Правовое регулирование отношений, возникающих из договора воздушной перевозки.
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 20.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ……………………...5
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ………………………………………………..9
2.1. Общие положения……………………………………………………………9
2.2. Регулярная перевозка……………………………………………………….10
2.2.1. Бронирование мест, тоннажа (объема) воздушного судна……………..10
2.2.2. Договоры о систематических перевозках……………………………….12
2.3. Чартерная перевозка………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….19
Поэтому при перевозках на зафрахтованных воздушных судах чартером на фрахтовщика возлагается обязанность выдать отправителю грузовую накладную, а пассажиру - авиабилет. Эти документы являются свидетельством заключения договора перевозки, в котором авиакомпания-фрахтовщик выступает уже в качестве перевозчика по отношению к пассажирам и грузовладельцам. Проформы чартеров всех авиакомпаний содержат условие, в соответствии с которым при перевозке ответственность авиакомпании перед пассажиром и грузовладельцем регулируется и ограничивается Варшавской или Монреальской конвенцией.
Поэтому естественно, что ВК РФ не относит чартер к числу документов, удостоверяющих договор перевозки (ст. 105). Законодательство, судебная практика многих государств (США, Германия, Франция) также не рассматривают эти отношения как перевозочные. ВК СССР 1983 г. содержал специальную главу о воздушном чартере, регулирующую некоторые его условия и ответственность сторон. Этот факт также свидетельствует об особой природе этого договора, отличной от перевозки. Теперь в ВК РФ такая глава, к сожалению, отсутствует.
Важным доказательством того, что чартер по своей юридической природе не является договором перевозки, служит и тот факт, что ни Варшавская, ни Монреальская конвенции не регулируют отношений между фрахтовщиком и фрахтователем. А ведь согласно ст. 1 обеих Конвенций они "применяются при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна". Эта же картина наблюдается и на морском транспорте. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Брюссельская конвенция), так же как и Конвенция ООН о морской перевозке груза 1978 г. (Гамбургская конвенция), к отношениям между сторонами чартера не применяется.
ВК РФ в ст. 104 воспроизводит определение договора фрахтования ст. 787 ГК РФ и фактически не содержит какого-либо регулирования отношений по фрахтованию воздушных судов. Возникает вопрос: нормы о каком договоре могут быть применены к чартеру в том случае, если в этом возникает необходимость, например при отсутствии согласованных условий в чартере?
Полагаем, что квалификация договора фрахтования в качестве договора арендного типа в наибольшей степени отвечает как его содержанию, экономическому смыслу, так и действительному положению, сложившемуся в области его правового регулирования. К отношениям, возникающим между фрахтовщиком и фрахтователем, могут быть применимы лишь положения ГК РФ об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. ст. 632 - 641 § 3 гл. 34 ГК РФ) и общие нормы о договоре аренды. Этими же нормами регулируется и договор, по которому авиатранспортное предприятие предоставляет арендатору воздушное судно и услуги экипажа не на один или несколько рейсов, а на время - определенный срок. На морском транспорте такой договор именуется "тайм-чартером". Ему в КТМ РФ посвящена гл. X.
Воздушные суда могут арендоваться и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. В России такая аренда на всех видах транспорта регулируется второй частью § 3 гл. 34 ГК (на морском подобный договор именуется бербоут-чартером и регулируется специальной гл. XI КТМ).
Отсутствие специальных норм об ответственности сторон по договору фрахтования в ВК РФ вынуждает прибегать к общим положениям ГК РФ о договоре аренды, в частности, при возникновении вопросов, связанных с нарушением фрахтовщиком обязательств по предоставлению (подаче) воздушного судна для перевозки. Из содержания ст. 611 ГК РФ вытекает, что, если фрахтовщик не подал оговоренное воздушное судно в указанный в чартере срок, фрахтователь вправе истребовать исполнение в соответствии со ст. 398 ГК РФ и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой, либо расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением. Если иное не оговорено соглашением сторон, ответственность фрахтовщика наступает независимо от его вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
На практике авиакомпании-фрахтовщики часто оговаривают для себя в этом отношении более льготные условия путем включения их в проформы чартеров. На случай же отказа фрахтователя от договора в проформах чартеров содержатся весьма солидные по размеру неустойки, доходящие до 100% его цены, если, например, такой отказ произошел менее чем за 24 часа до запланированного вылета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
Анализ и оценка опыта международной унификации правового регулирования воздушных сообщений проводятся с позиций российского гражданского права и цивилистической науки, а также практического применения созданных правовых конструкций. Одновременно рассматриваются возможные пути использования этого весьма полезного опыта для совершенствования российского транспортного законодательства.
