Причины и закономерности развития профессиональных деструкций 2.Специфика эмоционального выгорания работника. Подходы к изучению психического выгорания.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психофизиология
  • 18 18 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 09.01.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Основная часть 3
Терминология. 3
Причины и закономерности развития профессиональных деструкций 4
Специфика эмоционального выгорания и подходы к его изучению 16
Заключение 18
Список литературы: 18




Фрагмент для ознакомления

В связи с этим существую: понятия «профессиональный характер личности» и «профессиональный тип личности», где очень большое значение имеет профессиональный опыт. Профдеятельность оказывает формирующее влияние на личность, задавая во многом как бы направление ее развития. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Об этом свидетельствуют многие исследователи.Например, профессионалы, принимающие свою профессию как образ. жизни, приобретают особое видение окружающего мира, особое отношение к ряду объектов, а часто и особые свойства перцепции, оптимизирующие взаимодействие с этими объектами (Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г., 1965). При этом существует «долговременность» тех образно-понятийных концептуальных моделей, которые формируются у человека в процессах труда {Суходольский Г.В., 1982),Г. С. Абрамова (1995), обсуждая проблему профессиональной деформации практических психологов, подчеркивает, что ролевая маска во взаимодействии с клиентом приводит не только к страху со стороны последнего, но и утомляет самого психолога. Подавление в себе действительных эмоций мучительно, постоянные волевые усилия психолога разрушаютего как личность». В.Е. Орел (2008} обращает внимание на то, что сформированные у профессионалов стереотипы и установки мешают освоению новых профессий [4]. В частности, автор обнаружил различия в представлениях о профессии психолога у педагогов, врачей и психологов с базовым образованием. Все респонденты выделяют такие качества, как умение расположить к себе, доброжелательность, внимательность к людям. Но если психологи относят эти качества к признакам профессиональной компетентности, то врачи и учителя этого не делают. По мнению В.Е. Орла, это связано с переносом старых моделей на новые условия. В традиционной медицине и педагогике существует образ врача (педагога) как профессионала-манипулятора с характеристиками доминантности, авторитарности, требовательности, управления поведением пациента или ученика. В противоположность медикам и учителям, психологи строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели.6) Деструкции как результат смыслоутраты. Данная модель акцентирует внимание на экзистенциальных причинах профессиональных деструкций.С точки зрения А. Лэнгле(2008) деструкции в виде выгорания следует рассматривать как счет, предъявляемый человеку за отчужденную, удаленную от человеческой {экзистенциальной} действительности жизнь в угоду требованиям своего времени. Отчужденный характер (Э. Фромм, 1992) — это когда человек отделяется от своего дела, от своей деятельности, когда деятельность перестает быть для него личностно значимой, т.е. человек как бы теряет смысл своего труда. Отчужденный характер — это «рыночная личность», которая утратила истинный смысл; смысл для нее находится вне труда, в зарабатывании денег, ожидании социального признания, карьерном росте. Такая жизнь лишает сил и способствует возникновению стресса. Вместо радости по поводу того, что именно создано, человек в лучшем случае чувствует гордость за факт достижения. Но гордость не согревает, даже отдых и расслабление не заменяют пустоты, в которую человек ежедневно себя загоняет (Лэнгле,2008). По мнению Н.Е. Водопьяновой (2011), профессиональное выгорание развивается у тех людей, кто разочаровался в работе как способе обретения смысла. Сопутствующими факторами потери профессиональных смыслов являются низкий самоконтроль, неуверенность в себе и пессимизм как жизненная установка [1]. Бабич О.И. исследовала синдром выгорания у педагогов и установила, что защитой от него являются самоактузлизация, осмысленность жизни и интернальность личности (2004)Специфика эмоционального выгорания и подходы к его изучению. Синдром психического выгорания наиболее часто (по совокупным оценкам у 30-90% работающих) встречается у врачей, учителей, психологов, спасателей, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.Однако риск выгорания угрожает не только представителям социономических профессий. Как признак переутомления выгорание может встречаться в любой профессии и даже за пределами профессиональной деятельности (Пайнз А. и Аронсон Е., 1988). Например, описан феномен «излётанности» у лётчиков [8]. В литературе существуют разные взгляды на природу выгорания {подробно они представлены в работе Н.Е. Водопьяновой «Профилактика и коррекция синдрома выгорания»). Несмотря на отсутствие единства взглядов, понятие выгорание имеет диагностический статус - МКБ-1: 7. 73 - проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью. Симптомы этих трудностей многообразны. В настоящее время исследователи выделяют физические (усталость, бессонница, повышенное давление и Т.д.}, эмоциональные (пессимизм, цинизм, тревога, беспомощность и т.д.), поведенческие (работа до 45 часов в неделю, увеличение потребления алкоголяи табака, отказ от физических нагрузок и т.