Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 47 47 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 09.01.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глоссарий 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1.1. Понятие и сущность задержки психического развития в научной литературе 6
1.2 Классификация задержки психического развития у детей 11
1.3 Причины задержки психического развития у детей 15
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ С ЗПР 28
2.1. Диагностирование дошкольников в рамках эксперимента 28
2.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР как варинат осуществления психолого-педагогического сопровождения в ДОУ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 46

Фрагмент для ознакомления

Оценивая выполнение каждого отдельного задания, анализируем следующие показатели:способность ребенка организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен при этом этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции, «полевое» поведение);способы работы (рациональные/нерациональные), используемые ребенком при выполнении задания: зрительное соотнесение, примеривание, бессистемные повторяющиеся действия;способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате; демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат.понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность осуществить перенос показанного способа на аналогичное задание.Специалисты-дефектологи знают, что наиболее объективными являются данные диагностики, которая опирается на сочетание экспериментально-психологических исследований познавательного и личностного развития и длительного наблюдения за развитием ребёнка. Рассмотрим особенности применяемых в экспериментеметодик и оценим результаты для экспериментальной группы (дети с ЗПР, старшие дошкольники, 5 чел) и для контрольной группы (старшие дошкольники 5 чел). Содержание методик приведено в Приложениях.Зрительно-графический гештальт-тест БендераРезультаты гештальт-тестаЭкспериментальна группа (с ЗПР)Контрольная группа№Фамилия, имяУровеньФамилия, имяУровень1НизкийСредний2НизкийДостаточный3НизкийДостаточный4НизкийНизкий5НизкийСреднийКак мы видим, дети с ЗПР в отличии от сверстников с нормальным развитием смогли выполнить задание лишь на низком уровне. Их рисунки отличались незамкнутостью линий, прерывистостью, несхожестью с образцом, пропусканием фигуры. Это все говорит о том, что детям трудно визуально воспринимать несколько образов сразу, а, тем более, восстановить их на бумаге. Дети с нормальным развитием удачно перерисовывали фигуры, они нередко ошибались в размерах и расположении. Наиболее трудными для них оказалась фигура из шестиугольников (часто шестугольник был незакрытым) и из линий (трудно было совместить кривую и прямую в одной фигуре). Таким образом, мы получили следующее распределение по уровням в соответствии с результатами:Рисунок 2. Результаты герштальт-теста в контрольной и экспериментальной группеОтношение ребенка к сверстникам (для родителей и воспитателей)Таблица 2.Результаты тестированияЭкспериментальна группа (с ЗПР)Контрольная группа№Фамилия, имяБаллыФамилия, имяБаллы183295375487596Как показано в таблице, дети с ЗПР по наблюдению педагогов получили от 7 до 10 баллов, что означает серьезные проблемы в коммуникации, негативное отношение к сверстникам, тяга к уединению. Также, их работоспособность и коммуникабельность очень связана с настроением. Дети же с нормальным развитием в основном получили 5-6 баллов. 7 баллов получил мальчик, только поступивший в этот сад, очень стеснительный и неразговорчивый.Тест «Запомни 10 слов»Таблица 3.Результаты тестирования методики «10 слов»Экспериментальна группа (с ЗПР)Контрольная группа№Фамилия, имяУровеньФамилия, имяУровень1НизкийВысокий2НизкийСредний3СреднийСредний4НизкийНизкий5НизкийСреднийРисунок 3. Результаты диагностики по тесту «Запомни 10 слов»В этом тесте наряду с низким уровнем, дети с ЗПР показали и один результат среднего уровня. Им, безусловно, трудно запоминать несколько слов сразу, но они очень стараются, что наталкивает на мысль о восприимчивости этих детей к коррекционной работе. Дети с нормальным развитием показали в основном средний результат, что соответствует норме на данном этапе возрастного развития.Для диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут быть использованы следующие тесты: устойчивость, распределение и переключение внимания — методика С. Лиепинь; схематическое мышление — тест КоганаМетодика С. ЛиепиньТаблица 4.Устойчивость вниманияЭкспериментальна группа (с ЗПР)Контрольная группа№Фамилия, имяКол-во из 14Фамилия, имяКол-во из 141272183394375210Таблица 5.Распределение и переключение вниманияЭкспериментальна группа (с ЗПР)Контрольная группа№Фамилия, имяКол-во из 29Фамилия, имяКол-во из 2918152615382044195916Как в устойчивости внимания, так и в распределении и переключении его дети с ЗПР показали низкие результаты. Для начала, им очень трудно было понять суть задания, на объяснение ушло больше времени по сравнению с детьми с нормальным развитием. Они смогли выполнить оба задания не более чем на треть, в то время, как дети с нормальным развитием справилилсь более чем с половиной заданий. Очень часто мы сталкивались с проблемой, что детям не нравился значок и они не хотели его зачеркивать, некоторые просто раскрашивали понравившиеся фигурки и пришлось повторно их стимулировать к правильному выполнениюТест КоганаТаблица 6.Результаты диагностики по тесту КоганаЭкспериментальна группа (с ЗПР)Контрольная группа№Фамилия, имяКол-во из 12Фамилия, имяКол-во из 1212102311318409537Дети с ЗПР очень трудно восприняли необходимость соответстсвия сразу двум категориям, они долго не решались, потом смогли положить не более 3 картинок, а один из детей показал нулевой результат. Дети с нормальным развитием почти полностью справились, их оценки были не ниже 7-ми.2.