Глобальные проблемы и будущее цивилизации. Понятие «кризис цивилизации».
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 14.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие цивилизации 4
2.Кризис цивилизации и ее будущее. Причины и критерии цивилизационного кризиса 9
3.Глобализация как катализатор возникновения глобальных проблем. Основные глобальные проблемы современности. Проблема религиозного экстремизма и терроризма 14
Заключение 22
Список литературы 24
Эти явления нарастают, на наш взгляд, как раз по причине негативной трансформации сущности глобализации, образования резкого разрыва между разными странами. Рассмотрим и сопоставим некоторые точки зрения на данную проблему. В первую очередь заметим, что проблема влияния глобализации на рост национализма и фундаментализма рассматривалась многими учеными. В частности, можно выделить труды Л.Е. Гринина, А.В. Коротаева, А.С. Малкова, Д.А. Халтурина, В.С. Панькова (глобализация в контексте исторического процесса и развития мировой политической и экономической системы), А.Н. Масловой (глобализация с социологической позиции) и многих других. Такие специалисты, как К. Омаэ и М. Алброу, (в отечественной науке к данной группе можно отнести таких ученых, как Егор Гайдар), полагают, что глобализация представляет собой основу развития современного мира. Но глобализация одновременно становится причиной вытеснения традиционных национальных государств с мирового экономического пространства. Происходит их денационализация, они начинают выполнять функции обслуживания мирового капитала. Глобализация существенно ослабила традиционные национальные системы государственного регулирования экономики, однако не способствовала созданию таких международных, а тем более наднациональных механизмов регулирования, которые смогли бы сгладить возникшие противоречия и взять на себя выполнение недостающих функций. Таким образом, эти явления, конечно же, не могут не приводить к росту национализма и фундаментализма. Здесь же следует заметить, что глобализация является причиной появления новых форм социальной организации, которые способствуют вытеснению национальных государств. В сочетании с культурной глобализацией данный фактор также не может не вызывать усиление национализма и фундаментализма.Таким образом, глобализация выступает в качестве естественного и закономерного этапа в развитии человечества, однако вместе с тем, она представляет собой первопричину разделения мира на слабых и сильных, богатых и бедных. Подобный контраст вызывает негативные социальные реакции во всем мире.Такие специалисты, как П. Херст и Дж. Томпсон (в отечественной мысли здесь можно упомянуть А. Панарина, А.Уткина и др.), утверждают, что глобализация вызывает рост национализма и фундаментализма, так как реализует по существу ортодоксальные неолиберальные стратегии. Но роль глобализации в росте национализма и фундаментализма является сильно преувеличенной, поскольку национальные государства по-прежнему сохраняют свое влияние на мировой арене. Кроме того, эти специалисты отмечают, что рост национализма и фундаментализма на самом деле вызван агрессивной политикой США, западным империализмом. За счет этого, мир разделяется по этнического, религиозному, цивилизационному и иному признаку. Эти специалисты ссылаются на концепции СамуэляХантингтона, ЭлвинаТоффлера, ИммануилаВаллерстайна.Эта точка зрения, конечно же, заслуживает внимания. Особенно правильным нам кажется аспект, связанный с усилением агрессии Запада в мировой политике. Эта агрессия и способствует во многом нарастанию негативных последствий глобализации, к числу которых относятся национализм и фундаментализм. А вот Дж. Розенау и Э. Гиденс призывают не делать каких-то скоропалительных выводов относительно глобализации и ее негативных последствий. Ими глобализация рассматривается как сложный противоречивый процесс трансформации, который сочетает в себе черты интеграции и фрагментации. Эта противоречивость и вызывает многие негативные явления. На основании рассмотренных выше точек зрения разных специалистов в области политологии и геополитики, мы можем сделать вывод о том, что глобализация действительно вызывает рост агрессивного национализма и фундаментализма. Отрицать эти процессы было бы неправильно и бессмысленно. Это происходит по причине того, что глобализация существенно ограничивает национальный суверенитет, способствует снижению роли национальных государств и их экономических систем на мировом пространстве. Культурная глобализация, по сути, сегодня является вестернизацией мировой культуры. За счет вестернизации и откровенного «навязывания» западных духовных ценностей (в том числе и религиозного характера) активизируются процессы усиления национализма и фундаментализма в тех странах, которые считают себя ущемленными, обделенными, как в экономическом, так и в культурно-духовном плане. Усиление агрессивного национализма и фундаментализма также вызывают попытки США к гегемонии в однополярном мире, тогда как тенденция развития мирового сообщества тяготеет сейчас к многополярности. Как отмечают многие эксперты, терроризм будет стремительно распространяться как вирус по всему миру, глобальная и национальная безопасность сегодня находятся под огромной угрозой. Террористические акты, участие террористических организаций в теневой экономической деятельности, усиление позиций террористических группировок на Ближнем Востоке могут привести к серьезным осложнениям в современном мире. На современном этапе все цивилизованные государства мира должны объединиться в борьбе с терроризмом, большая роль в данном процессе принадлежит международным организациям, в частности, Совету безопасности ООН.