Поэтому большое место в работе занимает исследование положений российского и зарубежного внутреннего права в области воздушных перевозок. Это объясняется еще и тем, что его применение при международных перевозках не только не исключается, но, наоборот, предполагается в случаях необходимости восполнения пробелов международно-правового регулирования, а также в случаях, когда международная перевозка не подпадает ни под одно из действующих международных соглашений.
В работе практически не затрагивается договор перевозки почты, поскольку такие перевозки выведены из-под действия рассматриваемых международных соглашений и осуществляются на основании международных почтовых конвенций.
В условиях отсутствия комплексных исследований по правовым вопросам воздушных перевозок после распада СССР работа представляет безусловный интерес.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.10.2011) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.09.2011) // Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 23.10.2011) // Российская газета, N 59-60, 26.03.1997.
Литература
4. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. М.: Авиабизнес, Научная книга, 2007.
5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2004.
6. Отдельные виды обязательств в международном частном праве / Н.Г. Доронина, В.А. Егиазаров, В.П. Звеков и др.; под ред. В.П. Звекова. М.: Статут, 2008.
7. Егиазаров В.А. Транспортное право. М., 2005.
8. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.Г. Ермошкин, С.И. Коровин, А.Н. Петров и др.; под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой двор, 2009.
9. Иглин А.В. Ответственность государства в сфере международных воздушных перевозок // Транспортное право. 2010. N 2.
10. Козлова Т.С. Возмещение морального вреда при международной воздушной перевозке пассажиров: проблемы теории и судебной практики // Российский судья. 2010. N 2.
11. Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. М.: Статут, 2009.
12.Остроумов Н.Н. Новое законодательство о возмещении причиненного при воздушной перевозке вреда // Закон. 2008. N 4.
13.Тальцева Л.А. Коллизионные нормы в области договорных отношений международной воздушной перевозки // Журнал российского права. 2010. N 8.
Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. М.: Статут, 2009.С.76.
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 23.10.2011) // Российская газета, N 59-60, 26.03.1997.
Тальцева Л.А. Коллизионные нормы в области договорных отношений международной воздушной перевозки // Журнал российского права. 2010. N 8. С. 120 - 126.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 27.10.2011) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2004.
Егиазаров В.А. Транспортное право. М., 2005. С. 70.
Отдельные виды обязательств в международном частном праве / Н.Г. Доронина, В.А. Егиазаров, В.П. Звеков и др.; под ред. В.П. Звекова. М.: Статут, 2008.С.45.
Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.Г. Ермошкин, С.И. Коровин, А.Н. Петров и др.; под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой двор, 2009.С.78.
Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. М.: Авиабизнес, Научная книга, 2007.С.98.
Козлова Т.С. Возмещение морального вреда при международной воздушной перевозке пассажиров: проблемы теории и судебной практики // Российский судья. 2010. N 2. С. 15 - 18.
Остроумов Н.Н. Новое законодательство о возмещении причиненного при воздушной перевозке вреда // Закон. 2008. N 4. С. 151 - 162.
2
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.10.2011) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.09.2011) // Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 23.10.2011) // Российская газета, N 59-60, 26.03.1997.
Литература
4. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. М.: Авиабизнес, Научная книга, 2007.
5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2004.
6. Отдельные виды обязательств в международном частном праве / Н.Г. Доронина, В.А. Егиазаров, В.П. Звеков и др.; под ред. В.П. Звекова. М.: Статут, 2008.
7. Егиазаров В.А. Транспортное право. М., 2005.
8. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.Г. Ермошкин, С.И. Коровин, А.Н. Петров и др.; под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой двор, 2009.
9. Иглин А.В. Ответственность государства в сфере международных воздушных перевозок // Транспортное право. 2010. N 2.
10. Козлова Т.С. Возмещение морального вреда при международной воздушной перевозке пассажиров: проблемы теории и судебной практики // Российский судья. 2010. N 2.
11. Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. М.: Статут, 2009.
12.Остроумов Н.Н. Новое законодательство о возмещении причиненного при воздушной перевозке вреда // Закон. 2008. N 4.
13.Тальцева Л.А. Коллизионные нормы в области договорных отношений международной воздушной перевозки // Журнал российского права. 2010. N 8.
Вопрос-ответ:
Какое определение имеет понятие "договор воздушной перевозки"?