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР как варинат осуществления психолого-педагогического сопровождения в ДОУОтдельного внимания заслуживает организация психолого-психологического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями, поскольку успешное обучение данной категории требует постоянного тесного контакта педагогов, родителей и психолога. Вообще, весь процесс обучения таких детей должна носить коррекционный характер, быть направленным на устранение препятствий для успешной интеграции ребенка в социальную среду, а не просто на овладение ребенком определенной суммы знаний.Коррекционно - развивающая работа психолога в первую очередь должна быть направлена ​​на формирование и развитие мотивации развития, создание совместно с учителем учебных ситуаций, которые будут способствовать выработке интереса к процессу обучения, овладения приемами получения знаний. Способствовать этому также и занятия, направленные на развитие сохранившихся у ребенка психических процессов.Таким образом общая цель коррекционно-развивающей работы - содействие развитию ребенка, создание условий для реализации ее внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих развитию. Достичь этой цели возможно только в том случае, когда коррекционно-развивающая работа соответствует определенным условиям:во-первых, коррекция должна быть направлена ​​на исправление и развитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, начали формироваться в предыдущем возрастном периоде, и, которые являются основой для развития в следующем периоде.во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.в-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе. в-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена ​​на гармонизацию личностного развития ребенка в конкретном возрастном этапе.Таким образом, основные требования к проведению занятий:Использовать игровые способы организации выполнения учебных задач, а также оценки учебной деятельности учащихся;Формировать умственные действия школьников всех этапах учебного процесса, такие как: ориентировочно-исследовательские действия, оценка, анализ, обобщение, сравнение, планирование;Побуждать к речевой активности, осуществлять контроль за речью детей;Устанавливать более медленный темп обучения;Использовать многократные модификационные повторения материала;Максимально использовать сохраненные психические функции ребенка;Расчленять цельную деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, помогать детям осмысливать их во внутреннем соотношении один к одному;Использовать упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, строя их на программном материале.Для детей с ЗПР характерно, что у большинства из них может наблюдаться расторможенность процессов нервной системы и, как следствие того, возникает излишняя подвижность, частое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Такие дети находятся в постоянном движении. Они поверхностно воспринимают окружающий мир, не слушают объяснений, а сразу переходят к действиям. Может наблюдаться и другая картина, когда дети медленные, не воспринимают объяснений или даже демонстрации их. Кроме того, дети с ЗПР нуждаются в разрядке и изменении видов деятельности значительно чаще других. Для таких детей коррекционно направленные занятия является важным фактором разрядки и выражения эмоций.В начале занятия хорошо давать игры на развитие памяти, затем игры с пребыванием в игре и выбыванием из нее, эстафеты с простейшими навыками владения мячом или палками и т.д., а в конце - обязательно игры на внимание или такие, что могут эмоционально уравновесить детей.Для детей с ЗПР важно создавать позитивную и радостную атмосферу на занятии, не играть в игры более 5 минут, не использовать долгих объяснений, лучше показать - это быстрее и понятнее. Лучшим методом помощи детям с ЗПР, по нашему мнению, является использование развивающих игр.Игротерапия применяется не только с коррекционной целью, но и с профилактической и психогигиенической. Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. Если у ребенка проблемы с общением, тогда груповая терапия более полезна, чем индивидуальная.Особое внимание следует обратить на улучшение внимания и восприятия в этой категории детей, поскольку произвольное внимание у них как правило развито слабо, снижена способность к его распределению, сужен объем внимания.Выводы по Главе 2Практическая работа была проведена в ДОУ№ г. Диагностическая работа в детском саду строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Диагностика показала, что когнитивные процессы у детей с ЗПР находятся на низком уровне. Это означает, что они особо нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, которое может выражаться в коррекционном воздействии в педагогическом процессе. Таким образом, психологическая коррекция - это действие, направленное на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором психолог и педагог имеют дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий ребенка. При определении основной цели и задач психологических коррекций важно помнить положение Л. Выготского о создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка как основное содержание коррекционной работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из теоретического анализа научной литературы по проблеме изучения психолого-педагогических особенностей ЗПР у детей, были сделаны следующие выводы: Раскрыто понятие и сущность ЗПР в отечественной и зарубежной литературе. Задержка психического развития представляет собой синдром временного отставания психического развития в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма. Вопросами изучения проблемы задержки психического развития у детей занимались как отечественные (Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, Н. Л. Белопольская, Т. А. Фотекова и др.), так и зарубежные ученые (Н.