Особенности самоотношения у детей в условиях детских учреждений закрытого типа

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 80 80 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 25.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей самоотношения у детей в условиях детских учреждений закрытого типа 6
1.1 Понятие самоотношения в психологии 6
1.2 Понятие девиантного и деленквентного поведения 15
1.3 Особенности условий воспитания у детей в условиях детских учреждений закрытого типа 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самоотношения у детей в условиях детских учреждений закрытого типа 33
2.1 Выявление особенностей самоотношения у детей в условиях детских учреждений закрытого типа 33
2.2 Рекомендации по формированию позитивного самоотношения у детей в условиях детского учреждения закрытого типа 46
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Приложение 58
Фрагмент для ознакомления

Положительный плюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности.Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.Шкала 3 – саморуководство отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам.Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчётливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.Низкие баллы свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.Данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как локус контроля. В последующей главе мы рассмотрим более подробно методику диагностики локуса контроля.Шкала 4 – зеркальное Я (отражённое самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание, с низкими значениями связан ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.Шкала 5 – самоценность.Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, отстранённости, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.Шкала 6 – самопринятие.Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самом собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств – недостатком самопринятия, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.Шкала 7 – самопривязанностьВысокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания.Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворённости собой.Шкала 8 – внутренняя конфликтность.Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депресивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворённость и споры с собой протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.Умеренное повышение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения.Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве.Шкала 9 – самообвинение.Высокие значения говорят об самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки, По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако, если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способности), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес даже, несмотря на высокую самооценку собственных качеств.Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являютсяиндикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.Перевод сырых баллов в стены.Подсчитанные совпадающие ответы вносятся в колонку результатов “балл” на бланке ответов. Полученные “сырые” баллы по специальной шкале переводятся в стандартные оценки “стены” и заносятся в колонку “стены”. Психологической нормой считаются стены от 3 до 7.Проведена факторизация матриц интеркорреляциий значений шкал, в результате чего определены три независимые фактора:1.Самоуважение. В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное Я (отражение самоотношения) (4). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного “Я” испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустемлённости, социальному одобрению.Данный фактор можно исследовать с помощью “Шкалы самоуважения Розенберга” [10, 12], представляющий собой 10 утверждений, каждое из которых оценивается по 4-х балльной шкале.2. Аутосимпатия. В данный фактор вошли: самоценность (5), самопринятие (6), и самопривязанность (7). Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему “Я”.3. Внутренняя неустойчивость. Данный фактор содержит шкалы: внутренняя конфликтность (8), самообвинение (9). Этот фактор связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респодента в психологической помощи.Инструкция для учащегося.Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержатся вопросы в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы.Отвечая, помните о следующих простых правилах:Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первый ответ, который придёт Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности, Поэтому отвечайте, представляя себе сами типичные ситуации, не задумываясь над деталями.Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать предположительный ответ.Помните, что «плохих» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.Читайте последовательно каждое из приведённых выше утверждений и решайте – верно, оно по отношению к Вам или неверно. На бланке ответов рядом с каждым номером утверждения расположены две пустые клетки. Если утверждение верно по отношению к Вам, поставьте «птичку» в левую клетку, если неверно - в правую. Не задумывайтесь долго над ответом.Мои слова довольно редко расходятся с делом.Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю – мне неприятно.Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это не противиться собственной судьбе.У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.Я не способен причинять душевную боль самым родным и любимым людям. Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-то хорошее. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьёз. Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью. Иногда я сам себя плохо понимаю. Порой мне мучительно больно общаться с самим собой. Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком. Если я отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что всё равно выйдет не так, как я решил. Моё отношение к самому себе можно назвать дружеским. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе. Часто я не без издёвки подшучиваю над собой. Если бы моё второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнёр по общению. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим. В целом меня устраивает то, какой я есть. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя. Я думаю, что имею умного и надёжного советчика в себе самом. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения. Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки. Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко. То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. Если я спорю с собой, то уверен, что найду единственно правильное решение. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе». Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей. У меня нередко возникают сомнения, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь. Я не способен на измену даже в мыслях. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу. Я никогда не выдаю понравившиеся чужие мысли за свои. Каким бы я ни казался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива. Мне кажется, что если бы было больше таких людей, как я, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону. Моё мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих. Что-то мешает мне понять себя по-настоящему. Во мне есть немало того, что вряд ли вызывает симпатию. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно. Я убедился, что глубокое проникновение в себя, - мало приятное и довольно рискованное занятие. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности. Долгие споры с собой чаще оставляют горький осадок, в моей душе, чем приносят облегчение. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие. Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен. Можно сказать, что я себе нравлюсь. Я – человек ненадёжный. Осуществление моих желаний мало зависит от везения. Моё внутреннее «Я» всегда мне интересно. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам. Близким людям свойственно меня недооценивать. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен. Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему. Я убедился, что в серьёзных делах на меня лучше не рассчитывать. Порой мне кажется, что я какой-то странный. Я не склонен пасовать перед трудностями. Моё собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих. Мне случалось совершать такие проступки, которым вряд ли можно найти оправдание. Где-то в глубине души я считаю себя слабаком. Если я искренне обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает. Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди. Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним «Я». Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому, что каждое изменение – это потеря какой-то дорогой частицы самого себя. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал. Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал. Мне ещё многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность». Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки. Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.Те, кто меня не любят, просто не знают, что я за человек.Убедить себя в чем-то не составляет для меня особого труда.Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.Я сам создал себя таким, каков я есть.Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.Уверен, что в жизни я на своём месте.Самоактуализационный тест - САТКоличественные и качественные параметры уровня самоактуализации - тестированиеПонятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. Как все это измерить? Был создан Самоактуализационной тест. Смотри Количественные и качественные параметры уровня самоактуализации - тестированиеСамоактуализирующаяся личность: характерные черты и убеждения, измеряемые тестамиДанный тест по самоактуализации создали конкретные люди (Шостром?), описывая как идеал также очень конкретный личностный тип. Какой же, судя по тесту? Судя по тесту, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. В семье существовать может, но изначально к ней приспособлен мало, характер трудноват, С точки зрения руководителей, человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом. См.→Диагностические категории - шкалы теста САТБазовые шкалы теста - это Шкала Компетентности во времени (17 пунктов) и Шкала поддержки (91 пункт).Дополнительные шкалы - Шкала Ценностных ориентаций (20 пунктов), Шкала Гибкости поведения (24 пункта), Шкала Сензитивности к себе (13 пунктов), Шкала Спонтанности (14 пунктов), Шкала Самоуважения (15 пунктов), Шкала Самопринятия (21 пункт), Шкала Представлений о природе человека (10 пунктов), Шкала Синергии (7 пунктов), Шкала Принятия агрессии (16 пунктов), Шкала Контактности (20 пунктов), Шкала Познавательных потребностей (11 пунктов), Шкала Креативности (14 пунктов). Смотри Диагностические категории - шкалы теста САТПсихометрическая проверка тестаПроверка теста САТ: надежность, валидность, внутренняя согласованность. Смотри Психометрическая проверка теста САТСтандартизация тестаСмотри Стандартизация теста САТПорядок работы с тестом, обработка и интерпретация результатовМетодика предназначена для обследования взрослых (старше 15–17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут. Смотри Порядок работы с тестом, обработка и интерпретация результатовИнструкция к тесту“Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами “а” и “б”. Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей' степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)”.Методика1. а. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.2. а. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.3. а. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.4. а. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.5. а. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.6. а. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.б. В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения.7. а. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.8. а. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.9. а. Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.10. а. Иногда я бываю так зол, что мне хочется “бросаться” на людей.б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось “бросаться” на людей.11. а. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.12. а. Человек должен оставаться честным во всем и всегда.б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.13. а. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.14. а. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.б. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.15. а. Я всячески стараюсь избегать огорчений.б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.16.а. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.17. а. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.б. Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.18. а. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей “настоящей” жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.19. а. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.20. а. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.21. а. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.22. а. Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.б. Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.23. а. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.24. а. Главное в нашей жизни – это создавать что-то новое.б. Главное в нашей жизни – приносить людям пользу.25. а. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские.б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера.26. а. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.27. а. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.б. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.28. а. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.29. а. Я уверен в себе.б. Я не уверен в себе.30. а. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.31. а. Я никогда не сплетничаю.б. Иногда мне нравится сплетничать.32. а. Я мирюсь с противоречиями в самом себе.б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.33. а. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему34. а. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.35. а. Меня редко беспокоит чувство вины.б. Меня часто беспокоит чувство вины.36. а. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.б. Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.37. а. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.38. а. Я считаю необходимым следовать правилу “не трать времени даром”.б. Я не считаю необходимым следовать правилу “не трать времени даром”.39. а. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.40. а. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.41. а. Я предпочитаю оставлять приятное “на потом”.б. Я не оставляю приятное “на потом”.42. а. Я часто принимаю спонтанные решения.б. Я редко принимаю спонтанные решения.43. а. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.44. а. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь.5. а. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.46. а. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими.б. Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими.47. а. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.48. а. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого.б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.49 а. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей.б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.50. а. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.51. а. Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования.б. Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.52. а. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.б. Достижение счастья – это главная цель человеческих отношений.53. а. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам.б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.54. а. При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек.б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.55. а. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.56. а. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.57. а. Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.58. а. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.59. а. Я очень увлечен своей работой.б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой.60. а. Я недоволен своим прошлым.б. Я доволен своим прошлым.61. а. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.62. а. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачитьсяб. Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.63. а. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.64. а. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.65. а. Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.б. Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.66. а. Интерес к самому себе всегда необходим для человека.