Формулирование познавательной мотивации в подростковом возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 22.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования познавательной мотивации в подростковом возрасте 5
1.1. Понятие мотивации в психологических исследованиях 5
1.2.Особенности мотивации в подростковом возрасте 10
1.3. Психологические средства формирования познавательной мотивации 12
Выводы по Главе 1 16
Глава 2 Опытно-поисковая работа по формированию познавательной мотивации в подростковом возрасте при изучении литературы 18
2.1. Этапы и методы исследования 18
2.2. Результаты исследования 22
2.3. Рекомендации для педагога-психолога по формированию познавательной мотивации подростков в работе педагога-психолога 24
Выводы по Главе 2 28
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Приложение 33
В силу того, что в рамках данной работы причина обращения исходит не от клиента, а от консультанта, должна быть разработана структурированная беседа, состоящая из вопросов к подросткам о причинах, побуждающих их к образовательной деятельности, в которой эмпатическое слушание применено в меньшей степени, чем в ситуации обращения клиента со своей проблемой, но все же имеет место.
В ходе проведения структурированной беседы важно, чтобы происходило принятие концепции подростка при расспросе, несогласие консультантом не выражалось, суждения учащихся не оспаривались. Применяется краткое комментирование сказанного подростком, а также регулярное подведение итогов сказанного им. Данные приемы могут быть применены с целью помощи учащимся быть более последовательными и лаконичными в своей речи, исключения повторения одного и того же по нескольку раз.
Кроме того, примененные приемы позволяют подросткам получить возможность прислушаться к себе, понять себя, услышать себя, получить стимул проверить себя еще раз и обдумать сказанное - действительно ли это так.
2-ой стадии 2-го этапа (формирование консультативных гипотез) предшествует осмысление того, что говорит школьник. Такое осмысление основной целью имеет составление одной, либо нескольких консультативных гипотез, то есть предположительных формулировок о закономерной (причинной) связи низкой познавательной мотивации и суждений подростка о возможных причинах этого.
В силу того, что при психологическом консультировании формулировка психологической проблемы в основном заключается в изменении запроса учащегося на психологический язык на основе изучения всей информации о подростке и его ситуации, в данной работе не запрос от клиента, а результат проведенной диагностики будет выступать в роли психологической проблемы.
3 этап - проверка консультативных гипотез.
На данный этап возможно перейти тогда, когда консультантом собрано достаточное количество информации о подростке и выявлены причины недостаточной познавательной мотивации. В зависимости от готовности и заинтересованности учащихся в положительном результате консультирования, выбирается один из следующих алгоритмов:
Вопросы подростку, которые направлены на уточнение возникших у консультанта идей.
Изложение своей гипотезы подростку.
На всем протяжении данного этапа консультативной беседы происходит стимулирование подростка к описанию собственных чувств, чувств других людей. Такой прием используется потому, что чувства гораздо глубже отражают действительность, больше информации предоставляют о плохо осознаваемых, зачастую скрытых для самого подростка конфликтах и желаниях, находящихся в основе проблем.
4 этап – коррекционное воздействие.
Данный этап состоит из 2-х фаз: коррекции установок подростка на формирование познавательной мотивации и коррекции поведения подростка.
1 фаза 4 этапа характеризуется работой над осознанием подростком определенной закономерности происходящих событий:
1. Чувство или переживание подростка, существующее длительно или возникающее периодически относительно познавательной мотивации.
2. Неадекватные средства, выбираемые для снижения переживаний.
3. Различные сложности во взаимоотношениях, усугубляющие проблемы формирования познавательной мотивации.
Такое осознание способствует изменению установок подростка на неэффективное поведение, осознанию его неэффективности с целью поиска более эффективного поведения для того, чтобы происходило повышение его мотивации к образовательной деятельности.
Для осознания подростком неэффективности своего поведения используются следующие приемы:
Акцентирование на противоречиях рассказа подростка (их подчеркивание).