М. Блюм, А. Штраус, Л. Лейтинен и др.).Рассмотрены различные виды классификации (Т.А. Власовой и М.С. Певзнер, Г.В. Козловской и А.В. Горюновой, К.С. Лебединской, В.В. Ковалева). В возникновении задержки психического развития у детей основную роль играют как социальные, так и биологические факторы. Так, например, неблагоприятная  социальная среда (вне-или внутрисемейная) способствует усугублению резидуально-органических и наследственных факторов, что отрицательно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Сочетание биологических и социальных факторов отрицательно влияет и на познавательные процессы ребенка (внимание, память, речь, мышление и т.д.). Для детей с задержкой психического развития характерно отставание в познавательной сфере, эмоционально-волевой, мотивационной и волевой сферах. Такие дети несколько отличаются специфическими особенностями в познавательных процессах (внимания, памяти, речи, мышления, восприятия). Кроме того, для таких детей характерны – трудности в адаптации, инфантилизм, недостаточное развитие моторики, нарушение работоспособности, преобладание игрового интереса.Значительное отставание происходит и в мотивационной сфере, где основной деятельностью является не учебная, а игровая. Поведение также имеет свои специфические черты. Поэтому педагогу важно поддерживать имеющееся у ребенка на первых порах положительное отношение к школе. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности или критиковать за неадекватное поведение. Необходимо побуждать ребенка к выполнению предложенных заданий на основе игровой мотивации деятельности.Диагностика показала, что когнитивные процессы у детей с ЗПР находятся на низком уровне. Это означает, что они особо нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, которое может выражаться в коррекционном воздействии в педагогическом процессе. Таким образом, психологическая коррекция - это действие, направленное на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором психолог и педагог имеют дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий ребенка. При определении основной цели и задач психологических коррекций важно помнить положение Л. Выготского о создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка как основное содержание коррекционной работы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксенова Л.А., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика / Л.А. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Беляков. – М.: «Академия», 2006. – 400 с.Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 155 с.Арбабаева А.Т., Туганбекова К.М., Алшынбекова Г.К. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития / А.Т. Арбабаева, К.М. Туганбекова, Г.К. Алшнбекова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12. – С. 141 – 144.Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2007. – № 1. – С. 34 – 37.Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 2006. – 224 с. Егорова Т.В.  Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова – М.: Педагогика, 2006. – 273 с.Жаренкова Л.М. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Л.М. Жаренкова // Дефектология. – 2012. – № 4 – С. 22 – 26.Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: «Феникс», 2007. – 158 c.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров – СПб.: «Союз», 2010. – 448 с.Кожина Г.М., Мишиев В.Д. и др. Детская психиатрия. – К.: ВСИ «Медицина», 2012. – 76 с.Козловская Г.В., Горюнова А.В., Самохвалова В.И. Методика определения психического развития детей до 3 лет / Г.В. Козловская, А.В. Горюнова // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. – 2007. – № 8. – С. 38 – 43.Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15 – 27.Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.: Академический Проект, 2013. – 304 c.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский – М.: «Академия», 2003. –144 с.Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии / О.А. Макарова // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 16 – 20. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития / Л.Г. Мустаева. – М.: Аркти, 2005. – 52 с.Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М.: «Академия», 2002. – 480 с.Переслени, Л. И.; Мастюкова, Е. М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики //Вопросы психологии. - 1989. -№ 1.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 320 с.Практическая психология образования: Учебное пособие4-е изд./Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с: ил.Резникова, Е.В. Шевчук, Л.Е. Денисов, А.М. Психолого – педагогичекая программа коррекционной работы. [Текст] / - под.ред. Е.В. Резникова, Л.Е Шевчук. А.М.Денисов – Челябинск «Цицеро»,2013 г.Скромец А.П. Крюкова И.А., Семичова И.Л., Шумилина М.В., Фомина Т.В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции / А.П. Скромец, И.А. Крюкова и др. // Лечащий врач. – 2011. – №5. – С. 11 – 14. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева – М.: Медицина, 2011. – 337 с.Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.Ульянова У.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении / У.В. Ульянова // Дефектология. – 2001. – № 5. – С. 35 – 43. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10. – С. 256 – 260. Цыпина Н.Л. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Н.Л. Цыпина – М.: Просвещение, 2008. – 316 с.Щуклова Л.А. Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР: подходы и их решение / Л.А. Щуклова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 267 – 269.Ялпаева Н.В., Буданова А.А. Условия развития мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития / Н.В. Ялпаева, А.А. Буданова // Интегральные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – № 2. – С. 118 – 120.