б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.67. а. Иногда я боюсь быть самим собой.б. Я никогда не боюсь быть самим собой.68. а. Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие.б. Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.69. а. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках.б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.70. а. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.71. а. Человек должен раскаиваться в своих поступках.б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках.72. а. Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.73. а. В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам.б. В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.74. а. Я стараюсь никогда не быть “белой вороной”.б. Я позволяю себе быть “белой вороной”.75. а. Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.б. Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.76. а. Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.б. Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.77. а. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.б. Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.78. а. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям.б. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.79. а. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.б. Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.80. а. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.б. Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.81. а. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.б. Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.82. а. Довольно часто мне бывает скучно.б. Мне никогда не бывает скучно.83. а. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.б. Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.84. а. Я легко принимаю рискованные решения.б. Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.85. а. Я стараюсь во всем и всегда поступать честно.б. Иногда я считаю возможным мошенничать.86. а. Я готов примириться со своими ошибками.б. Мне трудно примириться со своими ошибками.87. а. Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.б. Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.88. а. Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.б. Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.89. а. Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.б. Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.90. а. Я думаю, что большинству людей можно доверятьб. Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.91. а. Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое.б. Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.92. а. Я предпочитаю проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими неудобствами.б. Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.93. а. Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.б. Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.94. а. Людям от природы свойственно понимать друг друга.б. По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.95. а. Мне никогда не нравятся сальные шутки.б. Мне иногда нравятся сальные шутки.96. а. Меня любят потому, что я сам способен любить.б. Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.97. а. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу.б. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.98. а. Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.б. Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.99. а. Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.б. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.100. а. Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.б. Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.101. а. Я считаю, что способность к творчеству – природное свойство человека.б. Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству.102. а. Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.б. Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.103. а. Иногда я боюсь показаться слишком нежным.б. Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.104. а. Мне легко смириться со своими слабостями.б. Мне трудно смириться со своими слабостями.105. а. Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.б. Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.106. а. Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.б. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.107. а. Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо.б. Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно.108. а. Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.б. Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.109. а. Иногда я не против того, чтобы мной командовали.б. Мне никогда не нравится, когда мной командуют.110. а. Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.б. Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.111. а. Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.б. Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.112. а. Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.б. Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.113. а. О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой.б. Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.114. а. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.115. а. Люди часто раздражают меня.б. Люди редко раздражают меня.116. а. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.б. Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.117. а. Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.б. Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.118. а. Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.б. Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.119. а. Бывает, что я стыжусь своих чувств.б. Я никогда не стыжусь своих чувств.120. а. Мне нравится участвовать в жарких спорах.б. Мне не нравится участвовать в жарких спорах.121. а. У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы.б. Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы.122. а. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.123. а. Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.б. Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.124. а. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области.б. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.125. а. Я боюсь неудач.б. Я не боюсь неудач.126. а. Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.б. Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.Ключи к тестуШкала Ориентации во времени: 11а, 16б, 18б, 21а, 28б, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91б, 106б, 126бШкала Поддержки: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 7б, 8a, 9a, 10a, 12б, 14б, 15б, 17а,19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 29а, 31б, 32а,33б, 34а, 35б, 36б, 39б, 42а, 43а, 446; 46а, 47б, 49б, 50б, 51б, 52а, 53а, 55а, 56а, 57б, 59а, 61б, 62б, 65б, 66а, 67б, б8а, 69б,70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 79б, 80а, 81а, 83а, 856, 8ба, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98а, 99б, 100а, 102а, 103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а, 1116, 113а, 114а, 115а, 116б, 117б, 118а, 119б, 120а, 122а, 123б, 125б.Шкала Ценностной ориентации: 17а, 29а, 42а, 49б, 506, 53а, 56а, 59а, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 99б, 113а, 114а, 122а.Шкала Гибкости поведения: 3а, 9a, 12б, 33б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68а, 70а, 746, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б, 123б.Шкала Сензитивности: 2б, 5б, 10a, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б, 119б, 122а.Шкала Спонтанности: 5б, 14б, 15б, 26б, 42а, 62б, 67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114а.Шкала Самоуважения: 2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б, 114а, 122а.Шкала Самопринятия: 1б, 8a, 14б, 22б,31б, 32а, 34а, 39б, 53а, 61б, 71б, 75б, 86а, 876, 104а, 105б, 106б,110а, 111б, 116б,125б.Шкала Представлений о природе человека: 23а, 25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б, 113а.Шкала Синергии: 50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б, 113а.Шкала Принятия агрессии: 5б, 8a, 10a, 15б, 19а, 29а, 39б, 43а, 46а, 56а, 57б, 67б, 85б, 93а, 94а, 115а.Шкала Контактности: 5б, 7б, 17а, 26б, 33б, 36б, 46а, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б, 109а, 120а, 123б.Шкала Познавательных потребностей: 13а, 20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92а,107б, 121б.Шкала Креативности: 6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б,112б,123б, 124б.