Переформулирование, переструктурирование окружающей подростка реальности с использованием комментариев (интерпретация ситуаций подростка с основой на опыт или знания консультанта).
Рефлексивная позиция для подростка (предложение подростку посмотреть на происходящее с точки зрения других участников какой-либо ситуации и оценить ее).
Пересказ подростку главных реалий его рассказа, применение частых резюме (повторений в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента). Цель – создание условий для того, чтобы школьник сам задумался о своей ситуации, погрузился в нее и смог самостоятельно сделать необходимые выводы.
Важно на данной фазе 4-го этапа прийти к непринятию подростком прежних способов поведения в значимых ситуациях, а также установка на поиск новых конструктивных способов поведения.
2 фаза 4 этапа характеризуется помощью подростку в формулировании возможных альтернатив привычного поведения, после чего консультант вместе с подростком анализируют и критически оценивают каждую из альтернатив, выбирают тот вариант, который является для подростка наиболее подходящим. Фаза не продолжительна, так как на нее в процессе консультирования зачастую не хватает времени, а также она требует более длительных осмыслений со стороны школьника, что, в свою очередь, реализовать при консультативной беседе довольно сложно.
5 этап – завершающий.
Данный этап, хоть и не продолжительный, так как все время консультативной беседы ограничено, но очень важен для всего результата консультативной беседы.
Поэтому необходимо применение следующего обязательного алгоритма мероприятий:
Подведение итогов беседы (консультант краткое обобщает все происшедшее за время психологической беседы);
Обсуждение вопросов, которые касаются дальнейших отношений консультанта с подростком, либо другими необходимыми специалистами, причем первый случай менее подходит для данного исследования;
Прощание консультанта с подростком, которое не должно выглядеть слишком формально.
Таким образом, нами определены основные аспекты практической деятельности педагога-психолога, направленные на формирования познавательной мотивации подростков.
Выводы по Главе 2
В ходе проведения диагностики было установлено, что в настоящее время познавательная мотивация подростков сформирована недостаточно, поэтому необходимо проведение психологической работы в данном направлении.
На основе проведённой диагностики, с учётом анализа педагогического опыта, научной литературы и интернет-ресурсов нами разработаны рекомендации для проведения консультировании подростков с целью формирования их познавательной мотивации.
Заключение
В современных условиях образования роль познавательной мотивации учащихся очень велика. Эффективность мотивации определяется факторами, побуждающими личность предпринимать какие-либо действия; данные факторы могут содержать как внешние, так и внутренние компоненты.
На основе проведённого анализа научной литературы нами было установлено, что познавательная мотивация представляет собой совокупность факторов, побуждающих личность к достижению необходимых образовательных результатов, направленным на удовлетворение конкретных потребностей.
При исследовании особенностей мотивации подростков установлено, что эффективными методами её формирования являются исследовательский, проблемный, проектный, частично-поисковый.
В данной работе проведено исследования познавательной мотивации учащихся 8 класса. Установлено, что в настоящее время уровень сформированности их познавательной мотивации невысокий, поэтому необходимо проведение психологической работы.
В ходе определения мотивов учебной деятельности подростков установлено, что ведущими являются мотив долга и ответственности, а также мотив благополучия. При этом низкие результаты показали мотив содержания обучения, социальные мотивы и мотив избегания неудач.
Далее в данном исследовании на основе результатов, полученных в ходе диагностики, нами разработаны рекомендации для проведения психологического консультирования с целью формирования познавательной мотивации подростков.
Список использованной литературы
Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.
Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.
Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.
Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.
Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991.
Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992.
Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009.