Для этого в Организации создана целая структура, которая ставит себе целью заниматься профилактикой и борьбой с терроризмом и международной преступностью.ЗаключениеИтак, цивилизация является определенной стадией развития человеческого общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности. Современная цивилизация носит название постиндустриальной, информационной. Глобальных проблем человечества на сегодняшний день очень много, что позволяет говорить о наступлении масштабного цивилизационного кризиса. Как уже отмечалось ранее, катализатором возникновения многих проблем и цивилизационного кризиса служит процесс глобализации. Он обостряет культурные и социальные, экономические противоречия. К числу важнейших последствий глобализации стоит отнести факты мирового разделения труда, усиления имущественного неравенства, миграции и концентрации человеческих и производственных ресурсов. В политике глобализация находит своё проявление в ослабевании национальных государств, а также процессе изменения и сокращения суверенитета этих государств мира. Вследствие вышеуказанных процессов мировая экономика отличается такими качествами, как слабая стабильность и огромная уязвимость перед лицом различного рода экономических и финансовых кризисов. Главная цель мирового сообщества заключается в преодолении негативных последствий глобализации.Особенно опасными сегодня стали проблемы экологии. Они вызывают все большую обеспокоенность общественности. В частности, критичным становится загрязнение Мирового океана. Для сохранения мирового океана и предотвращения его дальнейшего загрязнения, необходимо не только использовать его ресурсы, но также и работать над проведением комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий в процессе производства. Большую угрозу таят в себе такие проблемы, как терроризм, религиозный фундаментализм и международная преступность. Данные проблемы сегодня находятся в центре внимания международных организаций, в частности, Организации Объединенных Наций. Список литературыБиотехнологии: Proetcontra (за и против).// http://agrosev.narod.ru/page149itemid1055number32.htmВалиуллина К.Б. Международное морское право: международно-правовые проблемы защиты и сохранения морской среды.// https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-morskoe-pravo-mezhdunarodno-pravovye-problemy-zaschity-i-sohraneniya-morskoy-sredyГринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. М.: КомКнига, 2007.Делягин, М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций./М.Г. Делягин. - М.: Инфра-М, 2003. – 768 с. Досмагамбетов В.К. Экономика и экологические проблемы Мирового океана.//Научные труды Дальрыбвтуза. 2013. С. 21-24.Игнатов, А. Стратегия «глобализационного» лидерства для России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vselprav.org/library/Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. Изд.2. М.: КомКнига, 2007. Кулагин В.М, Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Глобализация и развитие человека // Глобализация: человеческое измерение. М., 2003. 112 с.Лысак, И.В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации /И.В. Лысак// Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010. - № 4.Международные отношения и мировая политика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавриата и магистратуры / П. А. Цыганков [и др.] ; под ред. П. А. Цыганкова. — Москва :Юрайт, 2018. — 290 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929/mezhdunarodnye-otnosheniya-i-mirovaya-politika.Мировая политика и международные отношения./Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2009. Нехай В.Н. Глобализация: социокультурное измерение.// http://psibook.com/sociology/globalizatsiya-sotsiokulturnoe-izmerenie.htmlПанарин, А.С. Глобализация как вызов жизненному миру /А.С. Панарин// Вестник Российской Академии Наук. 2004. Т. 74. № 7. С. 619-626.Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? М., 1992. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С.3-14.Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 2003.Тойнби А. Цивилизация перед лицом истории.// https://www.litmir.me/br/?b=192208&p=1Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002. 254 с.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txtФукуяма Ф. Великий разрыв.// http://www.gumer.info/ Хантингтон С. Столкновение цивилизаций./С. Хантингтон//Полис. - № 1. - 1994. С. 35-36
1. Биотехнологии: Pro et contra (за и против).// http://agrosev.narod.ru/page149itemid1055number32.htm
2. Валиуллина К.Б. Международное морское право: международно-правовые проблемы защиты и сохранения морской среды.// https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-morskoe-pravo-mezhdunarodno-pravovye-problemy-zaschity-i-sohraneniya-morskoy-sredy
3. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. М.: КомКнига, 2007.