1. Аксенова Л.А., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика / Л.А. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Беляков. – М.: «Академия», 2006. – 400 с.
2. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 155 с.
3. Арбабаева А.Т., Туганбекова К.М., Алшынбекова Г.К. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития / А.Т. Арбабаева, К.М. Туганбекова, Г.К. Алшнбекова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12. – С. 141 – 144.
4. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2007. – № 1. – С. 34 – 37.
5. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 2006. – 224 с.
6. Егорова Т.В.  Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова – М.: Педагогика, 2006. – 273 с.
7. Жаренкова Л.М. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Л.М. Жаренкова // Дефектология. – 2012. – № 4 – С. 22 – 26.
8. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: «Феникс», 2007. – 158 c.
9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров – СПб.: «Союз», 2010. – 448 с.
10. Кожина Г.М., Мишиев В.Д. и др. Детская психиатрия. – К.: ВСИ «Медицина», 2012. – 76 с.
11. Козловская Г.В., Горюнова А.В., Самохвалова В.И. Методика определения психического развития детей до 3 лет / Г.В. Козловская, А.В. Горюнова // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. – 2007. – № 8. – С. 38 – 43.
12. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
13. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15 – 27.
14. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.: Академический Проект, 2013. – 304 c.
15. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский – М.: «Академия», 2003. –144 с.
16. Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии / О.А. Макарова // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 16 – 20.
17. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития / Л.Г. Мустаева. – М.: Аркти, 2005. – 52 с.
18. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М.: «Академия», 2002. – 480 с.
19. Переслени, Л. И.; Мастюкова, Е. М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики //Вопросы психологии. - 1989. -№ 1.
20. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 320 с.
21. Практическая психология образования: Учебное пособие4-е изд./Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с: ил.
22. Резникова, Е.В. Шевчук, Л.Е. Денисов, А.М. Психолого – педагогичекая программа коррекционной работы. [Текст] / - под.ред. Е.В. Резникова, Л.Е Шевчук. А.М.Денисов – Челябинск «Цицеро»,2013 г.
23. Скромец А.П. Крюкова И.А., Семичова И.Л., Шумилина М.В., Фомина Т.В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции / А.П. Скромец, И.А. Крюкова и др. // Лечащий врач. – 2011. – №5. – С. 11 – 14.
24. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева – М.: Медицина, 2011. – 337 с.
25. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
26. Ульянова У.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении / У.В. Ульянова // Дефектология. – 2001. – № 5. – С. 35 – 43.
27. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10. – С. 256 – 260.
28. Цыпина Н.Л. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Н.Л. Цыпина – М.: Просвещение, 2008. – 316 с.
29. Щуклова Л.А. Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР: подходы и их решение / Л.А. Щуклова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 267 – 269.
30. Ялпаева Н.В., Буданова А.А. Условия развития мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития / Н.В. Ялпаева, А.А. Буданова // Интегральные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – № 2. – С. 118 – 120.