Приложение
Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина)
Тест
1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться. 2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя. 3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом. 4. Хочу окончить школу и учиться дальше 5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего. 6. Хочу быть культурным и развитым человеком. 7. Хочу получать хорошие отметки. 8. Хочу получать одобрение учителей и родителей. 9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне. 10. Хочу быть лучшим учеником в классе. 11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех. 12. Хочу занять достойное место среди товарищей. 13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу. 14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя. 15. Не хочу получать плохие отметки. 16. Нравится узнавать на уроке о слове и числе. 17. Люблю узнавать новое. 18. Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное. 19. Люблю решать задачи разными способами. 20. Люблю думать, рассуждать на уроке. 21. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Ключ к методике
Суждения 1-3 направлены на выявление мотивов долга и ответственности, 4-6 - самоопределения и самосовершенствования, 7-9 - благополучия, 10-12 -престижной мотивации, 13-15 - мотивации избегания
неприятностей, 16-18 - мотивации содержанием учения, 19-20 -мотивации процессом учения. Суждения 1-15 направлены на выяснение социальных мотивов, заложенных в учебной деятельности.
5
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
2. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
9. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
11. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
12. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
13. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
14. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
15. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
16. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
17. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
18. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
19. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.
20. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
21. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.
22. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
23. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
24. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
25. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
26. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
27. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
28. Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.
29. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.
30. Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991.
31. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992.
32. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009.
Вопрос-ответ:
Что такое познавательная мотивация?
Познавательная мотивация - это внутренняя потребность и стремление подростков к познанию мира, узнанию нового, осознанию новых знаний и умений.
Какие особенности мотивации можно выделить в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте мотивация может быть очень переменной и зависит от множества факторов. Подростки могут проявлять интерес и энтузиазм к определенным предметам или деятельности, а через некоторое время терять этот интерес. Также в этом возрасте может наблюдаться отрицательная мотивация, связанная с желанием избегать неприятных или трудных задач.
Какие психологические средства можно использовать для формирования познавательной мотивации у подростков?
Для формирования познавательной мотивации у подростков можно использовать различные психологические средства, такие как стимулирование интереса к предмету, использование игровых элементов в образовательном процессе, создание ситуаций успеха и самооценки, а также учет индивидуальных особенностей каждого подростка.
Какие выводы можно сделать по главе, посвященной формированию познавательной мотивации в подростковом возрасте?
По результатам анализа и опытно-поисковой работы можно сделать вывод, что формирование познавательной мотивации у подростков является сложной, но важной задачей. Для успешного формирования мотивации необходимо учитывать особенности подросткового возраста и применять разнообразные психологические средства. Также важно учесть индивидуальные особенности каждого подростка и создать благоприятные условия для развития и поддержания мотивации к познанию.
Какие примеры опытно-поисковой работы были проведены по формированию познавательной мотивации в подростковом возрасте?
В статье отмечается проведение опытно-поисковых работ, где были использованы различные методы и методики для формирования познавательной мотивации у подростков при изучении литературы. В результате этих работ были получены положительные результаты, показывающие возможность успешного формирования мотивации у подростков в образовательной деятельности.
Какие проблемы возникают при формировании познавательной мотивации у подростков?
При формировании познавательной мотивации у подростков могут возникать следующие проблемы: недостаточная заинтересованность в учебе, отсутствие целей и мотивов для саморазвития, низкая самооценка и недостаток уверенности в своих способностях, социальное влияние окружающей среды и др.
Какие средства психологического воздействия можно использовать для формирования познавательной мотивации у подростков?
Для формирования познавательной мотивации у подростков могут использоваться различные психологические средства, такие как: стимулирование интереса к предмету, создание задач и целей, поощрение достижений, использование позитивного обратной связи, привлечение внешних мотиваторов (например, награды), развитие саморегуляции и мотивации к самоличностному развитию.
Каковы особенности мотивации в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте мотивация имеет свои особенности. В этот период активно формируется потребность в самостоятельности и самореализации. Подростки часто ищут свое место в обществе и стремятся понять, кто они есть и что им важно. Мотивация в этом возрасте может быть подвержена влиянию социального окружения, позитивных и негативных эмоций, а также особенностей развития мозга и эмоциональной сферы.