Индивидуально приобретенный уровень поведения животных

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зоология
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 08.01.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Понятие об инстинкте и рефлексе 3
Условнорефлекторное поведение 4
Научение 8
Взаимоотношения врожденного и индивидуально приобретенного уровней поведения 10
Заключение 11
Список использованной литературы 13




Фрагмент для ознакомления

Одним из важнейших процессов научения является игра. При этом она может заключаться как в игре животных друг с другом (охота), так и в игре с человеком (трюки и фокусы). Кроме того, в процессе наблюдения за человеком животные учатся, например, использованию орудий. Также научение у многих животных происходит методом проб и ошибок. Совершив множество неудачных попыток к действию и одну удачную, животное возьмет за основу приобретенной модели поведения именно удачную.Однако возможны и ситуации, когда животное, предприняв только одну попытку действия, сразу формирует определенный условный рефлекс [4].Взаимоотношения врожденного и индивидуально приобретенного уровней поведенияВ большинстве случаев врожденное и приобретенное поведение не конфликтуют. Однако в ряде ситуаций они все же входят в противоречие между собой.Примером может служить щенок, в силу обстоятельств воспитанный в оркужении кошек. Возможна ситуация, когда такой щенок, а затем и его потомство, во взрослом возрасте мяукает. Однако щенок, выращенный человеком, лает. Кроме того, возможна половая дифференциация приобретенного поведения. Например, самцы животных могут пытаться спариваться с самками другого вида, с которыми они выросли вместе, тогда как самки таких попыток не делают. Таким образом, можно сделать вывод, что генотип животного создает только общую основу поведения, дальнейшее же его формирование происходит в первую очередь под влиянием жизненного опыта, своеобразного дообучениявидотипичному поведению. Каждая особь в процессе жизнедеятельности способна найти собственные приемы и способы поведения, которые она применяет в нетипичных ситуациях. Кроме того, известно, что при вмешательстве человека многих животных можно обучить нехарактерному для них поведению, которое в их жизни без участия человека невозможно. Наиболее выраженной особенностью обучения у животных становится его постепенность, через пробы старых способов и ошибки, выделение ошибочных ориентиров и замену их на правильные, что проявляется в так называемой кривой обучения[5].ЗаключениеВ зависимости от изменяющегося соотношения строения и функции и поведения в ходе биологического развития психики выделяются различные подступени, а именно:1. Инстинктивные формы поведения в более узком, специфическом смысле слова, т.е. формы поведения с такой зависимостью функции от структуры, при которой изменение поведения по отношению к жизненно важным ситуациям в основном возможно лишь в результате изменения наследственной организации.2. Индивидуально-изменчивые формы поведения.Индивидуально-изменчивые формы поведения в свою очередь подразделяются на: а) те, которые основываются на функциональных стереотипах, вырабатывающихся в процессе индивидуального развития, и адаптируются к наличной ситуации, лишь, поскольку она является повторением уже бывших ситуаций: индивидуально-изменчивые формы поведения типа навыков; б) связанные с развитием интеллектуальной рассудочной деятельности.Установить, что является врожденным, а что приобретенным в поведении животного, возможно лишь опираясь на генетические позиции. Поведенческие проявления, как и морфологические признаки, обусловлены генетической программой животного, но обычно они воспроизводятся в новом организме под воздействием на него каких-либо факторов. Чтобы изолировать особей от этих факторов, в экспериментах в основном применяется метод воспитания молоди без контактов с родителями и членами сообщества. Тогда выступают инстинктивные признаки поведения животного, которые независимы от научения и приобретения индивидуального опыта. А если животное воспитывать без изоляции от традиционного окружения, то проявятся те дополнительные признаки, которые могут развиваться только при обучении. В отдельных случаях это происходит и при участии элементарного мышления. Но в любом случае способность к приобретению новых индивидуальных признаков генетически обусловлена.Список использованной литературыЗорина З.А., Полетаева И.И. Поведение животных. - М., 2000. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М.; Воронеж, 1999.Новоселова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. - М.; Воронеж, 2001.Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. – М.: 2001.Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология : учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ / Г. Г. Филиппова. - Москва :Academia, 2004.

1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Поведение животных. - М., 2000.
2. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М.; Воронеж, 1999.
3. Новоселова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. - М.; Воронеж, 2001.
4. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. – М.: 2001.
5. Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология : учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ / Г. Г. Филиппова. - Москва : Academia, 2004

Вопрос-ответ:

Что такое индивидуально приобретенный уровень поведения животных?

Индивидуально приобретенный уровень поведения животных - это поведенческие реакции, которые животное приобретает индивидуально в процессе жизни и опыта.

Что означает понятие об инстинкте и рефлексе?

Инстинкт - это врожденная реакция на определенные стимулы, которая обеспечивает выживание и размножение животного. Рефлекс - это простая непосредственная реакция на стимул без осознания или мышления.

Что такое условно-рефлекторное поведение?

Условно-рефлекторное поведение - это поведенческая реакция, которая возникает в результате обучения и связана с созданием условного рефлекса, когда стимул, который изначально не вызывал реакции, начинает вызывать ее.

Каким образом происходит научение у животных?

Научение у животных происходит через процесс обучения, который может осуществляться через наблюдение и подражание другим животным или человеку, через создание ассоциаций между стимулами и реакциями или через попытки и ошибки.

В чем заключается взаимоотношение врожденного и индивидуально приобретенного уровней поведения у животных?

Взаимоотношение врожденного и индивидуально приобретенного уровней поведения у животных заключается в том, что врожденные инстинкты и рефлексы представляют базовую основу поведения, а индивидуально приобретенные навыки и опыт совершенствуют и дополняют это поведение.

Что такое инстинкт и рефлекс?

Инстинкт - это врожденная, необучаемая форма поведения, которая возникает под воздействием определенных условий. Рефлекс - это простая, непроизвольная реакция организма на внешний импульс.

Что такое условно-рефлекторное поведение?

Условно-рефлекторное поведение основано на связи между условным раздражителем и непроизвольным рефлекторным актом. Это поведение, которое животное приобретает в процессе обучения и обусловлено жизненно важными потребностями, такими как пища или защита.

Какие отношения существуют между врожденным и индивидуально приобретенным уровнем поведения?

Врожденный уровень поведения определяется генетически и наследуется от предков. Индивидуально приобретенный уровень поведения формируется в процессе жизни животного под влиянием внешних условий и опыта. Оба уровня поведения взаимодействуют и влияют друг на друга.