Договор воздушной перевозки - это соглашение между авиаперевозчиком и пассажиром или отправителем груза, по которому авиаперевозчик обязуется перевезти пассажира или груз воздушным транспортом по определенному маршруту и в определенное время, а пассажир или отправитель груза обязуется оплатить за эту перевозку.
Каким образом организуется воздушная перевозка?
Организация воздушной перевозки происходит на основе заключения договора между авиаперевозчиком и пассажиром или отправителем груза. В договоре содержатся условия перевозки, включая маршрут, время, тарифы, ответственность сторон и другие соглашения. После заключения договора происходит бронирование места или толщины воздушного судна и осуществление перевозки в соответствии с условиями договора.
Каким образом осуществляется бронирование места или толщины воздушного судна при регулярной перевозке?
При регулярной перевозке бронирование места или толщины воздушного судна осуществляется путем заключения договоров с авиаперевозчиком. Пассажир или отправитель груза выбирает нужные места или объем, оплачивает их и получает билеты или другие документы подтверждающие бронирование. При наступлении даты перевозки пассажир или отправитель груза являются на указанное место и проходят регистрацию перед вылетом.
В чем заключается особенность договоров о систематических перевозках?
Особенность договоров о систематических перевозках заключается в том, что они предусматривают проведение нескольких перевозок по заданному маршруту в определенные сроки. Договоры о систематических перевозках обеспечивают удобство для пассажиров и отправителей груза, так как они могут забронировать места или объемы воздушного судна с заранее известными датами и временами.
Какое правовое регулирование существует для отношений, возникающих из договора воздушной перевозки?
Правовое регулирование отношений, возникающих из договора воздушной перевозки, осуществляется на основе международных и национальных правовых актов. В международном праве основным документом является Конвенция о международной гражданской авиации, также известная как Чикагская конвенция 1944 года. Внутри страны правовое регулирование осуществляется национальными законодательствами и нормативно-правовыми актами.
Что такое договор воздушной перевозки?
Договор воздушной перевозки - это соглашение между перевозчиком и пассажиром или грузоотправителем, которое регулирует взаимоотношения сторон в процессе осуществления воздушной перевозки. В договоре воздушной перевозки определяются условия перевозки, права и обязанности сторон, порядок оплаты и другие вопросы, связанные с осуществлением перевозки.
Как организована перевозка по договору воздушной перевозки?
Перевозка по договору воздушной перевозки может быть организована в двух основных формах: регулярная перевозка и чартерная перевозка. Регулярная перевозка осуществляется по расписанию, с фиксированными маршрутами и графиками. Чартерная перевозка, в свою очередь, представляет собой специально организованный полет для конкретной группы людей или груза по определенному запросу или заказу.
Как осуществляется бронирование мест или тоннажа воздушного судна в рамках регулярной перевозки?
Бронирование мест или тоннажа воздушного судна в рамках регулярной перевозки происходит через систему бронирования, которая позволяет определить наличие свободных мест или грузового объема на определенном рейсе. Пассажиры или грузоотправители могут забронировать нужное количество мест или тоннажа заранее, чтобы гарантировать свое место на рейсе.
Кто исполнитель и заказчик в договоре воздушной перевозки?
Исполнителем в договоре воздушной перевозки является авиационный перевозчик, который обязуется перевезти пассажиров и грузы по воздуху. Заказчиком же выступает пассажир или отправитель груза, который оплачивает услуги перевозки и указывает маршрут и условия перевозки.
Какие особенности есть у регулярной перевозки воздушных судов?
Регулярная перевозка воздушных судов осуществляется по расписанию и регулярно повторяется по определенному маршруту. Пассажиры имеют возможность заранее бронировать места на самолете. В случае задержки или отмены рейса, перевозчик обязан предложить альтернативные варианты перевозки.
Что такое чартерная перевозка в контексте договора воздушной перевозки?
Чартерная перевозка в контексте договора воздушной перевозки представляет собой специально организованный полет на воздушном судне для конкретной группы лиц или для перевозки определенного груза. Заказчиком чартерной перевозки выступает группа пассажиров или отправитель груза, который заключает договор напрямую с авиационным перевозчиком.
Какие договоры о систематических перевозках могут быть заключены в рамках договора воздушной перевозки?
В рамках договора воздушной перевозки могут быть заключены договоры о систематических перевозках грузов на определенном маршруте. Например, авиакомпания может заключить договор на регулярную перевозку грузов между двумя городами или странами. В таком случае, перевозчик будет обязан перевозить грузы по указанному маршруту с определенной периодичностью и на определенных условиях.