Список использованных источников

1. Акутина С. П., Семавина А. А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 869-872.
2. Астрецов Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии. // Теоретическая и экспериментальная психология. - №, 2015. – С.
3. Давлетбаева З. К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - № 2-1, 2013. – С. 137-143.
4. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий. // Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 3(6), 2011. – С. 99-101.
5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2023. - 288 с.
6. Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия. // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф. (Москва, 28 ноября 1996г.). -М., 2016. - С. 3-184.
7. Кибыш А.И. Некоторые особенности практики обучения и воспитания в воспитательных колониях. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - №, 2006. – С. 1-7.
8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. —М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М»2013. - 160с.
9. Колышко A. M. Психология самоотношения. Гродно, 2004. 102 с.
10. Колядин А. П. Подходы к изучению «Я-концепции» в Психологической науке. // Сборник трудов Северо - кавказского государственного технического университета. - № 1 (13), 2015. – с. 45-47.
11. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984. 335 с.
12. Кошерная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения. // Журнал. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - № 1(13), 2016. – С. 70-80.
13. Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. – М.: Прометей, 2016. – 140 с.
14. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2015. – 475 с.
15. Манохина О. А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков. // Ученые записки Российского государственного социального университета. - № 1, 2017. – С. 106-112
16. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2004. 256 с.
17. Мельникова М.И. Зарубежный опыт изучения проблемы девиантного поведения. // Педагогические науки. - № 6(37) часть 4, 2015. – С.26-27.
18. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – Спб.: Речь, 2015. – 448 с.
19. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. – М.: Флинта, 2018. – 392 с.
20. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2012. – 256 с.
21. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991. 100 с.
22. Педагогика девиантного поведения. – Волгоград: Учитель, 2015. – 180 с.
23. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 6, 2018. – С. 195-197.
24. Русяева И.А. Философские аспекты Я-концепции: корни психологических защит. // Современные исследования социальных проблем. - № 11, 2013.
25. Савина Н. Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение / Н. Н. Савина; Российская академия наук; Институт электронных программно-методических средств обучения. Науч. изд.-Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.
26. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 204 с.
27. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.5.
28. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. - Минск: Изд-во МИУ, 2016. – 180с.
29. Усова Л.П. Девиантное поведение: парадигмы изучения. // Вестник Забайкальского государственного университета. - № 4, 2014. – С. 122-126.
30. Хватов М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности. // Гаудемас, 2015. - С. 62-79.
31. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. – М.: МПСИ, 2016. – 100 с
32. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2014. – 560 с.
33. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2026 – 552 с.