д.), интеллектуальные (скука, апатия, потеря творчества и т.д.), социальные (купирование социальных контактов, упрощение взаимоотношений, изоляция и недостаток поддержки и т.д.) симптомы, всего около 100. Сегодня есть авторитетные авторы, которые считают, что истощение — ведущий симптом и основная характеристика выгорания, от которой проистекают все остальные симптомы. Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживания, а потом и на решения, поступки, установки и действия человека (Лэнгле А., 2008). По образному выражению А. Морроу (1981) вокруг выгоревшего профессионала витает «запах горящей психологической. проводки». Затяжное расстройство создает подавленный эмоциональный фон, на котором специфически воспринимается и все остальное. Переживание самого себя и мира характеризуется ощущением пустоты и утраты духовных ориентиров. К пустоте рано или поздно добавляется чувство бессмысленности, которое распространяется на все большее число аспектов жизни, и в итоге уже сама жизнь воспринимается как бессмысленная. Таким образом, состояние выгорания перестает быть только профессиональным феноменом,но имеет продолжение и в личной жизни.В этой связи вспоминаются герои А.П. Чехова, доктор Старцев и доктор Рагин, «жертвы выгорания». В рассказах «Ионыч» и «Палата №6» автор задолго до научной поставки проблемы проследил нарастание симптомов выгорания врача, постепенную утрату эмоциональной и физической энергии, личную отстранённость и снижение удовлетворения исполнением работы. «В первое время Андрей Ефимыч работал очень усердно. Он принимал ежедневно с утра до обеда». То же и о Дмитрии Ионыче: «В больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года, таким образом, в трудах и одиночестве...». «Но с течением времени дело заметно прискучило ему своим однообразием и очевидною бесполезностью...».«...Сегодня примешь тридцать больных, а завтра, глядишь, привалило их тридцать пять, послезавтра сорок, и так изо дня в день, из года в год, а смертность не уменьшается, и больные не перестают ходить. Оказать серьёзную помощь сорока приходящим больным отутра до обеда нет физической возможности, значит, поневоле выходит один обман... Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальныйи законный конец каждого? ...Если же видеть цель медицины в том, что лекарства облегчают страдания, то невольно напрашивается вопрос:зачем их облегчать? Я служу верному делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю; я не честен.... Подавляемый. такими рассуждениями, Андрей Ефимыч опустил руки и стал ходить в больницу не каждый день». «Характер Дмитрия Ионыча тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит... Он одинок. Живётся ему скучно, ничто его не интересует». О развитии «выгорания» можно говорить при совокупном влиянии этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние их может быть неоднозначно. Постоянные профессиональныестрессы наряду с указанными выше тремя группами факторов являются стабильной и универсальной основой формирования не только психического «сгорания», но и полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего — эмоциональной (Рогинская Т.И, 2002) [5]. Обобщая результатымногих исследований, можно констатировать, что профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Синдрому выгорания больше подвержены жители мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах. Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склоннык замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Ключевую роль в развитии синдрома выгорания играют личностная тревожность и другие, ассоциированные с нею личностные характеристики (эмоциональная неустойчивость, склонность к чувству вины, фрустрированность, подозрительность, робость, импульсивность). Именно такие люди способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательныхпереживанийво внешнюю среду. Также, синдрому профессионального выгорания подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между ‘работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами. Кроме того, внутренние напряжение может возникать по причине несоответствия этических представлений личности и ‘требований профессионального долга, приказа руководителя и т.д.На фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.ЗаключениеПрофессиональные деструкции представляют собой интегральный феномен, оказывающий разрушительное влияниена все стороны личности и деятельности профессионала. Происхождение профессиональных деструкций является результатом сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов. Список литературы:1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — Спб.: Питер, 2009. — 336 с. 2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. — 336 с. 3. Маркова А. К. Психология профессионализма.М., 2008. 4. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М. 20045. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал.Т.23. 2002. № 3. 6. Сыманюк Э.Э. Поихотехнологии коррекции и профилактики профессионально обусловленных деструкций педагогов // Образование в Уральском регионе в ХХ! веке: научные основыразвития: Тез. докл. науч.- практ.конф., 12 - 15 марта2002г.Ч.2. Екатеринбург,2002.С.110. 7. Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие/ В. А. Толочек.- 2-е изд. - СПб. : Питер,2008.- 432 с. 8. Пономаренко В.А. Профессия - психолог труда: научное издание/ В. А. Пономаренко ; Рос. акад, наук, Институт психологии.- М.: Ин-т психологии РАН,2007. - 400 с.

