные и нерациональные). Универсальные аргументы, исходя из значения определения, подходят ко всем типам аудитории, что, несомненно, является их плюсом. Вместе с тем универсальные аргументы часто получают оценку обобщенных, лишенных конкретики, а потому не всегда подходящих для узконаправленных тем. Неуниверсальные аргументы требуют более тщательного подхода и отбора на основе вопросов, которые мы привели выше. Однако правильно подобранные нерациональные аргументы имеют гораздо большее психологическое воздействие на аудиторию.
Рассмотрим универсальные аргументы. К ним относятся следующие виды:
1) Теоретическая аргументация, которая предполагает опору на рассуждение;
2) Эмпирическая аргументация, имеющая опору на опыт.
Теоретическая аргументация также включает в себя несколько способов. К ним относятся а) логические доказательства (индукция, дедукция, аналогия, дефиниция, деление); б) системная аргументация (приводятся доказательства, выстроенные в систему); в) методологическая аргументация (исследование надежного метода со ссылками на него). Для речи, не относящейся к науке, более подходящими являются типы логических аргументов.
Индуктивный метод аргументации предполагает сначала приведение каких-либо фактов, из которых можно выстроить логический тезис. Это движение от частного к общему. При использовании такого метода важно обратить внимание на соблюдение причинно-следственной связи, так как аудитория на основании приведенных аргументов сама предполагает, а иногда и помогает оратору сформулировать тезис. Такой способ, прежде всего, воздействует на чувствительную, восприимчивую, эмоциональную аудиторию. К примеру, если речь идет о вреде курения (в тезисе заявлено доказать, насколько сильное влияние оно оказывает на организм), оратору необходимо детально и связанно провести ассоциативную цепочку, приводящую к этому тезису: мода на курение, появившаяся еще в конце XIX – начале XX в., привела к тому, что это стало считаться естественным; в результате исследований ученые пришли к выводу, что….; одна сигарета действует на организм следующим образом - …; а теперь представьте, что происходит с организмом после одной пачки сигарет в день - итак, речь, несомненно, шла о вреде курения. При этом необходимо не забывать о деталях, связующих аргументы друг с другом.
Дедуктивный метод знаком нам еще с популярности литературного персонажа Шерлока Холмса. Это движение от общего к частному. То есть, сначала аудитории представляют тезис, и от него выстраивают логическую цепочку аргументов. Как правило, наиболее сильные аргументы приводятся в конце речи для усиления эффекта. Такой вид аргументации лучше воспринимается при наличии подкованной в вопросе аудитории. Автор ставит какую-то логическую задачу и с помощью аудитории решает ее, тем самым вовлекая слушателей в процесс. Вернемся к теме курения. Сначала озвучивается тезис «курение – это колоссальный вред здоровью организма каждого человека и экологии нашей планеты в целом. Давайте разберемся, почему так…» и далее
Вопрос-ответ:
Что такое аргумент в рамках аргументации?
Аргумент в рамках аргументации - это приведение рациональных доказательств в подтверждение тезиса.
Что означает слово "рациональные" в определении аргумента?
Слово "рациональные" в определении аргумента означает, что доказательства должны быть основаны на логике и содержательно подтверждать тезис.
Какие требования предъявляются к доказательствам в аргументации?
Доказательства в аргументации должны быть точными, соответствовать логике и иметь опору на содержание тезиса. Также важно условие точного понимания доказательства.
Как можно определить, что аргументация является способом речевого воздействия на аудиторию?
Аргументация является способом речевого воздействия на аудиторию, так как она направлена на убеждение слушателей или читателей в правильности тезиса.
Какие виды аргументов можно выделить?
Виды аргументов можно разделить на разные категории в зависимости от содержания и формы доказательств. Например, можно выделить эмпирические аргументы, логические аргументы, авторитетные аргументы и прочие.
Что такое аргумент?
Аргумент - это рациональное доказательство тезиса, которое подтверждает его содержание и соответствует логике.
Какая цель у аргументации?
Целью аргументации является воздействие на аудиторию с помощью логически обоснованных доказательств и убеждение ее в правильности тезиса.
Какими видами аргументов можно воспользоваться?
Существуют различные виды аргументов, такие как аргументы из авторитета, аргументы на основе аналогии, аргументы на основе статистики и др. Они используются в зависимости от конкретной ситуации и цели речи.
Какие требования предъявляются к доказательствам аргументов?
Доказательства аргументов должны быть рациональными, точными и соответствовать логической структуре. Они должны быть основаны на содержании тезиса и обязательно требуют точного понимания.
Какую роль играет аргументация в речевом воздействии?
Аргументация является способом речевого воздействия на аудиторию. Она помогает убедить слушателей в правильности тезиса и внушить им свою точку зрения.