Вопрос-ответ:

Какое понятие самоотношения используется в психологии?

В психологии под самоотношением понимается отношение человека к самому себе, его собственное представление о себе и своеобразная оценка своих качеств, способностей, достоинств и недостатков.

Что такое девиантное и делинквентное поведение?

Девиантное поведение - это поведение, не соответствующее установленным обществом нормам и правилам. Делинквентное поведение - это форма девиантного поведения, характеризующаяся противоправными действиями, такими как вандализм, кражи, нападения и т.д.

Какие особенности условий воспитания у детей в детских учреждениях закрытого типа?

Условия воспитания у детей в детских учреждениях закрытого типа характеризуются ограниченностью свободы передвижения, отсутствием семейного окружения, жесткой регламентацией режима дня и нормами поведения, а также отсутствием возможности осуществлять свободный выбор в различных ситуациях.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что самоотношение у детей, находящихся в детских учреждениях закрытого типа, имеет свои особенности, связанные с ограничениями и спецификой условий воспитания. Такие дети часто проявляют девиантное и делинквентное поведение.

Что представляет собой глава 2 статьи?

Глава 2 статьи представляет собой экспериментальное исследование особенностей самоотношения у детей, находящихся в детских учреждениях закрытого типа. В этой главе описываются методы и результаты эксперимента, анализируются особенности самоотношения у этих детей и сравниваются с данными из первой главы.

Какие особенности самоотношения у детей наблюдаются в условиях детских учреждений закрытого типа?

Самоотношение у детей в закрытых детских учреждениях имеет свои особенности, связанные с отсутствием постоянной семейной среды и ограничениями в общении с внешним миром. Дети могут испытывать недостаток привязанности к взрослым и нарушения в формировании своей личности. Также, из-за негативного социального воздействия и переживания девиантного и делинквентного поведения в учреждении, у детей может возникать низкая самооценка и негативное отношение к себе.

Что такое самоотношение в психологии?

Самоотношение в психологии - это способность человека воспринимать и осознавать себя, свои качества, поведение и отношение к себе. Оно включает в себя самооценку, самопонимание, самовосприятие и самооценку. Самоотношение может быть положительным или отрицательным и оказывает влияние на эмоциональное состояние и поведение человека.

Какие понятия связаны с девиантным и делинквентным поведением?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от общепринятых моральных и социальных норм. Оно может включать нарушение закона, агрессию, стремление к саморазрушению или вредительство. Делинквентное поведение - это преступное или противоправное поведение, совершаемое несовершеннолетними. Оба понятия связаны с отклоняющимся поведением, которое может негативно сказываться на развитии личности и социализации человека.

Какие особенности условий воспитания в детских учреждениях закрытого типа?

Условия воспитания в детских учреждениях закрытого типа отличаются от семейной среды и включают ограниченные варианты общения с внешним миром, отсутствие постоянных родственников или взрослых, заменяемых преподавателями или воспитателями, и ограниченные возможности самореализации и развития личности. Дети могут находиться в стрессовой ситуации, испытывать недостаток привязанности и иметь своеобразный коллективный стиль поведения.