Список литературы:
1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — Спб.: Питер, 2009. — 336 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. — 336 с.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма.М., 2008.
4. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М. 2004
5. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал.Т.23. 2002. № 3.
6. Сыманюк Э.Э. Поихотехнологии коррекции и профилактики профессионально обусловленных деструкций педагогов // Образование в Уральском регионе в ХХ! веке: научные основыразвития: Тез. докл. науч.- практ.конф., 12 - 15 марта2002г.Ч.2. Екатеринбург,2002.С.110.
7. Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие/ В. А. Толочек.- 2-е изд. - СПб. : Питер,2008.- 432 с.
8. Пономаренко В.А. Профессия - психолог труда: научное издание/ В. А. Пономаренко ; Рос. акад, наук, Институт психологии.- М.: Ин-т психологии РАН,2007. - 400 с.

Вопрос-ответ:

Каковы причины развития профессиональных деструкций?

Развитие профессиональных деструкций может быть вызвано несколькими причинами, такими как экстремальные условия работы, высокий уровень стресса, неподходящая организационная культура, конфликты на рабочем месте и плохое руководство. Эти факторы могут привести к эмоциональному выгоранию и другим профессиональным деструкциям.

Какие есть подходы к изучению психического выгорания?

Изучение психического выгорания может проводиться с помощью разных подходов. Некоторые исследователи фокусируются на индивидуальных факторах, таких как личностные особенности и стратегии самоуправления, в то время как другие исследуют организационные факторы, включая структуру и культуру организации. Есть также подходы, которые сочетают оба направления исследований.

Какое значение имеют профессиональный характер личности и профессиональный тип личности?

Профессиональный характер личности и профессиональный тип личности имеют большое значение при изучении профессиональных деструкций. Профессиональный характер личности отражает особенности привычек, мотиваций и стратегий поведения, которые влияют на работу и организационную адаптацию. Профессиональный тип личности отражает конкретные предпочтения в работе и влияет на профессиональные ориентации и стратегии развития.

Какова специфика эмоционального выгорания работника?

Эмоциональное выгорание работника характеризуется потерей энергии и эмоциональным истощением в результате сильного психического или эмоционального напряжения на работе. Работник может чувствовать усталость, раздражительность, апатию и потерю интереса к работе. Это состояние может привести к снижению производительности, повышенной чувствительности к стрессу и проблемам со здоровьем.

Какие закономерности можно наблюдать в развитии профессиональных деструкций?

Точные закономерности в развитии профессиональных деструкций до конца не выяснены, однако некоторые общие тенденции можно выделить. Например, повышенный уровень стресса на рабочем месте часто ведет к эмоциональному выгоранию и другим профессиональным деструкциям. Также важную роль играют организационные факторы, такие как руководство, организационная культура и условия работы.

Какие причины и закономерности развития профессиональных деструкций?

Причины и закономерности развития профессиональных деструкций могут быть разнообразными. Одной из основных причин является недостаток удовлетворения от работы или несоответствие ожиданий работника по отношению к его профессиональной деятельности. Другой причиной может быть негативное отношение к работе, вызванное несправедливой распределением нагрузки, конфликтами на рабочем месте или низким уровнем оплаты труда. Также существуют и другие факторы, например, монотонность работы, отсутствие возможности профессионального роста или долгосрочное испытание стрессовыми ситуациями.

Чем отличается эмоциональное выгорание работника от других профессиональных деструкций?

Эмоциональное выгорание работника - это особая форма профессиональной деструкции, которая проявляется в чрезмерной усталости, падении мотивации и ощущении беспомощности по отношению к работе. Оно связано с долгосрочным перегрузом эмоциональными требованиями работы, например, постоянным контактом с людьми, решением сложных конфликтных ситуаций и высоким уровнем ответственности. В отличие от других форм профессиональной деструкции, эмоциональное выгорание работника сильнее связано с эмоциональными аспектами работы и может сказываться на психическом и физическом здоровье человека.

Какие подходы используются для изучения эмоционального выгорания?

Для изучения эмоционального выгорания применяются различные подходы. Один из них - это психологический подход, который исследует психические процессы и состояния работника, такие как стресс, уровень удовлетворенности работой, мотивация и самооценка. Другой подход - социальный, - рассматривает влияние организационной культуры, стилей руководства и коллективной динамики на возникновение эмоционального выгорания. Кроме того, важную роль играют нейробиологический и медицинский подходы, которые изучают физиологические и биохимические аспекты эмоционального выгорания.

Какие причины и закономерности развития профессиональных деструкций?

Причины и закономерности развития профессиональных деструкций многообразны. Одной из основных причин может быть неподходящая или недостаточная профессиональная подготовка, а также высокие требования и ожидания, которые часто возлагаются на работников. Другие причины могут включать конфликты в коллективе, невозможность достижения поставленных целей, неравновесие между работой и личной жизнью, замедленный карьерный рост и непризнание достижений. Кроме того, некоторые люди могут быть более подвержены профессиональным деструкциям из-за своих индивидуальных особенностей.