Вопрос-ответ:

Что такое задержка психического развития у детей?

Задержка психического развития у детей - это состояние, при котором ребенок отстает в развитии психологических функций (интеллектуальных, эмоциональных, социальных и т. д.) от своих сверстников.

Как классифицируется задержка психического развития у детей?

Задержка психического развития у детей классифицируется по различным признакам, например, по уровню задержки (легкая, средняя, тяжелая), по характеру недоразвитости (интеллектуальная, речевая, двигательная и др.) и т. д.

Какие могут быть причины задержки психического развития у детей?

Причины задержки психического развития у детей могут быть разнообразными: генетические нарушения, проблемы во время беременности или родов, травмы головы, неблагоприятные социальные условия, недостаточная стимуляция и развитие в раннем детстве и другие факторы.

Как можно описать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития могут иметь различные особенности: ограничение интеллекта, нарушение речи и коммуникативных навыков, проблемы в общении и социальной адаптации, ограниченные возможности самообслуживания и моторики, а также другие отклонения в развитии.

Как происходит диагностирование детей с задержкой психического развития в рамках эксперимента?

Диагностирование детей с задержкой психического развития в рамках эксперимента может проводиться с помощью различных методов и инструментов: психологические тесты, наблюдение за поведением и коммуникацией, анкетирование родителей и специалистов и т. д.

Что такое задержка психического развития у детей?

Задержка психического развития у детей - это отставание в развитии психических функций в сравнении с возрастными нормами. Это может проявляться в различных сферах, таких как когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. Задержка психического развития требует диагностики и коррекционных мер для помощи детям достичь своего полного потенциала.

Каковы причины задержки психического развития у детей?

Причины задержки психического развития у детей могут быть разнообразными. Они могут быть обусловлены генетическими факторами, проблемами в пренатальном или перинатальном периодах, неблагоприятными условиями воспитания или недостатком стимулирования в раннем детстве. Также, факторы риска, такие как низкий уровень осведомленности родителей и недостаточная социальная поддержка, могут способствовать задержке психического развития у детей.

Чем отличается задержка психического развития у детей?

Задержка психического развития у детей может проявляться в различных формах и степенях. Она может быть легкой, умеренной или тяжелой, в зависимости от уровня задержки развития и ограничений, которые она накладывает на детей. Также, задержка психического развития может быть связана с определенными областями развития, такими как речь, движения или социальные навыки.

Какие психолого-педагогические характеристики присущи детям с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития могут иметь различные психолого-педагогические характеристики в зависимости от степени и формы задержки. Они могут испытывать трудности в усвоении новой информации, тормозить в развитии речи, иметь проблемы с концентрацией внимания и контролем поведения. Они также могут испытывать трудности в общении с другими детьми и в адаптации к новым ситуациям. Важно проводить диагностику и создавать индивидуальную коррекционную программу для поддержки и развития таких детей.

Что такое ЗПР?

ЗПР - задержка психического развития. Это состояние, при котором у ребенка отмечается отставание в развитии психических функций по отношению к своему возрасту. ЗПР может проявляться в различных областях развития, таких как речь, мышление, память и др.