История философии права.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 28 28 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 08.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Философия права как наука 4
2. Исторические аспекты философии права 12
2.1. Эволюция философии права 12
2.2. Философия права в России 18
2.2.1. Философско-правовые взгляды В.С.Соловьева 18
2.2.2. Философско-правовая концепция Б.Н.Чичерина 20
3. Современные концепции философии права 23
3.1. Либертарно-юридическая концепция правопонимания В.С. Нерсесянца 23
3.2. Коммуникативная концепция правопонимания (А.В. Поляков) 24
3.3. Реалистический позитивизм Р.А. Ромашова 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Правовой закон, по своей сути, есть право, получившее официальную форму конкретизации и защиты. «Правовая сущность (формальное равенство) проявляет себя в общеобязательном законе, а правовое явление (общеобязательный закон) выражает во внешней реальной действительности правовую сущность (формальное равенство)».

3.2. Коммуникативная концепция правопонимания (А.В. Поляков)

В рамках этой концепции право рассматривается как включающее в себя и идеальное, и материальное, и должное, и сущее, рациональное и иррациональное.
Природа права, считает Поляков, не сводима ни к каким искусственным конструкциям и социокультурным закономерностям. Право может возникать как в догосударственных, так и государственно организованных сообществах. Право есть коммуникативная форма. «Вне коммуникации право вообще невозможно, так как вне коммуникации существует не право, а лишь некоторые материальные объекты: бумага, звуки, жесты». Право одновременно представляет собой идею и текст, норму и правоотношения, императивно-атрибутивные переживания и социально значимые ценности. Ни в одном из этих положений нет исчерпывающего понятия сущности и идеи права, его «эйдоса».
По мнению автора концепции «эйдос права выражается только в правомочиях, которые несут в себе единственно возможный смысл, который позволяет воспринимать его как правовое». Сущностное первородство правомочия невозможно эмпирически описать, поскольку оно раскрывается только во взаимосвязи со всей правовой структурой.
Диалогическая концепция правопонимания И.Л. Честнова Честнов в своей философско-правовой концепции приводит три типа правопонимания: философский, социологический и культурно-исторический.
При этом автор концепции обращает внимание на воспроизводстве, динамике правовой реальности, складывающейся из диалога индивидуального действия (конкретное восприятие) и порождаемой им нормой, которая воспринимается как осознанная необходимость в массовом юридически значимом поведении. Субъект рассматривается как творец права и как объект правового воздействия. Акцент на такой сложной роли субъекта права дает право автору квалифицировать свою концепцию как антрополого-диалогическую. В этом отношении реальным правом являются нормы позитивного права, неразрывно связанные с культурой и менталитетом данного общества.
3.3. Реалистический позитивизм Р.А. Ромашова

Данная концепция представляет собой симбиоз юридического позитивизма и социологической юриспруденции. В рамках этой интегральной теории утверждается, что регулятивно-охранительная система будет являться правом только если являются общезначимыми и оказывают результативное воздействие на общественные отношения. При этом формальное право и правовые понятия логически взаимообусловлены. Такое восприятие права предполагает отделение абстрактного и реального «живого» права. Абстрактное право представлено совокупностью норм, в основу систематизации которых положено деление права на публично позитивное и публично негативное.
Право с формальной точки зрения представляет собой совокупность формальных источников: первичные и основные законодательные акты; производные (нормативные интерпретационные акты); вторичные (международные акты, нормативные договора, юридические обычаи). Действие реального права включает в себя действия права в формальном смысле и функциональном, определяемые результативностью правового воздействия. Для обеспечения результативного правового воздействия государство использует следующие стимулы: страх перед нарушением и выгодные для субъекта последствия правомерного поведения.
Автор концепции рассматривает интегральные правопонимания не только в русле теоретико-правового понимания, но и в общей логике системы права юридического образования, в юридической науке и практике. Интегральная юриспруденция дает начало двум производным циклам. Прикладной цикл связан с осуществлением практической юридической деятельности. К ней относится нормотворчество, правовое обеспечение законных интересов субъектов, разрешение споров о праве. Научный цикл предполагает осуществление системных исследований, связанных с выявлением наиболее важных проблем в сфере правовой науки. 