4. Делягин, М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций./М.Г. Делягин. - М.: Инфра-М, 2003. – 768 с.
5. Досмагамбетов В.К. Экономика и экологические проблемы Мирового океана.//Научные труды Дальрыбвтуза. 2013. С. 21-24.
6. Игнатов, А. Стратегия «глобализационного» лидерства для России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vselprav.org/library/
7. Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. Изд.2. М.: КомКнига, 2007.
8. Кулагин В.М, Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Глобализация и развитие человека // Глобализация: человеческое измерение. М., 2003. 112 с.
9. Лысак, И.В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации /И.В. Лысак// Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010. - № 4.
10. Международные отношения и мировая политика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавриата и магистратуры / П. А. Цыганков [и др.] ; под ред. П. А. Цыганкова. — Москва : Юрайт, 2018. — 290 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929/mezhdunarodnye-otnosheniya-i-mirovaya-politika.
11. Мировая политика и международные отношения./Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2009.
12. Нехай В.Н. Глобализация: социокультурное измерение.// http://psibook.com/sociology/globalizatsiya-sotsiokulturnoe-izmerenie.html
13. Панарин, А.С. Глобализация как вызов жизненному миру /А.С. Панарин// Вестник Российской Академии Наук. 2004. Т. 74. № 7. С. 619-626.
14. Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? М., 1992.
15. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С.3-14.
16. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 2003.
17. Тойнби А. Цивилизация перед лицом истории.// https://www.litmir.me/br/?b=192208&p=1
18. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002. 254 с.
19. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt
20. Фукуяма Ф. Великий разрыв.// http://www.gumer.info/
21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций./С. Хантингтон//Полис. - № 1. - 1994. С. 35-36
Вопрос-ответ:
Что такое кризис цивилизации?
Кризис цивилизации - это состояние, когда основные особенности и ценности общества перестают соответствовать требованиям быстро меняющихся условий существования. Это может привести к серьезным социальным, экономическим и экологическим проблемам.
Какие являются причины и критерии цивилизационного кризиса?
Причинами цивилизационного кризиса могут быть изменения в политической, социальной, экономической и экологической сферах. Критерии кризиса могут включать ухудшение качества жизни, нарушение экологического равновесия, рост социальных конфликтов и др.
Что такое глобализация и как она связана с возникновением глобальных проблем?
Глобализация - это процесс все более интенсивной экономической, политической и культурной интеграции международного сообщества. Глобализация может способствовать возникновению глобальных проблем, таких как изменение климата, экологические катастрофы и транснациональный терроризм.
Каковы основные глобальные проблемы современности?
Основными глобальными проблемами современности являются изменение климата, истощение природных ресурсов, перенаселение, неравенство, терроризм, конфликты национальных и религиозных групп, распространение ядерного оружия и т.д.
Почему проблема религиозного экстремизма и терроризма является глобальной?
Проблема религиозного экстремизма и терроризма является глобальной, так как она затрагивает множество стран и национальностей. Террористические организации могут оперировать в разных частях мира и угрожать международной безопасности.
Что такое цивилизация?
Цивилизация - это сложная организованная социокультурная система, характеризующаяся наличием определенных ценностей, образа жизни, достижений в науке, технике, искусстве и других сферах деятельности.
Что такое глобализация?
Глобализация - это процесс интеграции и объединения различных областей и стран мира в единую систему, которая становится все более взаимозависимой и взаимосвязанной.
Какие причины и критерии цивилизационного кризиса?
Причины цивилизационного кризиса могут быть различными: социальными, экономическими, экологическими и т.д. Критерии кризиса включают: снижение уровня жизни, социальные потрясения, конфликты, экономический спад и другие показатели.
Как глобализация способствует возникновению глобальных проблем?
Глобализация создает условия для быстрого распространения информации, товаров, услуг и людей по всему миру. Это может привести к конфликтам интересов, неравномерному распределению ресурсов, экологическим проблемам, социальным и экономическим неравенствам и т.д.