Заключение


В данной работе мы выполнили все задачи, поставленные во введении:
1) охарактеризовали философию права как науку;
2) рассмотрели исторические аспекты философии права;
3) изучили современные концепции философии права.
Философия права - наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Нельзя противопоставлять право и философию как различные области знания. Такой подход неверен. Философия первична по отношению к любой науке о природе, человеке или обществе.
Само философское определение основ нравственности и права было сформировано в Греции впервые в первой половине V в. до н.э. софистами.
Работы Платона и Аристотеля – это не свод мнений мудрецов, а демонстрация философского осмысления сущности бытия мира, в том числе и бытия права.
Философия Средневековья к проблеме бытия мира добавляет проблему бытия человека. Жизнь человека только тогда является бытием, когда ее суть представлена свободой.
Немецкая классическая философия восстанавливает античный взгляд на бытие права, выводит его из сущности мироздания.
Философия права - это специфичная отрасль двунаправленного движения к пункту конкретности истины о праве: от философского всеобщего через правовое специфичное и от правового специфичного через философское всеобщее.



Список использованной литературы


Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 1999. – С. 159
Аристотель. Евдемова этика. / Перевод Т.В. Васильевой, Т.А. Миллер, М.А. Солоповой. – М.: Наука, 2005. – 448 с.
Гроций Г. О праве войны и мира. – М.: «Ладомир», 1994. – 868 с.
Гусейнов А. А. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. – № 2. – М., 2001.
Жуков В.Н. Философское познание государства и права // Государство и право. 2010. № 6. С. 33
Кожевников В.В. К вопросу об исторических этапах становления и развития отечественной философии права // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. №2 (51). – C. 5
Локк Дж. Опыт о законе природы // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. − Т. 3. − М.: «Мысль», 1988.
Нерсесянц В.С. Философия права / РАН. Институт государства и права. - Москва : НОРМА, 2004 – С. 263.
Поляков А.В. Общая теория права. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. – 642 с.
Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще: в 7 т. − Т. 1.− СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1889. − 454 с.
Ромашов Р.А. Концепции современного правопонимания. Материалы круглого стола. – СПб., 2004.
Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции [Электронный ресурс] // http://www.odinblago.ru/greece_meta/9
Чичерин Б.Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин. – М., 1999.
Гусейнов А. А. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. – № 2. – М., 2001. – С. 47.
Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции [Электронный ресурс] // http://www.odinblago.ru/greece_meta/9
Жуков В.Н. Философское познание государства и права // Государство и право. 2010. № 6. С. 33

Кожевников В.В. К вопросу об исторических этапах становления и развития отечественной философии права // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. №2 (51). – C. 5
Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 1999. – С. 159
Нерсесянц В.С. Философия права : Учебник для вузов / РАН. Институт государства и права. - Москва : НОРМА, 2004 – С. 263

Гроций Г. О праве войны и мира. – М.: «Ладомир», 1994. – С.68.
Там же. – С.70.
Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще: в 7 т. − Т. 1.− СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1889. −С.395.
Аристотель. Евдемова этика. / Перевод Т.В. Васильевой, Т.А. Миллер, М.А. Солоповой. – М.: Наука, 2005. – С.21.
Локк Дж. Опыт о законе природы // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. − Т. 3. − М.: «Мысль», 1988. − С. 4.
Чичерин, Б.Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин. – М., 1999. С.29.
Нерсесянц В.С. Философия права / РАН. Институт государства и права. - Москва : НОРМА, 2004.
Поляков А.В. Общая теория права. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. – 642 с.
Ромашов Р.А. Концепции современного правопонимания. Материалы круглого стола. – СПб., 2004.
















3

Список использованной литературы


1. Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 1999. – С. 159
2. Аристотель. Евдемова этика. / Перевод Т.В. Васильевой, Т.А. Миллер, М.А. Солоповой. – М.: Наука, 2005. – 448 с.
3. Гроций Г. О праве войны и мира. – М.: «Ладомир», 1994. – 868 с.
4. Гусейнов А. А. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. – № 2. – М., 2001.
5. Жуков В.Н. Философское познание государства и права // Государство и право. 2010. № 6. С. 33
6. Кожевников В.В. К вопросу об исторических этапах становления и развития отечественной философии права // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. №2 (51). – C. 5
7. Локк Дж. Опыт о законе природы // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. − Т. 3. − М.: «Мысль», 1988.
8. Нерсесянц В.С. Философия права / РАН. Институт государства и права. - Москва : НОРМА, 2004 – С. 263.
9. Поляков А.В. Общая теория права. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. – 642 с.
10. Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще: в 7 т. − Т. 1.− СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1889. − 454 с.
11. Ромашов Р.А. Концепции современного правопонимания. Материалы круглого стола. – СПб., 2004.
12. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции [Электронный ресурс] // http://www.odinblago.ru/greece_meta/9
13. Чичерин Б.Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин. – М., 1999.

Вопрос-ответ:

Что такое философия права?

Философия права - это наука, изучающая основные принципы и понятия права, а также его философские основы и историю развития.

Какие исторические аспекты философии права существуют?

Исторические аспекты философии права включают эволюцию философии права в различные исторические периоды и философско-правовые концепции отдельных философов и юристов.

Каковы основные философско-правовые взгляды В.С. Соловьева?

В.С. Соловьев разработал философско-правовую концепцию, основанную на идее объективного духа, божественного происхождения права и идеала справедливости.

Что представляет собой философско-правовая концепция Б.Н. Чичерина?

Философско-правовая концепция Б.Н. Чичерина основывалась на идее суверенитета права, признании его источников в воле и собственных интересах общества, а также наличии объективных нравственных принципов.

Каковы основные концепции философии права в современности?

Современные концепции философии права включают либертарно-юридическую концепцию правопонимания В.С. Нерсесянца, коммуникативную концепцию правопонимания А.В. Полякова и реалистический позитивизм Р.А. Попова.

Какими историческими аспектами характеризуется философия права?

Исторические аспекты философии права охватывают эволюцию этой дисциплины на протяжении времени и ее развитие в разных странах и культурах. Важные моменты в истории философии права включают античность, средневековье, эпоху Просвещения и современность. Каждый период имел свои особенности и привнес свой вклад в формирование современных философских концепций права.

Какие философско-правовые взгляды выделяются у В.С. Соловьева?

В.С. Соловьев разработал философско-правовую концепцию, основанную на идее духовного единства и гармонии. Он придавал особое значение нравственным принципам и считал, что право должно регулировать отношения между людьми, основываясь на высших идеалах и ценностях. Соловьев также выступал за идею общечеловеческой справедливости и правовой системы, основанной на духовном развитии общества.

Какую философско-правовую концепцию разработал Б.Н. Чичерин?

Б.Н. Чичерин разработал философско-правовую концепцию, основанную на идее общественной справедливости и правовой ответственности. Он подчеркивал важность соблюдения правовых норм и принципов для общества и считал, что правила и законы должны быть прозрачными и доступными для всех людей. Чичерин также выступал против произвола и коррупции в правовой системе, ставя в центр внимания интересы общества и общегражданские ценности.

В чем суть либертарно-юридической концепции правопонимания?

Либертарно-юридическая концепция правопонимания развивается В.С. Нерсесянцем. Она основана на идее о максимальной свободе индивида и минимальном вмешательстве государства в его права и свободы. Согласно этой концепции, главной целью права является защита личной собственности и свободы личности. Она подчеркивает роль правового образования, уважение к собственности и свободе выбора как важных принципов в правовом понимании.

Что такое философия права?

Философия права – это область философии, которая изучает фундаментальные принципы и идеи, лежащие в основе права. Она занимается вопросами о сущности права, его происхождении, целях и функциях, а также историческими и современными тенденциями его развития.

Каковы основные аспекты истории философии права?

История философии права включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это эволюция философии права в различные исторические периоды. Затем идет изучение философии права в конкретной стране или регионе, например, философско-правовых взглядов в России. Кроме того, рассматривается развитие концепций и теорий философии права в современности.